P1210760 0

Дорога в Монтсеррат. На склоне горы виднеется монастырь.

Бенедиктинский монастырь расположен на высоте 725 м над уровнем моря и получил своё название по горной местности Монтсеррат ("Разрезанные горы"). Из почти 3760 миллионов лет геологической истории Земли, на территории Центральной Еаталонии, где находится этот горный массив, представлена часть последних 50 миллионов лет. В начале этого периода на территории не очень глубокого морского залива началось формирование гор, сложенных из отдельных валунов, песка, глины и ила, которые несли многочисленные реки. Около 35 миллионов лет назад морской залив превратился в бухту, ставшую позже континентальным бассейном. 20 миллионов лет назад флексия Пиренеев, под действием тектонических сил, подняла эти отложения на поверхность, создав более прочный и однородный массив. 

DSC 0385 0

Аббатство Монтсеррат находится в 50 км к северо-западу от Барселоны, откуда до него можно добраться на автомобиле или электричке. Подняться на гору сидя в автомобиле не составит особого труда. Наверху имеются удобные платные парковки, найти свободное место на которых довольно проблематично, поэтому лучше приезжать до девяти часов утра или после обеда.

P1210766

Бельведер Эль-Мирадор де-лос-Апостолес у Аллеи Расео-Эсколания-де-Монсеррат – это первое, что увидит посетитель, если приедет в Монтсеррат на машине или автобусе. Он получил своё название в честь часовни Апостолов, которая исчезла в начале XX века, в настоящее время на этом месте поднимается часовня-мавзолей, посвященная Терсио Рекете – участнику гражданской войны в Испании (1936-1939). В настоящее время всё место занято зданием с услугами строительной реставрации бельведера "Эль-Мирадор де-лос-Апостолес", построенного в 1976 году работы отца Бускетс (1925-2007), архитектора и монаха Монтсеррат. 

P1210767 0С бельведера этого здания открывается великолепный вид на долину реки Льобрегат, протекающую мимо Монистроль до 159 м над уровнем моря (мы находимся на 720 метров над уровнем моря). На заднем плане видно Средиземное море, а также святилище Тибидабо Барселоны, силуэт телекоммуникационной башни Нормана Фостера так же прекрасно видно. Впереди нас, слева от долины, стоит горный массив Сан-Лоренсо-дель-Мунт с вершиной Мола (1102 метров), в настоящее время является частью Природного парка Сан-Лоренсо-дель-Мунт и Обак.

DSC 0382 0

В конце площади-бельведера можно видеть работу Хосеп Мария Субирачс (1927-2014) "Лестница познания", бетонный памятник 8,7 метров созданный в 1976 году. Автор, работающий в это время в стиле абстрактного производства, представил манеру мыслить средневекового философа Рамона Льюль. Это девять блоков, объясняющих различные божьи создания, от самого бездушного материала (камень) к самому душевному (Бог). Только последняя ступенька, установленная в порядке возрастания, геометрически совершенна как образ Творца.

DSC 0323 0

Рядом с Лестницей познания расположено здание "Mirador dels Apostols", в котором имеются кофетерий, буфет Montserrat с залом самообслуживания и два зала ресторана – Зал Апостолов и Зал Святого Михаила. Оба зала ресторана специализируются на проведении банкетов и других торжественных мероприятий. 

DSC 0339

Вход в буфет Montserrat с залом самообслуживания взрослому посетителю обойдётся в 17 евро, ребёнку – 10 евро. Оплатив на входе указанную сумму, гость может наслаждаться изысканными блюдами и безалкогольными напитами в любом количестве, пока не возникнет потребность выйти в туалет. Возвращение в зал требует новой оплаты. 

DSC 0340

Дорога, которая приведёт нас к следующей площади, известна как Пасео-де-ла-Эсколания (хора). Как видно по названию, справа от нас стоит здание, где живут министранты во время своих лет обучения в Монтсеррат. Это первое из монастырских зданий корпуса и состоит из четырех уровней: на первых двух этажах находятся классы для общих предметов, на третьем находятся классы для музыки и верхний этаж предназначен для проживания.

