default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P1170619 1

Амфитеатр Флавиев, арена для гладиаторских боёв, самый большой памятник Древнего Рима, сохранившийся до наших дней, известен под названием Колизей. Строительство амфитеатра началось при Веспасианев 72 г. на территории, где находилось искусственное озеро, и был торжественно открыт в 80 г., а организованные по этому случаю игры длились 100 дней. 

P1170670 1

Наружное кольцо амфитеатра, высотой окло 49 м, состояло из 4 ярусов из травертиновых блоков, соединённых штырями, без использования цемента. Блоки добывались в карьере под Тиволи; чтобы довезти их до места назначения, была проложена специальная дорога. Первые три яруса имели 80 пролётов, разделённых полуколоннами с капителями тосканского, ионического и коринфского ордера; аркады второго и третьего ярусов были украшены статуями. Четвёртый ярус был расчленён на компартименты пилястрами и окнами, над которыми возвышался фттик, украшенный щитами. В отверстия венчающего карниза были вставлены опоры, поддерживающие тент (велариум), защищавший зрителей от солнца. Натягивающие тент верёвки крепились к блокам, расположенным в круговом секторе снаружи Колизея, вымощенном белым известняком и обнесённым двойным портиком. Расположенные на оконечностях осей входы, отличающиеся друг от друга отделкой, не имели нумерации для распределения мест: два таких выхода предназначались для представителей властей, за каждым из которых закреплялось отдельное место на возвышении, два других – для прохода гладиаторов. Места для зрителей располагались в форме эллипса, а арена, рассчитанная на 50.000 человек, была оборудована деревянным полом, засыпанным песком. До наших дней уцелели подземные помещения с проходами и коридорами, а коридоры и пандусы, расположенные в самом амфитеатре, служили для удобного распределения зрителей в зависимости от социального положения. Арена, опоясанная крытой служебной галереей с нишами и внутренними входами, была частично отреставрирована в XIX в. Первый сектор, защищённый ограждениями и оборудованный скамьями субселлиа, состоял из подиума, предназначенного для размещения сенаторов. Лестничные марши вели на второй уровень с восемью мрамосрными с площадкой и соединительным коридором. По другим, более крутым лестничным маршам, зрители поднимались на третий, наиболее вместительный уровень, разделённый на два сектора. Нижний сектор также был оснащён площадкой и коридором, и состоял из длинной лестницы с выходами.  Пол второго сектора третьего уровня служил основанием для последнего уровня, соответствующего наружному, четвёртому ярусу. Для облегчения конструкции он был сформирован из одиннадцати деревянных уступов и увенчан портиком из восьмидесяти мраморных и гранитных колон.

P1170708 1

Во время состязаний арена обносилась высокой металлической сеткой, сдерживавшей диких зверей, участвовавших в охоте, за которыми следили лучники, располагавшиеся в специальных нишах на подиуме. Наружу вели два выхода, сообщавшиеся с подземными коридорами, откуда приходили гладиаторы и куда выносили мёртвых.Коридор соединял подземные помещения со школой гладиаторов эпохи Домициана, развалины которой видны неподалёку от Колизея, между улицами Виа Лабикана и Виа Сан-Джованни-ин-Латерано. Здесь гладиаторы жили и тренировались, здесь же располагались арсеналы и лечебницы. Под ареной Кализея проходила сеть коридоров и проходов, которая в настоящее время находится под открытым небом; она была проложена при Домициане и служила для размещения механизмов, поднимающих на арену сценические материалы и т.п. при помощи лебёдок. Между Колизеем и храмом Венеры и Ромы находится участок, где располагалось основание гигантской статуи Нерона высотой 35 м. Греческий скульптор Зенодор изобразил императора в образе бога Солнца, увенчанного лучам. Статуя находилась в Золотом доме и была перевезена сюда после смерти Нерона, при помощи 24 слонов. позднее она была преобразована в изображение солнечного божестваГелиоса, а Коммод на время придал ей собственный облик в образе Геркулеса.

P1170693 1

Из-за землетрясений и пожаров Колизей неоднократно реставрировался уже в древнеримскую эпоху. Его упадок и разрушение начались в IV в.: на протяжении многих веков амфитеатр использовался в качестве огромного карьера для добычи стоительных материалов до тех пор, как гласит памятная табличка, папа Бенедикт XIV в 1744 г. не положил этому конец.Уцелела лишь половина сооружения: после обрушений в результате землетресений в 1703 г. был построен кирпичный контрфорс для поддержки сводов со стороны Целия. 

P1270331

 Колизей

Рядом с Колизеем можно видеть самою большую и наиболее декорированную из трёх триумфальных арок Рима – арку Константина. Она была возведена сенатом и народом Рима в честь императора Константина после го победы над Максенцием в битве у Мульвийского моста 28 октября 312 г. и открыта 25 июля 315 г. Арка хорошо сохранилась благодаря реставрационным работам, которые проводятся начиная с XV в.; она имеет три пролёта, обрамлённых коринфскими колоннами; в монументальном аттике над антаблементом установлены статуи пленников-варваров. Хотя скульптурное украшение посвящено Константину, большая часть декора состоит из барельефов и статуй, снятых с более ранних триумфальных памятников, посвященных Траяну (98–117), Адриану (117–138) и Марку Аврелию (161–180).

P1270196

Южная сторона арки Константина

Арка представляет собой своеобразную "антологию" римского скульптурного искусства императорской эпохи. Лишь некоторые украшающие её статуи были созданы при Константине: богини победы Виктории, речные божества и бюсты императоров, аллегорические фигуры, шесть панелей с эпизодами войны с Максенцием, а также барельефы с изображением Солнца и Луны. Остальные скульптуры, адаптированные под стиль колонн и других декоративных элементов, были взяты с памятников предыдущих эпох: статуи и мраморные панели украшали Форум Траяна и базилику Ульпия, барельефы с мифологическими сюжетами восходят к эпохе Адриана, 8 панелей аттика со сценами войн с варварами и триумфа относятся к периоду праввления Коммода. Между аркой и цоколем статуи Нерона были обнаружены остатки основания Мета Судане – ещё одного фонтана эпохи Флавиев, окончательно разобранного при прокладке дороги Виа дей Фори Империали.

P1270334 1

 Северная сторона арки Константина

Расположенная между Колизеем и Палатинским холмом, арка возвышается на Триумфальном пути, по которому победившие военачальники в триумфальном шествии входили в город. В книге 1828 года "Путешествие по Италии и Сицилии" отмечалось, что в этот период дорога была "всего восемь футов шириной и полностью покрыта деревьями". В книге также сообщалось, что дорога была "вымощена камнями два или три фута в диаметре, неправильной формы, но плотно прилегающими друг к другу и настолько глубоко погруженными в землю, что теперь она находится в полном порядке по прошествии стольких столетий". Тогда же указывалось, что на некоторых камнях были вырезаны инициалы "V.N.", что означает "via numinis", т.е. Божественный путь.

P1170714 0

Триумфальная улица сейчас назывался улицей святого Григория (Via di San Gregorio); она начинается от Арки Константина и идет к склонам Палатинского холма. Здесь можно полюбоваться руинами древнего акведука императора Клавдия.

P1170720 1

 Улица Виа ди Сан-Григорио