P1210257 0

Болонья интересна, прежде всего, своими "падающими" башнями, средневековыми дворцами, изящными церквями и аркадными галереями. В городе есть свой университет, библиотеки, театры, музеи, пинакотека, стадион и, конечно же, многочисленные магазины, кафе и рестораны. Граф Джованни Гоццадини (Giovanni Gozzadini), который был сенатором Итальянского королевства в XIX веке, стал первым человеком, серьёзно взявшимся за изучение истории средневековых башен Болоньи. Основной мотивацией он не раз называл желание поднять престиж города в ныне объединённой стране. Анализ Джованни базировался преимущественно на гражданских архивах документов о недвижимости, стараясь вычислить точное количество существовавших в Средние века башен. Именно Гоццадини первым назвал число 180, которое было принято за основу многими историками. К сожалению, до сегодняшних дней сохранились лишь единицы средневековых высоток – некоторые из них были разрушены, другие перестроили и использовали как тюрьму, магазин и даже жилое здание. Последний снос случился в 1917 году. Самыми известными и легко узнаваемыми в городе являются две падающие башни Азинелли (La torre Asinelli) и Гаризенда (Garisenda). Их строительство было результатом соревнования между двумя семьями, чьими именами они названы, чтобы показать, какая семья была более могущественной. Слева на фото видна башня Азинелли, справа – Гаризенда. Обе построили в начале XII века у Равеннских ворот (Piazza di Porta Ravegnana) на площади, где пересекаются дороги, ведущих к пяти воротам старой кольцевой стены (mura dei torresotti). Башня Азинелли (La torre Asinelli) – самая высокая из всех падающих башен. Она получила известность благодаря двухметровому наклону, из-за которого стала символом города наподобие Пизанской башни. Уже во время строительства она начала отклоняться из-за слабого фундамента на мягком грунте. По той же причине, соседняя башня Гаризенда наклонилась на 3 метра, несмотря на то, что трижды была укорочена, и её высота на сегодняшний день составляет 48 метров.

P1210437

В начале XVI века семья Гоццадини заказала архитектору Андреа Маркези провести перестройку церкви, основанной, по легенде, еще в V веке. Однако проекту было не суждено завершиться: строительство остановилось в 1517 году из-за убийства Джованни ди Бернардино Гоццадини и от него до нас дошел только замечательный портик в ренессансном стиле. В итоге, реконструкцию провели более чем на сто лет позже: новый проект, предусматривающий значительное расширение церкви, был разработан в 1627 году Джованни Баттиста Натали и завершен в 1694 году возведением колокольни и купола. Внутри церковь богато отделана в барочном стиле. Своды центрального нефа расписали сценами из жизни святого Гаэтано Анджело Микеле Колонна, Джакомо Альберези и Агостино Вителли. Алтари капелл украшают полотна болонских художников XVII-XVIII веков.

P1210296

На площади Порта Ровеньяна (Piazza di Porta Ravegnana) установлена статуя святого Петрония (La statua di San Petronio). Он был католическим епископом в Болонье и помогал восстанавливать город в середине V века. Папа Римский утвердил святого Петрония покровителем города и закрепил культ его почитания. Впервые идея установки монумента была высказана в 1658 году. Тогда же и начали сбор средств для строительства. Но создание памятника приостановили, и возобновили лишь через 20 лет, в 1678 году. По заказу кардинала-легата Ладзаро Паллавичино был утвержден проект скульптора Габриэле Брунелли, постамент изготовил архитектор Джованбаттиста Альбертони. Статуя была готова к Рождеству, 24 декабря 1582 года. Но официальное открытие состоялось лишь 10 мая 1584 года. В 1797 году, во время наполеоновской оккупации, статуя вместе с башнями была куплена сенатором Пиритео Мальвецци. В 1827 году городская администрация попросила перенести ее, так как уличное движение постоянно усиливалось. В 1871 году просьба была выполнена, и статуя отправилась пылиться в маленькую часовню собора святого Петрония. И только 4 октября 2001 года скульптуру вернули на ее прежнее место. Скульптура Статуя святого выполнена полностью из белого мрамора. Постамент достаточно новый, он был восстановлен по первоначальному образцу, который разрушили при перенесении памятника в 1871 году. На старом основании были размещены барельефы с изображениями гербов Болоньи, Папы Римского Иннокентия IX и кардинала Паллавичини. Их удалили в 1797 году по приказу Наполеона. Епископ изображен в священнической одежде, держащий левой рукой посох. Правая рука святого простерта в жесте благословения.

