DSC01753

Пиза расположилась в 13 км. от моря, на территории наносной равнины, защищённой с северо-восточной стороны склонами Монте-Пизано, где русло реки Арно переходит в пребрежную долину Вальдорно. Истоки происхождения Пизы и её названия до сих пор теряются в мифах и преданиях. Некоторые латинские историки, в т.ч. Ливий, считали, что поселение основали лигурийцы; другие (среди них Сервий), что финикийские торговцы. Как бы то ни было, очевидно, что только в романскую эпоху Пиза получила возможность развиваться, – вначале как союзница Рима во Второй пунической войне, с 89 г. до н.э., как муниципий (город с самоуправлением), а при императоре Августе – расцветающая колония. В 641 г. Пиза попадает под власть Лангобардов, для которых она играла важнеёшую стратегическую роль как первый и единственный морской порт Лангобардского королевства до той поры, пока лангобарды не захватили Геную.

DSC01034

При каролигах Пиза вошла в состав Тосканского маркизата, но, номинально вассальная, она сохранила автономию и даже добилась в начале XI века статуса вольной коммуны. Так начался период процветания Пизы, длившийся почти три столетия. Благодаря владычеству на море и мманевренному флоту Пиза выдвинулась в число самых могущественных итальянских городов. В этот период пизанцы заключили альянс с норманнами и помогли им завладеть Сицилией; затем участвовали в Первом крестовом походе, выставив сто двадцать кораблей. Это позволило морской республике укрепить позиции в портах Ближнего Востока и основать в них множество торговых колоний, установив своё первенство в коммерции.В XII век городу сопутствовала удача: Пиза в морском бою разбила мусульманский флот, а затем одержала победу над соперницей Амальфи. Наступил подлинный расцвет Пизы, свидетельством чему является появление многих культовых и светских зданий; начинается строительство кафедралного собора (Дуомо) и городской крепостной стены. Пиза становится выдающимся культурным центром, и, главным образом, благодаря гениальным личностям, работавшим в скульптуре, – Николы Пизано, его сына Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, вместе с другими известными мастерами создавшими свою школу, прославившуюся на всей территории Италии.

DSC01813

 В XIII-XIV веках начинается медленный упадок Пизы, связанный с победами на суше Лукки и Флоренции, а на море – Генуи и Венеции. В XV веке, после безуспешной борьбы, город попадает под власть Медичи. В это время развивается портовый город Ливорно (со временем ставший мощной морской державой) и лишает Пизу морского главенства. Развитие культуры, однако, при этом не ослабевает, напротив, разбитая в военной и политической областях, Пиза взяла реванш в качестве важнейшего в Европе центра науки и университетского образования. Достаточно вспомнить Галилео Галилея, который основал здесь многовековую научную традицию, продолжавшуюся и при династии Лотарингов. В Пизанском университете, работал и был его ректором в 1880-1890 годах выдающийся математик Улисс Дини. Его имя носит факультет математики Флорентийского университета и факультет прикладной математики Пизанского университета. С 1908 года занимал пост директора в Высшей нормальной школе в Пизе. Занимался политикой, был избран сенатором в Парламент Италии.

DSC01875 1

В 1860 году Пиза вошла в состав Итальянского Королевства. Сегодня город, владея богатым культурным достоянием, невероятно попцлярен во всём мире как туристический центр с деятельно фармацевтической, текстильной и стекольной промышленность.

DSC01891

 Однако наибольший интерес туристов вызывает Пьяцца дей Мираколи с Баптистерием, Дуомо, "Падающей башней" и Кампосанто, добраться до которых можно лишь преодолев ряды ненавязчивых торговцев. Пьяцца дей Мираколи – огромная, обнесенная стеной, площадь в старой части итальянского города Пиза, один из самых знаменитых образцов средневековой архитектуры. На ней расположились четыре шедевра средневековой архитектуры: Пизанский собор, Пизанская башня, Баптистерий и кладбище Кампо-Санто.

