default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC02005 1Бернардино Луини (Bernardino Luini). Саломея получает голову святого Иоанна Крестителя. 1520-1530. Некоторые библейские отрывки пользовались большим иконографическим успехом в истории искусства, в том числе образ Саломеи, получившей голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Бернардино Луини (ок. 1480-1532), итальянский художник эпохи Возрождения, работавший в Ломбардии и Милане, предлагает версию с очаровательной Саломеей между концом XV и началом XVI веков, хранящейся в Лувре. Если имя Бернардино Луини не было известно всем, как Леонардо да Винчи, то тем не менее он является его великим совремеенником, считаясь одним из его лучших учеников и помощников.  Более того, сегодня он находится в центре многочисленных споров. Некоторые из экспертов до сих пор придерживаются своей позиции в отношении выполнения Луини этой работы, которая сегодня стала легендарной и вызывает большие споры в отношении её атрибуции и подлинности. Саломея, принимающая голову Иоанна Крестителя, – сюжет, который Бернардино Луини писал несколько раз. Во всех четырёх версиях Бернардино Луини предлагает очень крупный план персонажей на тёмном фоне. Таким образом художник подчеркивает драматизм сюжета, занимающего все пространство полотна. Бернардино Луино отводит взгляд Саломеи от головы Иоанна Крестителя. Способ художника передать нежелание молодой женщины смотреть в лицо этой отрубленной голове. Саломея иногда изображается как злая и порочная женщина, которая сознательно просила голову святого. Однако здесь художник приближает его к библейскому тексту (Матфея, XIV, 3-11). В этом отрывке именно под материнским давлением дочь Иродиады просит голову Пророка. Точно так же её прекрасные черты и белокурость сближают Саломею с изображениями Девы Марии мастером Леонардо да Винчи. Мастерское искусство, в котором красота и блеск Саломеи резко контрастируют с бледным цветом лица принесенной в жертву святой.

DSC02017 1DSC02019 1Марко Пальмеццано (Marco Palmezzano). Мертвого Христа поддерживают два ангела. 1510. Подпись и дата на картеллино внизу слева: Маркус Пальмеццан (нас?)/...1510. Во время своего пребывания в Венеции между 1489 и 1495 годами Пальмеццано, несомненно, размышлял над творчеством Джованни Беллини, одну из любимых тем которого он здесь иллюстрирует.
Якопо де Барбари (Jacopo de'Barbari). Богородица с Младенцем между святым Иоанном Крестителем и аббатом святым Антонием, известная как Богородица у фонтана. На каменной табличке справа внизу подпись (клеймо художника). Тип фигур и ощущение пейзажа отражают влияние германской живописи, которое художник обнаружил во время своих путешествий по Германии.

DSC02023 1 KopieDSC02032 1Якопо де Барбари (Jacopo de'Barbari). Богородица с Младенцем между святым Иоанном Крестителем и аббатом святым Антонием, известная как Богородица у фонтана. На каменной табличке справа внизу подпись: ...SA (клеймо художника) FF. Тип фигур и ощущение пейзажа отражают влияние германской живописи, которое художник обнаружил во время своих путешествий по Германии.
Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio). Проповедь святого Стефана в Иерусалиме. 1514 (?). Принадлежит к циклу из пяти картин, посвященных жизни святого Стефана, написанных для верхней комнаты Скуола-ди-Санто-Стефано в Венеции между 1511 и 1520 годами. Три другие картины хранятся в Берлине, Милане и Штутгарте; последний исчез.

DSC02026 1DSC02028Джованни Батиста Чима (Giovanni Batista Cima), более известный как Чима из Конельяно (Cima da Conegliano). Богородица и Младенец. 1504-1507. Подпись в центре балюстрады: G. BTA из КОНЕЛЬЯНО. Известно множество вариантов этой композиции.
Джованни Франческо Карото (Giovanni Francesco Caroto). Отдых Святого Семейства на пути в Египет.

 

DSC02034 1DSC02038 1

Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto). Святой Иероним. Подпись и дата на камне справа: L. LOTUS. 1500 или 1506. Возможно, происходит из коллекции Бернардо Росси, епископа Тревизо и покровителя художника. Погружение фигуры в обширный дикий и лесной пейзаж, исключительное для итальянского искусства 16 века, отражает влияние германской живописи, очень присутствовавшей в Венеции того времени.

Джироламо Романино (Girolamo di Romano). Богородица с Младенцем.

DSC02042 1DSC02048Винченцо Катена (Vincenzo Catena). Поэт и архитектор Джанджорджио Триссино, родом из Виченцы, был автором первой классической трагедии на итальянском языке (Sofonisba, 1524) и эпической поэмы (Italia, Liberate da'Gothi, 1547). Он также был одним из первых покровителей архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio).
Венецианский анонимный художник. Начало XVI века. Портрет двух молодых людей. Для автора этой картины было предложено несколько имен: Джованни и Джентиле Беллини (Giovanni и Gentile Bellini), Джованни Кариани (Giovanni Cariani), и Витторе Бэллиниано (Vittore Bclliniano).

