default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитолий, один из семи холмов Рима, возвышается над Форумами, неподалёку от Ватикана. В этом месте, в старину посвящённом богам, находитсянесколько величайших творений Микеланджело. С вершины монументальной лестницы Кордоната открывается величественный и гармоничный вид на площадь. 

DSC 0581

На холме располагался священный акрополь античеого Рима – конечная цель триумфальных кортежей римских полководцев, проходивших по улице Сакра (Via Sacra). На одной из его вершин находился храм Юпитера Капитолийского, окружённый другими святилищами. Здесь же возвышалась Тарпейская скала, с которой сбрасывали предателей родины. На месте сегодняшней базилики Санта-Мария-ин-Арачели с 344 году до н.э. предположительно находился храм богини Юноны Монеты ("Монета" в переводе с латыни означает "предостерегающая" или "советница"). При храме чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты – монетами. После христианизации, примерно с VII и вплоть до IX века, здесь располагался монастырь, державшийся греческого обряда. Начиная с IX века в нём обосновались бенедиктинцы, а в 1250 году базилика была передана францисканцам. 

DSC 0580

Базилика была сложена из обломков античных зданий бенедиктинцами и францисканцами. Во времена средневековья здесь происходили народные собрания и провозглашались законы. В 1285-1287 годах после реконструкции храм приобрёл романо-готические черты, а в 1291 году был снова освящён. В разгар Чёрной смерти XIV века народный трибун Кола ди Риенцо торжественно открыл монументальную лестницу из 124 ступеней, ведущую к храму.

DSC 0588 0

Памятник Коле ди Риенцо

Капитолийская площадь была построена по приказу Павла III по проекту Микеланджело, которому папа в 1537 г. поручил обустроить участок, где в 1453 г. Росселлино обновил Палаццо деи Консерватори, спланировав обращённую к Форумам площадь. Микеланджело изменил её планировку, развернув площадь к базилике Святого Петра. 

DSC 0590 0

Пространство обрамлено реконструированным Палаццо Сенаторио (Сенаторским дворцом), слева расположен Палаццо Нуово (Новый дворец), сбоку находится базилика Санта-Мария-ин-Арачели, справа – Палаццо деи Консерватори (Дворец хранителей). 

DSC 0599

 Дворец сенаторов

Также Микеланджело является автором проекта Кордонаты и балюстрады; в центре площади он установил конную статую Марка Аврелия (её оригинал находится в Капитолийских музеях). Строительство комплекса завершилось после смерти мастера, при этом его преемник Джакомо делла Порта, в основном, сохранил первоначальный проект. 

DSC 0609

Конная статуя Марка Аврелия

В 1940 площадь была вымощена в соответствии с замыслом Буонарроти. В сенаторском дворце расположена римская мэрия; в центре широкой лестницы, украшенной с обеих сторон статуями Нила и Тибра, установлен фонтан с Миневрой в образе богини Ромы, олицетворяющей город Рим. К архитектурному комплексу относятся Капитолийские музеи, основанные в 1471 г. и открытые для посещения с 1734 г., в которых хранятся сокровища античного Рима, шедевры Тициано и Караваджо.

DSC 0601

 Дворец сенаторов. Слева статуя Нила, справа – статуя Тибра, в центре – фонтан с Миневрой

DSC 0602

Фонтан с Миневрой в образе богини Ромы, олицетворяющей город Рим

В состав комплекса входят Палаццо деи Консерватори, Палаццо Нуово и часть Палаццо Сенаторио. В основу музейных коллекций было положено небольшое собрание античных бронзовых статуй, подаренных Сикстом IV в 1471 г. Строительство Палаццо Нуово завершилось в 1663 г.; архитекторы Джироламо и Карло Райнальди придерживались проекта, разработанного Микеланджело, особенно в части фасада. Коллекции преумножились в XVI в., особенно значительным был дар Пия V. В 1734 г. Климент ХII основал Капитолийский музей, открытый для публики; через несколько лет Бенедикт XIV открыл Картинную галерею (Пинакотеку). Коллекции были переоборудованы в 1925 г. с открытием Нового Музея, расположенного в Палаццо Каффарелли. В 1952 г. было оборудовано Новое крыло; в 1957 г. в подземном переходе между дворцами открылась Галерея Лапидария (1939-41 гг.). К комплексу относится Табуларий; в настоящее время ведутся работы по расширению и обустройству данного музея. Новый дворец (Palazzo Nuovo – Палаццо Нуово) построен в 1571-1654 гг. Здание изначально предназначалось для первого в истории общественного музея. Проект палаццо создал Микеланджело Буонарроти. После смерти гениального архитектора его план воплотили в жизнь Джакомо Делла Порта, Карло и Джироламо Райнальди. Вначале, по воле папы Пия V, не приемлющего проявлений язычества, здание служило исключительно для хранения античных скульптур. Публичным музеем Палаццо Нуово стал с 1734 года при Клименте XII.

DSC 0606

 Палаццо Нуово

На первом этаже Палаццо Нуово находится Атриум вдоль длинной стены которого установлены большие ниши со статуями, в том числе уникальной скульптурой Минервы в хитоне (V века до н.э.), а также восточная экспозиция, древнегреческая коллекция и зал с поминальными артефактами.