DSC 0329

Следующее здание которое мы увидим – это базилика, построенная в XVI веке. От Аллеи де-ла- Эсколания можно увидеть задний фасад, перестроенный в 1876-1878 годах. До этого ровную стену, архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр Лозано (1828-1901), украсил тремя апсидами. В последних двух зданиях, стоящих параллельно дороге, находятся жильё монахов и Башня Аббата. Первое здание было амбициозным проектом восемнадцатого века дать монастырю просторное здание для жилья монахов: в сдержанном стиле, прекрасно интернирующееся с боковой стеной церкви и продолжающее монастырский комплекс. Самым высоким зданием является башня, заканчивающая фасад монастыря, и сама по себе в современном стиле. В настоящее время на основе башни вы можете увидеть рельеф Ариадна и Эрмес скульптора Хосепа Мария Субирачс.

DSC 0337

Рядом с боковым нефом базилики имеется место, где фермеры, живущие в горах, продают произведённые ими продукты, включая отличные сыры из области Марганель и мёд.

DSC 0432

С 2004 года, с момента пуска в эксплуатацию новой зубчатой железной дороги, это место (Пласа-де-ла-Крус) восстановило свою центральную роль, так как оно является точкой прибытия посетителей, использующих такой вид транспорта. Современная линия повторяет оригинал, когда в 1892 году начала действовать первая зубчатая железная дорога (старейшая в испанском государстве) предполагалось огромное улучшение в плане доступа к святилищу приверженцев и паломников.

DSC 0342

Другим средством общественного транспорта для посещения святилища является канатная дорога, открытая в 1930 году и сохраняющая до сих пор первоначальный желтый цвет кабины. Название площади происходит от Крус-де-Сан-Мигель, монументальный труд, задуманный в 1962 году Хосепом Мария Субирачс. На передней части выгравировано имя святого покровителя горы и его символ: крест-меч, побеждающий змея, а также значение Архангела, что на иврите означает "Кто, как Бог", написанное на разных языках.

DSC 0308Когда Вы приедете в монастырь Монсеррат, у Вас будет возможность совершить ещё два путешествия: на фуникулере Санта-Кова и на фуникулере Сан-Хуан. Первый поднимет Вас выше на гору, второй несколько спустит вниз. 

DSC 0331

Основной причиной, по которой люди пользуются фуникулером Санта-Кова, служит пещерная часовня, известная как Санта-Кова. Это пещера, где, согласно легенде, пастухи видели образ Девы Марии Монтсерратской. Пещера находится примерно в 20 минутах ходьбы от станции фуникулера. 
DSC 0405 0

База фуникулера Сан-Хуан находится чуть выше станции Монсеррат Кремальера, в самом сердце монастыря Монсеррат. Фуникулер доставит вас в крутое путешествие ещё выше в гору, к самой её вершине. Стеклянный потолок вагона позволяет любоваться видом на весь Монсеррат.

DSC 0346

Поднявшись на вершину фуникулера Сан-Хуан, вы окажетесь на смотровой площадке, с которой вы сможете увидеть весь монастырь Монсеррат с высоты птичьего полета. У вас также будет возможность полюбоваться видом на другую сторону горы, а в ясные дни вы сможете насладиться панорамным видом на всю Каталонию.

DSC 0350

На выходе из здания станции фуникулера любители природы найдут небольшой музей под названием Aula de la Natur (Центр природы). С вершины фуникулера начатинаются разнообразные прогулки по природному парку Монсеррат, в котором можно узнать много интересного о его флоре и фауне. Некоторые прогулки позволяют посетить скиты; все маршруты хорошо обозначены указателями.

DSC 0380

С незапамятных времён Монтсеррат был излюбленным местом для отшельников, так как жизнь анахорета пришла к нам с Востока. В горах найдены первые доказательства жизни отшельника в седьмом веке, с небольшим повышением в период сарацин (VIII–IX века) и крупной консолидации после возвращения этих земель графом Барселоны Вифредом I Волосатым от мусульманской стороны. Несмотря на малое количество отшельников Монтсеррат, исторически их было 12, они были одним из основных центров притяжения для паломников, поднимающихся на гору. Известно о существовании около 300 отшельников со своей собственной историей несмотря на зависимость от монастыря. Некоторые из них прославились своей репутацией святости, своими написанными трудами и даже обвинениями, выдвинутыми против них, до и после того, как стали отшельниками. Скиты были заброшены в 1811 году во время Французской войны, и, несмотря на то, что были снова восстановлены, окончательно были заброшены около 1822 года.