DSC02047 1DSC02053Джованни де Буси (Giovanni de’ Busi), по прозвищу Кариани (Cariani). Богородица с Младенцем и святой Себастьян. Около 1519 г. Родом из Бергамо и, вероятно, ученик Джованни Беллини, Кариани применил красочный стиль Себастьяна дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo) и Пальмы Веккьо (Palma il Vecchio) к формам, изобретенным Джорджоне (Giorgione) и Тицианом (Titien).
Бернардино Луини (Bernardino Luini). Святое семейство. 1510-1515.

DSC02067 1DSC02072 KopieБернардино Луини (Bernardino Luini). Сон Младенца Иисуса. Тему сна Иисуса следует понимать как прообраз Страстей Христовых, сон символизирует смерть, а расстеленное полотно намекает на плащаницу.
Мастер Богородицы с весами. Богородица с Младенцем в окружении святой Елизаветой, святого Иоанна и святого Михаила, известная как Богородица с весами. Картина обязана своим названием весам, атрибуту архангела Михаила, присутствие которого следует понимать как прообраз Страшного суда. Приобретенная Людовиком XIV как работа Леонардо да Винчи, "Мадонна с весами" с тех пор приписывалась различным живописцам из его окружения (Марко д'Оджионо, Салаи, Луини, Чезаре да Сесто, даже молодому Корреджо), но ни одна из этих гипотез себя не оправдала. Сегодня автора предпочитают называть Мастером Богородицы с весами и относить написание этого полотна к 1510 году.

DSC02057 1 KopieDSC02064 KopieДжованни Пьетро Риццоли (Giovanni Pietro Rizzoli), прозванный Джампетрино (Giampetrino). Смерть Клеопатры. 1504. С завершением Средневековья и эпохи Возрождения трагедии вернулись в центр внимания, и Клеопатра стала восхитительной, скорбящей королевой, которая испытала свою судьбу и решила встретиться лицом к лицу со смертью.
Андреа ди Бартоло (Andrea di Bartolo), известный как Соларио (Solario). Голова святого Иоанна Крестителя. Подпись и дата внизу справа: Andreas de Solario. 1507. Картина написана, вероятно, для кардинала Георга I Амбуазского, присутствовавшего в Милане в 1507 году под вдохновением оригинала самого Леонардо, чью тонкую, темную и сдержанную палитру Соларио принимает здесь больше, чем когда-либо. На ножке чашки изображено двойное перевернутое отражение лица, которое без сомнения, представляет сдержанный автопортрет художника, призванного в последующие месяцы поселиться во Франции, при дворе кардиналов Амбуаза. Рамка из чёрного дерева с латинской надписью, относящейся к святому Иоанну Крестителю, оригинальная.

DSC02107 1 KopieDSC02125 1Баччо делла Порта (Baccio della Porta), известный как Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Явление Христа святой Магдалине, или Noli me tangere. 1506. Это могла быть картина, которую Доменико Перини (Domenico Perini) купил в 1506 году у художника, доминиканского монаха монастыря Сан-Марко во Флоренции, чтобы отправить во Францию, вероятно, Людовику XII. Затем работа перешла в коллекцию Франциска I в Фонтенбло.
Франческо ди Кристофано Биджи (Francesco di Cristofano Bigi), известный как Франчабиджо (Franciabigio). Портрет мужчины. Этот портрет, долгое время связанный с манерой Рафаэля или Джорджоне, теперь приписывается Франчабиджо по аналогии с Мальтийским рыцарем из Национальной галереи в Лондоне 1514 года; положение модели перед пейзажем, гибкая поза его руки свидетельствуют о влиянии флорентийских портретов Рафаэля (Анджело Дони), но его темная печаль, отмеченная искусством Леонардо, также сближает его с Андреа дель Сарто и Франческо Баккьякка, и позволяет датировать его примерно 1510 годом.

DSC02074 1DSC02078 1Бернардо Дзенале (Bernardo Zenale).Обрезание с Фра Якопо Лампуньяни в качестве донатора. Эти три смежные панели, первоначально объединенные рамой, продолжающей в скульптуре притворную архитектуру нарисованной сцены, составляют основную часть полиптиха из Санта-Мария-делла-Каноника в Порта-Нуова в Милане. Описанный в XVIII веке как состоящий из шести отделений, полиптих, несомненно, представлял в верхней части Бога-Отца в рамке с двумя ангелами по бокам, ныне утерянной, и, вероятно, был сделан около 1512 года в ознаменование назначения настоятеля - в 1491 году, дата указана на ступень — фра Якопо Лампуньяни как настоятеля ордена Падри Умилиати.
Пьер Франческо Сакки (Pier Francesco Sacchi). Четыре Учителя Церкви. Подпись и дата на табличке внизу в центре: PETRI FRANCISCIISACHI DE PAPIA / OPUS 1516. Центральная панель запрестольного образа, заказанная Джероламо Браско Сальваго для церкви Сан-Джованни-ди-Пре в Генуе, выполнена в 1516 году. Она представляет четырёх учителей Церкви в сопровождении символов четырех евангелистов: святого Августина с орлом, святого Григория Великого с быком, святого Иеронима с ангелом и святого Амвросия с крылатым львом. Он был увенчан зрелищем, изображающим Пьету, и опирался на пределлу с четырьмя сценами, относящимися к жизни докторов церкви.

