default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта полая внутри терракотовая скульптура первоначально была окрашена, что видно по следам краски синего цвета на мантии Богородицы, на красном халате и на светло-коричневых кудрях ребенка. Дева и Младенец, изображены в нежном и ласковом объятии, хотя оба смотрят на зрителя. Мать намерена поддержать сына в вертикальном положении, для чего положила ему на спину правую руку и опоясала грудь левой рукой. Ребенок трогает большой палец матери своими маленькими ручками с широкой улыбкой на лице. Скульптура приписывается Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio). Согласно записи конца XIX века, первоначально она занимала нишу на фасаде церкви Сан-Франческо-аль-Прато (хотя о ней отсутствуют упоминание в описании церкви, а её хорошее состояние предполагает, что она никогда не подвергалась воздействию внешней среды) , Статуя, вероятно, была выполнена во время работы Агостино ди Дуччио на фасаде соседней оратории Сан-Бернардино, была передана городскому Музею и вошла в галерею в 1910 году.

DSC 0848

 Агостино ди Дуччио (итал. Agostino d'Antonio di Duccio). Мадонна с Младенцем. 1457-1461

Этот полиптих был впервые задокументирован в 1548 году в описании капелл Св. Николая и Св. Доминика, принадлежавших семье Гвидалотти (итал. Guidalotti). В этом описании отмечалось, что Элизабетта Гвидалотти украсила часовню и пригласила Фра Анджелико (итал. Fra Angelico) для написания алтарной картины. Усилия Элизабетты в часовне и, в частности, заказ алтаря такому известному флорентийскому художнику были направлены, вероятно, на то, чтобы помочь восстановить престиж своей семьи после участия в убийстве Биордо Микелотти (итал. Biordo Michelotti) в 1398 году. Документ XVII века сообщает, что алтарь был заказан в 1437 году, хотя современные искусствоведы обычно датируют его по стилистическим причинам 1440-ми годами. Фигура Святого Николая из Бари представляется портретом Папы Николая V. Было высказано предположение, что Фра Анджелико написовал этот полиптих в конце 1447 года, по дороге из Орвието в Рим. На центральной панели изображены Мадонна с Младенцем на троне с ангелами. Четыре святых стоят по бокам в эдикулах (мнимых нишах) по две панели: слева святые Доминик и Николай из Бари (идентифицированные по их накидкам); справа святые Иоанн Креститель и Екатерина Александрийская (со своим колесом). Фигуры на этих трёх основных панелях разделено границами, наложенными рамкой. Это пространство имеет естественный вид, несмотря на несколько анахроничный золотой фон. Было высказано предположение, что фра Анджелико намеревался согласовать свою собственную "современную" концепцию с желанием заказчика придать алтарю роскошную, хотя и "старомодную" внешность. Другие панели полиптиха включают в себя два небольших тондо  (над боковыми панелями основного регистра), изображающие сцены Благовещения; шесть панелей, встроенных в каждую из боковых пилястр с изображением различных святых; и три панно пределлы, на которых изображены сцены из жизни святителя Николая Барийского. Несмотря на то, что капелла осталась неповреждённой, когда в 1614 году рухнули хранилища в нефе церкви Св. Доминика, полиптих, похоже, был удален. Пределлу выставили на показ отдельно от остальной части полиптиха к началу XVII века, когда она была в ризнице. Большинство панелей избежали реквизиции в наполеоновский период, но панели пределлы были конфискованы: Доминик-Виван Денон (фр. Dominique-Vivant Denon), директор Музея Наполеона (позднее Музея Лувра), выбрал две из них в 1810 году и отправил их в Париж. Антонио Канова (итал. Antonio Canova) восстановил их в 1815 году, когда они были получены Пинакотекой Ватикана в Риме. Агостино Тофанелли (итал. Agostino Tofanelli), директор Капитолийских музеев в Риме, выбрал третий музей в 1812 году. В 1817 году панели был возвращен в церковь Св. Доминика, откуда их переместили в галерею в 1860 году. Панели были собраны в новую раму в 1915 году вместе с копиями отсутствующих пано из пределлы.

DSC 0850

 Фра Анджелико (итал. Fra Angelico). Полиптих Гуидалотти. 1447

Произведение "Мадонна Пергола", пришедшее из алтаря церкви Святого Доминика, хранится в художественной галерее с 1863 года. Первая информация, относящаяся к большому алтарю, датируется 1446 годом, когда братство бичующихся монахов приобрело полиптих, ранее заказанный, а затем не принятым поэтом, гуманистом и драматургом Анджело Амброджини по прозвищу Полициано (итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano). Дата 1447 года, указанная на престоле, относится, очевидно, к тому моменту, когда братство решило добавить на картину четырех собратьев: Св. Доминики и Св. Франциска. Эта гипотеза также подтверждается анализом графической поверхности, которая оказывается разной в этой области. Вскоре, однако, картина понесла серьезное повреждение, которое затронуло большую часть левой стороны центральной панели и пределлы. В 1519 году потребовалась реставрация, проведение которой заказали перуджийскому художнику Джанникола ди Паоло (итал. Giannicola di Paolo). Таким образом, большая панель может быть датирована периодом между 1446 и 1447 годами, после прибытия Джованни Боккати (итал. Giovanni Boccati) в Перуджу в 1445 году. Это даёт право полагать, что в эти годы художник приезжал уже известным и признанным мастером. Алтарь представляет собой одну из первых попыток в Умбрии применения ренессансной модели "квадратной панели": персонажи больше не разделяются на различные отсеки, как это было в полиптихах, а собираются внутри единственной сцены. Боккати пытается реалистично связать пространство, размещая фигуры на ступенях большого горнего места, увенчанного густой перголой, переплетение которой ведет к точке схода в перспективе произведения. Эти нововведения могли прийти в Боккати только благодаря наблюдению за работой Доменико Венециано, который также навещал Перуджу в 1438 году и активно работал последние годы во Флоренции. Тот же свет и перспективный вид главной панели относятся к венецианскому, как и вид с высоты птичьего полёта и детали ландшафтов пределлы, несомненно, фламандского происхождения. Влияния Филиппи Липпи и Фра Анжелико  были обнаружены по стенам Арсенала и куполу Сан-Марко в Венеции, которую Боккати посетил в 1448 году. Главная панель изображает Мадонну с Младенцем с докторами Церкви: святыми Амвросием, Иеронимом, Августином и Григорием, и хор ангелов под цветущей перголой. На переднем плане святые Доминик и Франциск выражают признательность четырём братьям.

