default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из самых смелых, революционных художников Высокого Возрождения Италии считают Антонио Аллегри (Correggio Antonio Allegri, 1489 – 1534), работы которого могут быть порой сильно религиозными и чувственными. Художник родился в маленьком городке Корреджо, в итальянском регионе Эмилия-Романга, и был назван в честь места своего рождения. Во время художественному мастерству он тесно сотрудничал с Лоренцо Коста (Lorenzo Costa; 1460 – 1535), который оказал влияние на Болонскую школу живописи, а также с Франческо Франсия (Francesco Francia; 1450 – 1517), тоже из Болоньи. В 1675 году картина "Мадонна с младенцем во славе", написанная ок. 1510–1512/13, находились в коллекции кардинала Леопольдо Медичи, но, возможно, до этого она была во Флоренции. Парящая среди облаков, окруженная ангелами-музыкантами и херувимами, Дева Мария появляется как видение в золотом свете, напоминающем золотые фоны средневековых картин. Иисус наклоняется вперед с ее колен. Очарованный небесной мелодией из лиры да браччо, которую играет ангел справа. Яркие, нежные цвета сфумато, мягкие телесные тона, милые и нежные лица вместе с почти волшебным небом типичны для элегантного и гармоничного стиля Корреджо. Яркие цвета возвышают мягкость оттенков кожи и естественные выражения лица. Это самая маленькая картина, которая есть у Корреджо. Она могла быть заказана Мантуана, учитывая, что куртуазная и музыкальная культура семьи д' Эсте могла повлиять на создание этого культурного гимна для божественной музыки. Картина датируется началом деятельности эмильского художника, между 1510 и 1515 годами.

Между 1506 и 1510 годами, после некоторого времени, проведенного в Мантуе, художник находился большей частью в городе Корреджио. В это время была написана картина "Поклонение Младенцу со святыми Елизаветой и Иоанном", в которой можно увидеть влияние Мантенья и Косты. В 1518 году Антонио Корреджо поселился в Парме, где выполнил свои первые крупные заказы и создал свои величайшие произведения. До и во время этого периода он написал такие шедевры, как ныне утраченная Мадонна из Албины (1514 г.), а также Мадонна с младенцем и юным Иоанном (1516 г.), которая сейчас находится в Музее дель Прадо в Мадриде, и "Отдых на пути в Египет" со Святым Франциском (1517). Картина "Богоматерь в умилении ребенком" была написа на Корреджо ок. 1518 – 1520 гг. и пожертвована герцогом Мантуей Фердинандо Конзага великому герцогу Тосканскому Козимо II Медичи в 1617 году, после чего была размещена в зале Трибуна 6 ноября того же года, где она оставалась до середины 19-го века. Мадонна изображена приклонившей колени на ступенях дома возле колонны. Она пристально смотрит на Божественного Младенца, лежащего на отделанной мехом накидке.

DSC04508Тициано Вечеллио (иногда Вечелли), более известный как Тициан, был ведущим художником венецианской школы во времена Ренессанса в 16 веке. В течение его жизни он часто был известен как Да Кадоре, имя от его места рождения Пьеве ди Кадоре. Признанный современниками как "солнце среди маленьких звезд", напоминая знаменитую заключительную линию Рая поэта Данте, Тициан был одним из самых универсальных итальянских художников. Полная чувственной прелести, его картина "Флора" ещё в 1641 г. находилась в коллекции Альфонсо Лопеца в Амстердаме и прибыла в Уффиции в результате обмена на одну из картин Императорской галереи в Вене. Почти достоверно известно, что это портрет молодой женщины, на которой некто обещал жениться. Одной рукой она обнажает грудь, в другой, с еле различимым на пальце кольцом невесты, держит букетик цветов. "Красавица", с распущенными волосами и нежным лицом, изображена здесь в одежде Флоры, богини плодородия.

DSC 0523 1Заказанное Гвидубальдо делла Ровере, герцогом Урбинским, в 1538 г. у венецианского мастера Тициана, это эротическое изображение Венеры Урбинской стало невероятно знаменитым и уже несколько столетий заполняет грёзы многих мужчин. Молодая женщина подозрительно маняще и привлекательно позируя, смотрит интригующим и обещающим взглядом. Обнажённая, она лежит на постеле со скользящей, немного смятой простынёй и лишь слегда прикрывает левой рукой свою наготу. Правой рукой она держит букетик роз как знак любви; символом любви являются и цветы мирта, лежащие рядом с ней. Собачка, свернувшаяся на постели (символ верности), придаёт всей сцене нежный и просветлённый характер. Продолжают эту линию и две служанки, выбирающие платья в роскошном свадебном сундуке. В проёме окна видно сиреневое закатное небо, сообщающее всей сцене поэтическое настроение. Последние современные реставрвции вернули холсту типичную для Тициана полихромность, подчёркнутую фактурными особенностями тканей и небольшой жемчужиной, поблескивающей в ухе молодой женщины. Герцог Гвидубальдо, который нетерпеливо и много раз запрашивал новости о готовности этого холста у своего посла в венеции, надеялся, что картина станет поучительной "медалью" для Джулии Варано, его юной супруги. 

