default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

Зал Рисорджименто

 

Два лестничных пролёта приводят к левой половине здания, открытой под музей. Наверху, повернув налево, встречает зал Рисорджименто (итал. Risorgimento, Возрождение), который ещё называют залом Виктора Эммануила II, повествующий о периоде борьбы против иноземного господства и объединение Италии. Он был торжественно открыт в 1890 году в помещении, сначала разделенном на два яруса, первый из которых служил Подестам, а на втором размещалась музыкальная школа. После смерти первого короля объдинённой Италии Виктора Эммануила II, сиенцы решили увековечить его память в одном из залов Дворца. Оформление помещения было поручено представителю итальянской школы живописи, художнику-академисту, Луиджи Муссини (итал. Luigi Mussini, 1813-1888), который привлёк к работе самых знаменитых своих сотрудников и учеников: Пьетро Альди, Амос Кассьоли, Цезарь Маккари....

P1270440 0

Зал Рисорджименто

Пьетро Альди из Манчано, прославившийся как художник на исторические темы, несмотря на то, что умер в молодом возрасте, написал "Встречу Виктора Эммануила II с генералом Радетским в Виньяле" для подписи перемирия. Йозеф Радецкий родился в Требнице (ныне в Чехии). Происходил из старинного аристократического рода, из которого вышло немало известных военачальников Австрийской империи. С 1831 по 1857 год он был главнокомандующим австрийской армии, дислоцированной на этой территории. Одновременно в 1849-1857 годах фельдмаршал Радецкий являлся генерал-губернатором Ломбардо-Венецианского королевства. К 1848 году Италия была раздроблена на 8 государств с монархическим правлением. Все они, за исключением Пьемонта, находились в зависимости от Австрийской империи. В 1848-1849 годах в Италии произошла буржуазная революция, имевшая своей целью сбросить иностранное господство. В ходе народного восстания австрийские войска были изгнаны из большей части Ломбардии и Венеции. Однако итальянские войска оказались слабо подготовлены к войне, австрийская регулярная армия была вооружена гораздо лучше своих противников. Первую крупную победу над антиавстрийскими силами фельдмаршал Радецкий одержал в сражении у Кустоце 25 июля 1848 года, разбив перед этим сардинские войска в бою при Санта-Лучиа. В июле же войска фельдмаршала Радецкого осадили Венецию. 6 августа 1848 года король Карл Альберт Савойский сдал австрийскому главнокомандующему столицу Ломбардии город Милан. На итальянской земле Радецкий начинает наводить жёсткий порядок. Местные революционеры подверглись репрессиям или бежали за границу. Поведение победителей-австрийцев вызывает такое сильное возмущение в Италии, что сардинский король Карл Альберт Савойский стал не на шутку опасаться за собственный престол. Чтобы найти спасительный выход, он нарушил перемирие и вновь объявил войну Австрийской империи, хотя сколько-нибудь реальных шансов на победу в ней он не имел. Первое сражение состоялось 21 марта 1849 года близ Мортары. Здесь пьемонтскими войсками командовали сын короля герцог Виктор Эммануил Савойский и генерал Дарандо. Фельдмаршал Радецкий командовал главными силами австрийской армии. Пьемонтцы не приняли никаких мер для укрепления Мортары, а выставленные ими караулы оказались малочисленными и к тому же беспечными. Все это позволило австрийцам захватить неприятеля врасплох и без особых усилий и потерь выбить итальянцев из города. В сражении победители потеряли всего 300 человек, тогда как потери королевского войска составили 500 человек убитыми и ранеными, 2000 пленными и пять пушек. Через два дня, 23 марта, Радецкий вновь одержал убедительную победу – у города Навары. Это было большое сражение: пьемонтская армия насчитывала 47 тысяч человек, а австрийская армия состояла из трех корпусов. После ожесточённой схватки пьемонтцы были наголову разбиты и бежали. Теперь поражение Сардинского королевства уже ни у кого не вызывало сомнения. От полного уничтожения или пленения армию Пьемонта спасла только медлительность австрийского главнокомандующего, который верно рассчитал исход войны. Король Карл Альберт Савойский отрёкся от престола и покинул Италию. На сардинский престол взошёл его сын Виктор Эммануил II Савойский. 26 марта он подписал с Радецким перемирие, по которому Австрия сохраняла власть в Ломбардо-Венецианском королевстве. 6 августа в Милане был заключён мирный договор, по которому Вена получила от побеждённого Пьемонта огромную контрибуцию в 65 миллионов франков. При этом, Савойская династия удержалась на сардинском престоле.

