default_mobilelogo

Содержание материала

 

Трибуна и Кабинет миниатюр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трибуна Уфицци – восьмиугольный зал в коридоре Галереи Уфицци, построенный Герцогом Медичи для собрания произведений искусства и посвященный свадьбе с Бьянкой Капелло. Это был первое помещение в Уффици, предназначенное для музея – личной Коллекции Герцога. До этого она располагалась в Палаццо Веккио-резидениции Герцогов Медичи с 1540 года – в Студиоло (Кабинете) Герцога, созданном в 1570-72 годах. Архитектор Бернардо Буонталенти проектирует новое помещение для коллекции – Трибуну, где экспонаты можно расположить на стенах в несколько уровней, и где их будет прекрасно видно. Впервые было задумано построить специальное помещение за пределами личных аппартаментов для произведений искусства, где они становились достоянием публики, а не только Герцога в закрытых шкафах, как раньше.

Зал Трибуны символичен – четыре элемента стихий присутствуют здесь, воздух представлен верхним окном – лантерной (как и на куполе Брунелески), ракушки покрывают купол изнутри – это вода, красный цвет стен – огонь, а камни пола и мрамор – это земля. Цвета стихий соответствуют цветам герба Династии Медичи – красный, белый, синий и золотой. Мраморные полы по проекту Буонталенти – это огромный мраморный цветок из инкрустации цветного камня. Стены покрыты красным велюром с золочеными кистями, растительные узоры сделаны из перламутра и золота. Окна также украшены золотом – фантастические фигуры, гирлянды, а над залом купол, с 2500 перламутровыми раковинами. Именно ракушка стала символом свадьбы Герцога Франческо I с любимой Бьянкой Капелло, поэтому они представлены во множестве. В результате недавней реставрации, проведенной в 2012 г. с использованием особых технических средств, была восстановлена красота живописных стен.

Поверхность стен (общей площадью 130 кв. м) вплоть до каменного тамбура, украшена расписанными золотыми листьями, оттененными битумом и натуральной землей и наложенными на тонкие оловянные пластины. Около 6.000 раковин Индийского океана прилажены к штукатурке купола, облицованной позолоченными оловянными пластинами с золотыми листьями и покрытой прозрачным лаком с кармазинным оттенком. Тамбур украшают более 2.500 жемчужин. После расчистки створки раковины вновь обрели прежнюю переливчатость, красный лак и азурит штукатурки были восстановлены. Естественный свет, проходя сквозь окна из венецианского стекла, мягко освещает картины Тициана, Бассапо, Карлетто Кальяри, Морони, Бонифачо Веронезе и др., развешанные по стенам, обитым красным бархатом (воспроизведенным традиционными методами кустарного ткачества), античные скульптуры (среди которых – Венера Медичи), ценную мебель и пол, инкрустированный мрамором. Из всех предметов обстановки выделяется стол со столешницей из полудрагоценных камней, выполненной в мастерских Великих герцогов (1633-1649). Картины флорентийских художников XVI в. (Андреа дель Сарто, Понтормо, Бронзино, Россо Фьорентино и др.), выставленные здесь до реставрации, перенесены в новые залы художников начала XVI века.

DSC04000

В центре зала стоит стол с инкрустацией из камней, которую называют флорентийской мозаикой. Он сделан в мастерских Герцогов Медичи в начале XVII века по рисункам веронского художника Якопо Лигоцци (1547-1627). Стол символичной восьмиугольной формы для Трибуны Уффици делали в Мастерских Герцогов не один десяток лет. Орех, инкрустация из камней на основании – черном мраморе парагоне из Фьяндры, высота 89 см, диаметр 192 см. Рисунок с цветами, ракушками, фантастическими животными принадлежит художнику из Вероны Якопо Лигоцци. Готовый столик – настоящее произведение искусства, занял почетное место в середине восьмиугольного зала Трибуны. В 1780 году его убрали на время реставрации Трибуны (в это время поменяли деревянный каркас и ножки столика, сделав их позолоченными), и только в 1970 он вернулся на свое место. Столик поражает искуссной инкрустацией и тонким узором спустя века.

DSC03993 1

Здание восьмиугольной формы с большим куполом напоминает языческие храмы богов, воспевает способность человека преобразовать природу и проявить свой гений в искусстве. Триумф власти династии Медичи и прославление свадьбы Герцога в украшениях Трибуны Уффици видны всем, а над более глубоким символическим смыслом до сих пор задумываются и спорят учёные. 

В середине зала стоял восьмиугольный ларец, украшенный золотом и драгоценными камнями работы Джанболоньи. В 1583-84 гг. придворный художник Герцога Якопо Лигоции был назначен ответственным за украшение Трибуны Уффици – своды, окна, двери и фриз на стенах были расписаны изящными растительными узорами (которые не сохранились). В коллекции Великих герцегов, среди наиболее известных античных скульптур, приобретенных ими в начале XVII в. для римской виллы на холме Пинчо, была т. н. Венера Медичи.

DSC04016Великий герцог Козимо III, несмотря на то, что он славился своим ханжеством, перевез эту скульптуру с Виллы Медичи в Уффици. Подобный тип скульптур в Риме отмечен по меньшей мере с XII в. В 1677 г. Венера Медичи была помещена на почетное место в Зале Трибуна и очень скоро стала предметом всеобщего восхищения. Древнеримская статуя борцов – Борцы или панкратионисты, выполненная по утраченному греческому оригиналу. Её обнаружение весной 1583 года вызвало сенсацию среди римских знатоков древностей. Через посредство Валерио Чьоли в том же году скульптурную группу приобрёл кардинал Фердинандо Медичи для собрания древностей на вилле Медичи. Головы обоих борцов были утрачены, но по заказу Медичи их восстановили  – сначала у нижнего борца, потом у верхнего. Впоследствии скульптура была перевезена во Флоренцию, где ныне экспонируется в Уффици.

P1200036 0

Небольшой салон, где находится более 400 миниатюр, поступивших из богатейших коллекций Великих герцогов, первоначально имел название “Комната идолов” и содержал античную бронзу, “мексиканские” предметы и золотые изделия.

Затем зал переименовали в “Комнату Мадамы”, выставив здесь с 1589 г. драгоценности Кристины Лотарингской, супруги Фердинандо I. Впоследствии, вплоть до 1928 г., здесь располагалось собрание старинных гемм и камей семейства Медичи (теперь – в Музее серебряных изделий).

 

 

Миниатюры – небольшого размера портреты различных эпох и школ, удачно смонтированные в большие квадраты – принадлежат в большей своей части собранию, составленному между 1664 и 1675 годами кардиналом Леопольдо де Медичи. По времени формирования эта коллекция совпадает с его коллекцией автопортретов и рисунков. Главную часть портретов для кардинала приобрел Паоло Дель Сера, его представитель в Венеции.

На стенах, поверх квадратов с миниатюрами, помещены шесть знаменитых пергаментов, среди которых есть репродукции со знаменитых рисунков Рафаэля и Тициана, некогда бывших в коллекциях Медичи.

Сегодня комната имеет овальную форму. По желанию Великого герцога Пьетро Леополъдо эту комнату создал архитектор Дзаноби дель Россо (1781), а фрески (Аллегория Славы) на своде написал Филиппо Луччи.

P1200041 P1200039 1 P1200040