P1210765 0

Монтсеррат был и остаётся святилищем и местом поклонения для тысяч паломников, некоторые из которых пришли сюда из-за культа великих религиозных деятелей, как апостол Сантьяго и Сан-Игнасио де Лойола. Самым известным является маршрут Сантьяго, исторически связанный с этой территорией через широко распространённые поверья, говорящие о том, что апостол Сантьяго проповедовал в нескольких каталонских городах; также документально зафиксировано, что некоторые из первых паломников были каталонцы, как аббат Чезари, основатель монастыря Санта-Цецилия де Монтсеррат в 942 году. В Каталонии существует пять путей, которые считаются наиболее распространённым, и два из них – основные; эти два исходят из Нарбонна и ведут в Монтсеррат для паломничества.

DSC 0384 0

В настоящее время одним из самых популярных участков между паломниками является из Монтсеррат в Игуалада, 25,7 км, как правило, начинается по дороге из Элс-Деготальс в направлении к Санта-Цецилия; маршрут можно также начать из Кольбато по дороге Лас-Батериес. Для паломников, совершающих путь по религиозным или духовным причинам и желающих получить Сертификат Компостела, который выдаётся в соборе Сантьяго, можно заверить учётные данные в Пастырском Координационном центре святилища Монтсеррат.

P1210779 0

Монтсеррат также является основным святилищем на Пути Игнатия, который воссоздаёт маршрут Игнатия де Лойола, который будучи рыцарем путешествовал в 1522 из Лойолы в Манреса; позволяет во время паломничества следовать процессу духовного роста, по пути, который прошёл святой. Дорога заканчивается в пещере Сан-Игнасио де Манреса; следовательно, участок Монтсеррат является последним. В ночь с 24 на 25 марта 1522 года, перед изображением Богородицы Монтсеррат, святой отдал свой рыцарский меч и был покрыт мешком как паломник; вы можете увидеть факсимиле этого меча в витрине базилики Монтсеррат, рядом с часовней, посвящённой ему. Скульптура Сан-Игнасио работы Рафаеля Соланика (1895–1990), которую посетитель найдёт в атриуме базилики, напоминает об этом бдении святого перед Богородицей. Круглая, чёрная, мраморная плита перед скульптурой свидетельствует о месте, где раньше стоял алтарь старой романской церкви и где святой проводил бдения.

DSC 0388

Известно происхождение христианской жизни отшельника в Монсеррат и как это консолидируется во время графа Барселоны Вифреда I Волосатого (840-897). Первое документальное упоминание Монтсеррат наййдено за 888 год, когда граф Барселонский отдал монастырю де Риполль земли, среди которых располагаются "церкви Монтсеррат, стоящие на вершине горы и в низине, с их землями". Это были  были небольшие церкви Сант Искле и Сантаа Мария, Сант-Пере и Сант-Марти. Перед тем, как монахи Риполли фактически заняли эти монтсерратские церкви, принадлежавшие им, в 942 году в горах поселилась ещё одна группа монахов во главе с Аббатом Чезари в церкви Санта-Цецилия, расположенной в 4 км от настоящего монастыря Санта-Мария. Это настоятель построил новую церковь для монашеского богослужения, сохранившуюся в значительной степени до сегодняшнего дня. Она состоит из трёх частей: две боковые стороны короче, чем центральная, включающих три алтаря: центр, посвященный святой Цецилии, и два других в Санта-Мария и Сан-Педро. Во время аббатства Олива (971-1046), ближе к 1025 году, группа монахов, пришедших из Риполль, построили монастырь Санта-Мария-де-Монтсеррат, недалеко от примитивной маленькой церкви Санта-Мария.

DSC 0386

В средневековый период монастырь консолидируется и расширяется, всё ещё под воздействием Риполль, но с более очевидным влиянием настоятелей Монтсеррат, пока не стал аббатством в 1409 году. Культ образа Санта-Марии Монтсеррат помещает в эпицентр религиозности на своей территории и в будущем монахи будут хранить его. В конце этого периода пятнадцатого века будет не легко из-за явственного уменьшения бенедиктинского монашества что произошло и в Монтсеррат. С приходом аббата Гарсиа де Сиснерос в 1493 году непосредственно из монастыря Сан-Бенито де Вальядолид, которому способствовали католические монархи, начался новый период, отмечающий следующие несколько столетий в истории монастыря.

