БЕЛЬГИЯ
- Информация о материале
- Автор: Super User
- Категория: БЕЛЬГИЯ
- Просмотров: 1535
Брюгге – небольшой бельгийский город, столица Западной Фландрии. Когда-то неофициальная экономическая столица Северо-Западной Европы, сейчас он превратился в важный туристический центр континента. Отлично сохранившиеся средневековые кварталы исторического центра, пронизанные каналами, позволили Брюгге с полным правом войти в ряды претендентов на звание "Северной Венеции". Первые упоминания названия Брюгге встречаются в летописях VIII века. Согласно популярной версии, слово означает "мост", у которого обычно проходили ярмарки и другие общественно значимые события. На самом деле, мосты и каналы в отстоящем от моря на 15 км историческом Брюгге появились на пару веков позже. Филологи считают, что название может быть кельтским, в честь одного из местных источников.
В 1089 году Брюгге стал столицей Фландрии и одним из важнейших торговых и портовых городов Европы. В 1134 году был прорыт канал до Северного моря, оптимизировавший работу порта. В XII-XIII веке город застраивался и расширялся, развивался экономически, налаживая поставки шерсти из Англии. Правда, в торговле сложилась парадоксальная ситуация: трудилось фламандское население, а наживалась на налогах обеспеченная франкоязычная верхушка. В 1302 терпение народа закончилось, спровоцировав трагедию, известную как Брюггская заутреня. Несколько тысяч солдат французского гарнизона погибли от рук горожан, затем повстанцы объединились с представителями других городов и разбили более многочисленную вражескую армию.
Предмет повышенного внимания туристов – Большая площадь, или Гроте Маркт, в историческом центре. Её площадь – около 1 га, свободное пространство окружено тесно стоящими домами, в которых сейчас размещены магазины, рестораны, административные объекты. Площадь отдана на откуп пешеходам, обычные автомобили даже подъехать к ней не могут – только такси или туристические автобусы. Каждую среду здесь проводится ярмарка, на Рождество заливают каток. Традиция торговать на Маркте давняя – первая международная ярмарка прошла здесь в 1200 году. В центре площади стоит памятник мяснику Яну Брейделю и ткачу Питеру де Конинку, возглавившими в 1302 году восстание против французов. В северной части площади расположились аккуратные краснокирпичные домики, где когда-то бойко шла торговля.
В восточной части, в эффектном каменном здании с резными шпилями, заседает правительство Западной Фландрии, проводятся официальные приёмы. На западной стороне площади – тоже торговые здания.
В Средние века на площади находился главный рыбный рынок Брюгге, проводились рыцарские турниры и массовые казни. Затем рынок переехал, а Маркт остался любимым местом отдыха горожан.
"Золотым веком" для города стал XIV, когда династия герцогов Бургундских перенесла сюда свою резиденцию и разослала приглашения поработать видным европейским художникам: Хансу Мемлингу, Яну ван Эйку – и архитекторам. Особых успехов достигла в этом Мария Бургундская, но ее ранняя гибель на охоте поставила крест на развитии города: безутешный вдовец переехал в Антверпен вместе со всем двором, а Брюгге начал приходить в упадок. Испанское владычество и вовсе привело некогда богатый город к нищете. Только в 1896 году строительство нового порта дало жителям Брюгге надежду на возрождение. В начале ХХ века власти города и предприниматели оценили туристический потенциал региона и начали вкладывать деньги в инфраструктуру. Во время войн ХХ века исторический центр почти не пострадал, туристическая отрасль развивалась беспрепятственно. В 1971 году в состав Брюгге вошли пригороды, и теперь его границы простираются до Северного моря.
Главный объект Большой площади – башня Белфорт – готическая колокольня высотой 83 м, символ богатства и самостоятельности бюргерского города, по совместительству пожарная башня и архив. Звон ее колоколов означал, что пора прекращать работу и зажигать факелы, или предупреждал о закрытии городских ворот. В XVI веке звонарям дали отдохнуть, процесс механизировали, и теперь звонница стала просто гигантскими часами. Строили колокольню с перерывами с XIII века, завершающую деталь, готический шпиль, добавили только в XIX веке. Башня открыта для посещения, туристы могут забраться наверх, преодолев 366 ступеней.
В 100 м к востоку от Большой площади расположен Бург – самая старая часть города Брюгге. Когда-то здесь стоял первый укрепленный графский замок, построенный для защиты фламандского берега от нападений норманнов. Вокруг этого военного ядра в последующие столетия вырос город мирового значения. Если рыночная площадь является, так сказать, сердцем города, то замок колыбель Брюгге. Здесь билось административное, судебное и религиозное сердце города.
В настоящее время эта площадь открывает вид на тысячелетнюю историю архитектуры. Там, где сегодня растут деревья, раньше возвышался собор Святого Донация. Первоначальная постройка времен каролингов была копией пфальцграфской часовни Ахенского собора. Во время французского господства – или в 11 году нового летосчисления (начиная с начала Великой французской революции) собор снесли. Единственное, что еще напоминает о сакральном сооружении, – это очертания поздней романской церкви, которую можно увидеть в подвальном этаже расположенного по соседству отеля Crone Plaza. Помещение с остатками церкви полностью интегрировано в гостиничный комплекс. Во время праздников на площади оборудуют помостки для выступлений музыкантов.
Яркая достопримечательность XV века, в стиле поздней готики. Здание Ратхауза внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его строительство началось в 1376 и закончилось в 1421 году. Впечатляет богатый дизайн, свидетельствующий об экономическом процветании Брюгге в тот период. Первоначально на месте Ратхауза находилась тюрьма, а городской совет заседал в Колокольне (другие названия Белфорт или Беффруа). В 1376 году Людовик II Мальский, граф Фландрии, принял решение о сносе тюрьмы и постройке на её месте нового Ратхауза. На фасаде расположены статуи библейских и исторических фигур. Это копии, т.к. подлинники были уничтожены во время Французской революции, а так же пожаром в 1887 году. Ремонтные и реставрационные работы были проведены в период между 1895 и 1905 годами. Слева от Ратхауза находится Оуде Грифи (Oude Griffie – „Старая канцелярия”). Фасад в стиле фламандского ренессанса восходит к первой половине XVI зека. Над фронтоном стоит на страже позолоченная статуя Юстиции, так как вплоть до 80х годов XIX зека в этом здании располагался суд. В 2001 году фасад здания был восстановлен в своем красочном первоначальном блеске. Эта сенсационная реставрация была отмечена Фламандским призом за лучший памятник (памятная доска установлена на боковой каменной кладке дома в проходе к рыбному рынку). В этом здании можно увидеть монументальный камин (Het Brugse Vrije), выполненный Ланцелотом Блонделем. Это произведение искусства из дуба, алебастра и мрамора было создано в честь победы Карла V над французским королем в битве при Павии.
Здесь располагался первый замок, построенный графом Фландрии Бодуэном I. Он был обнесён крепостной стеной. Затем на этом месте была построена церковь, от которой в настоящее время осталась только часть стены. На площади расположено множество старинных зданий различных эпох, построенных в разных архитектурных стилях.
В юго-западном углу Бурга – базилика Святой крови, сочетающая в себе черты романского стиля, готики и неоготики. Это римско-католическая церковь, построенная в в начале XII веке. Здание состоит из двух частей – Нижней часовни в романском стиле и готической Верхней часовни. Церковь украшена статуей Мадонны с младенцем. Кроме крови Христа, здесь находятся мощи Св. Василия. Из-за таких реликвий, базилика является центром паломничества на протяжении веков.
В нижнем ярусе церкви – часовня Святого Василия, единственный полностью сохранившийся образец романского стиля в Западной Фландрии.
В верхнем ярусе хранится важная христианская реликвия – фрагмент ткани, которой, по преданию, Иосиф Аримафейский вытер кровь с тела Иисуса после снятия с креста. Привезенной из Иерусалима графом Фландрии Дидериком Ван де Эльзасом. Граф Фландрии Тьерри Эльзасский сделал ее домашней церковью своей семьи, именно поэтому привезенная им из Святой земли кровь Христова оказалась здесь.
Кровь Христова хранится в верхней готической часовне Святой крови, в ковчеге-реликварии, на изготовление которого ушло 30 кг золота и серебра и сотня драгоценных камней.
Священослужитель сидит за престолом и держит в руках пенал со стеклянной колбой, внутри которой хранится засохшая кровь Иисуса Христа.
