DSC09111 1

Флоренция на Эльбе – так часто называют Дрезден – центр европейской культуры и искусства. Это имя дал городу Е.Г. Гердер, посетивший этот город и и восхищённый его великолепными зданиями в стиле барокко, уникальными произведениями искусств и не в последнюю очередь его живописным распооложением на берегах Эльбы. Также Гёте был восхищён красотой города. Несмотря на то, что 13 февраля 1945 г. исторический центр города был почти полностью разрушен, многие исторические здания были восстановлены. Начатые в годы ГДР проекты восстановления и реставрации исторических зданий после объединения Германии были значительно ускорены, и хорошеющий город становится всё более привлекательным для гостей и туристов и всё больше приобретает свой прежний облик и блеск. Сейчас в городе проживает 500 000 чел. 

DSC07852 0

Дрезден – центр агломерации в верхней долине Эльбы. Город расположился в живописном расширении долины Эльбы и граничит с гранитным массивом Лаузиц, окружённым цепью пологих холмлв. На севере к городу примыкает лесной массив Дрезден Хайде, на юге к городу подступают рудные горы, а на востоке – Эльбские песчаные горы. Долина Эльбы в городской черте составляет 25 км, ширина доходит до 120 м, причём Эльба разделяет город на старый и новый. Первое упоминание города в грамоте датируется 1206 годом, и в 1216 году поселение получает городские права. До конца 15-го столетия на этом месте было небольшое селение и только после переноса столицы из Мейсена и превращение его в резиденцию дома Веттин Дрезден стал бурно развиваться, начало быстро расти его историческое значение. Облик города формировался в течение столетий и принёс ему мировое значение и славу благодаря великолепной архитектуре в стиле барокко, ренессанса и неоренессанса. Особенно в годы правления Фридриха Августа I, называемого Августом Сильным, и его сына Фридриха Августа II велась интенсивная застройка города. Большие запасы серебра, сильная экономика и производство первого европейского фарфора позволяли Саксонским монархам осуществлять дорогостоящие проекты. По замыслам Августа Сильного Дрезден должен был стать Флоренцией на Эльбе, а Эльба –  частью архитектурного ансамбля города. Известный зодчий эпохи барокко М.Д. Пёппельман и скульптор Б. Пермозер создали уникальный и неповторимый архитектурный ансамбль Цвингер. 

DSC08160 1

Со стороны Нового города на правом берегу Эльбы открывается чудесная панорама Старого города, так называемый вид Каналетто, придворного итальянского художника, писавшего виды Дрездена. Особенно прекрасен силуэт Старого города с Фрауенкирхе, дворцовой церковью, замком и оперным театром им. Земпера во время захода солнца.

DSC09167 1

Различные произведения искусств имеют мировое имя. Во времена Августа на Эльбу приглашали не только многочисленных мастеров, но и приобретали различные коллекции, в том числе и "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля (галерея "Старые мастера").

DSC08163

в 19-м веке город переживает новый период расцвета. В это время в Дрездене жили и творили такие известные композиторы, как Роберт Шуманн, Рихард Вагнер, Карл Мария фон Вебер. В этот период были построены такие здания в стиле неоренессанса, как оперный театр, картинная галерея Земпера и караульное помещение в стиле классицизма. Как и раньше, город предлагает обширный репертуар первоклассных концертов, драматических и оперных представлений и фестивалей высокого уровня.

DSC08177 0

Дрезден является главным городом Саксонии, где заседает ландтаг во главе с премьер-министром. Город имеет высоко развитую зкономику, в нём обосновались более 100 банков и страховых обществ, целый ряд крупных концернов инвестируют в новые проекты, вводятся новые универмаги, пассажи с магазинами, ресторанами и кафе – одним словом, город гостеприимно приглашает своих гостей на увлекательную прогулку по его улицам.

DSC09173 0

Очень интересна экскурсия по Эльбе на старинных пароходах. В непосредственной близости от Дрездена находится город первого европейского фарфора Мейсен, замки Пильниц и Морицбург, а также Эльбские песчаные горы с причудливыми формами скал, названные Саксонской Швейцарией, и известный парк в стиле барокко Гросзедлиц.

DSC07869 1

Курфюрст Фридрих Август II отдал своему премьер-министру графу Брюлю в личное владение территорию бывшей крепостной стены. По его указу здесь были возведены богатые здания в стиле барокко и разбит живописный сад в том же стиле. Ни одно из этих зданий не сохранилось, только фонтан Дельфинбруннен, выполненный скульптором Пьером Кудрэ в 1747-49 гг. напоминает об этой эпохе. Современный вид террасы – это здания 19-го столетия.