DSC 0389Современный период – это период реформ и роста культурного развития, пересекающего границы. Монахи аббатства этого времени оставили след, присутствующий и сегодня: в архитектуре Монтсеррат – строительство новой церкви и других монастырских строений; в культуре – через музыку хора и производства инкунабул в печатном цехе монастыря (1499-1500). К сожалению, большая часть материального наследия этого периода не дошла до нас, в связи с событиями начала девятнадцатого века.

DSC 0390

Современная эпоха началась в монастыре с трагедии: в 1811 году наполеоновские войска сожгли и разграбили Монтсеррат во время Войны за независимость. Процесс либерализации на протяжении всего девятнадцатого века, также, как и конфискация 1835 года, определит, но не остановит материальную и духовную реконструкцию Монтсеррат, ставшую реальностью в 1881 году, когда Дева Монтсеррат была провозглашена покровительницей Каталонии, во время торжества тысячелетия произошла её коронация (в настоящее время подаренная корона выставлена в музее Монтсеррат). В течение двадцатого века сообщество опять должно преодолевать трагические события (таких, как дисперсия сообщества и смерть двадцати трёх монахов во время гражданской войны) и взять на себя роль символа и убежища культуры и прав Каталонии. Важным событием стало открытие празднества святого образа на серебряном троне, за счёт популярной подписки 27 апреля 1947 года. Кроме того, другим важным историческим событием XX века стало паломничество Папы Римского Иоанна Павла II 7 ноября 1982.

DSC 0306

Монтсеррат продолжает свой исторический путь и готовится к празднованию тысячелетия в 2025 году его основания как монастыря. Актуальное сообщество, состоящее из около шестидесяти монахов, посвящено, как и прежде, молитвенной жизни, труду и размещению тысяч паломников, которые приезжают в святилище. Литургия отмечает суточный ритм монастырского дня; с неё начинается день, и ей заканчивается. Ежедневно монахи собираются сообща шесть раз, чтобы отпраздновать Литургию Часов и Евхаристии, которая является основным событием дня в монастыре и в храме. Многие паломники участвуют в ней. 

DSC 0274

Община выполняет большую пастырскую работу, воплощённую в услугах в базилике, приём групп, перерывы и конференции или обслуживание гостей. Помимо необходимых для нормального функционирования монастырской жизни работы, есть монахи, которые занимаются исследованиями в самых различных областях. Чтобы упомянуть об одном из них, библейские исследования имели и имеют огромное значение и весьма актуальны: перевод Библии на каталанский язык и её интерпретация являются свидетельством этого. 

DSC 0256

Разнообразны, и имеют большое значение учреждения, связанные с Монтсеррат, где присутствуют монахи, ответственные за их руководство. Примером являются Музей Монтсеррат, Хор, Библиотека и Публикации аббатства Монтсеррат. Это издательство, вещатель настоящей Каталонской культуры, работает почти непрерывно с 1499 года, обслуживая деятельность святилища и монастыря Монтсеррат. Оно имеет список более чем 3000 наименований опубликованных материалов, охватывающих историю, искусство, эссе, исследования языка и литературы, религии, музыки, пеших прогулок или детских и юношеских книг. В дополнению к публикации книг, также издаёт десяток журналов, в том числе Serra de'Or, Qüestions de Vida Cristiana и Studia Monastica. 

DSC 0320

На первом уровне площадей Пласа-де-Санта-Мария находится фигура Святого Георгия, покровителя Каталонии, вырезанная из камня травертина в 1986 году Хосепом Мария Субирачс, как вы заметили, в общественном пространстве святилища есть много работ скульптора. Он принадлежит к новому этапу конфигурационной скульпторы: использует негатив и добивается удивительных оптических эффектов, позволяющих использовать оформление без помощи реалистического стиля.

DSC 0428

Рядом с каменной горой видим здание Хостел Абат Сиснерос; его столовая часть расположена в старых конюшнях монастыря, живописнейшая конструкция с потолком из каменного свода и стеной из живого камня. Дата 1563 года на фасаде свидетельствует об исторической ценности этого здания. Напротив входной двери хостела есть указатель с конечной точкой пути; он является точной копией оригинального указателя шестнадцатого века. Мы сможем увидеть один из двух оригинальных указателей, сохранившимся в медиа-пространстве "Монтсеррат в помещении".