Рыбный рынок, взявший на себя функции Маркт, можно увидеть, если перейти через канал рядом с Бургом. Сначала рыбу продавали на одном из углов Рыночной площади, но так как горожане жаловались на вонь, торговцы рыбой были вынуждены переехать сюда и продавать свой товар. В крытом пассаже, специально возведенном с целью продажи рыбы (1821), продавалась свежая морская рыба, лакомство, которое могли позволить себе только богатые. Сегодня всё ещё можно купить здесь свежую морскую рыбу каждое утро со среды по субботу.
Церковь Богоматери расположена в 300 м к югу от базилики Святой крови, его легко обнаружить по 115-метровой кирпичной башне – самому высокому сооружению в городе. Строить церковь начали в 1230 году. Полтора века спустя здесь была упокоена герцогиня Мария Бургундская, при которой Брюгге достиг расцвета.
При входе в церковь посетителя встречают двухметровые фигуры двенадцати апостолов, а также фигура женщины, которая олицетворяет собой Веру и Благую Весть. Раннеготический центральный неф возвышается над боковыми нефами и венчается крестообразным сводом. Западная часть храма выполнена из голубого камня. Пять арок и трехсторонняя апсида венчают собой основной алтарь, который украшен асимметричными пилястрами, колоннами и узорчатыми капителями.
Другой достопримечательностью, или можно сказать реликвией, Церкви Богоматери в Брюгге являются два саркофага с красивейшими надгробиями. В одном из них покоится последний бургундский правитель Карл Смелый, а во втором – его дочь Мария. Мария прожила короткую, но счастливую жизнь. Она была супругой Максимилиана I Габсбурга, который называл её самой красивой женщиной в мире.
Оба монарха изображены, по средневековому обычаю, в лежачем положении со скрещенными руками. С открытыми глазами они созерцают вечную жизнь. У их ног лев и собака служат символами мужской силы и женской верности.
Над главным алтарём висит триптих работы придворного художника Маргариты Австрийской Бернарта ван Орлея. Это история страстей Христовых с распятием посредине.
Церковь Богоматери в Брюгге известна тем, что здесь хранится скульптура "Дева Мария с младенцем", которая была создана руками Микеланджело. Скульптура была сотворена в 1505 году и считается единственной работой, которая была вывезена из Италии еще при жизни Микеланджело. Изначально она создавалась для Сиенской церкви, но автор продал ее неизвестному купцу, который и подарил её церкви Богоматери в Брюгге. Во времена Французской революции и немецкой оккупации статуя была похищена, но оба раза возвращалась назад.
Мадонна с младенцем, также известная как Мадонна Брюгге, представляет собой мраморную скульптуру Марии с младенцем Иисусом, созданную Микеланджело.
В 100 м к северо-западу от церкви Богоматери стоит кафедральный собор Святого Спасителя, который считается самой старой кирпичной церковью Бельгии. Его основание приписывают Святому Элигию (Элуа) – епископу Нуайонскому, и произошло это приблизительно в VII веке. Самая старая часть церкви построена в XII веке в романском стиле, башни выдержаны в стиле высокой готики. Далее – череда пожаров и перестроек, переходов из рук в руки. В XVI веке им на 4 года завладели реформаторы-кальвинисты, которые основательно "поработали" над его интерьером, убрав из него наиболее ценные реликвии и скульптуры. В XIX веке он становится самым главным собором Брюгге – вместо разрушенного французскими революционерами собора Святого Донация, и в него же "стекаются" ценности из других разрушенных храмов. С собором связан громкий криминальный скандал: в 2009 году его ограбили, вынесли старинную церковную утварь с драгоценными камнями. Преступников так и не нашли.
К сокровищам старейшего приходского храма Брюгге (12–15 вв.) относятся хоры с органом, средневековые гробницы, брюссельские гобелены и богатая коллекция фламандской живописи (14–18 вв.). В сокровищнице, помимо прочего, выставлены полотна Дирка Боутса, Хуго ван дер Гуса и других фламандских примитивистов. Над алтарным образом в виде картины "Воскресение Христа", написанной Яном Янссеном, расположена скульптурная группа, в составе которой можно увидеть покровителей собора: слева – Святой Донаций, а справа – Святой Элигий.
Старинные резные хоровые стулья с висящими над ними гербами рыцарей Ордена Золотого Руна, изготовлены в XV веке. Стены украшают роскошные гобелены, которые датируются XVIII веком и были заказаны первым епископом Брюгге для собора Святого Донация. На гобеленах – различные сцены из жизни Иисуса: въезд в Иерусалим, явление ученикам и т. д. Автор этих чудесных работ – брюссельский мастер Jasper van der Borcht, а автор эскизов – Jan van Orley.
К числу наиболее впечатляющих предметов интерьера, хранящихся в соборе, безусловно, относятся два ювелирных чуда – два реликвария. Первый из них – реликварий с частицей мощей фландрского графа Карла Доброго. Граф, впоследствии причисленный к лику святых, в XII веке был злодейски убит заговорщиками за проводимую им политику – в тот самый момент, когда он молился в собственной часовне. Реликварий же изготовили намного позднее – в позапрошлом столетии – два замечательных мастера: E.Van Damme из Брюгге и A. Bourdon из Гента по эскизу Жана Бетюна.
Не менее великолепен и второй реликварий – реликварий Святого Элигия, сделанный из серебра в XVII веке мастером Яном Краббе. Сам Святой Элигий (один из наиболее почитаемых святых северо-западной Европы) до начала своей духовной и в том числе епископской карьеры был довольно талантливым ювелиром, работы которого имели успех у королей. Реликварий украшен изображениями апостолов, на его торцах – изображения Христа и самого Элигия. На крышке – евангелисты, Дева Мария, вновь Элигий, ряд католических святых, трубящие ангелы и ангел с короной в руках.
На 100 с небольшим тысяч населения Брюгге приходится не менее сорока музеев. Часть из них посвящена истории города и изобразительному искусству, есть и курьезные, рассказывающие об истории шоколада, пива или осветительных приборов. Музей изящных искусств Брюгге, известный чаще под названием Музей Гронинге, одна из тех редких общественных художественных коллекций в Бельгии, чья история восходит к началу XVIII столетия. Он образовался в недрах Академии художеств Брюгге, где и оставался до конца XIX века. В 1716 году Иос ван де Керкхове, Ян Херрегоут, Марк Дювенде и Иос Арсхоот, любители искусства и художники, основали независимую Академию – "Свободное братство рисунка и живописи". Практически они преследовали цель освободить профессию художника из-под ярма Корпорации художников и шорников, в которой каждый художник обязан был состоять, чтобы иметь возможность работать в городе Брюгге.
После захвата Бельгии французами началась конфискация художественных ценностей в церквях и монастырях. В 1794 году замечательные памятники искусства, среди которых находились "Мадонна с младенцем» Микеланджело", "Богоматерь каноника ван дер Пале" Яна ван Эйка, "Триптих Мореля" Ганса Мемлинга, "Суд Камбиза" Герарда Давида, были отправлены в Париж. Эти шедевры возвратились в Брюгге морем на корабле 3 января 1816 года. Их прибытие стало настоящим праздником в городе. Под звон всех колоколов Брюгге и огромном стечении народа их доставили в ратушу. "Мадонна" Микеланджело была водружена на прежнее место в церкви, а "Богоматерь каноника ван дер Пале" ван Эйка и "Триптих Мореля" Мемлинга были переданы Академии. Еще в 1808 году Академия получила ценнейший дар.
Музей Грютхюзе (Gruuthuse Museum) расположен в роскошном особняке лордов Грюйтхюзе. Людвик ван Грюйтхюзе (1427–1492) является самым известным его владельцем. Во первых: он выдающийся человек Брюгге – член Ордена Золотого Руна и доверенное лицо герцогов Бургундии, во вторых он из династии богатой семьи, которой принадлежала монополия на грюйт (травяное пиво в состав которого входили растительные компоненты, обладающие лёгким наркотическим и тонизирующим свойствами).
В начале XV века часть особняка используется как склад для продуктов под грюйт. Людвик добавляет крыло с южной стороны, тем самым создавая якобы создавая связь с церковью Богоматери. Уже после его смерти, в 1596 году Испанский король Филипп IV покупает здание и передает в благотворительный фонд. Муниципалитет Брюгге выкупает дом в 1875 году и восстановлевает его между 1883 и 1895 годами.