P1270449 0

Пьетро Алди, Встреча в Виньяле.

Палестро, селение в Северной Италии, на p. Сезии. В австро-итальянско-французскую войну 1859 г., после боя у Монтебелло, Наполеон III решил двинуться от Алессандрии на Новару, с целью обойти правый фланг австрийской армии гр. Гиулая. Для обеспечения переправы у Верчелли сардинская армия, расположенная у этого пункта, получила приказание занять 30 мая позицию у Палестро. В 10 ч. у. средняя колонна австрийцев подошла по большой дороге к Палестро и завязала перестрелку; атаки Дондорфа на деревню и кладбище были отбиты. После двухчасового упорного сопротивления сардинцы перешли в наступление и опрокинули австрийцев. Пока шел бой на фронте, правый фланг Чиальдини был атакован левой австрийской колонной, которая опрокинула сардинцев и утвердилась в Каза Сан-Пиетро. Король Виктор-Эммануил, прибывший на место боя, оценил опасность положения и двинул 3-й полк зуавов против Сцабо. Зуавы переправились по грудь в воде через канал Сезиетта, бросились в штыки на правый фланг австрийцев, сбили их, захватили батарею и обратили всю бригаду Сцабо в бегство. Во время боя у Каза Сан-Пиетро правая колонна австрийцев пыталась взять Конфиенцу, но была отбита. Цобель решил еще раз попытать счастье и двинул против Палестро свой резерв, но попытка эта кончилась неудачей, после чего австрийцы отошли к Роббио. Австрийцы потеряли более 21/2 т. чел., союзники – около 900 человек. Сражение у Палестро было эпизодом Войны за Независимость, который закончился отступлением австрийских войск.

P1270452 0

Амос Кассиоли, Сражение при Палестро.

Долгий путь неудачных восстаний и великих побед завершился в июне 1871г., когда Рим стал столицей объединенной Италии. Битва франко-сардинской армии, под предводительством Наполеона III Бонапарта и Виктора Эммануила II с австрийской армией императора Франца-Иосифа 24 июня 1859г. стала одновременно и решающей победой, и великой трагедией 19 века. Союзные войска захватили высоты в окрестностях Сольферино и Сан-Мартино, отразили контратаку австрийской армии и, в последствии, заставили их отступить. Победа завершилась подписанием перемирия между Наполеоном III и Францом-Иосифом, ценой которого стало 18 000 убитых, раненых и пропавших без вести со стороны союзников, и 22 000 потерь со стороны австрийцев. Сражение у Сан-Мартино (24 июня 1859) было эпизодом (частью общего сражения при Сольферино и Сан-Мартино), которым закончилась Вторая война за независимость Италии. В Мирном договоре, заключенном в Цюрихе (10-11 ноябрь 1859), Габсбурги уступали Ломбардию Франции, которую та должна была передать Савойе, в то время как Австрия сохраняла за собой Венецию и крепости Мантуя и Пескьера. Битва при Сольферино также связана с появлением Общества Красного Креста. Став свидетелем ужасающих последствий битвы, когда тысячи раненых изувеченных солдат были брошены на поле боя умирать, не получив должной медицинской помощи, швейцарский предприниматель Анри Дюнан решил создать "Международный Комитет Красного Креста", взяв в качестве эмблемы швейцарский флаг, поменяв цвет креста на красный, а фона – на белый.

P1270466 0

Амос Кассиоли, Сражение у Сан-Мартино.

