default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC01601 1Маттеус Вайтманс (Mattheus Wytmans). Портрет мужчины, сидящего в парке и опирающегося на расписную балюстраду. Художник-портретист родился в Горкуме в 1650 году. Он был учеником Хендрика Вершуринга, а затем Яна ван Бийлерта (Jan van Bylert) в Утрехте. 26 января 1667 года стал членом гильдии художников Утрехта, а уже в 1678 году упоминается среди утрехтских художников. В Дрезденской галерее есть портрет лютниста, написанный его рукой. На выставке старых картин, проходившей в Утрехте в 1894 году, были его мужской и женский портреты. С другой стороны, повторяемое мнение о том, что он писал красивые социальные сцены в манере Гаспара Нетшера (Gaspard Netscher), а также пейзажи, цветы и фрукты, не может быть подтверждено известными картинами. Обращает на себя внимание любопытная вставка оптической иллюзии в композиции, имитирующей картины утрехтского художника Авраама ван Куйленборха (ок. 1620–1658) и помещенной без рамы в самое пространство картины Витманса.

DSC01637 1Самюэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraten). Голландский художник и автор книг об искусстве. Писал жанровые сцены в стиле де Хоха и Метсю, портреты, но наиболее известен как специалист по эффектам перспективы. Одна из его "перспективных коробок", в которой через глазок виден нарисованный игрушечный мир, находится в Национальной галерее в Лондоне. Только в его ранних работах можно обнаружить, что он был учеником Рембрандта. Хугстратен побывал в Лондоне, Вене и Риме, работал в Амстердаме и Гааге, а также в своем родном Дордрехте, и был разносторонним человеком. Он был офортистом, поэтом, директором монетного двора в Дордрехте и теоретиком искусства. Его "Введение в искусство живописи", 1678, содержит одну из редких современных оценок творчества Рембрандта. Эта картина также известна под названием "Тапочки". 1670. На стене на заднем плане можно увидеть картину Герарда Терборха.

DSC01632 0Винсент ван дер Винне (Vincent I Laurensz van der Vinne). Ванитас с королевской короной. 1649. Голландский живописец и рисовальщик, член семьи художников, наиболее известен своими натюрмортами ванитас (жанр живописи эпохи барокко, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп). Помимо Питера ван Рестратена, художника-жанриста и натюрморта (и зятя Франса Хальса), Винне – единственный задокументированный ученик Хальса. После первоначального обучения на ткацкой фабрике, он провёл девять месяцев, когда ему было 18 лет, в качестве ученика Франса Хальса (который позже написал его портрет около 1655-60; Торонто, Художественная галерея Онтарио), а в 1649 году вступил в Харлемскую гильдию святого Луки. С 1652 по 1655 год ван дер Винне путешествовал по Германии, Швейцарии и Франции, сопровождаемый некоторое время Гийамом Дю Буа (Guillam Dubois), Дирком Хельмбрекером (Dirck Helmbreker) и Корнелисом Питерс Бегой (Cornelis Bega). Помимо рисунков из путешествий 1652–1655 годов, он создал ряд городских пейзажей пером и тушью с серой заливкой, некоторые во время путешествия по Нидерландам в 1680 году. Он также сделал рисунки черным и красным мелом, изображающие городские ворота Харлема и руины, найденные в окрестностях. Винне получал заказы на потолочные росписи, вывески, пейзажи, портреты и другие работы, но его известные живописные работы ограничиваются несколькими натюрмортами ванитас (например, натюрморт ванитас с гравюрой Карла I Англии, после 1649; Париж, Лувр).

DSC01609 1Антони Паламедес (Anthonie Palamedes). Серия "Пять чувств": Вкус (женщина, кормящая ребенка грудью, и обезьяна, поедающая фрукты); Слух (мужчина играет на гитаре); Осязание (крестьянин держит курицу); Зрение (женщина в зеркале); Обоняние (мужчина курит трубку). Голландский художник-портретист и жанрист, работавший в основном в родном Делфте. Он был учеником Миревельда (Miereveld) и Дирка Хальса (Dirk Hals) и его картины напоминают картины мастеров: его портреты скорее деревянные, "веселая компания" – группы солдат, кавалеров и их дам – живее и приятнее по цвету. Довольно старые работы художника, около 1630-1640 годов, в стиле Кодде и Дирка Хальса. Его младший брат Паламедес I Паламедес и его племянник Паламедес II Паламедес (1633-1705) оба были живописцами. Граф Оскар де л'Эспин; Дар дочери Гортензии, принцессы Луи де Кро, Париж, 1930 г. 

