default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Зал 3 "Сиенское треченто (XIV век)"

 

Небольшой зал "Сиенское тречентво (XIV век)" посвящён живописцам города Сиены Симону Мартини (итал. Simone Martini) и его зятю Липпо Мемми (итал. Lippo Memmi), а также двум братьям: Пьетро (итал. Pietroи Lorenzetti) и Амброджо Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti). Картины XIV века показывают некоторое изменение стиля по сравнению с периодом раннего Возрождения. Симона Мартини и Липпо Мемми имеют типичный готический стиль.

"Благовещение" было написано около 1333 года сиенским живописцем Симоне Мартини и его родственником Липпо Мемми для алтаря капеллы Сант-Анзано кафедрального собора Сиены. Подпись внизу на латыни гласит “SYMON MARTINI ET LIPPVS MEMMI DE SENIS ME PINXERVNT ANNO DOMINI MCCCXXXIII” (Симон Мартини и Липпус Мемми из Сиены меня написали в 1333 году).

Это произведение, с его утонченностью линий и нежностью красок, считается шедевральным примером сиенской готической живописи. Архангел Гавриил, преклонившийся перед Мадонной, лишь сошел с небес – его крылья еще распахнуты, его плащ развевается на ветру. Из уст небесного вестника исходят слова из Евангелия "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". Мадонна кажется удивленной и напуганной этим внезапным появлением. Застенчивое движение Марии и ее изогнутый удлиненный силуэт придают изящество всей композиции. Мраморный пол, плащ архангела с мотивом в клетку, ваза с лилиями, полузакрытая книга Марии и её трон дают ощущение реально существующего пространства. Одежды изображенных персонажей тонко очерчены плавной декоративной линией, что типично для сиенской школы живописи.

Согласно традициям того времени, изображения библейских сцен должны были иметь позолоченный фон. Художники, все еще следующие традиционным канонам живописи, вписали интересные детали, пытаясь придать произведению некоторый реализм. В отличие от флорентийской школы, для которой характерны монументальность, объём и форма, сиенская живопись, с её грациозностью и утонченностью линий и нежностью красок, более лирична. Именно этим пленяет произведение Симоне Мартини.

Здесь же представлена изящная работа Амброджо Лоренцетти “Четыре сцены из жития св. Николая“ (Исцеление бесноватого мальчика, Пшеница, Молодые нищие; св. Николай посвящается в епископы города Миры Ликийские). Амброджо писал это произведение во Флоренции, в церкви Сан Проколо, возможно, одновременно с Триптихом, частью которого была картина Мадонна с Младенцем и святые Николай и Прокл, выставленная в этом же зале. И, кроме того, в другой капелле, мастер изобразил "житие св. Николая с фигурами небольшого размера". Этими двумя панелями со сценами жития св. Николая Чудотворца Мирликийского (части утерянного табернакля) сиенский художник поражает флорентийцев скрупулезным выписыванием деталей. Мастер не забывает быть внимательным и к проблемам пространства.

Амброджо руководствовался так называемой перспективой “рыбьего хребта”, что очевидно в сцене чуда зерна, когда святой спасает население города Миры Ликийские от голода. Новаторством в изображении морского пейзажа можно считать парусные лодки, написанные по всей морской глади вплоть до горизонта. В сцене епископского рукоположения к новшествам также можно отнести изображение святого со спины и служек, выходящих из-за колонн.

В 1332 Амброджо написал триптих "Мадонна с младенцем и святыми Николаем и Прокулом" как запрестольный образ для церкви Сан-Проколо во Флоренции. После того, как церковь секуляризировалась в 1778, триптих был расчленен, а пределла потеряна. Боковые панели вошли в галерею Уффици в 1914, в то время как центральный холст был получен как подарок американского историка искусств и художественного критика Бернарда Берензона (англ. Bernard Berenson) лишь в 1959. В центре Богоматерь с Младенцем, справа Св. Николай, слева Св. Прокл.

Полотно “Введение во Храм“, написано Амброджо Лоренцетти в 1342 году для алтаря святого Крискента в сиенском соборе, от которого до нас дошла только центральная часть. Прекрасно изображена перспектива, что видно по исполнению рисунка мраморного пола. Интересны тщательно выписанные детали и пояснительные символические надписи. Мастер использовал лаки, а для выделения голубого тона – дорогую ляпис-лазурь, как бы желая подчеркнуть значение своего произведения. Столетия спустя эту замечательную работу копировали многие сиенские художники.