DSC 0405 1

С площади хорошо виден фасад монастыря, выполненный из полированного горного камня. Это дизайн по проекту архитектора Франсеска Фольгера (1861-1960), построенный между 1942 и 1968 гг. Вверху можно прочесть латинскую фразу Urbs Jerusalem Beata Dicta Pacis Visio ("Блаженен город Иерусалим, называемый Видением мира"). Скульптуры на фасаде являются работой скульптора Жоана Ребулль (1899-1981). На фризе слева показана "Транзита де-Сан-Бенито", вызывающая смерть святого. Центральный фриз является более сложным, в целом вызывает провозглашение догмата Вознесения Девы Марии с гигантским фигурой Марии, возносимой к небу в позе молитвы и в окружении двух ангелов-монахов. На третьем фризе показан Святой Георгий с двумя монахами, погибшими во время гражданской войны в Испании (1936-1939).

DSC 0399

Площадь перед базиликой, названная в честь настоятеля монастыря аббата Бенета Аргерик, построена в XVIII веке и украшена сграффито Хосепа Обиолса и Палау и монаха Бенета Мартинеса, которые представляют историю Монсеррата и основных базилик мира. В нишах аркады также находятся различные скульптуры: Св. Антония Марии Кларет (1954 г.) Рафаэля Соланика; Иоанн I Арагонский (1956) и Святой Григорий Великий (1957) Фредерика Мареса; и Святой Пий X, Ф. Бассас. С одной стороны – баптистерий (1958 г.) с порталом, созданным Шарлем Колле, а внутри – мозаика Сантьяго Падроса (1918–1971) и рисунок Крещения Иисуса Хосепа Вила-Арруфата. Рядом с баптистерием находится скульптура святого Игнатия Лойола, работа Рафаэля Соланика.

DSC 0410

Слева от фасада мы видим половину Готического монастыря, лучшая архитектурная и скульптурная реликвия готических мощей Монтсеррат. Он относится к периоду аббата Джулиано делла Ровере, значительного персонажа, так как в 1503 году стал Папой под именем Юлия II; хотя он никогда не был в Монтсеррат, всё равно правил на расстоянии и через адвокатов: это был аббат-комендатори, поставленный Римом в период сложной правительственной ситуации из-за исторических перипетий данного момента. Монастырь является работой поздней каталонской готики, с прекрасными колоннами и капителями, несущими цветочный декор, а также головы мужчин и женщин с телами фантастических животных, часто крылатых, и фантастическими зверями, которые плавятся в растительном украшении, головы монахов с капюшоном, звериным телом и крыльями летучей мыши. На некоторых кронштейнах есть эмблемы Монтсеррат и кардинала делла Ровере, иногда это простой дуб.

DSC 0408 0

Монастырь имеет плоскую вершину с простыми капителями. Под сводами фасада находятся могилы Хуан-де-Арагон и Бернат-де-Виламари, оба из XVI века. Хуан-де-Арагон, герцог Луны и граф де-Рибагорза, был племянником короля Фердинанда Католического; когда он был вице-королём Неаполя в 1508, заказал себе эту гробницу, где появляется молодым, молясь и глядя на Деву Монтсеррат.

DSC 0267

Бернат-де-Виламари умер в Неаполе в 1516 году и его жена с дочерью заботилась о строительстве памятника, имеющего форму триумфальной арки, центральная часть занята саркофагом с образом лежачего адмирала.

DSC 0269

Атриум – это пространство, ограниченное зданием аббата Бенет Аргерих, построенного в восемнадцатом веке и предназначенное для жилья монахов, теперь видим изнутри. Артикулирует вокруг двух монастырей, расположенных в передней части церкви и повторяя их ось. Эта работа привела к значительным улучшениям, так как предоставила просторные монастыри в передней части церкви, действующие как атриум, и шесть этажей с кельями для монахов в южном крыле. За своими толстыми стенами здание достаточно хорошо сопротивлялось уничтожению Монтсеррата в 1811 году. В 1952 году атриум был подправлен, чтобы изменить его строгий вид и трансформировать в переходное пространство между низменным и священным. Выделяется тротуар, разработанный отцом Бенет Мартинес (1918-1988), который воспроизводит дизайн, созданный Микеланджело в Капитолии Рима; символическая интерпретация находится в центральном медальоне и надписью вокруг него: только крещёные, родившиеся в воде как рыбы, поймут, что значит "есть евхаристическую рыбу". Завершает эти реформы сграффито, разработанное Хосепом Обиольс (1894-1967) для трёх фасадов и больших колонн Соломона в стиле новесентизма.

