Ватикан
Cамое маленькое официально признанное государство в мире Ватикан изнутри таким не выглядит. Убедиться в этом помогут фотографии.
Площадь Св. Петра находится за пределами Италии на территории суверенного государства и чтобы попасть туда, необходимо купить билет, если у Вас нет гражданства Ватикана или хотя бы вида на жительство.
Не все могут похвастаться паспортом Ватикана, поэтому знакомство с чудной страной начинается с кассы. Она расположена справа от собора Св. Петра у ворот крепостной стены.
Для этого нужно пройти вдоль стены 200-250 метров и завернуть за угол. Там Вы увидите кассу, в которой продают билеты в музеи Ватикана.
Первое, что мы видим на территории Ватикана, это купол собора Св. Петра и бронзовую "Сфера в сфере" работы итальянского скульптора Арнольдо Помодоро, символизирующую разрушение нашей планеты прогрессом и технологиями.
С осмотра музеев обычно начинается знакомство с государством-городом Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения. Музеи основаны папой Юлием II в начале XVI века. В 1506 во время правления папы Юлия II один фермер обнаружил статую. С неё началась одна из самых величайших коллекций произведений искусства в истории человечества. С этого момента папа Юлий II начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.
Музей Кьярамонти
Музей Кьярамонти, основанный в начале XIX в. по велению папы Пия VII (Барнабы Кьярамонти) и оформленный Антонио Кановой, разместился в восточной галерее, построенной по проекту Браманте с тем, чтобы соединить Палаццетто дель Бельведере с Ватиканским дворцом. Вначале музей занимал лишь часть дворца, позднее его богатейшая коллекция эпиграфов была размещена в Галерее Лапидарна, а Новое крыло (Браччо Нуово) было построено специально для экспонатов, не вошедших в экспозицию галереи. Музей посвящен античной скульптуре. Все экспонаты относятся к римской эпохе. Здесь собрана коллекция классической скульптуры, разделенная тематически на две части: греческая мифология и римская история. В галерее представлена одна из крупнейших в мире коллекций греческих и римских надписей христианского и языческого содержания.
Галерея Лапидария
Галерея Лапидария, предназначенная только для научных исследований, предлагает широкую панораму христианских и языческих надписей, обнаруженных, в основном, в некрополях и катакомбах. Эта коллекция, начало которой положил папа Климент XIV, была заказана известным языковедом Гаэтано Марини. В дальнейшем коллекция была пополнена при папах Пии VI и Пии VII.
Большая арочная галерея разделена на шестьдесят секций. По обеим её стороная тянется бесконечный ряд статуй, бюстов, саркофагов, барельефов; всего около 800 экспонатов, относящихя к римской эпохе.
В центре статуя богини плодородия Артемиды Эфесской.
В центре галерея прерывается обширным залом с апсидой, в котором установлено несколько античных римских статуй, являющихся шедеврами. Здесь следует отметить статую Августа из Прима Порта, изображающую императора в парадном облачении воина в момент его обращения с речью к подданным (в ногах императора изображен амур – символ Венеры, покровительницы рода Юлиев); статую Нила, которая вместе со статуей Тибра (в настоящее время в Лувре) украшала Храм Исиды и Сераписа, и которая была обнаружена в начале XVI в. вблизи Церкви Санта Мария Сопра Минерва; статую Дорифора, совершенную по пластической выразительности (копия бронзового оригинала Поликлета).
Галерея географических карт
Музей Пио-Клементино
Музей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769-1774 года) и Пия VI (1775-1799 года с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
Внутренний дворик
При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, проводивший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono).
В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши.
Ниша Лаокоона вмещает мраморную группу "Лаокоон и сыновья": (начало I века н. э., 184 см.), которая, возможно, находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в "Naturalis historia", что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.
Аполлон Бельведерский – одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130-140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
Венера Феликс (Счастливая), копия с греческой Афродиты Книдской.
Скульптура бога реки Арно (или Тигр). Эра императора Хэдриана. 2-й век.
Зал животных. Мозаика пола.
В Зале животных (итал. Sala degli Animali) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони (1734-1818), часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов. Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н. э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов. Статуи были отреставрированы в конце XIX века.
Зал колесницы, созданный в годы понтификата папы Пия VI (1775-1799), получил своё название от хранящейся в нём мраморной римской колесницы I в. до н.э., реставрированной в 1788 году скульптором Францони (колёса и одна из двух лошадей). В этом же зале выставлены скульптура бородатого бога Вакха и двух дискоболов, статуя атлета, многочисленные саркофаги и другие произведения античного искусства.
Дискобол.
Зал муз создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре, или Полифема, Филоктета, Марсия или Аякса. На постаменте написано: "работы Аполлония, сына Нестора из Афин".
Бронзовая статуя Геракла, II век по Р.Х.
Мозаика пола.