P1210295

Дворец Мерканция (Palazzo della Mercanzia), также известный как Лоджия деи Мерканти (Loggia dei Mercanti) или Палаццо дель Карроббио (Palazzo del Carrobbio), выходит на одноименную площадь Мерканция. С конца XIV до окончания XVIII века он был резиденцией гильдии купцов и здесь же размещался суд, рассматривающий торговые споры. С 1797 года, с начала французской оккупацией, дворец стал резиденцией Торговой палаты.

P1210290

Болонья имеет старейший университет Европы с многовековой историей и настоящим студенческим духом. Alma Mater Studiorum, как принято его называть в Италии, зародился в 1088 году. Желающие учиться собирались в группы, скидывались и нанимали профессоров. Объединение таких союзов и дало начало университету. Первоначально здесь изучали в основном право, но с XIV столетия в Болонье начали преподавать медицину, философию, арифметику, астрономию, логику и грамматику. Студентами университета были Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Николай Коперник, Альбрехт Дюрер.Сегодня в Болонском университете учится более 80 тысяч студентов, из которых 7% – иностранцы (для сравнения: в МГУ 38 тысяч студентов, каждый десятый – гражданин другой страны). Помимо Болоньи занятия проходят еще в четырех итальянских городах – Равенне, Римини, Чезене и Форли, а также в филиале в Буэнос-Айресе. Всего университет предлагает 215 образовательных программ, из которых 45 – на английском языке.

DSC 0637

В крупных книжных магазинах часто проходят презентации, на которые приходят заинтересованные люди, желающие послушать автора. Обычно это узкий круг его преданных поклонников и те покупатели, которые в данный момент бродят по магазину, подходят к книжным полкам, выбирают нужные книги.

P1210305

Сердце города и главная площадь Болоньи – Пьяцца Маджоре (Piazza Maggiore) – является результатом многовековых преобразований, которые постепенно обогатили её известными зданиями: базиликой Сан-Петронио Basilica of San Petronio), дворцами нотариуса (Palazzo dei Notai), Подесты (Palazzo del Podestà), городского совета (Palazzo d'Accursio или Palazzo Comunale) и палаты обмена валют (Palazzo Dei Banchi). Все они восходят к 1200 году, когда подеста начал приобретать дома и землю для строительства площади, которая, с одной стороны, должна была представлять важность городского учреждения, с другой – объединять различные городские мероприятия (биржи, торговля и различные виды услуг). Студенты Болонского университета верят, что никогда не стоит переходить эту площадь по центру, её можно только обходить по периметру, иначе диплома не видать! Относится ли это к студентам других учебных заведений, пока неизвестно. В переводе с итальянского Пьяцца Маджоре означает Большая Площадь. Это название она получила относительно недавно. До этого она носила имя короля Италии Виктора Эммануила II (с 1860 по 1943), а в 1943–1945 году именовалась просто – Площадь Республики! На южной стороне возвышается Базилика Сан Петронио (La Basilica Di San Petronio). 

P1210321

Собор, посвящённый святому Петронию (епископу Болоньи в V веке и святому покровителю города) начали строить в 1390 году. Инициатором строительства храма для растущего города в 1388 году выступила городская власть в лице Совета Шестисот. Чтобы расчистить место для будущего собора, пришлось снести башни, личные постройки горожан и восемь небольших церквей. Стройка началась в 1390 году под руководством архитектора Антонио Ди Винченцо. Планировалось возвести базилику, размеры которой превышали бы собор Святого Петра в Риме. Узнав об этом, Папа Пий IV приостановил строительство и потребовал изменить проект. В 1538 году началась облицовка стен и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (эти рисунки сейчас хранятся в музее храма). Возникшие неурядицы привели к тому, что нижняя часть фасада выполнели из красного веронского мрамора и белого истрийского камня, а верхняя часть осталась необлицованной. В начале XV века (1426 – 1438) Якопо Делла Кверча (Jacopo Della Quercia) украсил главный вход (портал) в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери – изображениями на мотив Ветхого Завета (обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, в том числе скульптурная группа, представляющая Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия). Богоматерь портала Делла Кверча Микеланджело назвал "самой прекрасной Богоматерью XV века". Считается, что именно рельефы Делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

