default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

Капитолийская картинная галерея

Галерея, основанная Бенедиктом XIV около 1750 

P1250721 1

 

P1250733 1

 

P1250734

 

P1250720

 

P1250722

Мария Феличе Тибальди – итальянская художница-миниатюристка, в 1739 вышедшая замуж за французского живописца Пьера Сюблейра. Она "растворилась» в творчестве супруга, многие картины, как и эту, они создали совместно. По-видимому, общая концепция и композиция данной работы принадлежат ему, так как она является вариантом произведения "Пир у Симона Фарисея" (1748, Капитолийские музеи, Рим) его кисти. Примечательно, что десятью годами ранее Сюблейра уже написал подобный сюжет, сейчас это полотно хранится в Лувре. Едва заметная деталь представленного произведения – сосуд для благовоний и его крышечка – однозначно идентифицирует женщину, помазывающую ноги Иисусу Христу, как Марию Магдалину (это ее непременный атрибут в западной живописи).

P1250724

 

P1250739

 

P1250740

 

P1250742

 

P1250737 1

 

P1250735 1

 

P1250727

 

P1250728

 

P1250746

 

P1250759 0

 

P1250757

Гийом Куртуа – французский художник, работавший в историческом, религиозном, аллегорическом, портретном и пейзажном жанрах. Он создавал фрески, гравюры и рисунки. Мастер принадлежал кругу Пьетро да Кортоны. Хронология его творчества малоизвестна (автор почти никогда не подписывал и не датировал свои произведения). Его первые известные картины близки работам Питера ван Лара или Черкуоцци. В 1650-х Куртуа путешествовал, выполнял заказы Медичи, правителя Сиены. Обосновавшись в Риме, он вступил в орден иезуитов и написал религиозные композиции.

История битвы Давида и Голиафа рассказана в Ветхом Завете (1 Цар. 17:38–51). Армии филистимлян и израильтян расположились станами друг против друга. От первых для единоборства вышел великан Голиаф из Гефа, в медном шлеме, чешуйчатой броне и наколенниках, «древко копья его было как навой у ткачей». Противник филистимлянина юноша Давид отказался от предложенного Саулом снаряжения и вместо этого взял пять камней для своей пращи и положил их в пастушескую сумку. Битва длилась недолго. Два соперника направились друг к другу, обмениваясь насмешками. Давид достал камень, метнул его и поразил противника в лоб, убив его. Затем герой быстро выхватил из ножен меч и отсек Голиафу голову, что было сигналом для израильтян атаковать, и они разгромили врага. Эта история стала прообразом искушения Христа дьяволом в пустыне. Она использовалась в более широком контексте как символ победы над грехом.

P1250744 0

Тиарини сформировался в болонском маньеристическом кругу Бартоломео Чези. Во Флоренции в 1599 он оказался среди последователей большой маньеристической традиции и продолжал писать в несколько абстрактной манере, используя холодные и светлые цвета. По возвращении в Болонью в 1607 он, однако, очень естественно входит в группу воспитанников Карраччи, развивая свою собственную стилистику и увлекаясь новыми натуралистическими концепциями. Его палитра становится темнее и насыщеннее, а его "тенебризм" достигает подлинного драматизма. Вскоре творческая энергия Тиарини исчерпала себя; но работы, исполненные в первой четверти XVII в. (в Болонье и Реджио), принадлежат к числу самых ярких произведений болонского академизма.

P1250748 1

Сын шелкоторговца Франческо Альбани с 12 лет начал учиться у нидерландца Кальваерта и потом у Карраччи, а другом его юности и соучеником был Гвидо Рении, пока их не разделило и не сделало врагами  соперничество. Альбани написал более 50, по большей части превосходных, запрестольных образов, достойных школы Карраччи. Но с особенною любовью он рисовал идиллические сцены античных мифов, которым и посвящена большая часть его произведений. Альбани имел от своей второй жены 12 детей такой замечательной красоты, что находил в них лучшие модели для своих шедевров ("Спящая Венера", "Купание Дианы", "Похищение Европы" и др.), что придавало, однако, некоторое однообразие чертам лиц в изображённых фигурах.

P1250754 1

Джованни Бальоне – историк искусства позднего маньеризма и раннего барокко, часто цитируемый, особенно в связи с Караваджо, его заклятым врагом. Однако Бальоне и сам был художником, и по иронии судьбы многое в его манере письма – именно от великого мастера. К моменту создания этой картины главным украшением венецианской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари уже двенадцать лет являлся грандиозный алтарный образ Тициана "Вознесение Богоматери" (1518), находящийся там и по сей день. На названных полотнах обращает на себя внимание разительное сходство композиции и фигур Богоматери. Это объяснимо: Тициан неслучайно почитался главой венецианской школы, вполне естественно, что его влияние было велико. Работа мастера грандиозна, хотя картина Бальоне формально даже больше. Очевидно, что есть кардинальное различие между величиной и величием. При всей сноровистости исполнения, творению "Мадонна во славе" не хватает духовной силы.

