Великий итальянский художник-маньерист венецианской школы и один из самых известных художников позднего Возрождения Тинторетто, по прозвищу Якопо Робусти, родился в 1518 в Венеции и умер в этом же городе 31 мая 1594. В завещании 1539 года он называл себя независимым профессиональным человеком – это неудивительно, учитывая его имозантный и сильный характер. Документов о художественном образовании Якопо не сохранилось. Его биографы, в том числе Карло Ридольфи (Carlo Ridolfi), книга которого была опубликована в 1648 году, говорят об ученичестве у Тициана, которое было прервано из-за возмущения учителя гордым характером и исключительными достижениями ученика. С другой стороны, современник указал, что стиль Тинторетто сформировался в результате изучения признанных элементов тосканской школы, особенно Микеланджело, и элементов живописи, заимствованных у Тициана. Не по годам развитый талант Якопо побудил отца отдать его в мастерскую какого-нибудь выдающегося художника, но с прочными ремесленными традициями, чтобы сын мог изучить основы своего ремесла. Следы абсолютного стиля в его юношеских работах подтверждают эту гипотезу. Но вскоре он осознал разнообразие подходов, опробованных художниками, работавшими между 1530 и 1540 годами в Венеции и уже выступавшими против стиля Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известного как Джорджоне (Giorgione), который первым соединил формы и подчинил местный колорит его проникающему тону. Эмиграция римских художников в Венецию в 1527 году после разграбления Рима имперскими войсками, а также последующие контакты с художниками из Тосканы и Болоньи побудили художников венецианской школы вернуться к большему пластизму, не изменив фундаментальной хроматической природы Венецианская традиция. Влияние Микеланджело, визит историка искусства и биографа Джорджо Вазари в Венецию в 1541 году и путешествия венецианских художников в центральную Италию глубоко обновили венецианскую живопись, придав ей средства выражения, адаптированные к различным типам картин. В обновленном идиоме форма и цвет были смешаны в синтезе, в котором преобладал свет, чтобы выразить богатый фантастический и дальновидный дух. Таким образом, ранние произведения Тинторетто испытали все эти влияния. Критики определили группу юношеских работ Тинторетто, прежде всего Святое Собеседование с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем (Sacre Conversazioni). Одна из них, написанная в 1540 году, изображает Богородицу с Младенцем на коленях, повернутого к ней лицом, и шесть святых. Хотя стиль перекликается с различными элементами венецианского искусства времен Тинторетто, он также демонстрирует определенное влияние Микеланджелева.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Суд Париса.
На первом этапе своего творчества Тинторетто создал группу из 14 восьмиугольных потолочных росписей на мифологические темы (первоначально написанные для венецианского дворца), которые демонстрируют исключительную изысканность в перспективе и ясность повествования. Они напоминают моду на росписи потолка с перегородками, привезенные в Венецию Вазари. Это также был период самого тесного сотрудничества Тинторетто с Андреа Мелдолла (Andrea Meldolla); вместе они украсили фресками Палаццо Дзен (Palazzo Zen). Техника фрески сыграла важную роль в формировании идиомы Тинторетто, поскольку она подсказывала ему скорость исполнения, которая должна была стать основой его манеры живописи. К сожалению, сохранились только некоторые отпечатки его фресок XVIII века и несколько фрагментов многочисленных фресковых фасадов, украшавших Венецию. Работы Тинторетто по рисованию выполнялись с натуры, статуй и маленьких восковых моделей, которые позировали различными способами и искусственно освещали, как в крошечных декорациях. Эти методы подходили художнику для решения проблем формы и света. Неутомимый рисовальщик приобрел повествовательную беглость, которая позволила ему живым мазком и причудливым вдохновением проследить серию библейских историй, мифологические эпизоды из дома поэта Пьетро Аретино (Pietro Aretino) в Венеции (1545 г.) и священные композиции, такие как Христос и прелюбодейка, в котором фигуры, расположенные в обширных пространствах в причудливых перспективах, освещены в отчетливо маньеристском стиле. Тинторетто вернулся к более ранней форме композиции в своей "Тайной вечере" для церкви Сан-Маркуола (1547), в которой выбор грубых и популярных типов преуспевает в подтверждении сцены с изображением обычной повседневной реальности, пораженной чудом откровения.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Церкопы мутировали в обезьян.