DSC02083 1DSC02128 1Баччо делла Порта (Baccio della Porta), известный как Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Минерва. 1490. Эта работа и её аналог Порция (Флоренция, Офисы), без сомнения, принадлежали к одному и тому же декоративному ансамблю, ещё не идентифицированному сегодня. Картина впервые была документирована в 1942 году в антикварном магазине в Тулузе. В то время её приписали Лоренцо Косте. Три года спустя её приобрёл Национальный музей Франции в качестве работы анонимного французского художника, после чего работа была возвращена Перреалю и передана Музею Мулен. Минерву снова передали флорентийскому художнику в 1967 году, в том же году, когда она была перенесена в магазины Лувра. Картина стала частью выставки 1982 года, для которой Сильви Беген приписала её молодому фра Бартоломео. Однако для окончательного подтверждения этой атрибуции потребовалось время до её участия в выставке Il Giardino di San Marco в 1992 году.
Баччо делла Порта (Baccio della Porta), известный как Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Мистический брак святой Екатерины Сиенской. 1511. Картина датирована по основанию трона: ORATE PRO PICTORE M.D.XL. Подпись на ступеньке: BARTHOLOME FLOREN. OR PRAE. Написана для алтаря Святой Екатерины Сиенской в монастыре Сан-Марко во Флоренции. Приобретен в 1512 году сеньорией Флоренции и подарен Жаку Юро, послу Людовика XII и епископу Отена, который подарил его главе собора.

DSC02132 1DSC02135 1Андреа д’Аньоло ди Франческо, более известный как Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Богородица, Младенец Иисус, святая Елизавета, маленький святой Иоанн и два ангела, именуемые Богородицей и ангелами. Без сомнения, одна из двух дев, упомянутых Вазари в 1568 году и написанных для Франциска I около 1516 года. св. Елизаветы и св. Иоанна Младенца к Богородице и Иисусу, а центральным мотивом является жест св. Иоанна, обозначающий высший порядок, символ его предвидения Страстей Христовых, оставляющий обе матери в задумчивости, но огорчающий уже Иисус и ангелы. Искусная тесная связь фигур и интенсивность выражений характерны для раннего флорентийского маньеризма Андреа дель Сарто.
Андреа д’Аньоло ди Франческо, более известный как Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Богородица, Младенец Иисус, святая Елизавета и маленький святой Иоанн. Подпись вверху слева: ANDREA DEL / SARTO FLORE / NTINOFACIEB / AT и монограмма. Вероятно, написана около 1516 года как "Богоматерь с ангелами", к которой она стилистически очень близка.

DSC02139 1DSC02144 1Баччо делла Порта (Baccio della Porta), известный как Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Воплощение Христа. 1515 г. Подпись и дата на ступеньке, в центре: F. Bart°floren. или 1515. Возможно, это доминиканское видение, которого художник придерживался лично как монах, мистерий Воплощения Христа и Освящения Девы, прославляемых мистическим телом Церкви: святой Иоанн Креститель представляет пророков; Святой Павел, апостолы; Святой Иероним, Врачи; Святой Франциск, священники и монахи; Святая Мадлен, Кающаяся и Святая Маргарита, Мученицы.
Приписывается Баччо Бандинелли (Baccio Bandinelli). Портрет Микеланджело. Надпись на парапете: MICHA ANGE BONAROTANUS FLORENTINUSSCULPTOROPTIMUS ANNOAETATISSUE47 Надпись позволяет датировать эту картину 1522 годом, но не решает вопроса об ее атрибуции. Портрет соответствует рисунку в Лувре, который оп дарит сегодня Баччо Бандинелли. Следовательно, это могло быть от руки этого художника, чья деятельность как живописца, о которой свидетельствует Вазари, остается в тени. Но Вазари также указывает, что при жизни художника было написано только два портрета Микеланджело: один Якопино дель Конте, а другой Джулиано Буджардини, которому часто приписывают эту картину.

DSC02146 1DSC02152 1Джованни Баттиста ди Якопо (Giovanni Baftista di Jacopo), прозванный Россо Фьорентино (Rosso Fiorentino). Вызов Пьеридеса. Сюжет, взятый из "Метаморфоз" Овидия, повествует о вызове, брошенном музам на горе Геликон девятью дочерьми Пьера, царя Македонии, по имени Пиериды, которых судили Аполлон, Паллада и нимфы. Музы, нагие и чистые, победят Пьеридов, одетых и притворяющихся, играющих на гнусных инструментах, которые ценят сатиры, и которые превратятся в сорок. Картина представляет собой композицию, отраженную гравюрой Каральо и изобретенную Россо в Риме между 1524 и 1527 годами под влиянием Парнаса, написанного фреской Рафаэлем в Ватикане.
Джулио Пиппи (Giulio Pippi), прозванный как Джулио Романо (Giulio Romano). Обрезание. Поступившее в коллекцию под именем Джулио Романо, а затем приписываемое двум эмилианским последователям Рафаэля, Джованни Баттиста Раменги (Giovanni Battista Ramenghi) и оммазо Винчидору (Tommaso Vincidor), "Обрезание" было возвращено главному ученику Рафаэля, Джулио Романо, и помещено в самом начале его карьеры под непосредственным влиянием гобелена Деяний апостолов, от которых он взял сценическую конструкцию. Скрученные колонны, имитирующие колонны Храма Соломона в Иерусалиме, но точно вдохновленные колонной Санта-Клауса Святого Петра в Риме, свидетельствуют об особом интересе Джулио к античному искусству. Герб, расположенный в центре над дверью, не идентифицирован.