P1250763 0

Итальянец по происхождению, Джованни Франческо Барбьери, таково настоящее имя Гверчино, получил свое прозвище из-за природного изъяна, он имел косоглазие (итал. guercino – косой). Крещен был маленький Джовани в феврале 1591 года в городе Ченто феррарской провинции. История его семьи и детских лет жизни доподлинно не ведома, но известно, что мальчик Барбьери очень любил живопись и проявлял тягу к искусству с ранних лет. "Кормился" Гверчино искусством братьев Карраччи. Его творчество основано на главных постулатах болонской школы живописи, хотя манера написания полотен чем-то напоминает кисть Караваджо. Некую схожесть выдают резкая игра света и тени, трагизм теней и полутонов и выбеленные образы главных персонажей сюжета. Следует отметить особый спрос у сановников церкви на его работы. Пример тому несколько произведений, написанных по заказу для кардинала Серра, обратившего внимание на талант художника. Гверчино черпал сюжеты и технику письма из алтарных картин в церквях Ченто и близлежащих окрестностей. Мастер любил свою Родину, заимствуя мотивы из жизни простого человека. Полотна его пропитаны духом самобытности и спокойствия, грубыми и беззаботными типажами, натуральностью и мелкой проработкой мимики героев.

P1250766

 

P1250769 1

 

P1250772 1

 

P1250775

 

P1250778

 

P1250799

Картина итальянского художника Гвидо Рени (итал. Guido Reni 1575-1642) "Полифем" изображает сцену мести циклопа Одиссею. Во время своего возвращения на Итаку с Троянской войны царь Одиссей высаживается со спутниками на острове циклопов и попадает в пещеру, оказавшуюся жилищем Полифема. Тот обнаруживает пришельцев, берёт их в плен, запирает в пещере и пожирает три пары спутников Одиссея. Хитроумный Одиссей дожидается, пока Полифем уснет, и во сне выкалывает колом единственный глаз циклопа. Пленникам удаётся покинуть пещеру разъяренного, но слепого Полифема, спрятавшись в стаде овец. Однако Одиссей называет циклопу свое настоящее имя и Посейдон начинает мстить герою по просьбе Полифема.

  

P1250795

Итальянский живописец Гвидо Рени (1575-1642) был приверженцем болонской школы и известен также как гравер. Одной из самых популярных тем эпохи Возрождения среди живописцев являлось мученичество святого Себастьяна. Это связано, прежде всего, с возможностью изображения обнаженной мужской натуры (не без некоторого эротического обертона). В своей картине «Святой Себастьян» Рени изобразил героя, тело которого пронзили стрелы. Себастьян мучительно изогнулся от боли и устремил свой взгляд в небо. Игра светотени, мастерски используемая художником, придает телу святого более выраженные объемы и фактуру.

P1250779 0

По-гречески "Магдалина" означает уроженку города Мигдал-Эль. Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. В Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. 

P1250784 0

 

P1250787 1

 

P1250802 1

 

P1250804 0

 

P1250811 1

 

P1250807 1

 

P1250816 1

 

P1250832

 

P1250828 0

 

P1250835 1

 

P1250837 0

 

P1250819

 

P1250824

 

P1250859

 

P1250860 0

 

P1250861 1

Известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма Помпео Джироламо Батони (итал. Pompeo Girolamo Battoni; 1708-1787) родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов. Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Батони – картины на мифологические и аллегорические сюжеты.

P1250718

Бенвенуто Тизи, прозвище Гарофало (итал. Benvenuto Tisi Garofalo, настоящее имя Benvenuto da Tisi; 1481-1559) – итальянский художник. Своё прозвище получил по гвоздике на своём гербе. Некоторые картины Гарафало, помечены вместо подписи изображением гвоздики (по-итальянски "гвоздика" – garofalо). С 1491 года Гарафало состоял в Ферраре на обучении у Доменико Панетти, а в 1498 г. отправился в странствия, которые привели его в Кремону в мастерскую Боккаччио Боккаччини. В январе 1499 г. он тайно покинул своего учителя и оправился в Рим, где работал вместе с флорентийцем Джованни Балдини. В 1501 г. он перебрался в Болонью, где два года работал в мастерской Лоренцо Коста, потом вернулся в Феррару в 1504 г. и работал некоторое время с братьями Досси. В 1509 г. состоялся его второй переезд в Рим, где Бенвенуто Тизи работал с Рафаэлем, пытаясь приблизить ломбардский стиль к стилю Рафаэля. В 1512 г. Тизи вернулся в родной город, где выполнял многочисленные заказы герцога Альфонса. В 1531 году Тизи ослеп на один глаз. Опасаясь полностью ослепнуть он дал обет, безвозмездно трудиться, включая выходные, над фресками и картинами для Феррарского монастыря бернардинок. После чего проработал еще около двадцати лет, пока окончательно не потерял зрение в 1550 году. Фрески не сохранились.

P1250841 1

 

P1250840 1

 

P1250845 1

 

P1250848 1

 

P1250853 1

 

P1250865

 

P1250855 1

 

P1250867

 

P1250869 1P1250871 1

 

P1250877 0

 

P1250880 0

 

P1250883 1

 

P1250887 1 

P1250890

 

P1250893 1

 

P1250897 1

 

P1250895 1

 

P1250901 1

 

P1250903 0

 

P1250906 1

 

P1250910 1

 

P1250911 1

 

P1250913 1

 

P1250915 1

 

P1250918

 

P1250920 0

 

P1250921 0

 

P1250924 0

 

P1250925 1

 

P1250928 0

 

P1250930

 

P1250936 0