DSC01987

Строительство Баптистерия было начато в 1152 г. зодчим Диотисальвм. Из древних хроник Maparoita известно, что в 1164 г. всего за пятьдесят дней были воздвигнуты сто колонны. В 1260 г., под руководством Никола Пизано, был построен второй ярус галерея с колоннадой, и по его же проекту Баптистерий был декорирован в готическом стиле. Основание пизанского Баптистерия имеет круглую форму.

DSC01990

В интерьере Баптистерия – кольцеобразный неф со сводом, который поддерживается колоннами и пилястрами. Над нефом открывается матронеум (галерея, предназначенная для женщин) с серией арок, подпираемых колоннами. В середине XIII века в интерьере Баптистерия появились крестильная чаша (1246 г.) и кафедра (1260 г.).

DSC02102 1

Восьмиугольная купель в центре баптистерия датируется 1246 годом и была выполнена мастером Гвидо Бигарелли (Guido Bigarelli). В центре её находится современная бронзовая скульптура Иоанна Крестителя работы Итало Гризелли (Italo Griselli).

DSC02053Кафедра была изготовлена в 1255-1260 гг. скульптором Николой Пизано (Nicola Pisano), отцом Джованни, художника, создавшего кафедру в Кафедральном соборе. Сцены на кафедре, и особенно классическая форма обнаженного Геркулеса, свидетельствуют о том, что Никола Пизано стал известнейшим основателем итальянской скульптуры эпохи Возрождения, вернув античные сюжеты: работы итальянского Возрождения часто начинаются с 1260 года – года, которым Никола Пизано датировал эту кафедру. 

DSC02055

Во второй половине XIV века началась заключительная фаза строительства Баптистерия, когда было решено возвести купол. Аналогично другим пизанским монументам здание двухцветно, но, в отличие от многих памятников, Баптистерий пышно украшен скульптурой. Достаточно указать на оформление порталов, особенно главного, в люнете которого Мадонна Джованни Пизано, и на изящество лоджий, декорированных человеческими головами (сегодня замененными копиями), в основном, работы Никола и Джованни Пизано.

DSC02076

Возведение монументального кладбища Кампосанто было начато зодчим Джованни ди Симоне в 1278 г., который еще в 1263 г. сконструировал больницу на противоположной стороне площади. Кампосанто, обшитое двухцветным мрамором, устроено в виде прямоугольной галереи (южная длинная сторона разделена площадью), окружающей древнее кладбище. Экстерьер галереи закрыт глухими аркадами с пилястрами, в верхней части которых – арки, украшенные барельефами голов. В интерьере галереи открываются глубокие портики, заставленные надгробиями. Внутренние стены Кампосанто так же покрыты фресками, в основном XIV века, как и гробницы знаменитых пизанцев. К началу XVIII века сюда были перенесены античные саркофаги, многие из которых раньше находились вокруг собора. В XIX веке сюда также были перевезены античные и средневековые находки, обнаруженные при раскопках в городе, которые сегодня, вместе с остальными музейными экспонатами и большим циклом фресок, составляют великолепный пизанским музей Кампосанто. В северной галерее находятся знаменитые Сцены из Ветхого Завета (Гоццоли), Житие Св. Эфисия (Таддео Гадди и Снинелло Аретино), а также фрески Антонио Вемециаио и Андреа Бонаюто. Представляют интерес и некоторые саркофаги II–IV вв. н.э. В западной галерее размещены скульптурные произведения школы Джованни Пизано: Надгробный памятник Лиго Амманнати (1399) и Усыпальница семейстпа Герардсека (1315). В северной галерее, наиболее значительной по своему составу, можно увидеть прекрасные фрески Пьеро ди Пуччо (1390) и некоторые экспонаты римской эпохи. Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание Зал фресок, где сосредоточены мастерски выполненные Вуонамико Буффальмакко фрески Триумф Смерти, Страшный Суд и другие.