DSC 0414

В этой атмосфере атриума находится баптистерий, следуя древней литургии размещённый отдельно от церкви. Это тоже современная работа (1958), художественно выделяется скульптурный фасад швейцара Карла Коллет (1902-1983), изображающий тайну церкви, благословляющую через таинства деятельность и жизнь людей. Встроенный в боковой стенке атриума, мы видим старый романский портал, единственный выживший остаток старой церкви дошедший до нас. Его датировка – последняя четверть двенадцатого века, несмотря на то, что он сильно поврежден, можно увидеть роскошные украшения: состоит из пяти архивольтов средних пиковых и на одной из капителей видим темы создания человека и греха Адама и Ева. Сегодняшний фасад церкви был открыт в 1901 году и является проектом архитектора Вильяр Кармона, который разработал фасад в стиле неоплатереско; те. историзма, стиля, вдохновлённого испанским платереско: художественное движение, ознаменовавшее переход от готики к Ренессансу (ХV-ХVII вв.). В отделке мы видим скульптуры Иисуса Христа и двенадцати апостолов работы Агапит Вальмитиана (1830-1905), в то время как рельефы тимпанов являются работой его брата Венанси Вальмитиана (1826-1919): на центральный двери Папа Лев XIII встречает епископа Ургинаона, который просит провозглашения Богородицы Монтсеррат как покровительницы Каталонии; правая дверь представляет Рождение Марии и левая – Успение.

DSC 0418

Работа над современной церковью началась в 1560 году и была освящена в 1592 году; это проект связан с аббатом Бартомеу Гаррига (1559-1562, 1568-1570). Он занимает пространство, которое первоначально было отдано под монастырь, но в итоге используется для новой церкви из-за необходимости заменить старую ро¬манскую церковь, ставшую недостаточной для размещения многочисленных верующих, а также для нужд монастырских служб. Стиль этой церкви можно охарактеризовать как переходный от готики к архитектуре эпохи Возрождения и его архитектурное значение лежит в основном в своей монументальности.

DSC 0278

В 1811 году во время Французской войны церковь была сожжена французской армией, в 1812 году снова был сожжена, но на этот раз также была подорвана взрывчаткой, оставляя за собой лишь груду развалин. Несмотря на то, что реконструкция началась сразу, амбициозный проект глобальной реформы стал воплощаться в жизнь в 1872 году во времена аббата Мунтадес (1858-1885) и по проекту архитектора Франсиско де Паула дель Вильяр Лозано (1828-1901). Периодом максимальной реконструкции станет период аббата Деас (1885-1913). Проекты этого архитектора были основаны на средневековых стилях, что и сам Вильяр называет нео-византийским стилем. В 1881 году во время папства Льва XIII, церковь получила титул Базилики Монтсеррат. В период с 1991 по 1996 год базилика была восстановлена внешне и внутренне. В последней реставрации подчеркиваются открытые пространства купола, до этих пор никогда не построенные, что позволило лучшее освещение наряду с иллюминаторами.

DSC 0274

Пресвитерий предшествует главному алтарю и предназначен в основном для хора. Монтсеррат был перестроен в 1957 году следуя критериям более широкого участия и более современных критериев, которые Второй Ватиканский собор (1962-65) консолидировал для всей Церкви. Проектом также занимались монахи Отец Пере Крисолег Пикас и Отец Пере Бускетс. Пресвитерий нефа полигонален; в 1889 году начинается работа над золотыми украшениями в так называемой "триумфальной арке Марии", проект архитектора Вильяр. Используются три навеса: центральный подчёркивает образ Богородицы, окружённой по бокам архангелами Святым Михаилом и Святым Гавриилом. При взгляде на пресвитерий впечатляют настенные росписи, один из лучших наборов каталонского модернизма, выполненные между 1896 и 1897 членами Сегсlе Artistic из Sant Lluc. Горизонтальные картины нижнего ряда представляют слева направо Сошествие Святого Духа, написанное Дионисом Байксерас (1862-1943), Вознесение Девы Марии Луиса Гранерг (1863-1929), Рождество Пресвятой Богородицы и Сретение Господне, написанные Джоаном Лимона (1860-1926).