DSC 0854

Джованни Боккати (итал. Giovanni Boccati). Мадонна Пергола. 1446-1447

Панели пределлы изображают Святого Фому Аквинского; три прекрасных сцены из Страстей Христовых (арест Христа; дорога на Голгофу; Распятие); и Святой Пётр Мученик. Вполне вероятно, что два доминиканских святых, изображённых в пределе, были также добавлены после смены заказчика.

DSC 0859

Святой Фома Аквинский

DSC 0860

 Арест Иисуса Христа

DSC 0861 1

 Распятие

DSC 0862

 Дорога на Голгофу

DSC 0863

 Святой Пётр Мученик

Небольшой алтарь, который приписывается Джованни Боккати и датируется по стилистическим основаниям 1450-ми годами, был задокументирован в 1822 году в церкви конгрегации Святого Причастия монастыря Святого Симона из поместья Кармин. Однако этот монастырь не мог быть его первоначальным местоположением, так как конгрегация была основана только в 1575 году. Тем не менее, записи в галерее предполагают, что алтарь изначально находился в монастырской церкви Сан-Симоне-дель-Кармине и мог быть создан совместным замыслом Джованни Боккати и учёного Томмазо Понтано, которые оба переехали в Перуджу из Камерино в 1440-х годах. В 1441 году Томмазо Понтано создал ассоциацию лекторов на факультете искусств Университета Перуджи, члены которой первоначально встречались в церкви Санта-Мария-дель-Меркато. Когда в 1545 году эта церковь была снесена, ассоциация переехала в Сан-Симоне-дель-Кармине, и, вполне возможно, оркестр Мадонны переехал вместе с ними. В 1856 году ассоциация продала алтарь Академии изобразительных искусств. Алтарь изображает Мадонну с Младенцем на троне с ангельским оркестром. Трон установлен на лугу и два ангела преклоняют колени у его основания, собирая цветы. Щегол, кажется, клюет пальцем младенца Иисуса: щегол является символом Страстей, потому что он питается шипами.

DSC 0875

 Джованни Боккати (итал. Giovanni Boccati). Оркестр Мадонны. 1450

Происхождение этого ветхого процессионного знамени, подписанного Джованни Боккати и датированного надписью, неизвестно. На нём изображена Пьета и святые Агата, Иоанн Креститель, Мария Магдалина и святой епископ, а также ряд благочестивых женщин на фоне городского пейзажа Иерусалима.

DSC 0867

 Джованни Боккати (итал. Giovanni Boccati). Знамя благочестия. 1479

Эта хоругвь хранилась в церкви францисканского монастыря Фарнето за пределами Перуджи и была перенесена в галерею в 1867 году. На религиозном знамени, которое принято считать ранним произведением Перуджино, изображена Пьета на фоне пейзажа со святыми Иеронимом (рядом со своим львом) и Марией Магдалина.

DSC 0871

 Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino). Хоругвь. 1470-е годы.

Эта алтарная картина, подписанная Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli) и датированная надписью, была заказана для алтаря капеллы Святого Иеронима колледжа Новые Знания (итал. Sapienza Nuova). Колледж передал её Академии изящных искусств в 1816 году. Главная панель изображает Мадонну с Младенцем, сидящую на лугу (иконопись, известная как Мадонна Смирения), на золотом фоне, в окружении святых: Петра, Иоанна Крестителя, Иеронима (которому была посвящена часовня) и Павла. Центральная группа пределлы представляет Мужа скорбей Иисуса Христоса и стоящих рядом с ним Богородицу и Иоанна Богослова; слева изображённы по пояс фигуры святых Фомы Аквинского и Лаврентия; справа – святых Себастьяна и Бернардино Сиенского; по краям написаны рербы епископа Бенедетто Гуидалотти (итал. Benedetto Guidalotti) из Реканати. По бокам рамы изображенные также другие святые: Доминик, Франсиск и Пётр Мученик (слева); Екатерина Александрийская, Елизавета Венгерская и Люсия (справа). Элизабетта Гуидалотти, чей брат епископ Бенедетто Гуидалотти основал колледж, согласно документам, внесла значительные пожертвования в его часовню после смерти брата и была названа в уставе колледжа единственной женщиной, которой было разрешено посещать её. Присутствие гербов Гвидалотти на пределле и Святой Елизаветы среди изображенных святых предполагает, что она заказала алтарь.