DSC04512 0Дожив до исключительно преклонного возраста в то время, его манеры настолько изменились в последние годы, что некоторые критики считают, что это не мог быть тот же художник. Что объединяет две части его карьеры, так это его глубокий интерес к цвету, символизирующий венецианскую школу. Его более поздние работы, возможно, не содержат ярких, ярких оттенков, как его ранние работы, но их рыхлая кисть и тонкость полихроматических модуляций не имеют прецедентов в истории западного искусства. Влияние Тициана распространяется на всю европейскую живопись, и его имя часто упоминается как источник глубокого влияния на других художников. Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) "Мадонна с Младенцем", маленьким Иоанном и Св. аббатом Антонием, известная как "Мадонна роз". 1530. Включенная в коллекцию австрийского эрцгерцога Леопольда Вильгельма в 1659 году, эта картина позже вошла в Императорскую галерею в Вене и попала в Уффици в 1792 году в результате обмена картинами между двумя музеями. Структурные проблемы картины привели к тому, что она оставалась в хранилище в течение большей части времени и вернулась в галерею для показа в специальном климатическом шкафу в 2002 году. 

DSC 0512 1Портрет Франческо Мария I делла Ровере (итал. Francesco Maria I della Rovere), работы Тициано ое 1536 – 1538 гг., представляет герцога Урбинского (1490 – 1538) в доспехах. Картина попала во Флоренцию как часть наследия Витории делла Ровере (итал. Vittoria della Rover). Герцог держит жезл с изображением льва Святого Марка, а за его спиной, рядом со шлемом, видны дубинки с геральдической лилией Флоренции и папским гербом, отделенным дубом, фамильным гербом и свитком с обвитым вокруг него девизом "SE SIBI". Четыре дубинки намекают на военную карьеру герцога в качестве лидера армий Венеции, Флоренции и папства, а также "его собственной" ("se sibi"), другими словами, армии герцогства Пезаро и Урбино. Портрет поступил в Уффици в 1795 году.

 

DSC 0504 1Федерико Бароччи (Federico Barocci). Портрет Франческо Марии II делла Ровере. 1572. Масло на холсте. Франческо Мария II делла Ровере (1549-1631), сын Гвидубальдо и Виттории Фарнезе, был последним герцогом Урбино. Картина, посвященная его участию в битве при Лепанто (1571), написана под впечатлением от портрета, сделанного Тицианом для его деда, Франческо Марии I. Бароччи изучил лицо портретируемого с натуры, подчеркнув живой характер его гордого взгляда, а затем сосредоточился на доспехах – шедевре итальянского производства. Черпая вдохновение у Корреджо, Рафаэля и венецианских живописцев, Бароччи исследовал использование цвета и света, прокладывая путь к созданию великих портретов эпохи барокко.

 

DSC 0502 1Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), более известный как Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага, герцогини Урбинской. 1537. Масло на холсте. Портрет, написанный, возможно, во время пребывания герцогини в Венеции зимой 1536-1537 годов, на несколько месяцев раньше портрета её мужа, герцога Франческо Марии I делла Ровере (представленного здесь). Однако эти два произведения дополняют друг друга. Герцог изображен доблестным воином, а Элеонора – живым примером верной жены (собака на коленях – символ супружеской верности) и хранительницы женских добродетелей. Два сонета к этим картинам, написанные Пьетро Аретино, отмечают талант Тициана как портретиста и его исключительное мастерство в передаче нравственных качеств двух натурщиков, превосходящее даже возможности поэзии.

 

DSC04503 1В Зале Тициана в галерее Уффици представлены некоторые из наиболее похвальных портретов художника в дополнение к его мифологическим работам о Венере. Это включает портрет епископа Людовико Беккаделли, портрет Екатерины Коронаро в образе святой Екатерины Александрийской, портреты Франческо Марии делла Ровере и Элеоноры Гонзага делла Ровере, портрет рыцаря Мальты, а также  портрет "Больной Мужчина". Его портрет "Флора" (также в Уффици) отмечен как произведение такой красоты, что оно полностью отражает ранний период Тициана; с "теплой и страстной интенсивностью цвета". В этой работе показано использование коричневато-оранжевого цвета, которому дали название "Тициан", из-за его частого использования. Как и в случае с его портретом Флоры, цвет был особенно заметен в волосах его ранних идеализированных портретов куртизанок. Говорят, что немногие ученики и помощники Тициана стали высоко оценены сами по себе, и для некоторых из них его помощником была пожизненная карьера. Среди его самых известных учеников были Париж Бордоне (1495 – 1570) и, возможно, знаменитый греческий художник Эль Греко (1541 – 1614), в последние годы жизни Тициана. Картина "Святая Маргарет" в Уффици приписывается Тициано Вечеллио, которую называют Тицианом и Помощниками.