DSC 0448

В 1890 году был построен новый алтарь, сделанный из гигантского блока конгломерата горы Монтсеррат. Передняя часть алтаря из серебра и эмали работы Майнара Монтсеррат (1928), связанная со старой традицией облагоражения золотом центральной точки поклонения; в Каталонии сохранились многочисленные примеры романских фронтальных частей, хотя они из полихромного дерева, но проявляют благородство материалов. В центре передней части мы видим Тайную вечерю, слева – сцена умножения хлебов и справа – свадьбы в Ханаан; по концам два ангела: один одет диаконом и держит жертвенный хлеб, а другой одет как монах и держит кадило. В 1959 году преподнесли великолепный крест ювелирной работы, чтобы украсить главный алтарь базилики, выполненный Мануэлем Капдевила (1910-2006). Сам художник сделал в 1961 году навес из чёрного серебра, венчающий алтарь. Фигура Христа, красивой итальянской работы шестнадцатого века, уже принадлежала монастырю до момента обновления. Александр-де-Рикер (1856-1920) написал большие вертикальные полотна, расположенные ближе к Богородице, представляющие две группы ангелов в стиле ясно различимого модерна, также, как и два плафона с цветочными мотивами и геральдическими эмблемами; слева посвящена Монтсеррат, и справа – возвеличиванию Римского папства и ордена бенедиктинцев. Два больших плафона самые близкие к нефу изображают легенды о находке святого образа: слева – сцена с пастухами и направо – момент неподъёмности образа; пейзажи принадлежат кисти Хоакима Вансельс (1866-1942), фигуры пастухов – Диониса Байксерас, шествие – Иосифа Лимона. Эти картины выполнены в течение периода аббата-администратора Отца Антони Руера между 1895 и 1897 годами, в то время как аббат Деас уехал на Филиппины. Он также поручил Иосифу Лимона (1864-1934) сделать скульптуры четырех основных пророков в нефе базилики с написанием пророчеств, касающихся Девы.

DSC 0460

Уникальность и особая красота горы Монтсеррат, с её величественными шпилями, нацеленными в небо, превращают это место в избранное для проявления присутствия религиозного знамения. С полной уверенностью можно сказать, что монахи, прибывшие в одиннадцатом веке, чувствовали зов этого священного места и начал заботу и опеку над святилищем, посвящённым Св. Марии. Максимальное выражение этой преданности проявляется через святой образ Богородицы Монтсеррат, почитаемый на протяжении веков и известный под именем Чёрной Мадонны из-за его тёмного цвета. Легенда гласит, что шёл 880 год, когда несколько пастушков из Вилла Монистроль пасли свои стада в горах Монтсеррат. Стемнело, и вдруг пастушки увидели яркий свет и услышали музыку небесной красоты, примечательные знаки, указывающие на гору Монтсеррат. Подивившись, рассказали о видении священнику соседнего прихода, тот – епископу, и вместе с жителями деревеньки со страхом и преданностью пошли к чудесному месту. Луч света выходил из пещеры, где, защищённый обрывом, находился святой образ. Поскольку место было крутым и недоступным, решили взять образ в Манреса, самый населённый соседний городок, но пересекая поток воды и спускаясь к хорошо защищённому от северных ветров плоскогорью, Дева сотворила ещё одно чудо: вес статуи стал неподъёмным, поэтому все поняли, что это место было именно тем, которая Дева выбрала для своего почитания. Дева полюбила эту гору, и находясь тут хотела позвать своих преданных детей подняться сюда, принимая путь покаяния и обращения.