P1250955

Во дворе палаццо установлен фонтан со статуей речного бога или Океана – Марфорио, которую называют "говорящей статуей". Граждане Рима возле неё могли выражать своё недовольство властью эпиграммами, стихами или прозой. Ранее эта скульптура I века н.э. стояла на Пьяцца Сан Марко. Во двор Капитолийского музея её перенесли в 1594 году. В атриуме находятся статуи Минервы и Марса в доспехах. 

P1250956 0

На первом этаже работают три зала: с древнеегипетской коллекцией; зал надгробий и саркофагов с саркофагом Амендолы (II в.); зал с экспозицией, посвящённой культам и обрядам Востока. Широкая парадная лестница ведет к Галерее со статуями и каменными надписями. В Зале голубок, названном так по сюжету мозаики из виллы Адриана в Тиволи, можно полюбоваться статуей девушки и Италийскими таблицами со сценами из Троянской войны. В Кабинете Венеры хранится изумительная Венера Капитолийская, выполненная по образцу Афродиты Книдской Праксителя. В Зале императоров экспонируются бюсты римских императоров и членов императорских семейств, в Зале философов – портреты греческих и римских философов и писателей. Салон украшен статуями Зевса, Асклепия и Геркулеса-ребёнка, кентаврами из Виллы Адриана, Амазонкой, копией скульптуры Поликлета, а также статуями римских императоров (II-III вв.). На стене Зала фавна, чьё название связано со статуей Фавна из Виллы Адриана, находится бронзовая скрижаль с "Законом о верховной власти Веспасиана". И, наконец, в Зале гладиатора, названном по имени знаменитой статуи Умирающий галл, копии эллинистического оригинала, можно полюбоваться Раненой амазонкой, приписываемой Фидию (V в. до н.э.), Отдыхающим сатиром, копией скульптуры Праксителя (IV в. до н.э.), эллинистической Юноной (III в. до н.э.) и скульптурной группой Амур и Психея.

P1250954

Формирование Капитолийских музеев началось с Дворца Консерваторов XV в., перестроенного по проекту Микеланджело. Сегодня здесь размещена бо́льшая часть экспозиции Капитолийских музеев, представленная скульптурами и саркофагами, этрусскими статуями, греческими вазами, образцами древнеримской живописи и античные мозаики, некоторыми артефактами из храма Юпитера.

DSC 0607

Палаццо-деи-Консерватори – Дворец Консерваторов

Внутренний двор Дворца Консерваторов был расширен в 1720 году с постройкой портика на задней стене; он был спроектирован Алессандро Спецки (1668-1729) для размещения группы скульптур, представляющих огромную ценность: богини Рима и двух варварских заключенных из коллекции Цези, приобретенной папой Климентом XI (1700-1721) для Капитолийского музея.

P1250632 0

 Внутренний двор Дворца Консерваторов

На правой стороне двора выставлены фрагменты знаменитой колоссальной статуи императора Константина. Это различные части великой статуи императора, найденной в 1486 году под понтификатом Иннокентия VIII, в западной апсиде базилики Максенция на Римском форуме, завершенной Константином. Статуя, изображающая сидящего на троне императора, согласно модели, относящейся к статуям Юпитера, была создана в технике "акролито": только голые части тела были выполнены из мрамора, а остальные части состояли из несущая конструкция, замаскированная под позолоченную бронзу или даже лепнину. Датировка работы колеблется между 313 и 324 годами. Здесь также хранится кисть руки с вытянутым указательным пальцем и огромная ступня. 

P1250635

Ступня императора Константина

С левой стороны находятся рельефы с провинциями (Египет, Ливия, Мезия, Дачия, Галлия, Испания и Мавритания) и трофеи с оружием из храма Адриана на Пьяцца ди Пьетра. Некоторые рельефы, отмеченные гербами консерваторов, были обнаружены в конце XVI века, в то время как другие находили в том же районе, начиная с 1883 года. Серия рельефов, персонификацирующая различные провинции, подчиненные Римской империи, была помещена в качестве украшения храма, посвящённого в 145 г. н.э. Антонино Пио его предшественнику и приёмному отцу Адриану, обожествленному после смерти: заботливое отношение к различным провинциям было одной из характерных черт правления Адриана.

P1250634

Первые экспонаты для музейной коллекции дворца Консерватори подарил папа Сикст IV. Понтифик в 1471 году передал собрание античных бронзовых скульптур, до того хранившееся в Латеранском дворце. Среди них были замечательные шедевры: "Мальчик, вынимающий занозу", позолоченная фигура Геркулеса с Бычьего форума и жемчужина коллекции – "Капитолийская волчица".

P1250653 0

Мальчик, вытаскивающий занозу

P1250712 0

Геркулес

P1250662

 Капитолийская волчица

Новое крыло, пристоенное к Дворцу Консерваторов, назвали греческим термином "экседра", который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Здесь находится важнейший экспонат – оригинал конной статуи из позолоченной бронзы императора Марка Аврелия. Скульптура была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной статуей, уцелевшей с античных времён. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура поверженного врага (связанного варвара), а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым. В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили статуи дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать. В течение долгого времени статуя, постамент для которой был выполнен самим Микеланджело, возвышалась в центре Капитолийской площади.