DSC03820 0

DSC 0093 1Панель Никколо ди Бонаккорсо (1372 - 1388) "Введение Девы Марии во Храм" (ок. 1380) была частью группы картин со сценами из жизни Пресвятой Девы Марии, в которую входили "Коронация Богородицы" из "Коллекции Лемана" в музее Метрополитен в Нью-Йорке и "Обручение Девы Марии" в Национальной галерее в Лондон. Несмотря на позднюю дату картины, художник возвращается к Сиенской традиции 14-го века и работе Амброджо Лоренцетти, особенно в его описании пространства. Картина была перенесена в Уффици из больницы Санта-Мария-Нуова в 1900 году.

Расположенная рядом небольшая панель "Введение Девы Марии во Храм" была частью триптиха с историями из жизни Марии, которая включала панели "Коронование Девы Марии", хранящаяся теперь в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и "Замужество Девы Марии" из Национальной галерее в Лондоне. Несмотря на позднюю дату картины, художник Никколо ди Бонаккорсо возвращается к сенской школе начала XIV столетия и работам Амброджо Лоренцетти, особенно в его отражении пространства. Картина была перемещена в Уффици из госпиталя Санта-Марии Нуова в 1900.

DSC03823 1DSC03737 0Икона “Мадонна с Младенцем“ была написана в 1390-1400 итальянским художником и дипломатом Андреа Ванни (итал. Andrea di Vanni d’Andrea, ок. 1332-1414 , Сиена). В центре Мадонна с младенцем центре на позолоченном фоне, который дает ей некоторую золотую мистику византийского вкуса. Слева пророк с картушем, в полуарках Св. Лука евангелист и ангел. Мария с короной и в синем платье с типичной звездой на плече, воспоминании о божественной Грации и Вифлееме. Стиль произведения иллюстрирует примерами состояние сиенского искусства в конце XIV века, главным образом, Симоне Мартини.

Картина "Мадонна и Младенец" была центральной панелью в полиптихе, в который также вошли панели святого Павла и святого Иоанна Богослова. Полиптих теперь хранится в национальном музее святого Матфея в Пизе. Картина раскрывает влияние на художника, оказанное Чимабуэ и Дуччо ди Буонинсенья через две главные  фигуры в работе этого анонимного мастера, названного "Мастер Сан-Торпе" в честь картины Мадонны с Младенцем в церкви Сан-Торпе в Пизе. Хранившвяся в Консерватории ди Сан-Пьетро в Вольтерре, картина была вывезена из страны в XIX веке незаконно, но позже возвратилась из Германии в 1953 году стараниями ​​министра Родольфо Сивьеро. Панель поступила в Уффици в 1989 году.

DSC03784 0Алтарный образ блаженной Умилъты Пьетро Лоренцетти написал для алтаря в церкви Сан Джованни Эвангелиста во Флорен¬ции. Полиптих был разделён на несколько частей, которые находились в Берлине и других местах, вновь собран в 1954 г. благодаря рисунку XVIII века. В этом первом произведении уже зрелого Пьеро Лоренцетти ощущается влияние школы Джотто. В одиннадцати сценах символически изображена удивительная жизнь блаженной, бывшей в те времена основательницей валломброзианского монастыря Сан Джованни делле Донне, Розанезе деи Негусанти (скончалась в 1310 г.), сделавшей смирение своей профессией. В центральном панно, возле ее ног находится, возможно, св. Маргарита, вторая настоятельница монастыря (умерла в 1330 г.; картина, вероятно, заказана ею и написана после ее кончины). На трех сохранившихся пинаклях изображены три евангелиста: Марк, Иоанн и Лука; на пределле, внутри тондо, – Христос, Дева Мария и пятеро святых.

DSC 0101 1Lucca di Tomme (1356-1389). Благовещение со святым Франциском; святые Николай, Фома и святой евангелист; пророки Илия, Аарон, Малахия и Исайя. 1370-80. Темпера на дереве.
Лука ди Томме – мастер, продолжавший писать в великой сиенской традиции первой половины XIV века, подчеркивая при этом торжественный, почти иератический характер своих религиозных сюжетов. Первоначальное происхождение этого алтарного образа, зафиксированного в описях Палаццо Питти XIX века, неизвестно.