DSC01605Баренд Аверкамп (Barend Avercamp). Сцена катания на коньках в Кемпене. Баренд (или Барент) Аверкамп, голландский художник и иллюстратор, племянник и ученик Хендрика Аверкампа, стиль которого он последовательно продолжал. Баренд прожил в Кампене большую часть своей жизни, но длительное время проводил в Зволле и Зутфене. В 1640 году женился на Мехтельте Хоберинке, а позже, в 1658 году, женился на своей второй жене, Элтиен Герритс. Баренд занимал много общественных должностей, в частности одну в Гильдии Святого Луки в Кампене (был деканом в 1656, 1662 и 1677 годах), и работал на различных других должностях, в том числе торговцем пиломатериалами. У него была мельница и гончарный завод. Долгое время его картины  приписывались его дяде, хотя художественная деятельность племянника была известна по архивным документам. Небольшая группа была приписана Баренту Аверкампу в начале 1920-х годов Велкером, который предложил, что картины были датированы после 1634 года или подписаны "Аверкамп" или "Б. Аверкамп", поэтому их следует отнести к Баренду, а не к Хендрику Аверкампу. Несколько простоватое подражание патинажам самого известного Хендрика Аверкампа, дяди Баренда и великого специалиста по бодрым и щеголеватым зимним сценам из фламандской традиции и знакомству с голландской жанровой сценой. 

DSC01598 1Рейньер Нумс (Reinier Nooms), известный как Зееман (Zeeman). Море. Лодка причаливает к большому паруснику. 1650 – 1675. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Вероятно, он был художником-самоучкой, поскольку большую часть своей ранней карьеры он провел в качестве моряка на голландских торговых судах, путешествуя по основным голландским торговым путям в Париж, Италию и на побережье Северной Африки. Его работы часто изображают морские пейзажи и прибрежные виды портов, которые он посетил. На протяжении всей своей карьеры он с гордостью называл себя фамилией Зееман (голландский: моряк), которым он регулярно подписывал свои работы. В настоящее время он известен в основном как художник кораблей, чьи работы относятся к двум последним стилистическим фазам голландской морской живописи XVII века. Некоторые из его картин демонстрируют интерес к свету и атмосфере, характерный для "тональной" фазы середины века, который можно увидеть в работах Виллема ван де Вельде Старшего. Другие работы, такие как виды морских сражений и итальянских портов Нумса, носят романтический характер, предвосхищающий более драматический стиль конца XVII века.

P1120436 0DSC 0126 1 KopieФранцузская художница (полное имя: Мария-Луиза-Элизабет Виже-Лебрен), одна из самых успешных женщин-художниц, особенно известная своими женскими портретами. Её отцом был Луи Виже, пастельный портретист и ее первый учитель. Позже она училась у ряда известных художников, среди которых Жан-Батист Грез и Жозеф Верне. В 1776 году она вышла замуж за торговца картинами Жана-Батиста-Пьера Лебрен (Jean-Baptiste-Pierre Lebrun). На творчество Элизабет Виже-Лебрен повлияли идеи Жан-Жака Руссо о детстве и материнской любви. Её автопортрет с дочерью отличается нежностью и простотой позы.

 

Художница нарисовала себя в 1789 году вместе со своей дочерью Жанной-Люси-Луизой (которую звали Жюли, 1780–1829) для графа д'Анживилье, который был "директором королевских бастионов". Этот портрет имеет ярко выраженный неоклассический оттенок.