DSC 0877

 Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli). Алтарь Новые знания. 1456

Триптих, приписываемый Бичи ди Лоренцо (итал. Bicci di Lorenzo), происходит из женского монастыря Святой Агнессы и, вероятно, был написан вскоре после 1429 года, когда монастырь перешел в сообщество францисканских высших учебных заведений. Алтарь был передан Академии изящных искусств в 1810 году. На центральной панели изображён мистический брак святой Екатерины, где Мадонна с Младенцем плавают на облаке; Св. Екатерина Александрийская (с колесом) стоит справа, принимая кольцо от Младенца Иисуса; Св. Агнесса, чьим именем назван монастырь (с Агнцем Божьим) стоит слева; Св. Елизавета Венгерская с короной и розами стоит на коленях ниже. Боковые панели изображают святых Антония Падуанского (держащего левой рукой огонь красноречия), Людовика Тулузского и Иоанна Богослова (слева); а также Геркулафла, Константина и Лаврентия (с решёткой) на правой створке. В верхнем регистре показаны стигматизация Св. Франциска (слева), Благовещение (в центральной панели), а также святые Иероним, Онуфрий и Павел Отшельник (стоящий на коленях перед пещерой), справа. Панели пределлы изображают воскресшего Христа, явившегося святой Марии Магдалине и требующего не прикасаться Его (nole me tangere); Св. Екатерина, отвергающая предложение о браке; Св. Елизавета, ухаживающая за больным; а также Крещение Христа. 

DSC 0880

Бичи ди Лоренцо (итал. Bicci di Lorenzo). Триптих Святая Агнесса. 1430-е годы.

Панель Благовещение Девы Марии работы Джованни дель Биондо (итал. Giovanni del Biondo), датируемая 1385 годом, поступила из алтаря церкви Благовещения в деревне Поджио ди Кроче коммуны Преси (итал. Poggio di Croce di Preci). На панели  изображены Благовестящий ангел и Благовещенская Дева Мария в изящной деревянной арке, а в пределле – оплакиваемый Христос и святые. После землетрясения 2016 года работа была временно помещена в хранилище культурного наследия Санто-Кьодо в Сполето (итал.  Santo Chiodo di Spoleto) и была восстановлена благодаря бескорыстной помощи Ротари-Клуба из Перуджи, который финансировал её реставрацию, выполненную Бруно Бруни (итал. Bruno Bruni).

DSC 0883

Джованни дель Биондо (итал. Giovanni del Biondo). Благовещение Девы Марии. 1385

Диптих Благовещения находился в богадельни Буономини (итал. Buonomini) при церкви Святого Архангела Михаила города Вольтерра (итал. Volterra) до 1935 года, но неизвестно, когда и как он там оказался, однако есть уверенность, что он был создан в Вольтерре, учитывая длительное пребывание работавшего в Италии португальского художника Альваро Пирез де Эвора (порт. Álvaro Pires de Évora) в этом городе. Традиционная датировка 1423 годом берёт свое начало в опубликованном в 1921 году документе, касающемся контракта Пиреса на панель для часовни Св. Екатерины в церкви Св. Августина в Вольтерре. Диптих Благовещения стилистически кажется совместимым со стилем Альваро. Есть сходство в широких складках одежды, расшитой псевдо-манжетами, а в "слегка дерзких лицах" и растительных мотивах ткани, которые украшают сиденье и трон Богородицы, присутствуют такие же маленькие круглые проколы 6,5. и 4,5 мм в диаметре.  Архангел Гавриил, только что прибывший, сворачивает на спине длинные крылья из оранжево-красных перьев. Божественный посланник приклоняется, опустив правое колено на землю, осторожно положив левый локоть на другую ногу. У него нет никаких атрибутов, ни лилии, ни длинного жезла, за исключением диадемы в виде ленты с драгоценным камнем в районе лба с элегантной прической. Гавриил одет в зелёную тунику, украшенную золотом на запястьях, воротнике и ступнях с мотивами, смутно вдохновлёнными куфическими персонажами. На его левом плече висит большой старый розовый плащ, который сходит в широкие мягкие складки, показывая тёмную подкладку внутри клапанов, которые свисают на пол; только кончик левой ноги остается открытым. Белизна зуба видна из слегка открытого рта. Руки скрещены на груди, правая рука направлена ​​на Деву, а другая в необычной позе держит тунику чуть ниже плеча. Дева Мария, укрытая плотным синим плащём, внутренняя сторона которого того же цвета, что и туника Гавриила, сидит на наклонно расположенной скамье, окрашенной в розовый цвет плаща архангела, чтобы показать глубину пространства. Симметрию композиции образуют скрещенные на груди Девы руки с длинными пальцами. Момент объявления происходит не глядя друг на друга, словно архангел готов к смиренному подчинению Марии, осознавая причиненное беспокойство. Скромность отношения подчеркивается взглядом, обращенным вниз, как будто без смелости пересечения взоров с Марией. Кажется, она сама не сводит глаз с маленькой молитвенницы на колене, чьи открытые страницы дают ответ на объявление Габриэля.

DSC 0886

 Альваро Пирез де Эвора (порт. Álvaro Pires de Évora). Диптих Благовещения. 1423

Произведение, первоначально находившееся в церкви Святого Августина селения Пьетралунга (итал. Pietralunga), было найдено на чердаке дворца Лупаттелли в 1896 году и перенесено в здание муниципалитета. В 1954 году его приобрело Министерство Умбрии. После тщательной реставрации в 1991 году, Филипп Тодини (итал. Filippo Todini) приписал авторство пенттиха Оттавиано Нелли (итал. Ottaviano Nelli), подчеркнув в святых слева вмешательство ассистента, что особенно видно по стилю четырнадцатого века в лице аббата Антонио; для Мадонны с Младенцем и других святых подлинность работы мастера не вызывает сомнений. На полиптихе изображены Мадонна с Младенцем Иисусом и святые: Антонио Абада, Августин, Павел, Екатерина Александрийская, Иоанн Креститель, Пётр, Стефан, Лаврентий, Андрей, Иоанн Богослов, Троица и ангелы.