Несколькими месяцами позже Тинторетто приобрёл широкую популярность среди художников и литераторов своим произведением "Святой Марк, освобождающим раба" (также называемым "Чудо раба"). Письмо от Аретино, полное похвалы, но также призванное умерить юношеский энтузиазм Тинторетто, подтвердило известность 30-летнего художника. Отношения между Тинторетто и Аретино на этом не закончились, хотя одно из писем Аретино содержит намёки на разногласия, тем не менее, он поручил художнику написать семейные портреты, а после его смерти его образ должен был появиться в огромном Распятии Тинторетто в Scuola Grande di San Rocco (1565). Картина "Святой Марк, освобождающая раба" настолько богата структурными элементами постмикеланджельского римского искусства, что разумно предположить, что Тинторетто посетил Рим. Однако он не стал прерывать своих художественных экспериментов. Истории из Книги Бытия, написанные для Scuola della Trinità (1550–1553), показывают новое внимание к манере живописи Тициана, а также осязаемое понимание природы. Шедевром этого периода, несомненно, является Сюзанна в своей ванне (ок. 1555 г.); свет создаёт кристально чистую форму Сюзанны на фоне, наполненном свежим поэтическим смыслом.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Аполлон и Марсий.
В 1555 году Тинторетто, известный и востребованный художник, женился на Фаустине Епископи, которая, нежная и преданная, родила ему восемь детей. По крайней мере трое из них – Мариетта, Доменико и Марко – изучили ремесло своего отца и стали его соратниками. Художник неутомимой деятельности и истинной ярости творчества, Тинторетто провел большую часть своей жизни в кругу семьи и в своей мастерской. Но любовь к одиночеству, о которой говорит его биограф, не помешала живописцу подружиться с несколькими творческими личностями. Этот конкретный период в карьере Тинторетто, отмеченный большей живостью цвета, склонностью к разнообразным перспективам и высокой декоративностью, совпал с его растущим восхищением искусством Паоло Веронезе, который работал во Дворце дожей. Ассимиляция и трансформация веронезийских элементов в творчестве Тинторетто заметны в его прекрасных потолочных росписях библейских историй. Использование цвета, поглощающего свет, открыло новые возможности для создания пространств, больше не структурированных чистой игрой перспективы. И в этих местах художник представил толпу в гармоничном порядке с остальной частью картины, что до того момента отсутствовало в венецианском искусстве. Именно тогда Тинторетто начал участвовать в украшении церкви Мадонны дель Орто и находящейся в ней частной капеллы семьи Контарини, которая в 1563 году стала местом последнего упокоения великого кардинала Гаспаро. Работы Тинторетто для Мадонны делль’Орто, которые занимали его около десяти лет, также дают представление об эволюции идиоматических элементов его искусства. Представление Девы Марии в Храме (ок. 1556 г.) было, по словам Вазари, "прекрасно законченным произведением, а также самой выполненной и самой успешной картиной, которая когда-либо существовала в этом месте". В "Видении Креста" святого Петра и в "Мученичестве святого Павла" (1556 г.) фигуры резко выделяются на пространстве, залитом туманным, нереальным светом. На двух огромных полотнах, одно из которых изображает евреев, поклоняющихся золотому тельцу, в то время как Моисей на горе Синай принимает скрижали Закона, а другое – Страшный суд, Тинторетто написал две работы высочайшего ранга с большим богатством повествовательных средств и осознанности. тематической связи между двумя сценами, которая свидетельствует о знании Писания и современных духовных движений. Высокая фигуративность двух картин предполагает, что Тинторетто провел в этом десятилетии ряд экспериментов. Доказательством этого является, прежде всего, драматический стиль, в котором представлены сцены, стиль, который неизменно поражает зрителя своим романтическим пафосом. Пространственная концепция Тинторетто носит динамичный характер. Как заметил современный критик, Тинторетто передает ощущение стремительного падения вперёд или столь же стремительного подъёма. Контрастные движения придают фигурам аналогичную нестабильность. Чтобы добиться таких эффектов, Тинторетто использовал разные приёмы: в "Христе, исцеляющем паралитика" церкви Сан-Рокко (1559 г.) евангельский эпизод реализуется в сжатом пространстве, сквозь которое кажется, будто открывается укороченный в ракурсе потолок, давить на толпу, которая дрожит; в "Св. Георгии и Драконе" Тинторетто помещает сказку в довольно глубокий пейзаж, пересекаемый белыми стенами города. Подобные элементы содержатся в серии полотен философа и врача Томмазо Рангоне, великого хранителя Школы Сан-Марко, заказанных у Тинторетто в 1562 году.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Девкалион и Пирра.