 Зал 4. "Флорентийское треченто (XIV век)" 

Здесь расположены картины флорентийских художников, стиль которых сформировался под влиянием новшеств, введенных Джотто. Большинство работ в этом зале собраны из флорентийских церквей и некоторые их части отсутствуют. Например, потеряны отдельные сцены из пределлы большого полиптиха Св. Понкратия Бернардо Дадди.

P1190958 0

Полиптих св. Панкратия написан Бернардо Дадди для главного алтаря церкви Сан Панкрацио во Флоренции, в 1330 г. На центральной доске полиптиха – традиционное изображение Мадонны с Младенцем на троне и ангелов; по сгоронам шесть панелей с фигурами святых в полный рост (Слева: Панкратий Римский, Зиновий Флорентийский и Иоанн Богослов. Справа: Иоанн Креститель, Репарата и Миний Флорентийский); вверху – четырнадцать досок, завершенных шпилями, с бюстами пророков и святых, и четыре тондо с ангелами; на пределле – семь сцен из жития Девы Марии: "Изгнание Иоакима из Храма", "Иоаким и пастухи", "Встреча Иоакима и Анны у Золотых Ворот", "Рождение Девы Марии", "Введение Девы Марии во Храм", "Благовещении", "Рождение Христа". Шестая панель – "Замужество Богородицы" находится в Королевской Коллекции в Виндзоре. Позднее были добавлены шесть недостающих сцен (свидетельство Вазари) из жития святой Репараты, небесной покровительницы Флоренции.

Это один из самых значительных полиптихов той эпохи, малые размеры частей которого высоко оценил Вазари. Бернардо Дадди, один из самых “приятных” представителей школы Джотто, имевший склонность к миниатюре, излагал священные истории множественными небольшими сценками, обогащенными стройными и грациозными фигурами, отчего создавалось впечатление интимной обыденности житий святых.

DSC03760 1Расписанные золотом и красками панели полиптиха Всех Святых Джованни да Милано (1320 - 1369) размером 131x38 см (большие) и  53x40 см (малые) имеют стандартный размер, который сохранялся примерно до 1360 года инаходяется в Галерее Уффици. На панелях изображены: Св. Екатерина и Св.Люси, Св. Стефан и Святой Лаврентий, Св. Иоанн Креститель и Св. Люси, Св. Пётр и Св. Бенедикт, Св. Иаков Великий и Св. Григорий, а также "Истории сотворения мира" (в тондо), хоры девственниц, мучеников, апостолов, патриархов и пророков (в пределле). Натурализм картин Джованни да Милано сыграл роль в обновлении художественного наследия Джотто. Эти панели – все, что осталось от великолепного полиптиха, бывшего на высоком алтаре церкви Огниссанти. Они вошли в Уффици в 1861 году. Восстановлены в 2008 году благодаря "Amici degli Uffizi" и "Друзьям Уффици".

P1190963 0Первый подписанный и датированный триптих Бернардо Дадди "Мадонна с Младенцем, св. Матфеем и св. Николаем" был написан для церкви Оньиссанти в 1328. Небезынтересным представляется тот факт, что после Джотто большая композиция была заказана Бернардо Дадди. Он сохранил традиционную композицию, иконографическую схему, включая золотой фон и треугольный верхний срез иконы, которые в целом гармонировали с общим готическим стилем церкви.

Картина "Пьета со святым Ремиджо" написана Джоттино ок. 1360-1365, когда он работал во Флоренции одновременно с тремя мастерами, близкими ему по стилю: Нардо, Джованни из Милана и Мазо ди Бьянко, с которым его часто путали. Темпера первоначально находилась в церкви Сан-Ремиджо.  

 

                                           

P1190921 1Триптих Мадонна на троне с ангелами и святыми написан около 1320-1325 флорентийским живописецем Якопо дель Касентино, работавшим над маленькими молитвенными алтарями для приватного вероисповедания. Центральная панель представлена сидящей на троне Мадонной с Младенцем на руках в окружении святых Бернардоа Клервоского, Иоанна Крестителя и ангелов. На боковых панелях показаны стигматы Святого Франциско, распятие, святая Мария Мадделена и, вероятно, святая мученица Луция Сиракузская. Это произведение, известное также как триптих Кагнола (итал. Cagnola), является единственной работой, подписанной художником. Якопо дель Касентино (Якопо Ландини) – Jacopo del Casentino (Jacopo Landini) родился во Флоренции в 1297г., умер в Пратовеккио в 1358/1368гг. Учился у Таддео Гадди, как сообщает Вазари, имел отношение к мастерской Джотто. Основатель (вместе с Бернардо Дадди) сообщества живописцев св. Луки. Влияние на развитие его готического стиля оказало творчество Лоренцетти. И вообще его зрелый стиль определился под влиянием сиенской школы. Работал в Ареццо, Флоренции, Пратовеккио.