Появление музея во дворце начинается с небольшой выставки археологической коллекции антикварного общества. Постепенно коллекция расширяется и превращается в музей. Его экспонаты принадлежат периоду от XV до XIX веков. Одной из главных достопримечательностей является зал почета, украшенный фламандскими гобеленами периода XVI и XVII веков, а так же керамический бюст Карла V, императора Священной Римской империи с 1520 года.
Одной из старейших достопримечательностей Брюгге является госпиталь Святого Иоанна (Sint-Janshospitaal), которому насчитывается ни много ни мало – 900 лет. Его стены когда-то были местом для ночлега скитальцев, путешественников. Здесь лечили больных и вселяли надежду в выздоровление тем, кто давно её потерял.
Госпиталь работал вплоть до второй половины XIX столетия, а основали его в XII веке. Ныне в помещении бывшей лечебницы расположен музей, главными экспонатами которого являются некоторые работы известного фламандского живописца Ганса Мемлинга, который в 15 веке был одной из влиятельнейших творческих личностей Фландрии. Именно поэтому многие называют госпиталь музеем Мемлинга. Тем не менее, в художественной галерее имеется коллекция картин и других не менее великих фламандских художников.
В музее-госпитале Святого Иоанна хранятся раритетные документы, фотоснимки, медицинские инструменты, непосредственно относящиеся к истории здания.
Каналы Брюгге настолько прекрасны, что город нередко зовут "Северной Венецией". Правда, на этом сходство городов и заканчивается, так как Венеция была построена на островах в лагуне Адриатического моря, а Брюгге располагается глубже во внутренней части страны. По крайне мере, таково положение дел на сегодняшний день, так как в течение пяти веков до нашей эры Северное море не раз затапливало фламандское побережье. Когда морские воды отступили, они оставили после себя узкие морские проливы, по которым корабли могли доплыть до местности, на которой сейчас располагается Брюгге.
В средние века водные пути к Брюгге регулярно видоизменялись и расширялись, чтобы крупные суда могли попасть в город. Уже в XII столетии грузы доставлялись, по большей части, в морские порты на побережье Дамме и Слёйса, двух маленьких средневековых городов, которые существуют и по сей день. На протяжении всей золотой эры Брюгге река и каналы постоянно подвергались драгированию. В самом городе реку превратили в сеть каналов, которые позволяли торговцам доставлять продукты в Морской зал на местном рынке. К сожалению, Морской зал не сохранился до наших времен, а на его месте теперь стоит здание Провинциального суда.
Миновав Дамме, корабли попадали в Брюгге со стороны, где сейчас располагается комплекс Dampoort. Когда-то Dampoort играл роль одной из городских застав. На пути к центру города моряки проплывали по каналам, которые сегодня называются "Langerei", "Potterierei" (здесь располагались верфи), "Spiegelrei" и "Spinolarei". С канала "Spinolarei" открывается вид на Гражданскую ложу (Poortersloge), которая служила местом встреч богатых и важных членов городского сообщества Брюгге. В этом здании часто организовывали концерты, банкеты и празднества. Перед Гражданской ложей находится площадь Яна ван Эйка со статуей этого великого фламандского художника, жившего и скончавшегося в Брюгге.
Наконец, на пути к рынку корабли проплывали мимо средневекового подъемного крана, который использовался для выгрузки товаров с кораблей. Сегодня коммерческие корабли больше не совершают рейсы по каналам Брюгге, которые используются только для экскурсий на прогулочных лодках. В городе всего пять семей, которым позволено организовывать туристические экскурсии по каналам на открытых лодках. У каждой семьи имеется 4 лодки.
Один из самых живописных европейских городов известен туристам не только красивыми пейзажами или старинными мельницами и каналами, но и вкусной бельгийской кухней.
В городе немало маленьких и уютных кафе, где можно вкусно и недорого покушать; в Брюгге есть и рестораны высокой кухни, отмеченные звездами "Мишлен".
- Информация о материале
- Автор: Super User
- Категория: БЕЛЬГИЯ
- Просмотров: 4703
Гент – один из серии городов Фландрии, сохранивших свою самобытность, хорошо описанную такими художниками, как Питер Брейгель, Иероним Босх, Мартин ван Клиa и другими фламандскими масстерами живописи. Гуляя по его улицам и заглядывая в мясные, рыбные и сырные лавки, сворачивая в узкие переулки с тенистыми двориками, и любуясь величественными церквями с их грандиозными порталами и колокольнями, теряется ощущение реальности, словно перемещаешься на машине времени из одного века в другой.
Лишь очутившись на широкой площади или добротном арочном мосту с ажурной решёткой, постоянно уступая место лихо проезжающим мимо старушкам на велосипедах или слушая громкие возгласы распивающих пиво на борту речных катеров молодых людей, приходит осознание действительности.
Несколько веков назад торговые суда имели возможность пройти по реке Лейе прямо до нынешнего исторического центра города. Место бывшей гавани располагалось между набережными Граслей и Коренлей, которые находятся друг напротив друга. И если улица Гранслей, название которой переводится как "Овощная", сохранилась до наших дней в неизменном виде, то набережную Коренлей полностью перестроили, при этом постарались сохранить атмосферу улицы прошлых веков.
Замок (Gravensteen, "графский замок") на Sint-Veerleplein (пл. Синт-Верлеплейн) был построен в 1180 году, при Филиппе Эльзасском, и до XIV века служил резиденцией графов Фландрских, затем был тюрьмой, зданием суда и даже фабрикой, пока в 1885 году он не был восстановлен за счет города. Здесь хранится коллекция оружия и находится Музей пыток.
Гравенстен является единственным средневековым замком во Фландрии, оборонительная система которого сохранилась практически нетронутой до настоящего времени.
На улице стоят здания, построенные в период с XII по XX века. Готика тут соседствует с ренессансом, барокко мирно уживается с классицизмом. Более молодые здания здесь появились во время перепланировки и восстановления Гента, проводимых в начале XX века. Самое старое строение – это дом №10, который часто называют зернохранилищем. Его построили в XII столетии как склад для хранения зерна и использовали по назначению до начала XVIII века. Вообще, жилых зданий на портовой набережной было мало.
В доме №11 находилась, как мы сейчас бы сказали, налоговая служба, здание №8 принадлежало гильдии каменщиков, а №14 – гильдии шкиперов. Был также особняк, где взвешивали доставленное на судах зерно. Многие из этих многоэтажных строений имеют зубчатые фронтоны, декорированные маленькими окошками. В наши дни набережная Граслей – это туристическое место, где приятно гулять, наблюдать за другими отдыхающими, сидеть на берегу, подкармливая птиц. Здесь же расположены причалы для туристических корабликов.
Уютный отель в потрясающем историческом месте в самом центре Гента. На переднем плане виден открытый в 2017 году небольшой дизайнерский отель "1898 The Post", который занимает верхние этажи старого почтового отделения города. Построенное между 1898 и 1910 годами здание почты в Генте было спроектировано архитектором Луи Клоке в сотрудничестве со Стефаном Мортье для Всемирной выставки 1913 года. Он построен в эклектическом стиле с преобладанием неоготики и неоренессанса, что перекликается с красивым фасадом Дома гильдии вольных судоводителей вдоль канала Граслей). Поразительная башня с часами высотой 52 метра добавляет изысканный штрих к исторической панораме, образуемой колокольней Гента, собором Святого Бавона и мостом Святого Михаила.
Расположенное вдоль реки Лей, недалеко от устья Шельды, это место считается одним из старейших в Генте, начиная с пятого века нашей эры, когда город был центром торговли пшеницей во Фландрии. Отсюда и происходит название площади Коренмаркт (Korenmarkt). Большинство нынешних домов на Граслее относятся к средневековью, хотя монументальные фасады были сильно изменены в XVIII и XIX веках и были отреставрированы в преддверии Всемирной выставки 1913 года, проводимой в Генте. Сегодня это центральное место проведения ежегодного культурного фестиваля "Гентские праздники" (нидерл. Gentse Feesten).
Замечательный угловой дом в неоготическом стиле, так называемый "Святой Михаил", полностью построен из песчаника в 1912 году по проекту архитектора Луи Клоке (нидер. Louis Cloquet), который также участвовал в строительстве расположенного поблизости почтового отделения в эклектичном стиле. В круглой арочной нише установлена статуя Святого Михаила.