P1120437 1P1120438 1В 1779 году Элизабет представилась прекрасная возможность, когда её вызвали в Версаль, чтобы написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Две женщины подружились, и в последующие годы Виже-Лебрен написала не менее 25 портретов Марии-Антуанетты в самых разных позах и костюмах; некоторые из них можно увидеть в музее Версаля. В 1783 году Виже-Лебрен стала членом Королевской академии. С началом революции 1789 года она покинула Францию ​​и в течение 12 лет путешествовала за границу, в Рим, Неаполь, Вену, Берлин, Санкт-Петербург и Москву, рисуя портреты и играя ведущую роль в обществе. В 1795 году Виже-Лебрен приехала в Санкт-Петербург. Россия, где в моде было все французское, приняла художницу с распростертыми объятьями. К тому же, в столице Российской империи Элизабет встретила старых друзей, бежавших от революции. Её жизнь вновь стала очень насыщенной. Художница познакомилась с членами императорской фамилии, а жена будущего императора Александра I Елизавета Алексеевна стала ее подругой. Поклонников таланта французской художницы в России было немало. Ее натурщиками становились представители знатных фамилий: Трубецкие, Строгановы, Куракины, Колычевы. "Каждый вечер я выходила из дома. Было бесчисленное множество балов, концертов и театральных представлений. Там я находила всю вежливость, все изящество французского двора. Казалось, что хороший вкус совершил прыжок обеими ногами из Парижа в Санкт-Петербург", – пишет она в своих мемуарах. За шесть плодотворных лет, проведенных в Петербурге, она написала около 50 портретов. В 1801 году она вернулась в Париж, но, не любя парижской светской жизни при Наполеоне, вскоре уехала в Лондон, где писала портреты придворных и лорда Байрона. Позже она уехала в Швейцарию (и написала портрет мадам де Сталь), а затем снова (около 1810 г.) в Париж, где перестала рисовать. Виже-Лебрен была женщиной большого ума и обаяния, и ее мемуары "Воспоминания о моей жизни! (1835–1837 гг.)" содержат живой отчет о ее временах, а также о ее собственной работе. Она была одним из наиболее технически совершенных портретистов своего времени, а ее картины отличаются свежестью, обаянием и чувственностью подачи. За свою карьеру, по ее собственным словам, она написала 877 картин, в том числе 622 портрета и около 200 пейзажей.
Портрет графини Екатерины Скавронской, 1796 (слева)
Мадам Руссо, жена архитектора Пьера Руссо, и ее дочь (справа)

 

DSC 0882 1DSC 0860 1Жак Луи Давид (Jacques-Louis David). Портрет мадам Рекамье (Madame Récamier). 1800. Будучи незаконченным, тем не менее, этот портрет является примером идеала женской красоты. Художник изобразил на нём Жюли Рекамье (1777-1849 гг.), хозяйку блестящего парижского салона, находившегося в самом центре светской жизни того времени. Яркий представитель неоклассицизма, Давид с высокой точностью вырисовыват элементы декора и одежды на античный манер, что свидетельствует о возрождении социальных, политических и экономических ценностей.
Теодор Жерико (Théodore Géricault). Плот "Медузы". 1819. Это полотно, считающееся манифестом романтической школы, по-новому трактует каноны исторической живописи через использование реального события. В 1816 году, из-за некомпетенции капитана, у берегов Сенегала потерпел крушение французский фрегат "Медуза". Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мрак и отчаяние (потерпевшие кораблекрушение умирают, сходят с ума) с лиризмом надежды на спасение: какой-то мулат, стоя на бочке, машет кораблю вдалеке.

DSC 0878 1DSC 0857 1Франсуа Эдуар Пико (François-Édouard Picot). Амур и Психея. 1817. Эта картина рассказывает греческую мифологическую историю о том, как Амур уходил каждое утро, прежде чем Психея просыпалась ото сна. Протянутая рука Психеи показывает место, где должен был спать Амур, однако он покидает ее утром.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix). Молодой тигр со своей матерью. 1830. Делакруа наблюдал за животными в зверинце Ботанического сада в Париже, чтобы создать эту большую работу, которую он выставил одновременно с выставкой "Свобода, ведущая народ" (Лувр). Эта оригинальная картина, ода великолепию меха тигра, сочетает в себе нормы формальных портретов в натуральную величину с живостью сцены с животными.

 

DSC01432 1Ян Бартолд Йонгкинд (Johan–Barhold Jongkind). Деревянный пирс в гавани Онфлёра. 1865. Голландский художник и гравер. После обучения и недолгой работы клерком у нотариуса, он с 1836 года учился в Академии изящных искусств в Гааге, где подружился с Чарльзом Рохуссеном, и на его технику акварели особенно повлияла работа мастера Андреаса Схелфсхаута (Andreas Schelfhout).  В 1854 году Схелфсхаут предложил Йонгкинда в качестве молодого голландского художника, который мог бы извлечь выгоду из поездки в Париж для обучения в мастерской Эжена Изабе, где он прожил следующие десять лет. Его работы в этот период включали масляную живопись, иногда носившую ярко выраженный традиционный голландский характер. Йонгкинд также совершал зарисовки за пределами Парижа, особенно в начале 1850-х годов, возвращаясь в голландские пейзажи, чтобы рисовать, а также часто делал наброски на побережьях Бретани и Нормандии, где сильный атлантический свет побудил его к созданию некоторых из его лучших акварельных работ на тот момент. В 1860 году он знакомится с голландской художницей Жозефиной Фессер, в которую влюбляется и которая станет его партнершей. В 1862 году Йонгкинд знакомится с Буденом и Моне, с которыми отправляется рисовать в Гавр. Каждое лето Йонгкинд возвращается на Нормандское побережье, между Трувилем и Онфлером. Здесь в его творчестве происходит глубокая перемена, точки зрения становятся шире и разнообразнее, а тонкая игра света становится центральным элементом его картин и акварелей. Именно этот нормандский период Йонгкинда делает его предшественником импрессионизма. 