DSC02173DSC02176 1Джулио Пиппи (Giulio Pippi), прозванный как Джулио Романо (Giulio Romano). Богородица с Младенцем и маленьким святым Иоанном. Картина написана, вероятно, около 1516 года, вскоре после прибытия Джулио Романо в мастерскую Рафаэля, чья опека здесь особенно видна; подготовительный рисунок хранится в Лувре, и его атрибуция обсуждается между самим Рафаэлем и Джулио Романо.
Картина живописца и архитектора, талантливого ученика Рафаэля, одного из первых представителей маньеризма Джулио Романо (1492/1499-1546) повествует о далеких временах римской истории. В ознаменование победы над Иудеей император Веспасиан и его сын и наследник Тит устроили пышное триумфальное шествие, которое и стало сюжетом произведения. На колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, в специально воздвигнутую для этого случая триумфальную арку въезжают Тит и Веспасиан, увенчанные лавровыми венками победителей и сопровождаемые летящей фигурой богини победы Ники. Композиция картины разворачивается по принципу фриза. Создается впечатление бесконечного движения, поскольку ни начала, ни завершения торжественной процессии не видно. Шествие исчезает под сводом арки, архитектура которой тщательно выписана художником, бывшим придворным архитектором при дворе Гонзага. Это одно из одиннадцати панно, написанных Джулио Романо для Кабинета цезарей, сделанных в 1537 году по просьбе Федерико Гонзага в Герцогском дворце Мантуи, где они были помещены под портреты императоров, написанные Тицианом. Другие фрагменты этого украшения, разобранные еще в 1627 году и затем приобретенные Карлом I Английским, находятся в Хэмптон-Корте.

DSC02178 1 KopieDSC02182 1Ипполито Андреаси (Ippolito Andreasi ), прозванный Андреасино (Andreasino). Отдых на пути в Египет, или Святое семейство, которому служат ангелы, несущие гроздья страстей.
Мастерская Джулио Пиппи (Giulio Pippi), известного как Джулио Романо (Giulio Romano). Венера и Вулкан. Венеру и Вулкана сопровождают Купидон и пять путти; на заднем плане Вулкан раздувает мехи своей кузницы. Гравюра на основе этой композиции, сделанная в 1530 году Агостино Венециано в Мантуе, указывает, что её создателем был Рафаэль. Подготовительный рисунок, хранящийся в Лувре, принадлежит, скорее, члену мастерской, а небольшая картина, выполненная на скорую руку, возможно, незаконченная, могла быть написана Джулио Романо или одним из его учеников.

DSC02185 1DSC02187 1Рафаэль и Джулио Пиппи (Giulio Pippi) по прозвищу Джулио Романо (Giulio Romano). Святая Маргарита. Заказанная, вероятно, в 1518 году Папой Львом X при тех же дипломатических обстоятельствах, что Святой Михаил и Святое Семейство. Святой Маргарите определенно суждено было польстить сестре короля, Маргарите Ангулемской, герцогине Алансонской, воспоминанием о её святом покровителе дракона. Вазари писал, что Рафаэлю пришлось доверить реализацию Святой Маргариты своему ученику Джулио Романо, "которую он почти полностью выполнил по рисунку своего мастера".
Джулио Пиппи (Giulio Pippi), прозванный как Джулио Романо (Giulio Romano). Поклонение пастухов между святым Лонгином и святым Иоанном Богословом. По обе стороны от святого Лонгина, держащего копье, которым он пронзил Христа, и хрустальной ампулы, содержащей ткаань, пропитанную святой кровью, и святого Иоанна Богослова, держащего чашу; на заднем плане объявление пастухам. Картина написана между 1532 и 1534 годами по просьбе герцога Федерико Гонзага для часовни Изабеллы Бучетты в Сант-Андреа в Мантуе, посвященной реликвии Святой Крови, где алтарь был дополнен двумя фресками, а затем помещен в неизвестное время в герцогский дворец из Мантуи.