Улица Предихеренлей названа так по имени Ордена проповедников (Orde der Predikheren), которые были членами римско-католического монашеского ордена, основанного около 1216 года святым Домиником с одобрения парижского генерального капитула в 1228 году. Последователи также известны как якобинцы или проповедники. Орден проповедников имел свой монастырь в Париже. Граф Фландрии Ферран был заключен в Лувре и часто вёл переговоры с монахами. Эти монахи настолько впечатлили его, что он попросил их переподать свою религию во Фландрии. По просьбе своей жены Иоанны Константинопольской монахи поселились около 1220 года в Ондербергене, рядом с больницей Утенхове.
В 1265 году здесь был каменный мост с узким проходом, на котором была выставлена статуя святого Яна Непомуцкого.В 1754 году его заменили деревянным подъёмным мостом, в который позже внесли необходимые изменения, а в 1882 году построили новый разводной мост. Улица Предихеренлей тянется вдоль реки Лей от моста Св. Михаила до Якобинской улицы (нидерл. Jakobijnenstraat) по другую сторону бывшего доминиканского монастыря, а ныне конференц-центра Гентского университета. Дома бывших владельцев переоборудованы под отели с ресторанами и магазины.
Уже в 1105 году на этом месте у реки Лейе стояла часовня, основанная аббатством Святого Бавона. В то время это монашеское братство составляло конкуренцию другому братству Гента – аббатству Святого Петра, построившему в центре города церковь Святого Иоанна (ныне собор Святого Бавона) и церковь Святого Николая. Строительство нынешней церкви в стиле поздней готики было начато в 1440 году и фактически завершено только в 1825 году. Не сохранилось никаких остатков романской церкви, которую здесь возвели примерно в конце XI века. XIII век был очень разрушительным, с несколькими пожарами. В 1440 году было решено построить совершенно новую церковь в стиле поздней готики. Неф и трансепт были завершены в начале XVI века. В 1623 г. раннеготический хор заменили брабантийским с амбулаторной и пятью радиальными часовнями. В этой церкви примечательно то, как готическая архитектура пережила эпоху ренессанса и барокко. В 1566 году иконоборчество прервало строительство западной башни. Эти работы возобновлялись только в 1658 году. По проекту Ливина Круйла, разработанному в 1662 году, была предусмотрена башня высотой 134 метра (для сравнения: башня собора Богородицы в Антверпене составляет всего 123 метра, а собор Святого Бавона – всего 89 метров). Эту башню предполагалось богато украсить, но по финансовым причинам её строительство так и не было завершено. В 1909 году западная сторона была восстановлена, добавлена ризница в стиле необарокко, а часть старой ризницы снесли во время строительства церкви (около 1905 г.).
Далее на юг от церкви Св. Михаила простирается большое каменное здание. Его история восходит к 1201 году, когда был построен госпиталь под названием "Uten Hove Hospitaal", названная в честь основателя, каноника ван Утенхове. Уже в 1228 году эта больница стала слишком маленькой и переехала в другой район Гента – Бейлоке (нидерл. Bijloke). Пустующее здание подарили доминиканцам. Эта молодая монашеская община была основана в 1216 году святым Домиником и обосновалась в Генте по просьбе графа и графини Фландрии Феррана Португальского и Иоанны Константинопольской. Около 1240 года отцы начали строительство церкви на южной стороне комплекса. Это огромное сооружение было 52 метра в длину, 22,5 метра в ширину и не имело колонн, поддерживающих свод. Для строительства крытого монастыря с красивыми каменными окнами с ажурным орнаментом была запрошена спонсорская помощь Маргарет Йоркской, герцогини Бургундской. В стене бывшего монастыря до сих пор можно увидеть место памятного камня, которое напомнило об этом факте. Пребывание доминиканцев в этом здании закончилось Французской революцией. Французские войска просто выгнали монахов из монастыря, а здание и церковь выставили на торги. Нескольким бывшим монахам удалось выкупить всю свою собственность через подставных людей. Они снова поселились здесь, на этот раз как обычные граждане, а не как монашеская община. Но содержать многовековую постройку оказалось слишком дорого и бывшие проповедники больше не могли нести это бремя. Фактически, их монашеская община умирала. В 1822 году остались четыре отца и один брат. Папа Лев XVII дал разрешение на продажу зданий и у них появился новый владелец, некий П.Д. Веллеман. Трапезная стала торговым залом для мебели, ризница – помещением для хранения вина, повсюду, даже в коридорах, возвели перегородки, чтобы увеличить количество сдаваемых в аренду комнат в этом огромном многоквартирном доме. Такая ситуация сохранялась более 130 лет. Имущество постепенно начало ухудшаться. Тогдашний владелец решил снести одну из двух церквей, на которой начали появляться серьезные следы старения. Церковь Св. Михаила оставили, а другая ушла под снос. В 1860 году этот памятник навсегда исчез с городского пейзажа Гента. Обветшание здания не прекращалось до окончания Второй мировой войны. Однако монастырь с его дешевыми комнатами оставался привлекательным для студентов, художников и гентских бездомных. 25 января 1963 года новым владельцем здания стал Гентский университет, приобревший помещения за 18 миллионов франков. С 1991 года бывший монастырь является конференц-центром и культурным центром Гентского университета. Здесь размещены различные музейные коллекции. В нём регулярно проходят торжества, приёмы, защиты докторских диссертаций и международные конференции. Стильный ресторан Club Het Pand и лаундж-бар, также расположен в этом прекрасно отреставрированном доминиканском монастыре в самом центре города Гент.
Коренмаркт (нидерл. Korenmarkt) – это площадь в центре города, расположенная между церквью Св. Николая и рекой Лейей. Площадь окружена несколькими историческими зданиями с кафе и террасами. Раньше площадь называлась Коорнаард, с X-XI веков здесь торговали зерном, поступавшим в Гент по воде. Церковь Святого Николая была построена на восточной стороне площади. На западной стороне с конца XV века стояла городская тюрьма, её снесли в 1716 году, чтобы освободить место для большого склада. В 1654 году здесь был казнён гентский скульптор Жером Дюкенуа Младший, сожженный на костре якобы за развратные действия с двумя мальчиками в своей мастерской. В первой половине XIX века перед складом установили весовую. Рядом расположилось несколько постоялых дворов, и площадь стала важным пунктом отправления и прибытия дилижансов. Во второй половине XIX века по площади ходили сначала конные, а затем и электрические трамваи. В конце XIX и начале XX веков юго-западная сторона площади претерпела серьезные изменения. Склад и ряд прилегающих зданий были убраны, а на их месте пострили здание почты. После того, как северная сторона улицы была приготовлена под почтовое отделение, убрали также дома на юге для строительства новых широких улиц. После Второй мировой войны пожар уничтожил ряд зданий на северной стороне площади. Здесь располагалась сеть универмагов фирмы Сарма, которая построила в конце 1950-х годов новый торговый комплекс с историческими фасадами снаружи. Когда первые лучи весеннего солнца пробиваются сквозь облака, все направляются на Коренмаркт. Недавно отремонтированная площадь с ограниченным движением транспорта – настоящий магнит для людей, которые любят жить весело.
Несмотря на то, что площадь постоянно меняла свой облик была на протяжении многих лет, она всё равно хранит многовековую историю Гента. Площадь была местом, куда прибывали и отправлялись почтовые экипажи, вот почему в начале XX века здесь возвели внушительное здание почты на фундаменте того, что изначально задумывалось как Королевский голландский театр. В 1896 году тогдашний министр путей сообщения, почты и телеграфа Жюль Ванденперебом поручил архитектору Луи Клоке разработать в сотрудничестве с провинциальным архитектором Стефаном Мортье проект здания почты, котороу было построено между 1900 и 1908 годами. Только в октябре 1910 года почтовые службы были переведены из центра Гента на Коренмаркт. По случаю Всемирной выставки 1913 года открыли два временных почтовых отделения. Это архитектурное сокровище было преобразовано в торговый центр, 4-звездочный отель и коктейль-бар. С 1999 года здание охраняется как памятник.