В мае 1564 года советники Scuola Grande di San Rocco решили украсить Sala dell’Albergo картинами вместо передвижных украшений, используемых во время праздников. Скуола (Scuola) в средневековой Италии представляла собой братство или благотворительная организация, члены которого ежегодно вносили взнос на определённые нужды. Святой Рох – защитник от эпидемий. Многочисленные эпидемии того периода дали новый импульс культу святого и вызвали приток огромных богатств в Скуолу, построившую великолепный центр помощи бедным и немощным. Когда Тинторетто подарил Скуоле свою овальную картину "Святой Рох во славе", устроители решили поручить ему оформление Сала. Вазари рассказывает, что дизайны поступили от различных выдающихся художников, включая Паоло Веронезе, но Тинторетто, который представил свои работы, уже установленные в Зале, победил своих конкурентов. Подобные эпизоды считаются современными источниками доказательством того, что в своем творчестве художник не знал угрызений совести. Он действительно был человеком, поглощенным страстью к живописи, а не ради материальной выгоды, поскольку он посвятил себя грандиозным предприятиям за чрезвычайно скромное вознаграждение. Вопрос о том, кто помогал Тинторетто в его головокружительной деятельности, остается открытым; в то время Мариетте было всего около девяти, а Доменико четыре, но известно, что в 1560 году студию Тинторетто начали посещать молодые художники, особенно из Нидерландов и Германии. В 1565 году его огромное Распятие было выставлено в зале Sala dell’Albergo. Вокруг Христа, в центре, множество фигур вращается в ярком свете, который, приглушая цвета изображения, придает ему драматическую силу. Убранство палаты завершено в 1567 году; в него вошли и другие сцены Страстей Христовых, примечательные своей тематической новизной. Вазари, посетивший Венецию в 1566 году, чтобы познакомить с жизнью самых выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов, имел возможность следить за работой Тинторетто. Несомненно, он имел в виду самые последние работы художника, когда писал, что Тинторетто был "наиболее выдающимся умом, созданным искусством живописи". Несмотря на все свои фундаментальные сомнения в отношении стиля Тинторетто, Вазари чувствовал его величие. Около 1575 года с новым рвением Тинторетто возобновил украшение Скуола Гранде ди Сан-Рокко. Он закончил огромное центральное панно верхнего зала картиной "Вознесение бронзового змея" к празднику святого 16 августа и пообещал написать определенное количество полотен, "желая продемонстрировать великую любовь, которую я испытываю к ним, святого и нашей почтенной школы из-за моей преданности славному мессеру Сан-Рочо". В 1581 году были завершены все росписи потолка (10 овалов и 8 ромбовидных панно с светотенью; последнее восстановлено в XVIII веке) и 10 телери (большие повествовательные картины на холсте) на стенах. Несомненно, основная идея восходит к концепции, разработанной в грубых иллюстрациях Biblia Pauperum, то есть согласованию Ветхого и Нового Заветов.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Юпитер и Семела.