P1190917 1Триптих Распятие на кресте со Св. Франческо и Св. Бенедиктом – работа итальянского живописца и художника-иллюстратора Пачино ди Бонагуйда (итал. Pacino di Buonaguida, 1302-1340). Всю свою деятельность Пачино провёл во Флоренции, где в дополнение к запрестольным образам писал миниатюры и иллюминировал рукописи. Теперь его считают изобретателем миниатюризма – стиля, который отличает ясная организация картин в многочисленных небольших сценах.

Триптих Мадонна с Младенцем на троне, окружённые святыми – работа итальянского живописца и художника-иллюстратора Пачино ди Бонагуйда (итал. Pacino di Buonaguida, 1302-1340). Всю свою деятельность Пачино провёл во Флоренции, где в дополнение к запрестольным образам писал миниатюры и иллюминировал рукописи.

 

P1190919

Теперь его считают изобретателем миниатюризма – стиля, который отличает ясная организация картин в многочисленных небольших сценах. Триптих датируется приблизительно 1300-1315, приобретён на антикварном рынке в Марке в 1947. Портативный алтарь (50x40 см) в форме остроконечника с двумя окнами предназначен, вероятно, частному благочестию. В центре изображена Мадонна с Младенцем на троне, окружённые святыми святыми Петром и Павлом; слева святой дьякон, святой Иоанн Креститель и святой Христофор; справа Распятие Христа между скорбящей Богородицей и Марией Магдалина на горе Голгофе; У основания креста лежит череп Адама, в который собирают кровь распятого Христа, напоминая, что Христос принял смерть на кресте во искупление людских грехов.

 

 

P1190959 0

Среди шедевров флорентийской живописи второй половины XIV в. эта Пьета отличается необычностью психологического портрета и поразительной освещенностью живописного полотна. Помимо традиционных персонажей Оплакивания Христа, здесь изображены стоящие на коленях две женщины в одеждах того времени: монахиня-бенедиктинка и пышно одетая молодая женщина, возможно, заказчицы картины. Святые покровители, Бенедикт и Ремиджо держат свои руки на головах этих женщин (это символический жест защиты). На втором плане Иосиф Аримафейский показывает Никодиму гвозди и чашу, возможно, Святой Грааль. Ярко-оранжевое одеяние, по которому расписана золотистая копна длинных волос Марии Магдалены, притягивает взгляд. Это цветовое решение предвосхищает изображение Магдалины в картине Мазаччо "Распятие" из полиптиха в Пизе. Уже Вазари отметил этого художника, по поводу которого все еще не утихают оживленные дебаты среди критиков, "мягкость и прилежность", а также способность с помощью кисти передавать различные чувства и высочайшее "воображение".

Небольшой остроконечный алтарь с изображением Мадонны с Младенцем на троне, окружённых восемью ангелами и святыми апостолами Петром и Павлом, подписана и датирована рукой мастера – Бернардо Дадди.

 

P1190965 0Дата рождения Дадди остается неизвестной. Он впервые упоминается в 1312 году. Дадди стал ведущим художником Флоренции во время своего поколения. Его последняя работа датируется 1347 годом и считается, что он умер на следующий год. Является основателем (вместе с Якопо Ландини) сообщества живописцев св. Луки. Произведение раскрывает все качества этого художника, который много посвящал себя произведениям, предназначенным для частного богослужения богатых, благородных и хорошо обеспеченных семей: симметричный, гармоничный состав, изысканная атмосфера, нежная светотень и мягкие цвета смешанные с золотом – характеристики, которые подтверждают Бернардо Дадди, как художника тонкого, создающего интимные картины, а не большие торжественные, историко-религиозные представления. В данной работе выделяется престол параболической высокой формы и, воздушная Богородица с очень традиционным расположением ангелов и святых, которые часто изображались в XIII веке.