Церковь Св. Николая является одной из старейших церквей города. Пожары 1120 и 1176 годов уничтожили находившуюся на этом месте более раннюю постройку. Состояние горожан росло, и вскоре они смогли возвести новую, гораздо большую церковь. Дата ее завершения точно неизвестна, предположительно между 1220 и 1250 годами. В период Реформации были уничтожены все готические украшения церкви, множество храмов в Бельгии и Нидерландах постигла та же участь. Во время Французской революции, когда страна была захвачена французской революционной армией, церковь Св. Николая была превращена в конюшню для лошадей. Лишь в 19 веке, после долгих споров и обсуждений, началось её восстановление. Следующая значительная реконструкция храма началась в 1960 году. Она продолжается по сей день.
Двадцать сохранившихся алтарей были отреставрированы между XVII и XVIII веками. Наиболее удачно отреставрировали главный алтарь и одиннадцать боковых алтарей, именно эти алтари стали ярко представляют восстановительные работы второй половины XVII века. Святые покровители на алтарях менялись, а также менялся интерьер в соответствии с модными тенденциями, поэтому реставраторы без колебаний использовали старинные рисунки и орнаменты. Витражи, которые сохранились после религиозных войн, исчезли после того, как убрали узор и отверстия замуровали полностью либо частично. Три серьёзно поврежденных витража с 1850 года над главным алтарём так и не были отремонтированы. Однако два уникальных витражных окна, сделанных Жан Батистом Капроньером (J.B. Capronnier,1851-1860 гг.) были отреставрированы и отнесены в их первоначальное место хранения – в боковую часовню.
Основание кафедры поддерживается четырьмя свитками с символами евангелистов (бык для Луки, человек для Матфея, лев для Марка и орел для Иоанна. В картушах на бортах кафедры изображены отцы церкви Августин, Грегориус; Амвросий и Иероним. В четырёх углах расположены обнаженные ангелы с символами четырех стихий природы (цветочная корзина для земли; рыба для воды; орел и звезда для неба; горящий факел для огня). Акустический потолое поддерживают два ангела, которые предположительно символизируют веру и надежду. Два херувима на передней панели деки были добавлены в 1845 году, заменив фамильный герб фамилия Ван Бирвлит (Van Biervliet), который был удален во время Французской революции. Согласно церковным архивам, кафедра была изготовлена в 1669–1670 годах резчиком Норбертом Соважем (Norbert Sauvage).
Отличие этой церкви от других подобных сооружений того времени – это оригинальное расположение колокольни. Она возведена не над фасадом с порталом, а над средокрестием. Колокольня окружена невысокими тонкими башенками, которые придают ей устойчивость. Эту башню построили на средства, выделенные из городской казны. В те времена город еще не имел башни Беффруа, которая появилась в следующем столетии. Поэтому городские старейшины превратили церковную колокольню в смотровую башню. С неё велось наблюдение за окрестностями, чтобы в случае приближения неприятеля оповестить об этом весь город.
Прямо на юг от церкви Святого Николая ведёт улица Велдстрат (нидерл. Veldstraat). Это одна из самых известных торговых улиц Гента, наполненная рекламными щитами с брендами прославленных монополий. Обычно она упоминается на одном дыхании с Брюссельской, Антверпенской улицей, Кортрейксе-Ланге-Стеенстраат и Брюссель-Стенстраат. Улица проходит по слегка извилистому маршруту протяженностью более 400 метров между Коренмарктом на севере и зданием Старого суда на юге.
Напротив церкви Святого Николая, на вершине ступенчатого фронтона, шесть танцоров весело кружатся на ветру. Этот танец переносит нас в Дом Гильдии масонов XVI века, расположенный на стыке улиц Каталония и Эмиля Браунплейна. Под домом находится подвал XIII века. Это единственный дом в Генте, который можно найти дважды. Копия фасада была возведена на набережной Граслей по случаю всемирной выставки 1913 года. Контракт на строительство дома на улице Каталония 1526 года включал особенно популярный в Нидерландах ритуальный "танец морески" с изображением на вершинах фасада различных танцующих фигур. Во время танца в центре стояла женщина с кольцом в руке, символом женственности. Её окружали мужчины с энергичными движениями тел, у ног которых звенели колокольчики. Кроме того, мужчины иногда впадали в транс. Этот танец был запрещён церковью. В XV-XVI веках изображение ритуалов плодородия в сочетании с весенними обычаями противоречило церковному видению.
Вальтеру Де Бак, который ещё не был мятежным гентским скульптором и народным певцом, когда ему поручили заменить шесть "танцоров морески" в 70-х годах XX века. Де Бак предложил резкие, иногда акробатические движения танцоров. При относительно сильном ветре они должны поворачиваться вокруг своей оси, но через некоторое время механизм был настолько повреждён, что фигуры не могли двигаться. При размещении танцоров Де Бак следовал существующим вершинам здания и, таким образом, несколько противоречил принципам классической классификации: боги наверху, демоны посередине и танцоры-люди внизу. На вершине (он называет это Небом) танцуют боги Дионис и Шива. Дионис известен как Бог вина, а Шива – бродяга с алкогольными привычками. По ночам они танцевали свои оргиастические танцы под шум цимбал и литавр. Дионис пробуждает богов на Олимпе своими дикими танцами и тем пробуждает их гнев и негодование. Шива во время танца, с одной стороны, даёт жизнь, а с другой – разрушает её в том же танце. Таким образом, здесь нет дуалистической оппозиции между смертью и жизнью, как в западных религиях, но жизнь и смерть связаны между собой. На среднем уровне танцуют дьявол и неизвестная христианскому миру, но признаваемая иудеями его жена Лилит. Она была первой женой Адама, но отказалась с ним ложиться спать. В наказание Яхве бросил её в ад, где на ней женился Асмодей (еврейская версия дьявола). Отсюда они оба пытались склонить земных смертных к блуду. Всех, кроме невинных танцоров, расположенных ниже – волынщика и танцор с бубном.
Вдоль северной стены церкви Святого Николая пролегает улица Малая Турция (нидерл. Klein Turkije). Говорят, что она названа в честь одноименного дома, который располагался на этой улице до 1796 года. Другая история объясняет Маленькую Турцию как место, где продавались восточные товары, Другое объяснение относят к крестоносцам, которые по возвращении из крестового похода в "Святую землю" ссылались на асфальтированные дороги, которые они там видели. Поскольку Гент любил демонстрировать свое богатство перед Фландрией, эта улица была вымощена булыжником. А поскольку "Святая земля" находилась под турецкой оккупацией, эта улица вскоре получила название "Малая Турция". Однако, названию улицы есть другое объяснение. Хотя Кляйн Тюркай (Klein Turkije) буквально означает "Малая Турция", это выражение не относится к стране, а является искажением поговорки "ter keie gaan", звучащей как "тер кай ган" и означающей "достигнуть дна". Если вспомнить, что когда-то эта улица была местом проведения публичных аукционов после банкротств, последнее значение кажется наиболее вероятным. Современная Малая Турция постепенно застраивалась после сноса кладбища приходов Святого Никласа и Святого Михаила в 1676 году из-за возросшего числа жителей и домов, первые пять из которых датируются 1641 годом, когда ещё была цела ограда кладбища. В 1789 году на территории кладбища возвели еще 9 двухэтажных домов, после чего ограда исчезла в 1806 году. Поверхность дороги, ведущей к церкви Св. Николая, покрыли брусчаткой, а по пятницам работал рынок старой одежды. В 1975 году с улицы исчезли 4 дома, стоящие напротив церкви. Последние дома убрали в 1994 году. В 2011 году постелили новое дорожное покрытие, а с завершением строительства городской мэрии Маленькая Турция может предложить теперь красивые городские панорамы.
Улица Малая Турция своим восточным окончанием выходит площадь Золотого льва (Goudenleeuwplein) и завершающий её птичий рынок (Poeljemarkt), где каждый вторник и пятницу предлагались кролики, куры, утки и другая домашняя птица. Своим названием площадь обязана колодцу, прорытому рядом с Домом льва, который впоследствии был реконструирован под отель с рестораном "Золотой лев" и был открыт для публики на протяжении пяти столетий. В 1584 году, например, здесь проходили переговоры о возвращении Гента под власть испанского короля Филиппа II. Бесплатное проживание предоставлялось тем, кто заказал трехразовое питание. Цена за бутылку испанского вина (1л) тогда стоила столько же, сколько стоили 10 буханок хлеба. До 1905 года площадь была занята домами, между которыми проходила короткая Рыцарская улица (Korte Ridderstraat). В связи со строительством Городского Холла площадь теперь застроена с трёх сторон, с нее открывается прекрасный вид на обновленную площадь Эмиля Браунплейна.