DSC02046

Строительство пизанского собора началось в XI веке. Внутреннее устройство собора, я плане латинского креста, с пятъю нефами, разделенными мощными колоннами, напоминает грандиозные дохристианские базилики Рима, но, в отличие от них имеет выступающий трансепт и три нефа. 

DSC02099 1

Экстерьер собора но-настоящему педиколепен: фасад стоит на широком мраморном основании, нижний ордер разделён полуколоннами и увенчан глухими арками с ритмично расположенными ромбовидными элементами. Ом прорезан тремя порталами, бронзовые ворота которых были отлиты мастером Пиртиджани. Фасад собора украшен памятникями главных мастеров, работавших в соборе. В первой арке, саркофаг Бускето Пизано; над центральными воротами, справа, мемориалиная доска. ианомимающая о Раинальдо, который начал возводить фасад: на левом пилястре, на уровне земли, могилниая плита маэстро Гульельмо, знаменитого скульптора первой кафедры собора (разработанный им тип кафедры использовался довольно долго) и создателя верхней части фасада.

 DSC02004

По верху боковых нефов идут так называемые "матронеумы" (галереи, предназначенные для женщин). Восьмигранный купол делит церковь на две части. Просторные апсиды завершают центральный неф и каждую ветвь трансепта. Высокие колонны центрального нефа прерываются только четырьмя пилястрами, поддерживающими тамбур, на который опирается купол; матронеи открываются на неф широкими двухчастными окнами. Светлый интерьер собора оживлен игрой света и тени, пястным мрамором, выразительными инкрустациями с геометрическими мотивами.

DSC02323

Большая апсидальная мозаика с изображением Христа, сидящего на троне между Богородицей и Св. Иоанном, выполненная Чимабуэ (Cimabue) в 1302 году и чудом уцелевшая во время пожара 1595 года. Именно "Св. Иоанн Евангелист" был последней работой Чимабуэ перед смертью и единственной, по которой существует подтвержденная документация. Она вызывает в памяти мозаики византийских и даже норманнских церквей, таких как Чефалу и Монреале на Сицилии.

DSC02201

27 картин, занимающих галерею за главным алтарем и изображающих эпизоды из Ветхого Завета и христологические истории, были выполнены в XVI-XVII веках крупнейшими тосканскими художниками, в том числе Андреа дель Сарто (три полотна – "Святые Агнесса, Екатерина и Маргарита" и "Святые Петр и Иоанн Креститель"), Содома и Доменико Беккафуми ("Истории Моисея и евангелистов") были выполнены в XVI-XVII веках крупнейшими тосканскими художниками. Многочисленны и особо ценны предметы обстановки XVII века, в том числе бронзовое Распятие на главном алтаре и Ангелы со свечами в конце богатой мраморной работы Джамболоньи (Giambologna), а также большой серебряный киворий работы Джован Баттиста Фоджини (Giovan Battista Foggini) на алтаре капеллы Пресвятых Таин.

DSC02219

В месте пересечения трансепа с центральным нефом возвышается купол, расписанный фресками с изображением Богоматери во славе и Святых работы пизанцев Орацио и Джироламо Риминальди (Orazio and Girolamo Riminaldi/1627-31 гг.). Гранитные колонны коринфского стиля между нефом и апсидой происходят из мечети Палермо, оставшейся после битвы в Кале, которую пизанцы устроили в 1063 году.

DSC02237

Центральный неф перекрыт кессонным потолком XVII века из позолоченного и окрашенного дерева работы флорентийцев Доменико и Бартоломео Аттиччиати (Domenico and Bartolomeo Atticciati) с золотым гербом Медичи. Предположительно, древний потолок имел конструкцию с открытыми деревянными фермами. Четыре боковых нефа имеют крестообразную оштукатуренную кровлю. Кессонная кровля присутствует также на хорах и в центральном нефе трансепта, а в боковых нефах трансепта – оштукатуренная бочкообразная кровля. Вдоль всего храма, включая хоры и трансепт, проходит женская галерея византийского происхождения, имеющая кессонную кровлю (центральный корпус) или деревянные балки (трансепт). Ещё выше тонкие и глубокие окна позволяют осветить церковь.