 

 

 

DSC03740DSC03743 1Панель, "Святой Епископ", написанная в перио 1330 - 1335 гг., изначально имела остроконечную вершину и была, вероятно, боковым полем теперь потерянного полиптиха, приписывается Франческо Трайни, ведущему художнику Пизы 14-го века. Картина когда-то стояла в церкви Санта Фелисита во Флоренции.

Небольшая картина "Рождество", подписанная в центре снизу Symon Pin(xit), создана в 1380 году одним из наиболее успешных болонских художников и иллюминаторов Симоном деи Крочифисси, названным Симоне ди Филиппо ди Бенвенуто. (1355 - 1399). Панель является примером живого повествования и проницательного описания деталей, отражающих стиль Витале да Болонья. Картина поступила в Уффици в 1906 году из коллекции антикварного дилера Уго Балди.

 

 

DSC03780DSC03802 0Панель "Мадонна с младенцем на троне в окружении св. Марии Магдалины, Св. Екатерины Александрийской и Ангелов" была написана флорентийским художником Таддео Гадди (1327 - 1366) по заказу католического церковного деятеля XIII века Джованни Конти (Giovanni dei Conti di Segni), также известный как Джованни Конти (Giovanni Conti), чей герб можно увидеть на троне, для его часовни в церкви Сан-Луккезе в Поджибонси. Как показывает надпись, картина была завершена в 1355 году. Картина яввляется важным примером зрелой фазы в карьере художника, единственного ученика Джотто, который работал в 1360-х годах. Картина поступила в Уффици в 1914 году.

Тодон "Благословение Искупителя" был верхней частью расчлененного полиптиха, принадлежавшего одному из алтарей, созданных тосканским художником Спинелло Аретино (1373 - 1410), прозванного Спинелло ди Лука (итал. Spinello Aretino, Spinello di Luca Spinelli) по заказу оливетанских монахов из Лукки между 1383 и 1385 годами. Спинелло, который работал в своем родном городе Ареццо, а также во Флоренции, Пизе и Сиене, сыграл ведущую роль в переходе от Новой Готики к позднеготическому стилю к концу 14-го века. Картина была приобретена государством для Уффици в 2012 году.

DSC03797 1DSC03799Алтарная картина "Поклонение волхвов. Спаситель, Пророки Исайя и Давид (на вершинах)", с её яркими красками и сказочной аурой, является одной из поздних работ Лоренцо Монако (ок. 1420). Изначально установленная в трехгранной раме, увенчанной вершинами, картине была придана во второй половине XV века прямоугольная форма флорентийским художником Козимо Россели (1439-1507), в соответствии со вкусами Ренессанса, добавлением панели с "Благовещением и двумя Пророками".

Работая под началом Таддедо Гадди, Никколо ди Пьетро Джерини (1368 - 1414) сохранил в конце XIV века традицию мастерства Джотто, повторив иконографические и стилистические приёмы, характерные для начала века. Плодовитый художник по фреске, он часто работал в сообществе с другими мастерами, такими как Спинелло Аретино. В прошлом картина "Распятие не кресте" (ок. 1395-1400) была приобретена государством в коллекции Серристори для Уффици в 2011 году.

DSC03808 1Эти две работы приписывают малоизвестному художнику из города Пиза Питторе Пизано (Pittore Pisano), хотя в инвентаризационной ведомости 1890 года их авторство определено за Турино Ванни (1348 - 1438). Турино Ванни (лат. Torinus Vannis De Reguli), был родом из Риголи, работал в Пизе. Его стиль сформировался под влиянием сиенской школы и это видно, прежде всего, в его более поздних работах, таких как Богоматерь с детьми и святыми или архангелами с музицирующими ангелами. Турино Ванни считался подражателем художника Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo). Панель "Видение святого Ромуальда" обращена к истории из жизни святого Ромуальда. Тому приснился сон, напоминавший сон святого Иакова, который увидел уходящую в небо золотую лестницу с шествовавшими по ней вверх и вниз ангелами. Согласно преданию, спящему Ромуальду явились монахи в белых одеяниях, восходившие на небо.