Городской Холл (Stadshal) – это большой открытый навес с впечатляющим деревянным настилом крыши. Крыша представляет собой стальную конструкцию, опирающуюся на 4 бетонных цоколя, длина которой составляет 40 метров. Эти постаменты содержат 2 лифта и трубопроводы, ведущие в подземный этаж. Сам навес покрыт древесиной афрормозии, которая со временем станет серой. В крыше имеется 1600 небольших окон, которые обеспечивают динамическое попадание света. В его архитектуре присутствуют отсылки к окружающим зданиям, включая неравномерную высоту коньков крыш дома олдермена Геделе и Лакенхал как большого крытого пространства. Когда в 2012 году строительство ратуши было завершено, ее общая стоимость оценивалась в 3,7 миллиона евро.
Птичий рынок плавно переходит к расположенному к нему под прямым углом Масляному рынку (Botermarkt). Когда на этом месте, где несли службу охранники городских ворот, провели парад около 1500 воинских частей, название было изменено на Площадь парадов или Параденплатц (Paradeplaats). В политическом, военном и экономическом отношении эта территория развивалась как "пятачок жизни"; на площади могли проходить политические манифестации, народные фестивали и публичные театральные представления, так же называемые парадами, которые устраивались во время всевозможных вечеринок. Рынок начал формироваться в XV веке с продажи древесного угля. В XVI веке здесь был рынок шерсти и только сто лет спустя начали приезжать люди из сельской местности, привозя с собой на продажу яйца, сыр, молоко и масло, что и привело к нынешнему названию.
На углу Птичьего и Масленого рынков расположено здание городского магистрата. Название Штадхаус или, как говорят голландцы, штодхауш (stadhuis), дословно означающее "Городской дом", вошло в употребление в начале XIX века. Раньше дом муниципалитета назывался Шепенхаус (Schepenhuis) или Шепенкамер (Schepenkamer). В 1301 году члены городской управы сформировали две палаты, которые размещались в разных домах города. В 1516 году двум гентским архитекторам Яну Стассинсу (Jan Stassins) и Юстусу Поллейту (Justus Polleyt) было поручено разработать концепцию и сделать образец для нового здания муниципалитета. План Яна Стассина был принят, но через несколько месяцев после закладки первого камня (10 марта 1517 г.) комитет все же утвердил другой план, в соответствии с которым назначили двух новых мастеров-строителей, а именно, Ромбо Келдерманса (Rombaut Keldermans) из Мехелена и Домиена де Вагемакере (Domien de Waghemakere) из Антверпена. Если бы муниципалитет был возведён по этим планам, ему не было бы равных во всей Европе. В конечном итоге была выполнена только четверть первоначального дизайна. Например, вдоль северного фасада сделали всего 15 окон вместо 21, вдоль восточно – 4 окна вместо 17. Не хватает елого этажа, изящных фронтонов и нескольких мансардных окон. В нишах датировано 19 статуй (по плану 56). Восстание жителей Гента против Карла V, начавшееся в 1535 году, вызвало временную остановку работ. Из-за нехватки средств потребовалось время до 1572 года, прежде чем деятельность могла быть возобновлена. В результате получилось здание, вдохновленное итальянским Возрождением. Оно было завершено в 1620 году. Решение о строительстве третьего этажа было принято только в 1614 году. К приезду Наполеона в 1803 году городской архитектор поручил модернизировать большой зал суда и старую часовню. Во время второго визита Наполеона в 1810 году большие ворота были замурованы кирпичом, а фасад с красивой двойной лестницей снесли. На Масляном рынке Император и Императрица вошли в муниципалитет через деревянный фасад и двойную дверь, которые заменили два красивых готических окна. В 1815 году каменный фасад заменил деревянный. Наконец, в 1869 году архитектору Паули поручили восстановить многие изуродованные части здания. Работа, на которую ушло 20 лет. В последующие столетия здание обновлялось ещё много раз.
Белфорт – это колокольня и сторожевая (вечевая) башня, которую строили горожане для охраны своего города с 1314 по 1338 год. Проект башни разработал архитектор Ян ван Хелст. Его чертежи и сейчас можно увидеть в городском музее. Строительство продвигалось медленно. Не раз оно прерывалось из-за военных конфликтов и эпидемий, несколько раз надстраивали и укрепляли, чтобы в её верхней части могло поместиться большее количество колоколов. На её вершине установлен колокол, звон которого слышен даже в самых отдаленных уголках Гента. Башня является самой высокой колокольней Бельгии. Внесенная в список Всемирного наследия, она имеет высоту 91 метр (295 футов) и украшена на вершине позолоченным медным драконом. Колокольня была символом власти и чувства свободы города Гент. Колокола определяли время работы рабочих, а также звонили в случае пожара или угрозы городу. В ней хранятся огромные колокола, которые на протяжении веков вызывали гражданскую гордость Гента, самым любимым из которых является гигант 1315 года, известный как Руланд, разрушенный Карлом V в 1540 году в качестве наказания за последний акт неповиновения Гента. Известный голландский литейщик XVII века Питер Эмони отлил из останков Руланда 37 из 54 колоколов, которые составляют огромный карильон. Он звучит на концертах каждую пятницу и воскресенье с 11:30 до 12:30. Массивное Триумфальное сооружение, отлитое в 1659–1660 годах для замены фаворита, теперь покоится в небольшом парке у подножия колокольни, показывая трещину, возникшую в 1914 году. Если подняться с помощью лифта на верхнюю галерею колокольни, расположенную на высоте 66 метров (215 футов), можно увидеть и колокола, и фантастический панорамный вид на город. Здесь стоит огромный железный сундук для хранения важнейших хартий, в которых прописывались привилегии гильдий и бюргеров средневекового Гента, отнятых у графов Фландрии. Они хранились с 1408 года в секретной, укрепленной сводчатой комнате. Дракон на Колокольне породил множество историй, но городском отчёте за 1377 год было указано, что на изготовление этого дракона было потрачено 2312 фунтов стерлингов. Следовательно, его сделали в Генте. На башне есть смотровая площадка, куда можно подняться на лифте.
Пристройка 1741 года в стиле барокко к западной стене Палаты суконщиков использовалась в качестве тюрьмы. В прошлом было не принято сажать "наказанных". В конце концов, это означало дополнительные расходы для правительства. Лучше показывать пример обществу публичными наказаниями, такими как кол, виселица, телесные наказания и т. д. На Коренмаркте с 1296 по 1716 год располагалось небольшое здание "Аммени" (“Ammenie”). Это был дом Аммана, городского чиновника, в обязанности которого входило содержание и, прежде всего, охрана задержанных до их наказания. В 1716 году магистрат Гента решил закрыть полуразрушенную городскую тюрьму Аммени на Коренмаркте и в 1741 году было возведено новое полноценное здание для заключенных. Сегодня здание функционирует как офис Гентской службы омбудсмена.
Известность этому строению принёс рельеф над дверным проёмом, изображающему легенду о Циноне и его дочери Перо. Цимон был приговорен к голодной смерти, но выжил и в конечном итоге получил свободу благодаря своей дочери Перо, кормилице, которая тайно кормила его грудью во время своих посещений. Её самоотверженность произвела впечатление на чиновников и позволила освободить отца. В середине XX века скульптура настолько обветрилась, что восстановить её стало невозможно.
Вместо восстановления оригинала гентский скульптор Ян Антеунис (Jan Anteunis) вырезал копию из глыбы белого камня в 1962 году. Он основывался на модели, которая хранилась в подвале музея изобразительных искусств города Гент. Имя "Маммелоккер" ("Mammelokker") происходит от гентского диалекта и буквально означает "сосать грудь" ("mamme" = грудь и "lokken" = сосать).