DSC 0892

 Оттавиано Нелли (итал. Ottaviano Nelli). Полиптих Пьетралунга. 1403.

Пьеро делла Франческа (итал. Piero Benedetto de' Franceschi) учился и работал в своем родном Борго Санто Сеполькро, прежде чем провести короткий период во Флоренции в 1440 году. Его наиболее известными сохранившимися работами являются фрески сцен из легенды об истинном кресте в кафедральном соборе Ареццо, созданные в 1452-1456 годах. Он глубоко интересовался перспективой и опубликовал как минимум три математических трактата на эту тему. В 1468 году Коммуна Перуджа сделала пожертвование для монастыря Святого Антонио Падуанского для оплаты части стоимости алтаря, который они заказали. Речь идёт почти наверняка о платеже брату художника Марко, который часто выступал в качестве агента Пьеро делла Франчески (итал. Piero della Francesca). Похоже, что эту престижную работу заказала настоятельница монастыря святого Антонио, игумения Илария (ранее Маргарита, дочь Браччо Бальони). Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari) видел этот алтарь в "церкви монахинь" в 1566 году, а Чезаре Крисполти (итал. Cesare Crispolti) ясно указал в своем руководстве 1597 года, что это была удалённая от города церковь. Монахини сняли картину с этого алтаря в 1608 году и поместили её в ризнице. В 1668 году запрестольный образ перенесли в алтарь внутренней церкви (где он заменил алтарь Рафаэля, который бедные монахини были вынуждены продать). Картина была конфискован в 1798 году, но вскоре возвращен и окончательно передана в Академию изящных искусств в 1810 году. Две из панелей пределлы были впоследствии рассеяны, но позже возвращены в Перуджу. Алтарь был перекомпонован в галерее в 1921 году. Фигуры в главном регистре занимают единое пространство за рамкой и расположены на фоне золотой парчи. Они изображают Мадонну с Младенцем на троне (на центральной панели); святых Антония Падуанского и Иоанна Крестителя (слева); а также святых Франциска и Елизавету Венгерскую (справа). Великолепная панель вверху изображает фигуры Благовещения перед аркадой, которая представляет собой математическую науку о  перспективе. Вполне возможно, что эта часть алтаря изначально была предназначена для прямоугольной формы, но была вырезана в форме острия, чтобы гармонировать с готической апсидой, в которой был размещен алтарь. У алтаря двойная пределла: верхняя содержит тондо с портретами святых Клары (слева) и Агафьи (справа). В нижней части пределлы изображены сцены с участием францисканских святых: Святой Антоний воскрешает ребенка из мертвых; Стигматизация святого Франциска; а также Св. Елизавета спасает утопающего в колодце мальчика.

DSC 0895

 Пьеро делла Франческа (итал. Piero Benedetto de' Franceschi). Полиптих Святой Антоний Падуанский. 1468

Картина была написана Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano) для церкви Святого Доминика в Перудже в течение первого десятилетия пятнадцатого века, когда у художника из области Марке была своя мастерская в Венеции. Панель, изображающая Мадонну с Младенцем на троне, окруженных ангелами, подвергалась многочисленным повреждениям, таким как круглый надрез в верхней части и обрезка по бокам, которые поставили под угрозу её первоначальную форму и размер. Несмотря на это, на основании следов, оставленных деревянной рамой, можно предположить, что работа имела типично венецианский арочный изгиб; Трудно с уверенностью сказать, была ли она изначально задумана как самостоятельная панель или как центральная часть полиптиха, даже если удлинённая форма привела бы к подтверждению этой гипотезы.

DSC 0888

Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano). Мадонна с Младенцем на троне и ангелы. 1405-1410

Эта хоругвь пришла из церкви служителей Пресвятой девы Марии (итал. Santa Maria dei Servi). Надпись внизу говорит о том, что Братство Святой Девы заказало хоругвь для алтаря, который они приобрели в восстановленной в 1466 году церкви. Работа была впервые приписано Никколо ди Либераторе по прозвищу Ученик (итал. Niccolò di Liberatore, detto L'Alunno) в XIX веке, и с тех пор его авторство было общепринятым. Сервиты принесли хоругвь в новую церковь Святой Марии (итал. Santa Maria Nuova), куда они переехали в 1540 году. Сначала полотнище было установлено на главном алтаре, а затем перенесено в другое место в церкви.  В галерею хоругвь поступила в 1863 году. В центральной части изображено Благовещение внутри дома Богородицы. Бог-Отец, который восседает на образованном крыльями серафимов троне,  и окружён ангельским оркестром, посылает Святого Духа к Деве в виде голубя. Ниже святые Филип Бенизи Де Дамиани и Юлиана Фальконьери отдают группу молящихся на попечение Богородице (Филип и Юлиана не были канонизирован в то время, когда писалось полотно, и они показаны в своих сервитских одеяниях с лучистыми ореолами, присущими для канонизации). Среди представителей группы поклонников видны члены Коллегии докторов права (итал. Collegio dei Dottori Legisti): они, как известно, шли во время шествий к сервитской церкви на праздник Благовещения, и, вероятно, были связаны с заказом нового полотнища. В эту группу также входят члены кающегося братства, по крайней мере один монах-сервит и группа благочестивых женщин, большинство из которых носят сервитские платья.