DSC09063

С Брюльской террасы, названной Гёте "Балконом Европы", открывается прекрасный вид на Эльбу и другую часть города Нойштадт, простирающуюся до Лошвицких высот. Длина террасы – более 500 м, ширина – до 200 м, и проходит она параллельно Эльбе. 

DSC09057 1

Центральную часть террасы Брюля занимает здание Академии художеств (высшая школа изобразительных искусств), к которому примыкает второе выставочное здание союза художников. Оно было построено в конце 19-го столетия французским архитектором К. Липсиусом в стиле неоренессанса с элементами необарокко. С правого берега Эльбы открывается хороший вид на Академию с позолоченными скульптурами на карнизах боковых павильонов и стеклянным куполом. Над оконными проёмами золотыми буквами написаны имена всемирно известных художников: Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и др.

DSC09172 0

Широкая лестница ведёт от площади Шлюсплатц на террасу. Она выполнена Тормайером, а скульптурная группа "Четыре времени суток" создана из бронзы известным скультором И. Шиллингом в 1868 г. Первоначально они были высечены из песчаника. 

DSC09089 0

Для создания скульптурной группы был объявлен конкурс и заданы на выбор темы оформления 4-х фигур: Времена суток, Времена года, Искусство, Поэзия, Торговля и Природа с двумя богинями мира. В конкурсе принимали участие 7 известных скульпторов, но первое место на Венской художественной выставке в 1869 г. досталось Йоханнесу Шиллингу с его четырьмя временами суток.

DSC09081 0

 Утро

DSC09083 0

 День

DSC09086 0

 Вечер

DSC09091 0

Ночь

Рядом с лестницей находится Нойес Штэндехаус – бывшее здание саксонского земельного представительства. Его венчает башня высотой 50 м с позолоченной фигурой "Саксонии" и у него имеется внутренний двор. Сегодня в этом здании расположен Верховный земельный суд. 

DSC09070

На террасе, на месте бывшей библиотеки графа Брюля, в 1896 году архитектором Фрёлих было построено здание в стиле необарокко, предназначавшееся для второго сына короля. Отсюда и латинское название "Секундогенетур", то есть, рождённый вторым. Теперь это здание входит в комплекс гостиницы "Дрезден-Хилтон" и используется как кафе. Перез ним стоит памятник известному скульптору и профессору Академии художеств Эрнсту Ричели.

DSC09066

Улица Аугустусштрассе примечательна тем, что на наружной стене галереи  Лангер Ганг находится настенное пано "Шествие королей" длиной 102 м. Здесь представлены 35 правителей дома Веттин Албертинской линии, которые правили страной с XIII по XX столетие. Среди них можно увидеть и таких популярных монархов как Август Сильный  (король польский Август II) и его сын Фридрих Август II (Август III)

DSC08973 1

Фриз "Шествие королей" был выполнен методом сграффито Вильгельмом Вальтером в 1872 году, который увековечил себя на этом фризе в конце процессии. Влияние окружающей среды довольно быстро привело к серьёзному повреждению фриза, поэтому в 1906-1907 гг. его перенесли на почти 25000. плиток мейсенского фарфора. Он является самым крупным фарфоровым панно в мире. Во время войны фриз пострадал значительно меньше, чем все другие достопримечательности города, из 25000 плиток были заменены только 600. В конце семидесятых годов прошлого века были проведены реставрационные работы. 