DSC 0733 KopieDSC 0737 KopieГанс Гольбейн Младший (Hans Holbein le Jeune). Портрет Уильяма Уорхэма (William Warham; 1450–1532), архиепископа Кентерберийского с 1503 по 1532 год. Масло по дереву (дуб). 1527. На поверхность картины нанесена этикетка с именем натурщика: это Уильям Уорхем, выдающийся деятель англиканской церкви и влиятельный покровитель гуманиста Эразма (Erasmus; 1467-1536). Гольбейн изображает Уильяма усталым и задумчивым, несмотря на окружающие его признаки религиозной власти.
Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein le Jeune). Портрет Николая Кратцера (Nicholas Kratzer; 1486-1550). Масло по дереву (дуб), 1528 г. Астроном Генриха VIII, короля Англии (годы правления 1509-1547), немецкого происхождения. Надпись на латыни указывает дату создания картины, а также личность и возраст натурщика. Астроном, математик и известный мастер музыкальных инструментов, Кратцер изображен здесь за изготовлением солнечных часов. Он воплощение многогранного ученого эпохи Возрождения.

DSC 0701 1DSC 0703 0Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere). Три грации. Масло на панели (бук). 1531. Это исполнение Кранахом древней темы Трех Граций, которые здесь, вероятно, воплощают идеалы гуманистической морали: Милосердие, Дружба и Щедрость. Их улыбки, контраст между обнаженной плотью и аксессуарами и согнутая нога фигуры справа усиливают эротизм группы.
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere). Венера, богиня любви, стоит на лужайке. Масло по дереву (бук). 1529. В творчестве Кранаха встречается много вариаций этой темы: античная богиня любви, носит только ожерелье и изящную шляпу, стоит перед густым лесом, на заднем плане виден город у кромки воды. Созданная во времена Реформации, эта работа, вероятно, предназначена для предупреждения о грехах плоти.

DSC 0708 0DSC 0713 0Мастерская Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere). Портрет Фридриха III Мудрого (1463-1525), курфюрста Саксонии (современная Германия). Масло по дереву (бук). 1532.

Портрет Магдалены Лютер (Magdalena Luther; 1529-1542), дочери реформатора Мартина Лютера (1483-1546). Масло на панели (бук), ок. 1539/1540-1542 гг.

 

DSC 0706 0DSC 0715 1Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere). Портрет Иоанна Фридриха Великодушного (John Frederick the Magnanimous; 1503-1554), наследного принца Саксонии (современная Германия) Масло по дереву (бук). 1531.

 

 

 

  

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere). Портрет Каспара фон Кекерица (Caspar von Köckeritz; 1499/1500-1567). Масло по дереву (дуб). 1530.

 

DSC 0597 1Франс Франкен Младший (Frans Francken Le Jeune). Пир Валтасара. Франкен происходит из семьи фламандских художников, действовавшей в течение пяти поколений в XVI и XVII веках, в основном в Антверпене, хотя некоторые из них также работали во Франции. Индивидуальный вклад многих художников в семье часто трудно оценить, но двумя наиболее выдающимися художниками были Франц I и его сын Франц II. Тот факт, что одни и те же христианские имена встречались у трёх поколений мастеров, использовавших одинаковые подписи, вызвал большую путаницу при атрибуции их различных работ. До сих пор невозможно надежно различить всех членов семьи, поскольку для некоторых членов семьи нет подписанных и датированных работ. Из всех членов семьи Франкен Франс II является наиболее широко известным. Он часто перенимал предметы и стиль своего отца, но его диапазон был шире. 

DSC 0581 1

Франс Франкен Младший (Frans Francken Le Jeune). Царь Соломон кладет в храм сокровище, посвященное Богу его отцом Давидом. Франц II писал пейзажи и жанровые сцены, а также исторические картины, а также был одним из первых художников, которые использовали интерьер картинной галереи в качестве сюжета, создавая точные миниатюрные репродукции произведений из коллекции. Его картины были ещё меньшего размера, чем картины отца, они были более красочными. Картины Франса II есть во всех крупных государственных коллекциях Европы. Помимо запрестольных образов, он создавал в основном небольшие кабинетные картины на исторические, мифологические или аллегорические сюжеты: его изображения роскошно украшенных Кунсткамер и художественных галерей оказали влияние на Яна Брейгеля Старшего, Рубенса и Давида Тенирса Младшего, а ранние работы "Обезьяньи кухни" (аллегорические сцены человеческих пороков, таких как курение и чревоугодие, разыгрываемые обезьянами) задали направление для Яна ван Кесселя и Тенирса.

DSC 0648

DSC 0586 1 KopieФранс Франкен Младший (Frans Francken Le Jeune). Аллегория Фортуны, стоящей на земном шаре, раздающей добро и зло (Fortuna Marina). 1615–1620. По своей неустойчивой сущности Фортуна, которая стоит на земном шаре, приносит пользу и беды, здесь упоминается в своем морском облике (хрупкая лодка – наша судьба – под парусом, раздуваемым капризным ветром, над морем опасностей).
Мастерская Франса Франкена Младшего (Frans Francken Le Jeune). Вертумн и Помона, или Нимфа Помона, соблазненная Вертумом. 1620 

DSC 0645

DSC 0635Франс Франкен (Frans II Francken), прозванный Младшим (The Younger). Страсти Христовы. 1630–1635. Центральная сцена (Христос на кресте) обрамлена восемью отсеками, окрашенными попеременно в гризайль и оттенки коричневого, повторяющими основные эпизоды Страстей: Омовение ног, Тайная вечеря, Христос в Елеонском саду, Арест. Христа с Петром, отсекающим ухо Малху, слуге первосвященника, Христос перед Каиафой, Христос перед Пилатом, Первые поругания, Христос перед Иродом, Бичевание, Христос в терновом венце, Христос представлен толпе, Несение крест. Деревянная рама и позолоченная лепнина в стиле ампир с мотивом пальметт и лир (небольшие сюжеты).