DSC 0901

Никколо ди Либераторе по прозвищу Ученик (итал. Niccolò di Liberatore, detto L'Alunno). Хоругвь Благовещения. 1466

В 1568 году Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari) отметил присутствие этой хоругви, работы умбрийского художника Бенедетто Бонфигли (итал. Benedetto Bonfigli), в церкви Святого Бернардина. Она датирована надписью и, вероятно, заменила другое полотнище, которое Коммуна заказала в 1450 году, после канонизации святого Бернардина, когда начала совершать ежегодные шествия в День Святого (20 мая) от Кафедрального собора до церкви Св. Франциска на Лугу (итал. San Francesco al Prato). Хоругвь оставалось в церкви до 1863 года, после чего была перенесена в галерею. На полотне изображён святой Бернардин со своим обычным атрибутом в виде диска, провозглашающим святое имя Иисуса ("IHS"), который вверяет жителей Перуджи сидящему в окружении ангелов Христу. Граждане жертвуют свечи для праздника святого Бернардина. Епископ благословляет собрание, в которое входят наиболее уважаемые городские служащие и их дамы, а также ряд францисканских монахов и монахинь. Маленький мальчик собирается украсть одну из свечей, а надпись на его рукаве показывает черного дьявола с предупреждением: "укради и тебя повесят" ("fura che serai a peso"). Граждане собираются на площади Святого Франциска (итал. Piazza di San Francesco), предположительно, в конце ежегодного шествия. Позади них виден фасад церкви Святого Бернардина, строительство которой было завершено всего четыре года назад. Изображение церкви Св. Франциска на Лугу справа послужило важным свидетельством первонального внешнего вида фасада, что способствовало его реставрации в 1926 году.

DSC 0933

 Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Хоругвь "Святой Бернардин Сиенский". 1465

Три панели, написание которых приписывают последователю Пьеро делла Франчески (итал. Piero dell Francesca) Джованни Франческо да Римини (итал. Giovanni Francesco da Rimini), были зарегистрированы в конце XVIII века в ризнице церкви Святого Франциска на Лугу (итал. San Francesco al Prato). В 1810 году они перешли в Академию изящных искусств и в 1863 году – в Национальную галерею. На панелях изображены Мадонна с Младенцем; Св. Франциск; а также Св. Иероним. Надпись в основании трона идентифицирует заказчика как Лука Альберто ди Франческо (итал. Luca Alberto di Francesco).

DSC 0905

 Джованни Франческо да Римини (итал. Giovanni Francesco da Rimini). Панели из триптиха. Конец 1460-х годов.

Эта панель, вероятно, являлась частью пределлы полиптиха, который епископ Ринальдо Тринчи (итал. Rinaldo Trinci) заказал у Бартоломео ди Томмазо (итал. Bartolomeo di Tommaso) для главного алтаря церкви Святого Сальваторе в Фолиньо. Основные панели из полиптиха находятся в Епархиальном музее города Фолиньо. Четыре других были проданы в 1825 году: три из них (включая этот), которые сформировали пределлу, были идентифицированы, но четвертый был потерян.

DSC 0908

 Бартоломео ди Томмазо (итал. Bartolomeo di Tommaso). Погребение Христа. 1432

Панель, расписанная с обеих сторон, представляет собой деревянную икону, используемую братствами во время шествий, даже если ни святой, ни праздник, которому он был посвящён, не ясны. С одной стороны – сцена Благовещения, где архангел Гавриил стоит на коленях перед Богородицей, а он протягивает картуш с божественным посланием и лилией, символом чистоты; Мария, сидящая справа, изображена с жестом приветствия Святого Духа в форме лучей света. Вверху, на острие, Господь-Бог благословляет сцену. С другой стороны – Мадонна, которая боготворит Младенца: она сидит на мраморном троне посреди цветущего луга, её Сын лежит на коленях; позади них четыре молющихся ангела. Эпизод венчает фигура умершего в страданиях Христа.

DSC 0913

 Лука ди Паоло (итал. Luca di Paolo). Двухсторонняя процессионный штандарт. Благовещение. 1470-1475.DSC 0914

  Лука ди Паоло (итал. Luca di Paolo). Двухсторонняя процессионный штандарт. Поклонение Младенцу. 1470-1475.

С начала шестидесятых годов пятнадцатого века, до года его смерти, которая произошла в первые дни 1491 года, Лука идет по личному и почти изолированному стилевому пути в своём регионе, но, безусловно, качественно. Его первые работы всё ещё сосредоточены на памяти о богатстве и элегантности Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano), возможно, благодаря обучению другого местного художника, маэстро ди Стаффоло (итал. Maestro di Staffolo), который, возможно, был наставником Луки. Тем не менее, этот мир всегда поддерживается нечетким, почти гротескным выражением и необычным применением драгоценных материалов. Золото и серебро в его работах используются в изобилии для создания произведений с поистине удивительным результатом. На двухстороннем процессионным штандарт второй половины XV века изображены пиета и два монаха; Святой Себастьян и шесть монахов.

DSC 0918 1

  Лука ди Паоло (итал. Luca di Paolo). Двухсторонняя процессионный штандарт. Пиета и два монаха. Вторая половина XV века. 

DSC 0920 1

  Лука ди Паоло (итал. Luca di Paolo). Двухсторонняя процессионный штандарт. Святой Себастьян и шесть монахов. Вторая половина XV века.

Фрески, созданные Маттео да Гуальдо (итал. Matteo da Gualdo) в 1488 году, которые украшали внешнюю нишу частного дома  Фелициссимо Челлари (итал. Felicissimo Cellari) небольшой апеннинской деревушки Колле Априко (итал. Colle Aprico), недалеко от истоков реки Топино, на территории Ночера-Умбра (итал. Nocera Umbra), были отделены в 1911 году реставраторами Доменико и Туллио Бризи (итал. Domenico e Tullio Brizi)  и куплены в том же году государством. В центральной части ниши (эдикулы) изображена сидящая на троне Мадонна с Младенцем; над ними Бог Отец; Св. Себастьян (слева); и  Св. Антоний-аббат (справа). Свиток слева от трона имеет подпись Маттео да Гуальдо, а надписью под Богородицей также указана дата, которая, вероятно, 1488 (хотя это может быть 1493).