DSC 0418 0

Образ Санта-Мария-де-Монтсеррат является романской скульптурой из многоцветного и позолоченного дерева конца двенадцатого века. Руки Богородицы и младенца Иисуса необходимо было реставрировать в середине девятнадцатого века после разрушений, причинённых во время французской войны (1811-1812). Святой образ следует иконографической модели "Возвеличивание Мадонны" или Sedes Sapientiae (Трон Мудрости), очень распространённой во время романского периода. Дева сидит с сыном на коленях, в царственной позе, фронтально, в иератическом стиле. В правой руке Богородица держит шар или сферу Вселенной и левой рукой старается защитить ребенка. Ребенок благословляет правой рукой и в левой руке держит ананас (сначала был шар), многолетний фрукт, знак плодородия и вечности жизни. Шея обернута каймой с брошью, как у матери, туника и накидка с таким же оформлением. Он босиком, в то время как мать обута и поддерживает свои ноги на подушке, выполняющей роль скамеечки. Дева спокойна в своей строгой красоте, цвет её лица и рук очень вероятно постепенно прошёл медленную трансформацию, в процессе окисления лака, сделанного из свинцовых белил, и действия дыма огромного количества свечей и масляных ламп, горевших на протяжении многих лет у алтаря в небольшой романской церкви. На своём троне в Монтсеррат, Мария принимает многочисленные знаки поклонения от людей, которые приезжают из самых различных мест мира.

DSC 0430 0

Здание музея Монтсеррат занимает всё пространство под поверхностью трёх площадей перед монастырём, построенных по проекту архитектора Жозеп Пуч-и-Кадафалк в рамках комплексного проекта архитектурных и градостроительных реформ Монтсеррат между 1929 и 1933 годами. Первое, что видит посетитель, это большой зал, где находится магазин и продажа билетов; структурированное столбами, делящими пространство на двенадцать частей, покрытых в стиле каталонской свода, пространство хранилища первоначально было предназначено для стирки и сушки, а также для проживания обслуживающего персонала резиденции святилища. Здание, где находится постоянная экспозиция музея, имеет большой интерес в архитектурном смысле из-за уникальности своей структуры. Верхний этаж музея поддерживается стальными параболическими арками, которые опираются на скалу и на фасад, нивелируя скат площадей. Нижний этаж держится на балках с тонкими стальными подтяжками, поэтому он свободен от всех видов столбов и препятствий.

DSC 0395

В музее Монтсеррат находится одна из самых известных коллекций живописи в Каталонии. В первом зале показана древняя живопись (XIII- XVIII вв), в которой выдвигаются на передний план работы итальянцев: как и в случае с библиотекой, важную роль сыграл аббат Марсет, купивший в Риме и Неаполе эти картины между 1911 и 1920 годами. Среди наиболее избранных найдём Кающийся Святой Иероним Караваджо или Аллегория рождения Франциска I, Австрия Джамбаттиста Тьеполо. Древняя живопись дополняется такими авторами испанской живописи как Педро Берругете или Эль Греко.

DSC 0471 0

Лучше всего представлен период каталонской живописи девятнадцатого и двадцатого веков. Первым великим шедевром этого периода является Продавец гобеленов Марии Фортуни, с которого начинает путешествие по реализму Рамона Марти Альсина, по пейзажам школы де-Олот с Хоакином Вайреда и до модернизма. Этот напряженный период каталонского искусства возвышенно представлен в музее работами Рамона Касас, Сантьяго Русиноль, Хоакина Мир, Исидре Нонелль или Эрмена Англада Камарасса среди многих других. Дополняют эту коллекцию произведений искусства Каталонии современные художники такие как Дарио де-Ре- гойос, Хоакин Соройа и Игнасио де-Зулоага, а также картины Старый рыбак и Школа молодого Пабло Пикассо. Подавляющее большинство из этих работ были пожертвованы господином Хосеп Сала Ардиз в 1982 году.

DSC 0578 0

Посетитель также найдёт небольшую коллекцию картин великих мастеров французского импрессионизма с работами Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсаро, Эдгара Дега и Огюста Ренуара, благодаря пожертвованию, сделанному архитектором Ксавье Бускетс в 1990 году. Живопись дополняется растущим авангардным арт-шоу, где выделяются Академия неокубизма Сальвадор Дали, абстракция Сержа Полякова, международные авторы размера Хоакина Торрес Гарсиа, Джорджа Руо и Жана Метценже, а также искусство Каталонии семидесятых годов, появившееся с создателями Антони Тапиеса, Рафольса Касамада и Хосепа Мария Субирачс среди других. Некоторые из этих работ были подарены музею самими художниками, факт, который отражает приверженность учреждения к современному искусству, присутствующему во временных выставках. Примечательно, что пожертвование сделал в 2010 году живописец ирландского происхождения Шон Скалли с работой Гора Ойсин.

DSC 0854 0