Теодор ван Лун (Theodoor van Loon). Поклонение пастухов. XVII век (около 1630 г.). Сюжет близок к большой картине на тот же мотив в церкви св. Екатерины в Брюсселе (она все же имеет некоторые отличия), но, возможно, художник подготовил ещё одну большую картину того же рода, не выполненную в итоге или исчезнувшую.

DSC 0653 1DSC 0638Франс Франкен (Frans II Francken), прозванный Младшим (The Younger). Святое семейство, окруженное гирляндой цветов, с четырьмя евангелистами по углам. 3-я четверть XVII века (около 1620 г.). К традиционному изображению отдыха Святого Семейства во время бегства в Египет (со святым Иосифом в рафаэлевской позе, заимствованной из La Grande Sainte Famille du Louvre) добавлена тема Непорочного Зачатия Девы, которая сокрушает своей ногой змея Зла (и Ереси) с помощью Младенца Иисуса, который укрепляет и таким образом подчеркивает привилегированное положение Марии, матери Христа; та же ассоциация в жесте поддержки земного шара мира, знаке божественной королевской власти. Если фигуры явно принадлежат работе Франкена, то гирлянда цветов, обычно приписываемая Кесселю (Kessel), вполне может происходить из мастерской Яна Брейгеля I (вероятно, сына Яна II ), а не Говартс (Govaerts), даже частично, как предполагает Хартинг (Härting). . Четыре евангелиста по углам – фигуры евангелистов в гризайле – и вверху, посередине, также в гризайле, Вечный Отец; точно так же внизу в гризайле Сатана и Смерть побеждены.
Абрахам Ван Дипенбек (Abraham van Diepenbeeck). Христос на кресте с восемью святыми Доминиканского ордена. XVII век (около 1640 - 1660 гг.). Представленные святые слева направо: Фома Аквинский на коленях, Гиацинт, Петр Веронский, Екатерина Сиенская, Доминика, Винсент Феррье, Раймонд Пенафорт и, наконец, на коленях Антонин Флорентийский. Гризайльный рисунок в рубеновском стиле и подготовка гравюры, посвященной епископу Капелло (на обороте) Адриана Ломмелина (Амьен, около 1616 г. – Антверпен, после 1673 г.), гравёра, работавшего в Антверпене с 1640-х годов и работавшего после Рубенса и Ван Дейка, датирована 1640-1660 годами. Надпись прописными буквами справа внизу: АВ. Дипенбек.Ф. (первые две буквы переплетены), что является прообразом автографа гравюры, сообщающей гравёру, где и как подписать оттиск.

DSC 0665 1 KopieDSC 0666 1Питер Питерсзон (Pieter Pieterszoon). Предполагаемый портрет Класа Джобсзона Костер (Claes Jobszoon Coster/1581–1605), сын Джоба Класа Костера (Job Claes Coster). 1599. Прежнее название: "Портрет Уильяма Роэлса (Portrait de William Roels)". Голландский живописец Питер Питерс был старшим сыном художника Питера Артсена (Pieter Aertsen), у которого он, вероятно, учился рисовать. В 1574 году Питерсзон жил в Харлеме, где женился на дочери художника по стеклу. В начале 1580-х годов Питерсзон переехал в Амстердам, где заработал себе репутацию. К моменту своей смерти в 1603 году он был богатым человеком. Самые ранние известные работы Питерсзона датируется 1568 годом. Сначала он писал запрестольные образы и другие масштабные работы, но Реформация положила конец этому типу заказов и Питерсзон начал посвящать свои таланты портретной живописи. Известны также различные жанровые картины художника, такие как "Бедные родители, богатые дети"", написанная в 1599 году.
Аноним. Портрет 44-летней женщины. 1558.

DSC 0673 1DSC 0684 1Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael). Персей, спасающий Андромеду. Масло на холсте, 1611. На основе "Метаморфоз" латинского поэта Овидия (I век нашей эры). Принцессу Андромеду, обреченную на принесение в жертву морскому чудовищу, спасает герой Персей, который летит ей на выручку. Художник смешивает фантазию, идеализированную обнаженную натуру и кропотливо выверенные ракушки. Изображение перламутра раковин соперничает с телесными тонами молодой женщины.
Неизвестный художник. Предполагаемый портрет Теофраста Бомбаста фон Гогенхайма (Theophrastus Bombast von Hohenheim), известного как Парацельс (Paracelsus). Масло по дереву. 1610-1620? Эта картина, предположительно навеянная ныне утерянной работой Квинтена Массейса (Quentin Matsys), не похожа на портрет известного врача Парацельса (Paracelsus). Своей славой она обязана ошибочной идентификации натурщика и особенно тому факту, что копию сделал сам художник Рубенс (1577–1640).