DSC 0922

Маттео да Гуальдо (итал. Matteo da Gualdo). Фрески из ниши. 1488

DSC 0924

Маттео да Гуальдо (итал. Matteo da Gualdo). Фрески из ниши. 1488

DSC 0925

Маттео да Гуальдо (итал. Matteo da Gualdo). Фрески из ниши. 1488

Алтарь, изготовление которого приписывают Бенедетто Бонфилmи (итал. Benedetto Bonfigli) и датируется 1450-ми годами, был заказан, вероятно, для главной квартиры гильдии нотариусов (итал. Collegio dei Notai). Однако впервые он был задокументирован в 1592 году в церкви их госпиталя Благовещение Девы Марии (итал. Santa Maria Annunziata). Вероятно, он был перенесен туда в 1588 году, когда штаб гильдии был частично разрушен, и вернулся в свое первоначальное место в начале XIX века,а в 1863 году поступил в галерею. Покровителями гильдии были Св. Дева Мария и Св. Лука, и это определило предмет алтаря. Благовещение происходит в ренессансном дворце, олицетворяющем дом Девы. Бог-Отец в окружении серафимов появляется в золотом небе над скалистым пейзажем в окружении летающих ангелов и посылает к Деве Святого Духа в форме голубя. Святой Лука (с тельцом, который является его обычным атрибутом) садится на корточки между Богородицей и ангелом Гавриилом и записывает чудо для своего Евангелия, как это сделал бы хороший нотариус. Оригинальная пределла, на которой изображены Пьета со святыми Марком и Иеронимом, сохранилась до 1822 года, но впоследствии была потеряна.

DSC 0930

 Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Благовещение со святым Лукой. 1450-1453

Джорджио Вазари упомянул в 1568 году два алтаря в церкви Святого Доминика, которые он приписал Бенедетто Бонфильи. На одном из алтаре изображено Поклонение волхвов; а на другом написано "много святых". Этот алтарь, который, предположительно, является первым из них, был впервые отмечен в 1548 году в капелле Волхвов церкви Св. Доминика. Купец Николо ди Гаспаро ди Лелло (итал. Nicolò di Gasparo di Lello) сделал заказ на капеллу в 1464-14666 годах, и, вероятно, также заказал этот образ для её алтаря. Как и многие другие работы в церкви Св. Доминика, алтарь был удален из своего первоначального местоположения после обрушения свода нефа в 1614 году. Он был указан в монастыре в 1683 году и в церкви, в 1712 году. Несмотря на то что алтарь был назван среди работ, которые предполагалось отправить в Капитолийский музей в Риме в 1812 году, впоследствии было решено, что ему место в церкви. Алтарь был передан галерее в 1863 году. На главной панели три короля представляют свои дары младенцу Иисусу, который сидит на коленях у Мадонны, а по сторонам (как в обычном сакральном разговоре) святые Иоанн Креститель и Николай Чудотворец из Бари (предполагается, заказчика звали Николаем). Фигуры размещены перед ветхим хлевом, стоящим в скалистом месте за пределами города-крепости Вифлеема. Панели пределлы изображают Крещение Христа святым Иоанном Крестителем; Распятие; а также Чудо святого Николая из Бари.

DSC 0937

 Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Поклонение Волхвов. 1466

DSC 0939 1

Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Пределла. Крещение Христа святым Иоанном Крестителем. 1466

DSC 0938 1

 Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Пределла. Распятие. 1466

DSC 0940 1

 Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Пределла. Одно из чудес Св. Николая из Бари. 1466

Эта поврежденная панель, которая приписывается Бенедетто Бонфигли, была упомянута в описи церкви святых Иеронима, Франциска и Бернардина, которая была составлена в период 1450-1453 годов. В 1810 году она находилась в капелле под церковным органом, после чего была передана Академии изящных искусств. На панели изображены Мадонна с Младенцем на троне, с Фомой Аквинским, Иеронимом (со своим львом), Франциском и Бернардино Сиенским перед низким парапетом, за которым стоят четыре молящихся ангела. Странно, что самым выдающимся из этих святых является доминиканец Св. Фома, которому младенец Иисус передает яркий предмет, являющийся аллегорией его учения. У каждого из святых есть книга, но у святого Фомы книга открыта и в ней написаны слова, которые Христос сказал ему, когда он молился перед распятием: "Вы хорошо написали обо мне, Фома..." ("Bene scriptisi de me Thoma ..." ..).

DSC 0944

 Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli). Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами. 1450

Группа художников, известная как Мастерская 1473 года, названа в честь этих восьми панно, на которых изображены чудеса святого Бернардина Сиенского. Они датированы надписью и впервые задокументированы в 1784 году в ризнице церкви Святого Франциска на Лугу (итал. San Francesco al Prato). Говорят, их "выпилили" из ниши, в которой находилась статуя святого Бернардина. В 1812 году директор Музея Наполеона (позднее Музея Лувра) Доминик-Виван Денон (фр. Dominique-Vivant Denon) отобрал две панели для конфискации и отправки в Париж. Итальянский скульптор Антонио Канова (итал. Antonio Canova) вернул их обратно в 1815 году. Директор Капитолийских музеев Агостино Тофанелли (итал. Agostino Tofanelli), привёз остальные шесть панелей в Рим. Все они были возвращены в церковь Святого Франциска на Лугу в 1817 году, а в 1863 году вместе с панелью с изображающей триграммы "IHS" на вершине ниши, переданы в Национальную галерею Умбрии. В 1991-1993 годах проводились реставрационные работы, в ходе которых было подтверждено, что картины первоначально были написаны на двух панелях (по четыре сцены на каждой), которые украшали вертикальные стороны ниши. Технический анализ позволил установить первоначальный порядок панелей, как представлено ниже.