DSC08972 0

Первое здание оперного театра известный архитектор Г. Земпер построил в период с 1838 по 1841 гг. в стиле итальянского ренессанса.  С 1843 г. капельмейстером оперного театра был Рихард Вагнер. В 1869 г. здание сгорело. Планы для нового придворного театра с богатым внутренним интерьером были выполнены Земпером в Вене. Строительство здания он передал своему сыну Манфреду Земперу, и с 1871 по 1878 гг. был возведён второй оперный театр в стиле неоренессанса. На сцене этого театра состоялись многочисленные премьеры музыкальных произведений и опер известных композиторов. 13 февраля 1945 года здание было разрушено почти полностью. Восстановление оперного театра велось под руководством В. Хенша с 1977 г. по 1985 г. Ровно через 13 лет после его разрушения 13 февраля 1985 г. состоялось торжественное открытие третьего на этом месте театра оперой немецкого композитора  К.М. фон Вебера "Вольный стрелок". Сегодня многочисленные гости города восхищаются восстановленным в первоначальном виде оперным театром Земпера.Богато украшенный главный портал в центральной части здания, называемой экседра, в своей верхней части увенчан четырьмя бронзовыми пантерами и фигурами Дионисия – сына Зевса, бога вина и веселья, и Ариадны – дочери короля Минос фон Крета, выполненными скульптором И. Шиллингом. Скульптуры Гёте и Шиллера слева и справа от главного входа выполнены скульптором Э. Ричелем. В боковых нишах главного фасада установлены следующие четыре фигуры скульптора Ю. Хенеля: со стороны Цвингера – Шекспир и греческий поэт Софокл, со стороны Эльбы – Мольер и греческий поэт Еврипид. Целый ряд богато оформленных фойе и вестибюлей ведут в великолепный зрительный зал, полностью реконструированный в старом стиле. Только последний 5-й ярус теперь используется для осветительной аппаратуры. Необыкновенно красив выполненный Ф. Келлером занавес с сидящей на троне "Фантазией". Многообразна роспись плафона потолка, интересны 5-ти минутные часы, украшенные фигурками детей и расположенные под картиной авансцены. Оперный театр славится изысканным внутренним интерьером и удивительно чистой акустикой, известной далеко за пределами города. Земпер добился необычайно сильных декоративных эффектов, что принесло славу и известность оперному театру Дрездена.

DSC08149 0

Театральная площадь, обрамлённая такими историческими зданиями, как Цвингер, замок, бывшая придворная католическая церковь Хофкирхе, оформлялась по планам Г. Земпера. Его изначальный план строительства площади от галереи Лангер Ганг до Эльбы архитектору реализовать не удалось. Но и в теперешнем виде эта площадь считается одной из красивейших в Европе. В центре площади стоит памятник королю Иоганну, созданный Шиллингом и установленный в 1889 г. Шиллинг вошёл в историю как исследователь творчества Данте. "Итальянская деревушка" была построена в стиле необарокко 1912-13 гг. Эрлвайном. Это здание является заключительным в ансамбле площади и отделяет её от Эльбы. Раньше на этом месте было поселение итальянских строителей, которые возводили придворную церковь. Отсюда и название здания. Здание караульного помещения выполнено по проекту прусского архитектора Шинкеля в 1830-33 гг. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало и было снова восстановлено. Сегодня в нём находится касса предварительной продажи белетов государственной оперы. Несколько в стороне стоит памятник композитору К.М. фон Веберу, созданный Ритчелем.

DSC09075 1

Нынешний кафедральный собор святой Троицы епископства Дрезден-Мейсен (бывшая католическая придворная церковь) расположен между площадями Театерплатц и Шлосплатц и является самой большой церковью саксонии (4800 м2). Она была построена в 1738-1755 гг. в стиле итальянского барокко как противовес протестанской церкви Фрауенкирхе. Курфюрст Фридрих Август II (король польский Август III) поручил строительство церкви итальянскому архитектору Г. Кьявери, которого позднее сменили три немецких архитектора. В нишах и балюстрадах фасада церкви установлены 78 скульптур святых и представителей высшего духовенства, созданных итальянским скульптором Л. Маттиэли. В 1945 г. церковь сгорела и в последующие годы неоднократно реставрировалась. Шпиль церкви с колоколами высотой почти 90 м. доминирует в облике города. Интересен внутренний интерьер церкви с тремя нефами. Вокруг среднего нефа был созданпроцессионный ход для проведения цековных процессий внутри церкви, чтобы не провоцировать основное протестанское население. Мастерски выполнена Б. Пермозором деревянная кафедра с богатой ресьбой. Картину главного алтаря написал придворный художник Р. Менгс, изобразив Вознесение Христа. Большую ценность представляет собой орган Г.И. Зильберманна. Это одна из последних и красивейших его работ. В склепах церкви покоятся 49 саркофагов саксонских курфюрстов и королей, среди них Фридрих Август II и исследователь Данте король Иоганн. Там же находится капсула с сердцем Августа Сильного. Он умер в Варшаве, его тело захоронено в Краковском Соборе.