Галерея гобеленов
Галерея Арацци или гобеленов — одна из трех галерей Superiori в папском (Апостольском) дворце в Ватикане.
Гобелены были созданы в Брюсселе фламандскими мастерами на известной мануфактуре Петра ван Эльста. За основу были взяты рисунки учеников Рафаэля. В 1531 году фламандские гобелены были вывешены в Сикстинской капелле, рядом с фресками Рафаэля, а три столетия спустя, в 1838 году, их перенесли в галерею Арацци и сделали открытыми для широкого доступа. Гобелены сохранили свое качество – яркость красок и четкость рисунка.
Галерея интересна гобеленами с картинами на христианскую тематику.
Все гобелены ручной работы, насчитывают до 700 оттенков различных цветов. Тончайший шелк и шерсть. С одной стороны, гобелен соткан светлыми тонами, с другой темными, поэтому создается такой оптический эффект. А так же это точнейший математический расчет. Если любой предмет находится в точном геометрическом центре, он всегда будет поворачиваться за нами. Это как на фотографии. Когда вы смотрите в объектив, то взгляд на фотографии всегда будет направлен на Вас.
Заканчивается галерея высокой ротондой с расписным куполом.
Апартаменты Борджиа
После смерти папы Иннокентия VIII новым папой Александром VI был избран испанец Родриго Борджиа (italianisiert „Borgia“). Его именем названы комнаты, которые понтифик занимал во время своего папства, длившегося с 1492 по 1503. На этот период выпали такие аеликие события, как открытие Америки и большой юбилей 1500. Апартаменты Борджиа включают шесть больших залов. Два из них, зал “Пророков“ и “Таинства веры“, находятся в построенной по воле Александра VI в 1492-94 башне Борджиа. Зал “Свободных искусств“, “Святых“ и “Мистерии“ расположены в крыле, построенном при Николае V (1447-1455), и упомянуты в дневнике церемониймейстера папы Александра VI Иоганна Беркхард "потайными палатам". “Зал Пап“ размещён в самом старом крыле, времён папы Николая III (1277-1280). Папская апортаменты охватывали весь первый этаж Апостольского дворца. Роспись "тайных палат", личных комнат папы Александра VI, доверили умбрижскому художнику Бернардино ди Бетто, прозванному Пинтуриккио (итал. Pinturicchio или маленький художник – намек на его небольшое телосложение). Этим именем он обычно подписывал свои работы. Пинтуриккио заработал себе первые деньги, будучи помощником художника Пьетро Перуджно в Сикстинской капелле (в 1481-1483), и вскоре ему удалось сделать себе имя. Насколько высоко был оценен его оригинальный стиль, можно судить заказчикам из числа пяти Римских пап: Сикстус IV, Иннокентий VIII, Александр VI, Пий III и Юлий II. Папская апортаменты охватывали весь первый этаж Апостольского дворца.
Зал пророков
Оформление потолка зала Пророков
В зале Пророков (зал Сивилл) на синем фоне попарно чередуются пророчицы и пророки, держащие в руках развёрнутые свитки, на которых написаны пророчества скорого прихода Христа – указания на связь языческого мира с христианским миром народа Израиля в общем ожидании мессии. Начиная от двери в зал изображены следующие пары: Исаия – Сивилла Геллеспонтская, Михей – Сивилла Тибуртинская, Иезекииль – Сивилла Киммерийская, Иеремия – Сивилла Фригийская, Осия – Сивилла Дельфийская, Даниил – Сивилла Эритрейская, Аггей – Сивилла Кумская, Амос – Сивилла Европейская, Иеремия – Сивилла Агриппинская, Варух – Сивилла Самосская, Захарий – Сивилла Персидская, Авдий – Сивилла Ливийская.
Зал таинств веры
Зал Таинств веры расписан фресками на сюжеты из жизни Христа: "Благовещение", "Сошествие Святого Духа", "Поклонение волхвов", а также фресками, изображающими Воскресение, Вознесение и Вознесение Девы Марии.
Вознесение Девы Марии
Сошествие Святого Духа
Благовещение
Рождество
Вознесение Христа
Зал святых
Зал наполнен сценами из жизни святых: Посещение Марией Елизаветы, Встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, Мученичество св. Себастьяна, Диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св.Сусанна, Мученичество св.Варвары.
Встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне
Мученичество св. Себастьяна (франмент)
Мученичество Святой Варвары
После смерти Александра VI Юлий II (1503-1513) решал больше не использовать комнаты, чтобы не напоминаться постоянно о его ненавистном предшественнике. Он занимал вместо этого второй этаж - его сегодня как „Станци Раффаэля“ известную часть, росписью которой одноименный художник (Raffaello Sanzio) мог обосновывать его всемирную славу.
Зал Римских пап
Станцы Рафаэля
Продолжение следует
В маршрут по музеям Ватикана входят Сикстинская капелла с потолочными росписями Микеланджело, и станцы, оформленные Рафаэлем.