DSC 0946 5

 Чудеса святого Бернардина (англ. St Bernardino). 1473

DSC 0946 1

Св. Бернардин излечивает от язвы дочь Джованни Антонио Петрацио из Риети.

DSC 0946 2

Умерший Св. Бернардин восстанавливает зрение слепого мальчика.

DSC 0946 3

Умерший Св. Бернардин освобождает человека, который был несправедливо заключён в тюрьму.

DSC 0946 4

Святой Бернардин возвращает к жизни человека, найденного мёртвым под деревом.

DSC 0950 1

Чудеса святого Бернардина (англ. St Bernardino). 1473

DSC 0949 1

Святой Бернардин возрождает Николо ди Лоренцо да Прато, которого растоптал бык.

DSC 0949 2

Св. Бернардин оживляет младенца, умершего при рождении.

DSC 0949 3

Умерший Св. Бернардино залечивает раны попавшего в засаду Джованни Антонио Торнано.

DSC 0949 4

Св. Бернардин исцеляет раненого когтем в голову Джованни Антонио да Парму.

Эта панель, на которой изображена Мадонна с Младенцем в мандорле, признана работой Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali). Она быал вырезана из большей панели, как видно из усечённых фигур двух ангелов ниже. Картина была задокументирована в 1863 году в ризнице церкви Св. Августина до её передачи в галерею.

DSC 0952

 Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali). Мадонна с Младенцем и ангелами. 1470-е годы.

Джорджио Вазари видел эту алтарную картину, которую он приписывал молодому Перуджино, в новой церкви Святой Мария (итал. Santa Maria Nuova), но, вероятно, она была заказана для алтаря в более ранней церкви служителей Святой Деве Марии ордена сервитов (итал. Santa Maria dei Servi). Агостино Тофанелли (итал. Agostino Tofanelli), директор Капитолийских музеев в Риме, выбрал её для Капитолийских музеев в Риме в 1812 году, однако картина была возвращена в Перуджу в 1817 году и восстановлена в церкви Санта-Мария-Нуова в 1820 году. Полотно было перенесено в галерею в 1863 году. Приписывание работы Пьетро Перуджино подтверждается тем фактом, что лицо молодого человека с краю левой стороны, который носит красную кепку и смотрит на зрителя, кажется автопортретом. Датирование началом 1470-х годов подтверждается тем фактом, что лицо короля с зелёным плащом было повторно использовано для написания св. Роха на фреске (1476 или, возможно, 1478), поступившей из церкви Святого Франциска в Деруте, которая датируется надписью и также приписывается Перуджино. Поэтому представляется вероятным, что эта работа была одним из первых главных заказов Перуджино в Перудже. Мадонна с Младенцем и престарелым Святым Иосифом справа изображены у входа в конюшню. Младенец Иисус благословляет старшего из трёх королей, который преклоняет колени перед Ним, в то время как два других короля и их придворные стоят слева. Все мужские лица кажутся портретами, вероятно, членов дворянской семьи, которая заказала эту работу (возможно, Баглиони) и их партнеров. Сцена написана на скалистом ландшафте.

DSC 0957

 Перуджино (итал. Perugino). Поклонение волхвов. 1470

Этот алтарь был перенесён из церкви Святой Марии Вознесённой в Монтелучи (итал. Monteluce) в галерею в 1863 году. Вероятно, он представляет картину Мадонны с Младенцем, описанную в "Памятной книге Санта-Мария-ди-Монтелучи", которая была подарена монахиням известным архитектором "Фьораванти из невероятной Перуджи" и помещена на алтаре Святого Причастия в то время, когда игуменой монастыря была Евфразия Альфани (итал. Eufrasia Alfani). Это самая ранняя работа, которая была приписана Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali), и одна из первых работ перуджийского художника, написанная, по крайней мере частично, маслом. На панели изображена в половину тела Мадонны с младенцем на фоне золотой парчи с шестью ангелами, два из которых держат вазы с розами. Мадонна носит корону, а младенец Иисус одет (возможно, по просьбе монахинь) в роскошное платье из зеленого бархата с красным шелком.

DSC 0962

 Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali). Мадонна с Младенцем и ангелами. 1465

Триптих из церкви святых Андрея и Бернардина считали работой Фиоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo) до тех пор, пока искусствовед из Эдинбургского университета Майкл Бери (англ. Michael Bury) и знаток искусств из университета Перуджи Пьетро Скарпеллини Панкрази (итал. Pietro Scarpellini Pancrazi) не обнаружил документ в архивах монашеского братства Справедливости Святого Андрея  (итал. Sant' Andrea della Giustizia), в котором записан заказ на изготовление алтаря малоизвестному художнику Санте ди Аполлонио дель Челандро (итал. Sante di Apollonio del Celandro), после смерти которого работу завершил Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali). Первоначально алтарь находился в церкви братства Санта-Мустиола, после чего переехал вместе с братьями в церковь святых Андреа и Бернардина в 1537 году. Алтарь был передан Коммуне города и вошел в галерею в 1895 году. На центральной панели два члена братства преклоняют колени перед Мадонной и Младенцем, которых окружают два ангела. Боковые панели изображают святых Мустиолу и Андрей; а также Петра и Франсиска. Примечательно, что святая Мустиола держит обручальное кольцо Богородицы, потому что эта реликвия, которая долгое время ассоциировалась со Святой Мустиолой из Кьюзи, была украдена в 1473 году и привезен в Перуджу (сейчас находится в капелле Святого кольца кафедрального собора). Пределла изображает святых Бернардина и Иоанна Крестителя слева; Пьету с Богородицей и Иоанном Евангелистом  в центре, между двумя другими членами братства; а также Святого Иеронима и святого воина справа.