P1210284 1

Среди дошедших до наших дней католических храмов собор занимает 15 место по размерам, пятое по высоте. Внутри собора хранятся мощи святого Петрония,  сестры Наполеона I Элизы Бонапарт и уникальная фреска XV века Джованни да Модена (Giovanni da Modena) в капелле Болоньини "Страшный суд", изображающая сцену из Данте, где пророк Мухаммед ввергнут в ад. На фото эта сцена видна на левой стене. В 2002 году исламские террористы хотели взорвать здание и уничтожить фреску, но теракт предотвратили. Теперь перед входом в собор стоят рамки металлоискателей и охрана. 

P1210356 1

В боковых нефах открываются окна, освещающие капеллы. В их числе капелла Святого Аббондио, восстановленная в неготическом стиле в 1865 году (именно в ней в 1530 году в происходила коронация Карла V. Карла V (Charles V) короновали там для правления Священной Римской Империей, а коронация его для правления Италией проходила в Палацо Комунале); капелла Святого Петрония, куда в 2000 году из собора Санто-Стефано переместили мощи святого Петрония, покровителя города и настоятеля собора в V веке); самая старая капелла Мадонны Мира со скульптурой Богоматери, выполненной в 1394 году; капелла Маги с деревянным алтарём-триптихом с 27 фигурами, вырезанными из дерева и раскрашенными Джакопо Ди Паоло, а также потрясающей росписью стен; и другие капеллы знатных семейств города с богатыми алтарями и скульптурами.

P1210386

В главном алтаре висит деревянное распятие XV века. Сзади – фреска "Мадонна со Св. Петронио" Маркантонио Франческини (Маркантонио Франческини) и Луиджи Квейни (Luigi Quaini), фрески Карло Чиньяни (Carlo Cignani). Киворий главного алтаря был построен в 1547 году Якопо Бароцци да Виньола. Деревянный хор XV века был создан Агостино де Марчи (Agostino de 'Marchi). Своды и украшение центрального нефа выполнены Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi), завершившим их в 1646–1658 годах.

P1210345 0

В конце 1200-х годов городские власти приобрели дом профессора права Франциска Аккурзия (Francesco Accursio), расположенный на западной стороне площади, и разместили в нём свои муниципальные службы. Впоследствии к дому пристроили другие здания и в 1336 году он стал резиденцией Анциани ("старейшин"), высших магистратов коммуны, а затем резиденцией правительства. В XV веке дворец был отреставрирован по проекту архитектора Фиораванте Фиораванти (Fioravante Fioravanti), который добавил Часовую башню (Torre d'Accursio). Колокол в башне установил Гаспаре Нади (Gaspare Nadi). Следующую реконструкцию дворца провели в XVI веке, после падения власти семьи Бентивольо (Bentivoglio) в Болонье. Зал городского совета, где заседал Болонский сенат, расположен на первом этаже. Его потолок украшен фресками Анджело Микеле Колонны (Angelo Michele Colonna) и Джоаккино Пиццоли (Gioacchino Pizzoli), которые изображают сцены с античными богами. Зал Фарнезе на втором этаже был перестроен в 1665 году кардиналом Джироламо Фарнезе (Girolamo Farnese): ранее он назывался "Королевский зал", так как в 1530 году Карл V был коронован Железной короной Ломбардии в базилике Сан-Петронио. Зал был расписан фресками с историями города от средневековья до XVII века учениками Франческо Альбани (Francesco Albani). Часовня украшена фресками Просперо Фонтана (Prospero Fontana). Во дворце находится Коллекция художественного искусства с картинами от средневековья до XIX века; Музей Моранди (Museo Morandi) с работами Джорджо Моранди (Giorgio Morandi); библиотека Салаборса (Biblioteca Salaborsa).