Кажется почти невозможным, чтобы в том же году художник выполнил четыре мифологические аллегории для Дворца дожей, из которых наиболее известными являются аллегории Вакха, Ариадны и Венеры. Все работы выполнены в очень элегантном стиле с почти академической отделкой. Но настоящего Тинторетто, безусловно, можно найти в церкви Святого Роха, где он свидетельствует о своей великой вере и, подобно средневековым мозаичистам, предлагает иллюстрированную Библию толпам бедняков, которые часто посещали благотворительное учреждение. Его глубокая, но независимая вера в религиозные мифы, не ограниченная никакими правилами Контрреформации, очевидна как в ярком наброске Трентского собора, исполненного для дожа да Понте, так и в алтаре Сан-Тровасо, казненном в 1577 году для Миледонны, участницы и историка Собора, с полуобнаженными женщинами, соблазняющими святого Антония. К 1577 году Мариетта и Доменико, уже являвшиеся членами гильдии художников, смогли помочь своему отцу вместе с другими будущими художниками конца XVI и начала XVII веков. Безусловно, присутствие помошников очевидно в двух циклах: восьми сценах цикла Гонзага с яркими сценами сражений, написанных между 1579 и 1580 годами, и множестве картин для залов Скрутинио и Маджор Консильо в Дворце Дожей, который республика хотела украсить новыми полотнами после пожара 1577 года. Конечно, его желание закончить свою огромную работу по украшению церкви Святого Роха было больше, чем его преклонный возраст побудил художника покинуть холсты Дворец дожей во многом его мастерская. В полотнах, выполненных между 1583 и 1587 годами для нижнего зала Scuola Grande di San Rocco, изображающих эпизоды из жизни Марии и Христа, Тинторетто следует новому направлению: свет в своем самом лирическом значении доминирует над картинами, растворяя цвет в вспышка прозрачных мазков. Пространство умножается в неограниченной последовательности перспектив; декорации временами преобладают над человеческими фигурами, как в двух великих произведениях в зале первого этажа, где Святая Мария Египетская и Святая Мария Магдалина погружены в сияющую туманную атмосферу, в которой вещи оживлены жизнью свое собственное: приглашение к созерцательной жизни 70-летнего художника, более чем когда-либо склоняющегося к взглядам на человечество и его судьбу, предлагаемым христианской верой. Великолепная модель (в Лувре) Рая для Дворца дожей и Тайная вечеря Сан-Джорджо Маджоре с бестелесными явлениями ангельских существ, завершенная за несколько месяцев до его смерти, являются доказательством глубоких духовных наклонностей Тинторетто. Он умер в 1594 году и был похоронен в церкви Мадонны дель Орто рядом со своим любимым ребенком Мариеттой.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Оплакивание мертвого Адониса.
Тинторетто был художником с полностью личной, постоянно развивающейся техникой и видением. Хотя почти очевидно, что его семья была родом из Лукки, Тинторетто (прозвище, означающее "маленький красильщик", в честь профессии своего отца красильщика шёлка или тинторе) считается венецианским художником не только по рождению, но и потому, что он всегда жил в Венеции и потому, что своими бесчисленными работами он внёс свой вклад в создание лица этого города. Тинторетто был свидетелем не только жизни города, священных и светских сложных живописных событий венецианского искусства, но и мифов общества, которые составили часть драматической истории Италии XVI века.
Якопо Робусти (Jacopo Robusti), прозванный Тинторетто (Tintoretto). Венера и Адонис.
Коридор. Галерея портретов.
Коридор. Кьяра Варотари (Varotari Chiara), Портреты дам. 1630-1639
Джироламо Форабоско (Girolamo Forabosco). Святое семейство со святым Петром.
Тиберио Тинелли (Tiberio Tinelli). Портрет джентельмена.
Пьетро Муттони (Pietro Muttoni), звестный как делла Веккиа (della Vecchia). Давид.
Пьетро Муттони (Pietro Muttoni), звестный как делла Веккиа (della Vecchia). Неверие святого Фомы.
Пьетро Муттони (Pietro Muttoni), звестный как делла Веккиа (della Vecchia). Фигура юного воина.
Франческо Маффеи (Francesco Maffei). Прославление Подесты Виченцы Альвизе Фоскарини с сыном.
Джулио Каприони (Giulio Carpioni). Тиресий предсказывает будущее Нарцисса.
Джулио Каприони (Giulio Carpioni). Смерть Леандро.
Джулио Каприони (Giulio Carpioni). Вакханалия.
Аллегория плодородия (Купание Венеры) изображает Венеру, томно лежащую на берегу реки, а позади нее – группа играющих купидонов. Один из них помогает богини выйти из воды с помощью шнурка со стрелой, отчего Венера становится жертвой своей собственной силы. Этот сюжет является частью мифологических историй, часто трактуемых Карпиони (Carpioni), переводчиком классицизма Пуссена (Poussin) в районе Венеции.
Джулио Каприони (Giulio Carpioni). Аллегория плодородия (Купание Венеры). Конец шестого десятилетия XVII века.
Пьетро Рикки (Pietro Ricchi). Урания.
Пьетро Либери (Pietro Liberi). Вооружённая Минерва.