DSC 0687 1DSC 0690 1Художник школы Фонтенбло. Мифологическая аллегория. Холст, масло, около 1580 г. Эта загадочная картина сочетает в себе несколько фигур из римской мифологии. Наяда предупреждает Венеру, богиню красоты, что её сын Купидон, крепко спящий, стал жертвой воровства путти (маленьких ангелов). На заднем плане изображены три грации – богини очарования, красоты и творчества – купающиеся в ванне.

 

 

Неизвестный нидерландский художник. Венера, оплакивающая смерть Адониса. Масло по дереву. 1560-1580. На основе "Метаморфоз"  латинского поэта Овидия (I век нашей эры).

 

DSC 0693 1DSC 0696 1Иоахим Юттеваль (нидерл. Joachim Wtewael). Бог Юпитер входит в спальню нимфы Данаи. Медь, масло. 1595-1605. На основе "Метаморфоз" латинского поэта Овидия (I век нашей эры).

 

 

 

Корнелис Корнелисзон ван Харлем (Cornelis Corneliszoon van Haarlem). Крещение Христа. Медь, масло. 1600-1602. На основе Библии, Евангелий от святых Матфея и Луки.

 

DSC 0814 0DSC 0818 1Ерун ван Акен (Jeroen van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch). Корабль дураков. Масло по дереву. 1505-1510. Разношерстная команда предается пьянству и обжорству, пока их лодка дрейфует. Тема напоминает стихотворение "Корабль дураков" (1494) немецкого писателя Себастьяна Бранта (Sebastian Brant), сатиру на человеческое общество. Монах и монахиня на переднем плане сигнализируют священнослужителям о пути к погибели.
Неизвестный художник, работавший в период 1520-1530 гг. Лот и его дочери. Масло по дереву. 1517. На основе Библии. Лот опьянен своими дочерьми, которые хотят продолжить род человеческий, родив ему детей.

 

 

DSC 0839 1

DSC 0746 1

 

Квентин Массейс (Quentin Massys). Святая Мария Магдалина. Масло на панели. 1520-1525

 

 

 

 

 

Вольф Губер (Wolf Huber). Оплакивание Христа. Масло по дереву (ель). 1524. После Распятия те, кто сопровождал Христа в его страданиях, оплакивают его мертвое тело.

 

DSC 0783DSC 0800 1

Из окружения Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). Три богини наблюдают за спящим Парижем, известным как "Сон о Париже". Дерево, Масло по дереву. 1530-1535. На основе "Илиады" – эпической поэмы Гомера (8 век до н. э.).

 

 

 

 

 

Ян Мостарт (Jan Mostaert). Портрет Яна ван Вассенара (1483-1523), виконта Лейденского. Масло по дереву. 1510-1525.

 

DSC 0793 1DSC 0794 1

 

Симон Бенинг (Simon Bening). Поклонение волхвов. Масло на пергаменте по дереву. 1530-1540. На основе Библии. Три царя приходят в Вифлеем, чтобы поклониться новорожденному Младенцу Христу.

 

 

 

Симон Бенинг (Simon Bening). Кающийся святой Иероним уходит от мира. Темпера на пергаменте по дереву. 1520–1530. По мотивам "Золотой легенды»" Иакова Ворагинского (XIII век).

 

DSC 0743 1DSC 0761 1Ханс Малер (Hans Maler zu Schwaz). Портрет молодого банкира Маттеуса Шварца (1497-1574). Игра на лютне. Масло по дереву. 1526.

 

 

 

 

 

Неизвестный художник из Южных Нидерландов (ныне Бельгия). 1540. Портрет мужчины с двумя гвоздиками. Масло по дереву.

 

DSC 0719 1DSC 0725 1Анонимный художник, известный как Мастер HB с головой грифона. Христос благословляет детей. Масло по дереву. 1540. Основано на Библии, Евангелии от святого Марка. Детей приводят ко Христу, чтобы Он благословил их. В ответ на удивление, выраженное его учениками, Иисус говорит им, что они должны "искать Царство Небесное" с такой же детской простотой.

Лудгер том Ринг Старший (нем. Ludger tom Ring dit l'Ancien). Дельфийская Сивилла (Греция). Масло по дереву (дуб). 1538. Одна из древних сивилл или прорицательниц, считавшихся в Средние века пророчицами, возвещающими пришествие Христа, т. е. дельфийская сивилла, представлена ​​здесь не в античном стиле, а в образе женщины со странным головным убором, с лестницей в интерьере и очень современным камином в стиле XV века. Дельфийская Сивилла была часть серии двенадцати сивилл, связанных с древними пророками, которые украшали хор Мюнстерского собора.

DSC 0727 1DSC 0730 1Бартоломеус Брейн Старший (нем. Bartholomäus Bruyn I). Портрет Катарины фон Гайль (?-1540) и двух ее дочерей. Масло по дереву (дуб). 1536-1537 гг.