P1210326 0

Фасад украшает массивный портал с опускающейся железной решёткой, над которым установлена статуя папы Григория XIII (1580 г.). Папа родился в Болонье и известен тем, что провёл календарную реформу, приняв вместо менее точного юлианского календаря григорианский. Рядом со статуей понтифика терракотовый рельеф Святой Марии с Младенцем, работы итальянского скульптора раннего Возрождения Никколо дель Арка (Niccolò dell'Arca).

P1210276

Северо-западный угол открывается на площадь Нептуна (Piazza del Nettuno) с фонтаном бога морей и потоков, а северо-восточный угол занимает более узкая площадь Пьяцца Ре Энцо (Piazza Re Enzo), проходящую мимо дворца Энцо, который сливается со дворцом Подеста. С западной стороны от площади Нептуна находится библиотека Салаборса (Biblioteca Salaborsa), показанная на фото справа. Библиотека открылась в 2001 году, хотя здание, в котором она расположена, Палаццо д'Аккурсио (Palazzo d'Accursio), намного старше. Руины, на которых было построено это здание, содержат остатки древнего города Бонония (Bononia), датируемого 189 годом до нашей эры. Есть еще этрусские руины раньше римских. Посетители библиотеки могут увидеть археологические раскопки через хрустальный пол в центре библиотеки. Доступ к древним руинам также возможен из подвала, где о них приведена информация.

P1210258

Дворец Подеста (Palazzo del Podestà) был построен на главной площади города (Piazza Maggiore) около 1200 года и служил резиденцией городского правительства, которое возглавлялось Подестой (главой городской управы), его судьями и офицерами. В 1453 году Аристотиль Фиораванти заменил колокол и реконструировал по заказу Джованни II Бентивольо оригинальный готический фасад в стиле ренессанс. В Вольтоне в 1525 г. были установлены терракотовые статуи защитников города: св. Петроний, Прокул, Доминик и Франциск – все работы Альфонсо Ломбарди. На верхнем этаже имеется большой зал, где проходили заседания советов народных представителей, а в период с XVI по XVII века использовался как бальный зал и общественный театр. С самого начала в нём была колокольня Аренго, чтобы собирать горожан на чрезвычайные события. Башня поддерживается четырьмя колоннами в центре здания, а четыре угловых столба, на которых стоит башня, образуют крестовый свод, называется Voltone del Podestà или главный свод. Он входит в число семи секретов Болоньи, характерных для звуковой игры, которая создается под его основанием. Посетители слышат "беспроводной телефон", разговаривая друг с другом из одного угла свода в другой.

P1210333

Дворец Энцо (Palazzo Re Enzo) был построен между 1244 и 1246 годами как расширение близлежащего дворца Подеста, которого оказалось недостаточно для нужд Болонской коммуны. Своё название он получил по имени Энцио Сардинского, сына Фридриха II, который был захвачен гвельфами в битве при Фоссальте, и после короткого пребывания в Анзоле переведён в новый дворец, где оставался двадцать три года, впоть до своей смерти в 1272 году. В течение дня Энцио мог свободно перемещаться по дворцу, а ночью его запирали в свисающую с потолка клетку. Ему также разрешили встречаться с женщинами: в завещании он упоминает трёх дочерей, но легенда рассказывает о четвёртом сыне, который родился от крестьянки Лючия ди Виадагола. Сына назвали Бентивольо (от слов "Amore mio, ben ti voglio", которые он сказал своей возлюбленной), что означает "Моя любовь, я тебя люблю". Позже он стал предком семьи Бентивольо, правителей Болоньи. В 1386 году Антонио ди Винченцо закончил "Зал трехсот" (Sala dei Trecento), который должен был принять городской архив. Последний этаж в значительной степени отремонтировал в 1771 году Джованни Джакомо Дотти. Нынешний готический вид относится к реставрации Альфонсо Руббиани 1905 года. Справа от дворца находится доступ к часовне Санта-Мария-деи-Карчерати, куда отправились приговоренные к смерти. На первом этаже располагались боевые колесницы и орудия, а на среднем этаже – кабинеты претора и часовня. Погруженный в атмосферу площади, дворец Энцо сегодня сочетает в себе очарование прошлого с самыми передовыми технологиями. Здесь проводятся конгрессы, съезды, культурные инициативы, корпоративные встречи, представления и выставки.