 

 

DSC04510Тициан был в равной степени знатоком портретов и пейзажей, жанров, которые впервые принесли ему славу, но также мифологическими и религиозными сюжетами. Он учился в молодом возрасте у Себастьяна Цуккато, затем у братьев Беллини, Джентиле и Джованни, сыновей Якопо Беллини. Беллини были известной семьей художников из Венеции и познакомили Титана со многими другими выдающимися художниками. Это включало в себя знаменитого Джорджоне, чья картина "Спящая Венера", очевидно, повлияла на Тициана "Венера Урбино" и "Венера и Купидон", которые сейчас находятся в галерее Уффици. Этот портрет неизвестного рыцаря Мальты, купленный кардиналом Леопольдо де Медичи (1617 – 1675) в Венеции в 1654 году, был написан Тициано Вечеллио (1488 – 1576) в 1510 году и вошёл в Уффици в 1677 году. Задумчивая меланхолия в выражении рыцаря и изощренные сочетания цветов заставили критиков отнести его к Джорджоне (Giorgione). Однако после недавней реставрации,  придавшей большей ясности картине, большинство ученых теперь считают, что она была написана молодым Тицианом, когда он всё ещё находился под сильным влиянием своего мастера Джорджоне.

 

  

 

DSC04515Портрет Бишофа Людовико Беккаделли написан Тициано Вечеллио в 1552 году. Эта картина, подписанная и датированная документом, который держит в руках епископ, вероятно, была приобретена кардиналом Леопольдо Медичи в Болонье в 1653 году. Людовико Беккаделли был близким другом семьи Медичи, и в 1563 году ему было поручено религиозное образование Фердинандо (1546-1609), сына великого князя Козимо I и великого князя. Беккаделли остался в Тоскане в качестве проректора Прато. Портрет находится в Уффици с 1704 года.

 

 

 

 

 

 

 

DSC04519 1Этот посмертный портрет Папы Сикста IV (Франческо делла Ровере, 1414 – 1484; итал. Francesco della Rovere) Тициано Вечеллио  написал ок. 1545 – 1549 гг. Портрет был, вероятно, скопирован с медали. Он прибыл во Флоренцию с наследием Делла Ровера (итал. Della Rovera) в 1631 году и поступил в Уффици в 1897 году. В течение многих лет считавшийся продуктом мастерской Тициана, недавняя реставрация подтолкнула ученых к тому, чтобы приписывать это руке самого мастера. Портрет вернулся в Галерею из хранилища в 1940 года.

 

 

 

 

 

 

 

DSC04521 1Картина "Св. Маргарет", написанная Тициано Вечеллио ок. 1565 – 1570 гг., ранее находилась в коллекции кардинала Леопольдо Медичи (итал. Leopoldo de' Medici; 1617 – 1675), где была указана как произведение Тициана. Она поступила в Уффици в 1798 году, в то время, когда более поздние работы мастера, известные иногда как "волшебный импрессионизм", граничащий с абстракцией, был не очень популярен. На самом деле картина была внесена в список произведений в то время под именем Пальма-и-Джоване (итал. Palma il Giovane). Лишь в 1925 году историк искусства Роберто Лонги (итал. Roberto Longhi) вернул её на своё место в каталоге более поздних работ Тициана. Работа была восстановлен в 1997 году мастерами Сискам (Siscam), Сафин (Safin) и Лиойд Италико (Lioyd Italico).

 

 

 

 

 

 

DSC04532Художественное полотно, которое кардинал Леопольдо купил у торговца по имени Паоло дель Сера, написал венецианский мастер Джованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Girolamo Savoldo) ок. 1530–1535 гг. Мало что известно об этом итальянском художнике из эпохи Высокого Возрождения, хотя его иногда называли Джироламо да Брешиа (англ. Girolamo da Brescia). Возможно, его семья была из города Брешиа (англ. Brescia), хотя он работал в основном в Венеции, а также в Милане и Парме. Некоторые искусствоведы считают его работы частью школы живописи в Брешии, так как там жили несколько его покровителей. Большинство его работ были написаны на религиозные темы, однако у него есть также несколько известных портретов. Картина "Преображение" показывает  Иисуса на горе Фавор в присутствии апостолов Иоанна, Петра и Иакова. Моисей и Илия стоят рядом с Ним в сиянии света, а голос провозглашает, что Он – Сын Божий. Световые эффекты, с помощью которых Савольдо оживляет свой характерный ломбардский натурализм, должны были сыграть важную роль в прокладывании пути для живописи Караваджо.