 

 

Бартоломеус Брейн Старший (нем. Bartholomäus Bruyn I). Портрет Филиппа фон Гайля (1496–1558), торговца из Кельна (современная Германия) и пятерых его сыновей. Масло по дереву (дуб). 1536-1537. Эти портреты демонстрируют успех и благочестие влиятельной католической семьи. В сдержанном интерьере супруги, полные важности, позируют под гербами. Они окружены своими детьми: двое сыновей слева, вероятно, были добавлены позже, после их рождения.

 

DSC 0501DSC 0540 1Ян Косье (Jan Cossiers). Ecce Homo ("Се, человек!") или Понтий Пилат, правитель Иудеи (26–36 гг. н. э.), представляет Христа народу. 1620. Основано на Новом Завете. Холст.

 

 

 


Неизвестный фламандский художник. Христос, несущий свой крест. Масло на панели, около 1600-1610? Основано на Библии, Евангелии от Святого Иоанна.

 

DSC 0843 0DSC 0843 1Йос ван Клеве (Joos van Cleve). Адам и Ева. Масло на панели. 1507. Обратки створок триптиха (трехпанельная работа).

 

Йос ван Клеве (Joos van Cleve). Видение святого Бернара. Масло на панели. 1505-1510. Бернар де Клерво (1090-1153) был монахом, который работал над развитием цистерцианского ордена.

 

DSC 0219 1DSC 0212Кузен Жан Младший (Jean Cousin le Jeune). Страшный Суд. 1585. Стиль Кузена в целом остался верен стилю его отца, поэтому трудно отличить многие из их недатированных работ. Самая важная сохранившаяся работа Жана Кузена – "Страшный суд", тема которой – ничтожность человеческой жизни; композиция предполагает как флорентийский маньеризм, так и фламандское влияние.
Жак Говен (Jacques Gauvain). Поклонение пастухов. 1522–1526. Обстановка сказочной архитектуры на этой картине, явно вдохновленная римской древностью, хотя трудно сказать, строится ли она или находится в руинах, имеет гораздо большее значение, чем религиозная тематика. Гурмон, французский художник, работал сначала в Париже, затем в Лионе, также выполнял гравюры, в которых он часто использовал свое виртуозное изучение перспективы.

DSC 0225Анри Лерамбер (Henri Lambert). Аллегория: Похороны любви. 1580. Похоронный кортеж Любви, за которым следует группа поэтов, направляется к храму Дианы, а Венера в сопровождении своего сына пересекает небо в колеснице, запряженной голубями. На крышке закрытого гроба лежит закутанное тело, а за гробом стоит группа мужчин с торжественными лицами. Достоинство последователей гроба вторит зрителям: выражения их лиц серьезны, даже грустны, но без экстравагантных признаков скорби. И херувимы – те, что поддерживают гроб; сгруппированные со взрослыми зрителями; а идущие перед гробом и несущие знамена, музыкальные инструменты и шесты, украшенные лентами, – гармонируют с общим тоном собрания.

 

DSC 0646 1Петер I Неффс (Pieter Neefs the Elder). Внутренний вид церкви, вдохновленный собором Антверпена. 1644. Фламандский художник из семьи художников, все трое членов которой (Петер Неффс Старший и его сыновья Людовикус Неффс и Питер Ниффс Младший) специализировались на росписях архитектурных интерьеров. Их наиболее частой темой был интерьер Антверпенского собора; детали скульптуры, алтарей и росписей различаются по точности, и иногда сюжет кажется очень вольно истолкованным. Нефы также любили изображать эффекты искусственного освещения в пространствах, похожих на склеп. Иконографическое и стилистическое сходство часто затрудняет различение произведений Петра Старшего и Петра Младшего. Их картины, как правило, небольшие, написаны на меди и выполнены точно и аккуратно. Несколько раз отец подписывал свои работы DEN AUDEN NEEFS. Работы, датированные до 1640 года (когда к мастерской подключился Петр Младший) превосходят по качеству. Возможно, что работы, приписываемые либо Петру Старшему, либо Петру Младшему, на самом деле принадлежат Людовику, наименее известному члену семьи. Фигуры в архитектурных видах различных Неффов были написаны такими художниками, как Франс Франкен II и Франс Франкен III, Ян Брейгель I, Себастьян Вранкс, Адриан ван Сталбемт, Давид Тенирс Младший, Гонсалес Кокес и Бонавентура Петерс. Эта картина, изображающая церковный интерьер с элегантными прогуливающимися фигурами и фигурами, посещающими мессу, является совместной работой Петера Неффса Старшего, специалиста по росписи церковных интерьеров, и Франса Франкена II, нарисовавшего эти фигуры. Представленная церковь почти наверняка является собором Антверпена. Картина, подписанная обоими художниками, является одной из многих подобных композиций, созданных Неффсом в сотрудничестве с Франкеном II или другими художниками.

Неизвестный художник середины XVI века. Три грации. 1550.DSC 0627 1