P1250685 0

 Конная статуя Марка Аврелия

В этом же зале выставлены сделанные из бронзы в 336—337 гг. голова и фрагмент руки Константина Великого.

P1250686

Из внутреннего двора, чтобы подняться на первый этаж, есть доступ к парадной лестнице (Scalone), которая ведёт на верхние этажи. На лестничных площадках размещены большие исторические рельефы, посвящённые императорам Марку Аврелию и Адриану, а также панели, инкрустированные цветным мрамором из Базилики Юния Басса на холме Эсквилине.

P1250934

Фрагмент Парадной лестницы

Центральным местом в экспозиции зала Горациев и Куриациев  является фресковая роспись с изображением исторического поединка Горациев и Куриациев. Событие произошло в рамках борьбы Рима с городом Альба-Лонга за лидерство в Латинском союзе (объединение городов региона Лацио). Чтобы избежать полноценного сражения двух армий, трое братьев из рода Горациев (Рим) сразились с тремя братьями Куриациями (Альба-Лонга). В результате смертельной схватки в живых остался лишь один из Горациев. Точная дата поединка в рассказе историка Тита Ливия, который и является первоисточником, не называется. Однако известно, что уже к VII веку до нашей эры город Альба-Лонга был разрушен римлянами, а его жители насильно переселены в Рим. Поединок Горациев и Куриациев получил широкую известность благодаря картине Жак-Луи Давида "Клятва Горациев" (1784 год), которая принесла небывалый успех художнику и стала поворотным моментом в формировании школы французского неоклассицизма. В Зале Горациев и Куриациев установлены две скульптуры, изображающие Папу Урбана VIII и Папу Иннокентия X. Мраморная статуя Урбана VIII (1640 год) выполнена его протеже, великим мастером Джованни Бернини, который был папским архитектором и во многом именно он определил сегодняшний облик Вечного города, сформировав стиль римского барокко. Бронзовая статуя Иннокентия X (1650 год) – результат работы не менее великого скульптора и живописца Алессандро Альгарди.

P1250644 0

Зал Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi)

Римские легенды и триумфы также представлены на фресках, статуях, монетах, керамике и древних ювелирных украшениях. Здесь иммеются изображения Пунических войн, надписи римских магистратов, основания древнего храма, посвященного богу Юпитеру, и потрясающую коллекцию статуй атлетов, богов и богинь, воинов и императоров, начиная со времен Римская империя в период барокко.

P1250721 0

Коридор

Помимо греческой и этрусской керамики, обильно представленной во дворце,  можно полюбоваться образцами скульптурного убранства древнеримских Horti (садов), среди которых Венера Эсквилинская и изображения богов и императоров.

P1250681

 Венера Эсквилинская

Капитполийская картинная Галерея, основанная Бенедиктом XIV около 1750 г., состоит из 8 залов, в которых экспонируются полотна конца XIV–XVII вв. Особого внимавнимания заслуживают Крещение Христа кисти Тициана (III зал), Гадалка и Иоанн Крести телъ Караваджо, Ромул и Рем Рубенса (зал Св. Петрониллы), Похищение сабинянок Пьетро да Кортона. В Галерее Чини хранится ценная коллекция фарфора XVIII века.

P1250865 0

Выставочный зал Пинакотеки

Проход из Дворца Консерваторов в Новый дворец возможен по подземной галерее Лапидария. На обеих сторонах длинной галереи отображаются 130 надписей, иллюстрирующих различные аспекты общественной и частной жизни в Древнем Риме. Из Лапидарии можно свернуть в табуларий – государственный архив в Древнем Риме, в котором хранились народные постановления и другие государственные акты (tabulae publicae). 

P1250936

В 78 до н.э. рядом с храмом Сатурна Квинт Лутаций Катул Капитолин построил общий государственный архив (tabularium), остатки которого сохранились до наших дней. Табуларий –  это государственный архив в Древнем Риме, в котором хранились решения городской власти и другие государственные акты (tabulae publicae).

P1250946

 Табуларий

P1270298 0

 Вид на Дворец сенаторов со стороны Римского форума

У северной оконечности Капитолия на современной Via dell Teatro Marcello находятся руины Арачели – развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме, датируемой II веком. Этот дом  считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на всей территории античной Римской империи. 

DSC 0618

На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами. Над ними были по меньшей мере ещё три этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился. Судя по толщине стен и описанию Тацита, инсула имела, возможно, ещё по крайней мере два этажа из деревянных конструкций. От фасада, украшенного аркадами, сохранились лишь две арки. На втором этаже располагались две большие квартиры по 200 м² площадью. 

DSC 0622

Первое упоминание об этом доме появилось в путевых записках капеллана базилики Сан-Лоренцо-ин-Дамасо в середине XVIII века, в них указывались арочные конструкции и мозаики.

DSC 0620