DSC 0534 1Симоне Петерцано (Simone Petersano). Ужин в Эммаусе. 1560-1565. Проповедь святого Павла со святым Варнавой. В одном из недавно отремонтированных залов галереи Уффици во Флоренции выставлена "Вечеря в Эммаусе" в стиле Тициана. Ранее картина экспонировалась в зале Аполлона в Палатинской галерее и приписывалась, как сообщает табличка на драгоценной раме, некоему Якопо Пистойе, о котором Вазари упоминает вскользь. Петерцано родился в Венеции в 1535 году, был учеником Тициана, как он гордо именовал себя, и оставался в Венеции до 1571 года. Однако в 1572 году переезжает в Милан, где уже через несколько лет становится одним из самых востребованных живописцев города, работая также над собором. Росписи второй и третьей картин в миланской церкви св. Павла и Варнавы свидетельствуют не только о высоком качестве его работ, но и о резком изменении манеры живописи по сравнению с более ранним венецианским периодом, к которому относится "Ужин в Эммаусе". "Низложение" было написано следующем десятилетии, а точнее в 1584 году, роковому году, когда в мастерскую Петерцано поступил совсем юный Микеланджело Меризи, Караваджо, и оставался там до 1588 года. Оказавшись в Риме, Меризи будет вспоминать "Низложение" Петерцано в своей сегодняшней пинакотеке Ватикана.

DSC04540 1Эта небольшая панель, которая вошла в Уффици с коллекцией Ферони в 1865 году, была идентифицирована как значительно более поздняя копия – несколько расширенная и с несколькими вариациями – Рождество Лоренцо Лотто, отличающаяся особо редкой иконографией, ныне находящейся в Пинакотеке Сиены. Слева от группы с Богородицей, святым Иосифом и кормилицей Саломеей, которая была чудесным образом исцелена при прикосновении к Младенцу Иисусу, повивальная бабка Зебель сушит одеждув большой и слабо освещенной факелом передней на заднем плане. Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) родился в Венеции и был связан с венецианской школой живописи, однако его независимая карьера фактически ставит его за пределы венецианской художественной сцены того времени. 

 

DSC04535

Мало что известно о его обучении, но работы Лотто показывают влияние венецианцев, Джованни Беллини (1430–1516) и Джорджоне (1477–1510). Его более поздние работы показывают влияние известного художника Пармы Корреджо (1489 – 1534). Свои первые картины Лотто создал в Венеции, а затем в Тревизо, где были написаны несколько восхваленных алтарей для церквей. В 1506 г. он был в Реканати, где он написал известный "Портрет молодого человека у белого занавеса". Через некоторое время его пригласили в Рим, где сказалось влияние Рафаэля (1483 – 1520). Затем он отправился в Бергамо, который оказался его лучшим и наиболее продуктивным художественным периодом. Позже он вернётся в Венецию, путешествуя из города в город в поисках заказов. На протяжении большей части истории искусство Лотто было почти забыто; это может быть связано с тем фактом, что его творчество в настоящее время остается в мало известных церквях или в провинциальных музеях. Даже лучшие галереи мира обладают лишь несколькими его картинами. Благодаря работе искусствоведа Бернарда Беренсона (Bernard Berenson) он был заново открыт в XIX веке и признан мастером. В Галерее Уффици имеется три работы оренцо Лото: "Святое семейство" со святыми Иеронимом, Анной и Иоакимом, а также его "Портрет юноши" и "Целомудрие Сусанны" (1517). В последней работе Лотто изображает библейский сюжет о купающейся Сусанне, за которой подсматривают два старца. Основная сцена написана так, что зритель видит ей как будто сверху. Для композиционного равновесия художник пишет за стеной (мы видим "над") откровенно традиционный пейзаж. На свитках с надписями (вызывающих ассоциации с современными комиксами) Сусанна заявляет о своём отказе грешить, а старцы, движимые завистью, обвиняют её в связи с молодым.

DSC 0492 1Аньоло ди Козимо (Agnolo di Cosimo), прозванный Бронзино (Bronzino). Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни. 1545. Масло на деревянной панели. Элеонора Толедская (1522-62), испанская аристократка и дочь вице-короля Неаполя, на которой Козимо женился в 1539 году, изображена с сыном Джованни во время пребывания на вилле Медичи в Поджио-а-Каяно летом 1545 года. Бронзино ставит мать и сына на фоне пейзажа в умилительной позе, не нарушая при этом официального характера портрета. Он уделяет их чертам такое же тщательное внимание, как и драгоценным деталям тканей и украшений. Платье герцогини из шелковой парчи, расшитое в испанском стиле гранатом (символом плодородия), напоминает о возрождении шелковой промышленности при Козимо I.