DSC02112

К классическому убранству собора, выполненному архитектором Бускето (XI-XII вв.), добавились различные романские фигуры, капители, рельефы дверей (XII в.). Среди произведении искусства в интерьере собора выделяется знаменитая кафедра, созданная Джованни Пизано в первое десятилетие XIV века на месте бывшвей здесь кафедры Гульельмо, отправленной и Кальяри.

DSC02227 1

Из рельефов на поверхности шестигранной кафедры, установленной на круглой базе, выделяются сцены Жития Иоанна Крестителя и земной жизни Христа, разделенные фигурами Пророков и Святых – образец итальянской готической скульптуры.

DSC02062

Джованни Пизано принадлежит статуэтка из слоновой кости, изображаюшая Мадонну в Сокровищнице собора. В соборе, кроме того, находится гробница императора Генриха VII (Тино ди Камаино).

DSC02305

Многочисленные боковые алтари украшены картинами XVII века. Особым почитанием пользуется изображение Мадонны с Младенцем XIII века, известное как "Мадонна под органом", приписываемое Берлингьеро Берлингьери (Berlinghiero Berlinghieri) из Вольтерры. Своё первоначальное название панель получила от положения, в котором она находилась, то есть под старым органом.

DSC02159

 

Возведение банши было последним аккордом в торжественном религиозном гимне. Строительство колокольни, повсеместно известной как "Падающая башня", было начато в 1174 г. архитектором Бонанно. 

P1170301 0

 Её основание было поставлено на глубине трёх метров, но впоследствии колокольня начала наклоняться, может быть из за просадки грунта, связанной с проникающими подземными водами. В связи с этим в 1185 г., когда башня была сооружена до третьего яруса, работы были приостановлены. В 1275 г. сооружение колоколыни продолжилось под руководством Джованни ди Симоне, и за девять лет были возведены ещё три с половиной яруса. 
P1170205

В Середине XIV века к работе приступил Томмазо Пизано, который закончил звонницу шестым ярусом, проведя корректировку оси. Контроль наклона башни проводили с помощью отвеса, расположенного внутри сооружения. В 1950-ые гг. наклон Кампанилы замедлился, составив в общей сложности расхождение между центрами основания и вершины 5 м и 17 см. До проведения больших работ по укреплению (1990-2001) наклон ежегодно увеличивался примерно на один миллиметр.

P1170214

На Пизанскую башню ведут 294 ступени, выполненные из натурального мрамора. К верху ширина лестницы уменьшается, на последнем ярусе ширина ступеней составляет всего 40 см. Поэтому туристы по очереди двигаются или вверх, или вниз. На самом верху – звонница с арками для семи колоколов. Все колокола в рабочем состоянии, их можно услышать в полдень, а также перед каждой мессой в соборе Санта-Мария Ассунта.

P1170234

 

P1170241

 

P1170223 2

 

Расположенная в самом центре города, эта живописная площадь украшена памятником знаменитому итальянскому генералу Джузеппе Гарибальди (отсюда и название). Местные жители утверждают, что здесь также продается лучшее в Пизе мороженое. Площадь также является популярным местом для посещения баров, особенно в летнее время.

DSC01917 1

 

DSC01892

Палаццо делла Карована (также Палаццо деи Кавальери) – дворец на Рыцарской площади в Пизе (Италия), в котором в настоящее время располагается главное здание Пизанской школы (Scuola Normale Superiore di Pisa). 

DSC01867

Дворец Карована был построен в 1562-1564 гг. по проекту Джорджо Вазари для штаб-квартиры рыцарей Святого Стефана в качестве реконструкции уже существовавшего дворца Палаццо дельи Анциани ("Дворец старейшин"). Название, означающее "Дворец конвоя", происходит от трехлетнего периода обучения посвященных ордена, называемого "la Carovana".

DSC01859

 

DSC01910

 

DSC01893

 

DSC01809

 

DSC01758

 

DSC01794