DSC01447 0 KopieКлод Оскар Моне (Claude-Oscar Monet). Окрестности Онфлера. Снег. 1867. Французский художник, основатель и лидер импрессионистского движения во Франции, получившего своё название от "Впечатление, восход солнца" (1873; Музей Мармоттан Моне, Париж). Он придерживался этих принципов на протяжении всей своей долгой карьеры и считается наиболее последовательным представителем школы, а также одним из выдающихся пейзажистов в истории искусства. Моне любил изображать вариации света и атмосферы, вызванные сменой часов и времен года. Вместо того, чтобы копировать в Лувре традиционную практику молодых художников, Моне учился у своих друзей, у самого пейзажа и у работ своих старших современников Мане, Коро и Курбе. Представление Моне о свете было основано на его знании законов оптики, а также на его собственных наблюдениях за своими предметами. Он часто показывал естественный цвет, разбивая его на различные компоненты, как это делает призма. Исключив из своей палитры черный и серый, Моне полностью отказался от академического подхода к пейзажу.

DSC01453 1Поль Сезанн (Paul Cézanne). Эстак. Вечерний эффект. 1871–1876. Французский художник, ведущая фигура в революции абстракции в современной живописи. Сезанн начал изучать живопись и рисунок в Школе изящных искусств в Эксе в 1856 году. Сезанн уехал в Париж в 1861 году; там он познакомился с Писсарро, сильно повлиявшим на его развитие. Он делил своё время между Провансом и окрестностями Парижа до переезда в Экс в 1899 году. В начале своей карьеры он находился под сильным влиянием Делакруа и Курбе, используя толстые плиты краски, чтобы придать своим ранним работам скульптурный вид и интенсивность. Через Писсарро Сезанн познакомился с Мане и художниками-импрессионистами. После 1870 года он был озабочен использованием цвета для создания перспективы, но устойчивый рассеянный свет в его работах совершенно не связан с озабоченностью импрессионистов временными световыми эффектами. Сезанн стремился "воссоздать природу", упрощая формы до их основных геометрических эквивалентов, используя контрасты цвета и значительные искажения, чтобы выразить сущность пейзажа, натюрмортов и фигурных группировок. Более поздние работы художника в основном представляют собой натюрморты (в том числе его знаменитые яблоки), мужские фигуры и повторяющиеся пейзажные сюжеты. Сезанн модулировал теплые и холодные оттенки, чтобы изобразить глубину и поверхность, и использовал свой конструктивный мазок, а не перспективу или ракурс, для создания формы и структуры. С 1890 года его сложная живопись оказала влияние почти на все авангардные течения в живописи.

DSC01451 KopieАльфред Сислей (Alfred Sisley). Дорога в Мант. 1874. Французско-британский художник-импрессионист-пейзажист, родившийся в Париже в семье англичан. Его семью разорила франко-прусская война, и его жизнь была постоянной борьбой с бедностью. Только после его смерти его талант начал широко признаваться. Он учился у Коро, Глейра и Курбе и был одним из основателей группы импрессионистов. Под влиянием своих друзей Ренуара и Моне в выборе цветов Сислей был менее смелым, чем Моне, в использовании "радужной палитры" и ближе к традициям барбизонской школы. Работы Сислея были в основном пейзажами, которые отличались от работ его коллег-импрессионистов своей мягко-гармоничной ценностью. Он без устали шел в поисках мотивов вдоль Сены и ее притоков, дальше не смотрел. Его привлекали виды деревенских улиц или интересных групп зданий, его тянуло к старому каменному мосту, предмету, который очаровывал художников со времен Коро.