P1210260 0

От  площади Маджоре (Piazza Maggiore) до главного железнодорожного вокзала простирается улица Независимости (Via dell'Indipendenza). Проект новой дороги к вокзалу был представлен местному совету архитектором Кориолано Монти (Coriolano Monti) и инженером Антонио Дзаннони (Antonio Zannoni) в конце 1861 года, одобрен в 1862 году, но только в 1865 году был издан королевский указ о начале строительства. Пакет включал реорганизацию всего района Орто Поэти (Orto Poeti) или Орти Гараньяни (Orti Garagnani), названного по имени семьи, которая владела им на протяжении веков и включала огромные участки земли, засаженные огородами и садами, а также главную виллу, конюшни, склады и дома. Новая транспортная артерия сщественно изменила облик севкерной части города. 

P1210454

По обе стороны улицы расположены большие офисные здания и апартаменты с балконами, готическими окнами и терракотовыми орнаментами, средневековыми аркадами, укрывающими прохожих от дождя и давших приют многочисленным торговцам.

P1210450

Улица Независимости является одной из главных магистралей в разветвлённой сети транспортных потоков города. По ней легко можно добраться до парка Монтаньола (Parco della Montagnola), кафедрального собора Болоньи, базилики Святого Петра (La Basilica di San Petronio), церкови Святейшего Сердца Иисуса (Church of the Sacred Heart of Jesus), площади 20 сентября (Piazza XX Settembre) и других достопримечательностей.

P1210451

На улице Изобразительных искусств (Via delle Belle Arti) расположена Национальная пинакотека Балоньи, основоположником которой считается кардинал Просперо Ламбертини, будущий папа римский Бенедикт XIV.  Первыми экспонатами Пинакотеки в 1762 году стали алтарные полотна начала XV века из разрушенной церкви Санта-Мария-Магдалена. Сегоодня основная часть коллекции происходит из Института Естественных Наук, подаренная Франческо Дзанбеккари в 1762 году. В наполеоновский период коллекция обогатилась работами из разных закрытых церквей и монастырей.

DSC 0632

Залы Пинакотеки рассказывают о развитии болонской живописи в эпоху Ренессанса, который совпадет с важным исторические периодом правления семейства Бентивольо, ведь именно оно было основным меценатом, благодаря которым собрание картин пополнилось великолепными работами феррарцев Эрколе де Роберти, Франческо дель Косса, Лоренцо Коста и болонцев Франческо Франчиа и Амико Аспертини. Представление эпохи Ренессанса завершают полотна таких великих художников как Перуджино и Рафаэль, Мадонна с младенцем и святыми и Экстаз Святой Цецилии.

DSC 0525 1

Солнечная арена (Arena del Sole) – это театр в Болонье. Историческое здание, в котором он расположен находится на улице Независимости (Via della Indipendenza), напротив конной статуи Джузеппе Гарибальди. Надпись "Место отведено дневным представления" ("Luogo dato agli spettacoli diurni") выделяется на фасаде, выполненном в неоклассическом стиле. Арена-дель-Соле зародилась как театр под открытым небом, открытый 5 июля 1810 года на территории Доминиканского монастыря Санта-Мария-Маддалена, который был закрыт в наполеоновскую эпоху. От старого монастыря остался внутренний двор, который летом используется для проведения представлений. В течение столетия он служил ареной для летних спектаклей, а сезон длился с Пасхи до конца сентября. В 1984 году здание было приобретено городом Болонья. Под художественным руководством Юрия Любимова деятельность театра сразу же возобновилась, но через два сезона было решено её приостановить, чтобы выполнить необходимый ремонт и начать модернизацию театра. Обновлённое здание было открыто 20 февраля 1995 года; состоит из двух залов и открытого пространства во внутреннем дворе старого монастыря перед театром, где устраивают летние спектакли.

P1210455 0

По улице Независимости (Via dell'Indipendenza), напротив Arena del Sole, установлен памятник Джузеппе Гарибальде, который был открыт 8 июля 1900 года. Конная статуя из бронзы, работы итальянского скульптора Арнальдо Зокки (Arnoldo Zocchi), была помещена на постамент, на котором ранее стояла ​​фигура итальянского священника и патриота, соратника Гарибальди, Уго Басси (Giuseppe Bassi), позднее уставленная ​​перед казармами Сан-Джервасио.

P1210457 0