После поражения Франции 2 сентября 1870 года под Седаном и пленения Пруссией императора Наполеона III итальянцы стали действовать весьма решительно. Уже 4 сентября "римский вопрос" был согласован с новым правительством Франции, и французский гарнизон покинул Рим. 20 сентября в Рим вошли регулярные итальянские войска. 2 октября 1870 года в Риме прошел плебисцит, в результате которого за присоединение Рима к Италии проголосовали 133 681 человек, а против только 1507 человек. 30 декабря 1870 года король Виктор Эммануил II переехал из Флоренции в Рим. 1 июля 1871 года Рим был официально объявлен столицей Королевства Италия.

P1270440 1

Сезаре Маккари, Виктор Эмануил II принимает всенародное голосование римлян (левый фрагмент).

Виктор Эммануил II умер в Риме (Дворец Quirinale) в Квиринальском дворце (итал. Palazzo del Quirinale) на Квиринальском холме 9 января 1878. 17 января 1878 его прах был перемещён в Пантеон, место, предназначенное для того, чтобы предоставлять последний кров членам королевской семьи Италии: позже в нём будут похоронены Умберто I (1844-1900), Реджина Елена (1851-1926), Виктор Эммануил III (1869-1947), Елена Черногорская (1873-1952), Умберто II (1904-1983) и Мария Жозе Бельгийская (1906-2001).

P1270454 0

Сезаре Маккари, перенос праха Виктора Эммануила II в Пантеон.

В октябре 1859 Луиджи Муссини получил заказ от Временного Правительства Тосканы на изготовление портрета Виктора Эммануиля II. С первых дней ноября Муссини вместе с итальянский историком Франческо Бонаини переехал в Турин и через месяц ему удалось быть принятым королём 5 и 6 декабря. На двух сеансах общей продолжительностью 1 час с четвертью он написал маслом портрет, получивший большой успех среди придворных за убедительное сходство с оригиналом. Портрет был подарен Муниципалитету Сиены дочерью автора в ноябре 1888 г.

P1270456 0

Луиджи Муссини. Портрет Виктора Эммануила II.

Зал Рисорджименто предоставляет кров реликвиям эпохи Возрождения. Среди которыми мундир, хранящийся за стеклянной дверцей резной деревянной витрины, работы сиенского резчика Пиетро Жиуисти (итал. Pietro Giusti), который король надевал в сражение под Сан-Мартино и который сам подарил Луиджи Муссини, в знак благодарности за красиво исполненный портрет.

P1270467 0

Мундир Виктора Эммануила II

Джузеппе Сабателли (итал. Giuseppe Sabatelli), сын известного художника Луиджи Сабателли, преподававшего в Академии изящных искусств (Академии Брера, Милан), родился во Флоренции 24 июня 1813. Признанный автор картин на исторические темы и средневекового Возрождения, на вершине своей карьеры получил заказ от великого герцога Тосканы Леопольда II создать три полотна, освещающих самые удачные исторические моменты в сражение при Серкьо (Флоренция, Палаццо Питти, Галерея современного искусства). Джузеппе умер преждевременно в возрасте тридцать лет 27 февраля 1843 года, погребён во Флоренции, в церкви Святого Креста "Санта-Кроче". Незаконченный эскиз 1842 г. с названием "Сражение у Барлетты" представляет сцену яростного боя. Эскиз был подарен Палео Баччи (итал. Paleo Bacci) городской Библиотеке Сиены, и пришёл в коллекцию Палаццо Публико.

P1270445 0

Джузеппе Сабателли. Сражение у Барлетты.

Также под стеклом красуются парадные шлемы Народной Гвардии, в которых воины Виктора Эммануила II сражались за свободу и объединение Италии.   

P1270459

 Два парадных шлема Народной Гвардии (1847-1849).

В зале находится несколько скульптур таких известных сиенских художников XIX века, как Джованни Дюпре, Тито Сарроччи, Энея Бекерони и, прежде всего, монументальная "Боль" Эмилио Галлори (итал. Emilio Gallori), выставленная здесь в 30 годах двадцатого века.

P1270462

Эмилио Галлори. Боль.

В этом зале невозмоно не остановиться, чтобы не рассмотреть скульптуру девятнадцатого века Джованни Дупре с поэтической надписью "ЕЁ НЕ БУДИТЕ".

P1270442 0