DSC 0968 1

 Санте ди Аполлонио дель Челандро (итал. Sante di Apollonio del Celandro) и Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali). Триптих Справедливости. 1475-1476

Эта небольшая панель, на которой изображен Святой Себастьян, привязанный к колонне, поступила  в галерею из приходской церкви Святой Марии в крепостном замке Рипа за пределами Перуджи. На ней изображён герб семьи Нардуччи (итал. Narducci), а также портрет заказчика. Работа приписывается Санте ди Аполлонио (итал. Sante di Apollonio del Celandro), который, вероятно, был вдохновлён образом Святого Себастьяна, написанным Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna) в Падуе после вспышки чумы в 1456-1457 годах.

DSC 0971

Санте ди Аполлонио дель Челандро (итал. Sante di Apollonio del Celandro). Святой Себастьян. 1476

Серия из трёх контрактов между Сильвестринцами Новой церкви Святой Марии (итал. Santa Maria Nuova) и художником из Перуджи Фьоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo) связана с этой работой: первый, датированный 1472 годом, документирует создание двустороннего полиптиха; второй, подписанный 1487 годом, уменьшает размер вознаграждения до одностороннего полиптиха; третий документ от 1491 года (когда работа уже велась), требует, чтобы заказ был выполнен к 1493 году. Полиптих оставался на первоначальном месте главного алтаря церкви, когда сильвестринцы покинули монастырь в 1540 году, но был перенесён в начале XVII века и демонтирован в 1810 году, когда его переместили в Академию изящных искусств. Оригинальная рама и панели пределлы были потеряны. Пять основных панелей изображают Мадонну с Младенцем на коленях и двумя ангелами; святых Петра; Иоанна Богослова; Бенедикта; а также сильвестринский святого (Святой Сильвестр Гоццолини или Блаженный Паолино Бигаццини, оба были включены в согласованный объем работ до того, как он был уменьшенен в 1487 году). Пилястры содержат фигуры бенедиктинского монаха, архангела Гавриила и Иоанна Крестителя (слева); а также бенедиктинского монаха, Благовещения Девы и святого Себастьяна (справа). Небольшие панели верхнего регистра содержат фигуры Бога-Отца и Учителей Церкви, святых Амвросия, Иеронима, Августина и Григория.

DSC 0975

 Фьоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo). Панели из полиптиха ордена Сильвестринцев. 1487-1493

Инвентарь 1737 года, проведенный перед реконструкцией церкви Св. Франциска на Лугу (итал. San Francesco al Prato) в 1740-1748 годах, задокументировал эту нишу на правой стене церкви. В то время в ней находилась статуя святого Франциска. Детали этой ниши (без статуи) были отмечены в ризнице в конце XVIII века и вновь собраны в 1863 году после того, как их переместили в галерею. Полигональная ниша с надписью, в которой Святой Франциск упоминается как почитаемый служитель Церкви, окружена расписанными панелями внутри более крупной рамы эпохи Возрождения. Панели изображают Мадонну с Младенцем в мандорле херувимов и двух молящихся ангелов (сверху); святых Петра (слева) и Павла (справа). Подпись Фиоренсо ди Лоренцо и дата видна на подолах одежды Апостолов. Панель пределлы включает небольшие тондо францисканских святых Бонавентуру (который был канонизирован в 1482 году, всего за пять лет до росписи панели), Бернардина Сиенского и Антония Падуанского, а также Людовика Тулузского.

DSC 0982

  Фьоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo). Ниша из церкви Св. Франциска на Лугу. 1487

Эта небольшая религиозная панель приписывается Антониаццо Романо (итал. Antoniazzo Romano) или его последователю. На раме, которая, вероятно, оригинальна, есть надпись, призывающая зрителя не пичалиться, а произносить "Аве Мария". Галерея приобрела панель в 1884 году, но её более раннее происхождение неизвестно.

DSC 0977

 Мадонна с Младенцем. XV век. Антониаццо Романо (итал. Antoniazzo Romano). 

Фреска, которая находилась в госпитале Святого Эгидия, была отделена и перенесена в галерею в 1870 году. Две утраченные надписи, одна из которых находилась под фреской, а другая в ризнице, были ещё видны в XIX веке, сообщали, что работа была заказана Фьоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo) в 1476 году настоятелем Кэноном Галеотти (итал. Canon Galeotti)  во время вспышки чумы. Это самая ранняя из сохранившихся работ, которую можно смело отнести к художнику из Перуджи. На фреске изображена Дева Мария, дающая приют участникам купеческой гильдии (которая владела госпиталем) и обитателям  хосписа под своим плащом. Большая фигура слева – это, вероятно, Кэнон Галеотти. Бог Отец смотрит вниз, в то время как два ангела венчают Деву: вполне вероятно, что они изначально держали золотую корону, которая была утеряна.

DSC 0993

 Фьоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo). Мадонна Милосердия. 1476

Три панели из церкви Святого Доминика принадлежат кисти Фиоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo) и почти наверняка являются частью полиптиха. Они изображают святых Антония Аббата, "Дигнамериту", а также Екатерину Александрийскую. Название "Дигнамерита" (итал. "Dignamerita", относится к римским мученикам, записанным как святые Digna и Emerita, которые, возможно, были одним человеком. Дигнамерита на этой панели держит рыбу с кольцом во рту, по причинам, которые сейчас неясны.

DSC 0997

 Фьоренцо ди Лоренцо (итал. Fiorenzo di Lorenzo). Панели из полиптиха. Конец XV века.