Рядом с колокольней находится Палата суконщиков или Лакенхал (Lakenhal), которую построили чтобы заменить старую Палату шерстяников, стоявшую на месте церкви Святого Иосифа. Суконные ряды были местом хранения и торговли тканями, а также местом сбора торговцев шерстью и тканями. Как символ экономического процветания Гента, работы по стороительству Лакенхал начались в 1425 году и были завершены в 1913 году! Отсутствие денег было причиной остановки строительства на протяжении веков. Уже в 1228 году, возможно и раньше, здесь располагалась Суконная палата, состоящая из 2 этажей. Первый этаж использовался для взвешивания шерсти и пряжи. На верхний этаж допускались только торговцы бельем. До того, как здание было снесено, оно служило залом заседаний магистров. 20 апреля 1474 года Мария Бургундская заложила первый камень в фундамент нового престижного дома гильдии Святого Георгия. Эта гильдия была основана в 1016 году, состояла из арбалетчиков инспекционных войск городских армий и участвовала в Первом крестовом походе. Когда это раннее готическое здание было завершено в 1477 году, Мария Бургундская подписала 11 февраля 1477 года грамоту, которой предоставила фламандским муниципалитетам независимость с правом голоса по их собственным законам. Королевский указ, датированный 3 апреля 1703 года, ратифицировал роспуск четырех гильдий. Этим решением комната арбалетчиков гильдии Святого Георгия была назначена суконным залом, комната гильдии Святого Антония (стрелки из ружей) – больницей, а также помещениями гильдии Святого Михаила и Гильдии Святого Себастьяна (стрелки из лука) как казармы. Богато украшенный готический Суконный зал и колокольня над ним вместе образуют великолепный средневековый ансамбль.
Между Суконной палатой и кафедральным собором Святого Бавона простирается названная именем этого святого площадь. Именно здесь, на этом острове, недалеко от слияния рек Шельда и Лейе, родился город Гент, а его название на самом деле происходит от кельтского слова Ганда (Ganda), означающее слияние. На этой центральной площади представлены три символа города: граждане – могучая колокольня, интеллект – городской театр и церковь – впечатляющий собор Святого Бавона. Площадь Святого Бавона для Гента – это то же самое, что Трафальгарская площадь для Лондона: сердце города.
В центре площади стоит окруженный фонтаном памятник фламандскому писателю и идеологу движения за сохранение голландского языка, фламандской национальной культуры и истории, автономию бельгийского региона Фландрии, автору патриотического стихотворения "К бельгийцам", Яну Франсу Виллемсу (нидерл. Jan Frans Willems). Мемориал венчает мраморная статуя мускулистого молодого человека, олицетворяющего фламандское движение, снимающего вуаль с фламандской девственницы. На цоколе высечены имена участников движения и два рельефа, представляющие соответственно фламандский гимн и фламандский эпос. Лицевой стороной памятник обращён к городскому театру королевства Нидерландов.
Трехэтажное здание театра с двускатной крышей и гребнем, а в центре – трехэтажный фронтон с остроконечной, двускатной крышей и двумя мансардными окнами, выходит свои фасадом на площадь Святого Бавона. Украшением театрального фасада является мозаичное панно на тимпане с аллегорической сценой, изображающей Аполлона (бога искусства и музыки), восходящего на Везувий, в окружении двенадцати муз Парнаса, выполненного по мотивам Константина Монтальда. Труппа современного театра (NTGent) была сформирована как муниципальный театр бельгийского Гента в 1965 году, и сегодня он ставит свои собственные постановки, принимает гостевые спектакли, и сам выезжает на гастроли по всей Фландрии, в Нидерланды и в другие страны.
Собор Святого Бавона (нидерл. Sint Baafskathedraal) – кафедральный собор епархии Гента (Бельгия), посвящённый святому Бавону. Первоначально на месте нынешнего храма располагалась деревянная часовня святого Иоанна Крестителя, которая была освящена в 942 году Трансмарусом, епископом Турне и Нуайона. В 1038 году часовня была расширена и перестроена в романском стиле. Следы этой церкви и первоначальной деревянной остались в склепе нынешнего собора. В период с XIV по XVI века церковь периодически перестраивалась и расширялась уже в готическом стиле. Сначала был возведён новый хор, затем – деамбулаторий, а на третьем этапе – нефы. Во время работы над хором была возведена также крестовая башня в романском стиле, что свидетельствует о том, что в то время не думали полностью снести старую церковь. С 1462 года к западу от нижней романской церкви была возведена еще одна новая башня. Теперь для этого использовался брабантский камень. В результате башню пришлось рассматривать как самостоятельное сооружение, долгое время стоявшее отдельно. Конструкция простая, но изысканная. Высокий первый уровень занят крыльцом и окном над ним. Портал украшают три статуи: Иисус Христос, Святой Бавон (слева) и Иоанн Креститель. Второй и третий уровни башни имеют одинаковую планировку с двумя окнами в каждой стене. На третьем ярусе находится семь колоколов (самый старый датируется 1636 годом, весит 5000 кг). 7 июня 1569 года принято считать датой окончания строительства храма.
Самая впечатляющая часть – это высокий хор с киосками для членов Капитула Сен-Бавона. Епископский престол расположен с правой стороны с видимыми епископскими гербами. Основные моменты внутреннего убранства хора включают главный алтарь в стиле барокко из белого, чёрного и красного пламенеющего мрамора и надгробные памятники епископов Гента, в том числе Антония Триеста (Antonius Triest), из белого и черного мрамора, главная работа Жерома Дюкенуа (Jerôme Duquesnoy).
Собор известен на весь мир Гентским алтарём, первоначально располагавшимся в часовне Йоса Вейдта. Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Этот алтарь считается шедевром Яна и Хуберта ван Эйков и одним из важнейших произведений мирового искусства.
В соборе имеется четыре органа для использования во время литургических торжеств. Наиболее известным является главный орган Верхней церкви, самый большой в странах Бенилюкса. В 1935 году епископ Гента Оноре Йозеф Коппитерсраспорядился поместить в собор клайсовский орган с всемирной выставки. Корпус органа датируется XVIII веком, внутри которого более 6000 труб.
Фрайтагмаркт (нидерл. Vrijdagmarkt) – городская площадь в историческом центре Гента, Бельгия. Она названа в честь еженедельной традиции устраивать рынок каждую пятницу утром. Как одна из старейших площадей Гента, она сыграла важную роль в истории города. При скромных размерах примерно 100 на 100 м, она считается одной из крупнейших общественных площадей Гента. Каждую пятницу утром площадь заполняется рыночными прилавками – это традиция, восходящая к 1199 году.
Здание с небольшой башней (нидерл. Toreken), построенное в XV веке, было домом гильдии кожевников. На этой маленькой башне имеются рыночные часы, а на шпиле установлен флюгер в виде русалки Мелюзины, которая держит своё зеркало против ветра. В настоящее время в здании находится поэтический центр (нидерл. Poëziecentrum), место, куда приезжают за знаниями и опытом в области поэзии Фландрии и Нидерландов.
Центральным элементом площади является статуя Якоба ван Артевельде, "самого известного" человека Гента, который встал на сторону Англии во время Столетней войны и был убит на этом месте в 1345 году. Около 1600 года на этом месте была воздвигнута статуя императора Карла V по случаю радостного прибытия эрцгерцогов Альберта и Изабеллы. Позолоченная деревянная статуя, символ государственной власти, регулярно подвергалась порче из-за дурного имиджа, который Император оставил в своем родном городе. Его статуя потеряла голову из-за разрушения в 1662 году, а новая версия была снесена штормом в 1717 году. В третий раз статуя была восстановлена и заменена в 1775 году, а затем навсегда исчезла в 1792 году во время французской кампании в Нидерландах. В XIX веке была установлена статуя Якоба Ван Артевельде (1290-1345). Её создал Питер де Винье (нидерл. Pieter De Vigne) в 1863 году для площади, которая в средние века была местом сбора. Якоб Ван Артевельде снял бойкот ввоза английской шерсти, чтобы защитить суконную промышленность, которая была основным источником средств к существованию города. Три города Гент, Ипр и Брюгге чествовали английского короля Эдуарда III на Фрайтагмаркте как "короля Франции". Но Эдуард III не сдержал своих обещаний, данных Якобу Ван Артевельде, и вождь Гента был убит ткачами. Однако столетия спустя Гент называли "городом Артевельде". Вот он стоит, протянув руку к Англии. В основании статуи изображены гербы различных гильдий. Три скульптуры Якоба Ван Артевельде представляют заключенные им договоры: Союз между Фландрией, Брабантом и Эно, Союз между Фландрией и Англией и Союз между Гентом, Брюгге и Ипром.