DSC03807 0

Видение оказалось пророческим: набожный человек, владевший этим пустынным местом, подарил его отшельнику Ромуальду и тот основал здесь первый монастырь нового Ордена Камальдулы, где нашли приют пять братьев, поселившихся в пяти маленьких хижинах, чтобы жить здесь в безмолвии, не отвлекаясь на соблазны мира, в надежде спасти свои бессмертные души и обрести вечное блаженство. В кратком правиле, написанном святым по следам посетившего его сна, в котором Святой Бенедикт вручил ему и братии Устав, содержится всего пять пунктов, необходимых для того, чтобы достичь спасения. Не однажды затем еремитов будут обвинять в том, что они затворяются, думая только о собственном спасении и не помышляя о том, чтобы попытаться спасти мир, но разве не сказал некий святой: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи"?

Из других экспонатов коллекции следует отметить темперу на дереве Мастера делла Санта Чечилиа "Св. Цецилия и сцены её жития" и триптих св. Матфея работы Андреа ди Чоне попрозвищу Орканья, и Якопо ди Чоне.

DSC03773В 1367 г. флорентийская корпорация “Арте дель Камбио” заказала доску для западного пилястра своей резиденции, церкви Орсанмикеле, почитав¬шемуся большинством художников той эпохи маэстро Орканье, к тому времени уже консультанту живописных работ в Дуомо. Необычная трапецевидная доска после ее завершения, из-за болезни мастера, его братом Якопо ди Чоне в следующем году, была помещена на предназначенный пилястр. Центральная фигура св. Матфея окружена четырьмя сценами его жития (Чудо драконов, Вызов Святого, Воскрешение сына короля Филиппа, Мученичество святого), каждая из которых имеет пояснительную надпись. Вверху – несколько тондо в форме золотых монет, символа “Арте дель Камбио”. Тщательно выписанная панель богата красочными деталями, например, роскошная парча под ногами святого.

DSC 0082 1Летописец XIV в. Джованни Виллани помнит пожар, разрушивший в 1304 г. церковь Санта Чечилиа (Св. Цецилии), после которого её немедленно реконструировали. Существует мнение, что алтарная завеса, один из самых значительных образцов флорентийской школы раннего XIV в., была написана для этой церкви сразу после пожара неизвестным художником-флорентийцем (Maestro della Santa Cecilia), который работал с Джотто над фресками в Верхней церкви Св. Франциска в Ассисе.. В центре картины изображена св. Цецилия на троне, по сторонам – восемь эпизодов из ее жития с мученическим эпилогом: Цецилия на свадеьбе с Валерианом, Цецилия обращает в христианскую веру Валериана, Валериан поклоняется девственности Цецилии, Цецилия наставляет Валериана и деверя Св. Тивуртия (слева); Папа Урбан I крестит Тибурция, Цецилия читает Проповедь, Цеилия перед префектом Алмахием, Мученичество Цецилии (справа). В сценах, напоминающих увеличенные миниатюры, где каждая деталь реалистична, ощущается влияние Джотто (фрески Вер¬хней церкви в Ассизи). Следуя за молодым Джотто, мастер много экспериментировал в поисках оптимального размещения фигур в пространстве, оставляя за ними треть картины: например, в эпизоде вверху слева персонажи и роскошно уставленный стол на свадьбе Цецилии и Валерия помещены в нижней трети доски. Современнику Джотто, Мастеру делла Санта Чечилиа, чье имя стоит на этой завесе в Уффици, приписывают также другие произведения: некоторые из сцен жития св. Франциска на фресках Нижней церкви в Ассизи и роспись по дереву в нескольких флорентийских церквях: Сан Джорджо (на выступе), Сан Симо¬не и Санта Маргерита а Монтичи.

DSC 0090Master of the Corsi Crucifix. Христос распятый. Темпера по дереву. 1310-1315.
Мертвый Христос изображен в соответствии с моделью, задуманной Джотто: безжизненное тело весит на согнутых коленях и удерживается гвоздями в руках и ногах. Естественность изображения оставленного тела подчеркивается положением головы и бюста, которые наклонены вперед. По сторонам от него Богородица и Иоанн Богослов созерцают Спасителя, руки соединены в молитвенном и скорбном жесте. Над крестом изображен пеликан, кормящий птенцов кровью из своей груди, - аллегория смерти Христа ради искупления человечества. Заказчиком произведения, написанного внизу, возможно, был состоятельный прихожанин средневековой церкви Сан-Пьеро Скераджио, включенной в состав дворца Уффици, где Крест висел до 1782 года.