DSC01461 1Эжен Буден (Eugene Boudin). Voiliers, Cameret. Парусники, Камерет. 1872. Французский художник-пейзажист, сын морского капитана, поселившийся в Гавре в 1835 году, познакомился с художниками через канцелярскую и багетную мастерскую своего отца, где также продавались товары для художников. В 1850 году Буден получил стипендию для изучения искусства в Париже. В 1859 году познакомился с Гюставом Курбе (Gustave Courbet) и поэтом и искусствоведом Шарлем Бодлером (Charles Baudelaire), которые заинтересовались его творчеством. В том же году Буден впервые представил свою работу в Салоне и был принят. Он находился под влиянием мастеров голландского века семнадцатого века, а при встрече с голландским художником Йоханом Йонгкиндом (Johan Jongkind) его новый друг посоветовал ему рисовать на открытом воздухе (на пленэре). Буден участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 году, а также участвовал в ежегодном Салоне того же года. Он не участвовал ни в каких последующих выставках импрессионистов, предпочитая вместо этого придерживаться салонной системы. В 1889 году Буден выиграл золотую медаль на Всемирной выставке, а в 1891 году стал кавалером ордена Почетного легиона. В конце жизни он переехал на юг Франции, но, когда его здоровье ухудшилось, решил вернуться в Нормандию, чтобы умереть в регионе, где началась его карьера одного из самых ярких художников-пленэров своего времени.

DSC01466 1Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (Pierre Puvis de Chavannes). Рыбачка. 1875–1900.Французский живописец. Он попытался воссоздать что-то в стиле монументальной итальянской фрески на своих огромных декоративных полотнах, написанных маслом, но сохранил плоский и бледный цвет и упростил рисунок, чтобы создать эффект фрески. Он украсил многие ратуши и другие официальные здания во Франции, наиболее известными из которых были Пантеон в Париже (1874-78, 1898, Жизнь святой Женевьевы) и Отель де Виль в Париже (1889-93). Художники, относящиеся к постимпрессионизму и неоимпрессионизму, особенно восхищались им как художником символических и аллегорических украшений, который уважал плоскость стены и составлял свои фрески в простых цветовых областях и с ритмичным линейным рисунком. В 1881 году синтетический характер картины, ее отказ от любого моделирования и традиционной перспективы, а также гамма зеленоватых оттенков настроили большинство критиков против художника. Однако художники младшего поколения были в восторге от крайней, пронзительной наготы этого немого образа. Пюви стал корифеем нового стиля живописи. В "Рыбачке" Пюви добился огромной выразительности минимальными средствами, создав картину, которая не является ни реалистической, ни символистской, но не зависит ни от какой эпохи и ни от какой школы.

DSC01467 1Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir). Портрет сидящей женщины. Конец XIX – начало XX века. Французский художник-импрессионист и скульптор. Он родился в Лиможе в 1841 году в семье рабочего. В 1845 году его семья переехала в Париж, где он в возрасте 13 лет начал работать декоратором заводского фарфора, копируя работы Буше. С 1862 по 1864 год он посещал Школу изящных искусств в Париже и учился у Шарля Глейра. Он познакомился с Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Он выставлялся в Салоне в 1864 году. Его ранние работы отражали многие влияния, в том числе Курбе, Мане, Коро, Энгра и Делакруа. Под влиянием Гюстава Курбе и художников Барбизонской школы обратился к пленэрной живописи. Он начал зарабатывать на жизнь портретной живописью в 1870-х годах. Вместе с Клодом Моне он развивает новый живописный стиль импрессионизма около 1870-х годов, он считается одним из его основных представителей. Он участвует в трех групповых выставках импрессионистов.

DSC01472 1Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir). Чтение. Последняя четверть XIX века. Ренуар был одним из основателей и главных фигур импрессионистского движения. Он стал отождествляться с его миром парижского досуга (сады, кафе, танцы, сцены катания на лодках), который он наполнил яркой чувственностью, полученной в результате его ученичества в качестве художника по фарфору сцен рококо XVIII века. Ренуар развил способность рисовать радостные, мерцающие цвета и мерцающий свет в уличных сценах. его стиль 1890-х годов изменился, распространив и свет, и контур, и ослепительными, переливчатыми цветами, описывающими сладострастных обнаженных тел, сияющих детей и пышные летние пейзажи. Его более поздние работы посвящены прежде всего изображению обнаженной женщины, с которой он больше всего ассоциируется. Среди писателей поддержку оказали Золя, Гюисманс, Верхарн и, прежде всего, Малларме, один из его ближайших друзей, чей портрет он написал в 1892 году.