Если бы Якоб ван Артевельде повернулся на четверть оборота вправо, он показал бы дорогу ко всем кафе и ресторанам на площади, указывая, куда можно пойти за своим любимым напитком. У Фрайтагмаркта богатая история, но есть и тёмная сторона. На протяжении веков на площади проходят торжества. Именно здесь официально принимались на церемониях королевские особы и здесь же проводили казни. Последняя публичная казнь произошла в 1863 году. Маленькая башня, которая находилась здесь уже в XV веке, – практически единственное сохранившееся здание, ставшее свидетелем этих ужасных событий. Остальные дома гильдий, в которых сейчас расположены бары, рестораны и террасы, были построены в XIX веке. Под площадью находится подземная многоэтажная автостоянка с максимальной вместимостью 648 машиномест.
В северном углу Фрайтагмаркта находятся два внушительных здания – Bond Moyson и Ons Huis. Здесь размещаются социалистический фонд медицинского страхования Bond Moyson и региональная служба по безработице (в Ons Huis). Здание Bond Moyson датируется 1899 годом, Ons Huis – 1902 годом. Первоначально в здании Bond Moyson размещались всевозможные магазины гентского кооператива Vooruit. В то время оно называлось Большим магазином (нидерл. Groote Magazijnen). В нём продавались всевозможные товары, такие как ткани, обувь и травы. Позже здание переоборудовали под офисы, а богатый интерьер в стиле модерн утрачен. В Ons Huis проводилась учеба, встречи и отдых. На первом этаже долгое время находилось кафе, на втором – переговорные, библиотека и праздничный зал, где также устраивались театральные представления.
От Фрайтагмаркта по улице Каммерстраат (нидерл. Kammerstraat) открывается вид на красивый фасад, гармонично построенный по проекту Давида Киндта (нидерл. David t'Kindt) в стиле Людовика XV, и куполообразным перекрытием центральной части, увенчанной глобусом. Здание продолжает оставаться одним из лучших образцов архитектуры рококо Гента с 1746 года. Здесь размещается Королевская академия голландского языка и литературы (нидерл. Koninklijke Academie voor Nederlandse Taalen Letterkunde, или KANTL).
Королевская академия голландского языка и литературы – это правительственная организация, основанная в 1886 году Королевским указом как Koninklijke Vlaamse Academie voor Taal- en Letterkunde (Королевская академия фламандского языка и литературы). Академия была первым официальным учреждением Бельгии, где голландский язык был изучен с научной точки зрения и для поощрения координации между научными академическими областями, использующими голландский язык. С 1939 года Академия состоит из 30 членов и 25 иностранных почетных членов.
Другая историческая улица Гента – Бауделостраат (Baudelostraat) – берёт своё начало на набережной Лейи и выходит на Фрайтагмаркт. До 1900 года она была узкой улочкой, соединяющей Пятничный рынок и аббатство Бауделоо, с лабиринтов переулков с рабочим населением. В начале XX века улиц начали расширять, что повлекло снос многих жилых домов и строительство новых. По окончанию работ заметили, что улица заполняется медленно. Участки под застройку были слишком дороги для домов рабочих. Новосёлами становились лишь представители мелкой буржуазией: предприниматели, прислуга и рантье. Некоторые здания не были заняты хозяином, а сдавались в аренду как доходные дома. Главным архитектором, работавшим над обновлением улицы, был Якоб Густав Семей (Jacob Gustaaf Semey). Дома, которые он спроектировал, соответствовали ожиданиям состоятельных граждан: экстернализация их богатства, а также демонстрация их интеллектуального и художественного развития. Семей в основном работал в разнообразном стиле эклектики. Народные поговорки и скульптуры фламандских или гентских исторических деятелей на фасадах подтверждают либерализм Семея и симпатии фламандцев.
Церковь святого Иакова можно найти примерно в ста метрах восточнее Пятничного рынка (Фрайтагмаркта). В 1120 году она была уже вторым сакральным зданием, которое появилось в Генте. Его возвели на месте деревянной часовни, освященной в честь святого Иакова. Часовня была паломнической. Верующие, следующие в испанский город Сантьяго-де-Компостела по Пути Святого Иакова, могли помолиться в этом храме. Согласно историческим данным, со строительства этой часовни на территории нынешней Бельгии началось повсеместное возведение храмов, посвященных святому Иакову. Новый храм, возведенный в романской манере, постепенно расширялся и достраивался. С XII века уцелела только западная башня и некоторые части колонн. Два раза в XVI столетии храм святого Иакова подвергался разграблению. Второй раз постарались кальвинисты, уничтожившие многие ценные предметы интерьера. Позже церковь восстановили в барочном стиле. Мебель, картины, статуи и другие декоративные элементы храма были созданы после 1600 года. Во времена господства французов церковь святого Иакова снова лишилась части своих святынь. Последняя на данный момент реконструкция монументального храма с башнями, украшенными готическими и романскими окнами, состоялась на рубеже XIX-XX веков. Церковь декорирована очень пышно: здесь хранятся старинные картины, написанные прославленными художниками. В том числе тут можно найти три полотна живописца Гаспара де Крайера. Табернакль сделан в стиле эпохи Возрождения из чёрного и белого мрамора и меди. Ежегодно на площади перед церковью святого Иакова проводят Гентский фестиваль.
Монастырская церковь Paters Karmelieten, также называемая церковью босых кармелитов, была построена кармелитами, поселившимися в городе с 1651 года, и посвящена Святому Иосифу и Святому Леопольду III Австрийскому. Церковь построена в стиле, представляющем собой переход от барокко к классицизму. В качестве строительных материалов использовались белый песчаник из Арраса и голубой камень из Балегема и Брюсселя. Это базиликальная церковь с десятью тосканскими колоннами, неф которой продолжается в пресвитерию. Главный алтарь украшен различными цветами мрамора и частично позолочен. Портальная дверь относится к XIX веку и происходит из иезуитской церкви Турне. Архитектором церкви был брат-мирянин кармелит Леонардус ван Лангенхове. Временно церковь была освящена лишь частично построенной в 1668 году. Строительство закончилив 1712 году, а окончательное освящение последовало в 1714 году. Церковь и монастырские постройки были заняты французскими революционерами в 1797 году. Церковь была вновь открыта для богослужений в 1801 году. Монастырские постройки были сданы в аренду и смогли возобновить свою первоначальную функцию только в 1845–1848 годах. Монастырская церковь является охраняемым памятником с 1961 года. Реставрация церкви проводилась в период с 1974 по 1979 год. Под церковью находится склеп, в котором во время работ в 1978 году были найдены останки монахов и благотворителей. На территории монастыря также находится издательско-книжный магазин Carmelitana.
Главный алтарь, кафедра и исповедальни демонстрируют большую однородность. Над главным алтарем висит картина Виктора Янссенса (1658–1736) "Защита святого Иосифа". Cреди прочих, стены церкви украшают картины Гаспара де Крайера. Конфессионалы соединены деревянными декоративными панелями.
Невозможно остаться равнодушным к по-настоящему прекрасным старинным зданиям, переулкам, мощеным улицам и чудесным набережным. Все в городе свидетельствует о его средневековом процветании и достатке, заработанном в результате импорта шерсти из Англии.
Между излучинами Шельды и Лейи, на окраине парка Цитадель, расположен Музей изящных искусств. Сила одного из старейших музеев Бельгии, заключается в большом разнообразии его коллекции. Никогда раньше старые мастера и модернисты не располагались так идеально близко, как в этом культовом здании. В конце XVIII века город находился под властью Франции и многочисленные сокровища искусства были конфискованы. Некоторые из них до сих пор можно увидеть в Лувре. Однако мятежный Гент не унывал и собрал обширную коллекцию произведений искусства, для которой долгие годы искали подходящее место. Решением стал проект архитектора Ван Риссельберга, предусматривающий строительство дворца в парке Цитадель: музей с фантастическим пространственным восприятием и большим количеством естественного света. Его коллекция включает огромное разнообразие картин, рисунков, гравюр и гобеленов от Средневековья до XX века, от Йеруна Боша до Рубенса и Магритта. Коллекция никогда не была представлена так привлекательно, как сегодня.
В зимнее время года Гент особенно привлекателен для любителей искусства, истории и кулинарии. В холодную и сырую погоду можно укрыться в одной из церквей, посидеть в ресторане или осмотреть художественную галерею. Зимой нет спешки и суеты, порой мешающих удинению и отдыху за чашкой ароматного кофе со знаменитой бельгийской вафлей.
Средневековые улицы Граслей (Graslei) и Корнлей (Koornlei), идущие вдоль канала немного восточнее площади Koren-markt, – одна из визитных карточек Гента. Прекрасно сохранившиеся старинные здания отражаются в водах канала.