DSC08171 1

Самая большая протестанская церковь в Германии с монументальным куполом высотой 95 м.Фрауенкирхе была построена в Дрездене на Театральной площади по проекту Георга Бера. После его смерти в 1738 г. строительство церкви закончил его ученик Иоганн Георг Шмид. В феврале 1945 город был почти полностью уничтожен, но церковь Фрауенкирхе устояла во время бомбордировки Дрездена 13-14 февраля, однако пожары, вспыхнувшие в городе, не обошли стороной и её. Церковь выгорела изнутри и 15 февраля 1945 г. всё же рухнула. 27-е мая 1994 г. – дата начала восстановления церкви. 30 октября 2005 г. возведение божьего храма было завершено. В строительстве использовались и камни развалин. Восстановительные работы этого уникального здания финансировались, в том числе, за счёт пожертвований. 

DSC08985 0

Церковь на этом месте существовала уже в XI веке. Небольшая романская постройка была впоследствии расширена в готическом стиле, а в конце XV века обзавелась башенкой. Со времен Реформации эта церковь (также посвященная Богородице) стала принадлежать лютеранской общине Дрездена. Именно здесь был похоронен известный немецкий композитор Генрих Щютц (1585-1672) (после сноса старого храма его могила была утеряна; единственное, внутри нынешней церкви Богородицы я заметила небольшую мемориальную табличку или даже, скорее, полосочку, напоминающую о том, что композитор "нашел здесь свое последнее пристанище"). К началу XVIII в. здание церкви обветшало; к тому же, церковь уже не вмещала растущее число прихожан. В итоге в 1727 году прежняя церковь Богородицы была снесена. После сноса старого храма началась история новой, барочной Фрауэнкирхе. Прежде чем власти утвердили проект Георга Бэра, прошло четыре года. Наконец, 26 августа 1726 года был заложен первый камень нового храма, и в 1743 году строительство было завершено. Стоимость проекта составила почти 300 тыс. талеров, причем основную часть суммы обеспечили пожертвования дрезденских граждан. 

DSC08006

Купол, изначально проектировавшийся Бэром как деревянный с медным покрытием, в итоге был построен из камня (песчаника). При этом за образец был взят венецианский собор Санта-Мария делла Салюте. Академики Захариас Лонглюн (Zacharias Longuelune) и его ученик Иоганн Кристоф Кнёффель критиковали барочный проект Бэра. Они потребовали, чтобы купол имел овальную форму и был больше устремлен ввысь. Ничего подобного тогда в мире тогда не существовало и уникальная конструкция получила прозвище "каменный колокол". Наружный диаметр купола составил более 26 м. На купол был установлен крест с буквой A, что символизировало господство Августа Сильного. По счастью, огненный смерч от бомбардировки в феврале 1945 года, накаливший атмосферу до 1200 градусов и уничтоживший практически весь исторический центр Дрезденау, совершенно случайно не нанёс сильных повреждений великолепному алтарю Фрауэнкирхе: расплавившееся олово из полностью разрушенного церковного органа послужило своеобразным "коконом", а деревянные части конструкции органа приняли на себя тяжесть падающих обломков купола, смягчив удар. Так что при расчистке завалов удалось извлечь около двух тысяч фрагментов алтаря, которые и были позднее использованы при его реставрации.

DSC08998 1

Алтарь церкви Богородицы выполнен в стиле барокко, свободным от влияний классицизма. Сегодняшний алтарь на 80% состоит из исторического материала, т.к. его, как описывалось выше, удалось чудесным образом сохранить. Скульптурные работы по украшению алтаря выполнили Бенжамин Томэ (Benjamin Thomae) (1682-1751) и Иоганн Кристиан Файге (Johann Christian Feige) (1689-1751). (Кстати, именно Файге выполнил надгробный памятник архитектора Георга Бэра, находящейся в "нижней церкви" Фрауэнкирхе). Центральная композиция изображает Иисуса на Елеонской горе (молитва в Гефсиманском саду). Справа виден Иерусалим и спящие апостолы, из городских ворот приближаются солдаты, а прямо над Иисусом парит ангел, который держит в руке крест (символ грядущей смерти Христа на кресте). Надо всей композицией царит Божье око, называемое также "глазом провидения" (глаз в треугольнике). Традиционно для искусства эпохи барокко он окружен облаками. В алтаре представлены также персонажи Нового и Ветхого завета: крайний слева – Моисей со скрижалями, ближе к центру – апостол Павел и мечом и книгой; крайний справа – брат Моисея Аарон с кадилом, ближе к центру – апостол Филипп с крестом. Ангелы несут над ними связки из пшеничных колосьев (слева) и виноградных лоз (справа): это символизирует хлеб и вино, то есть тело и кровь Христовы (причастие). Довольно сдержанная скульптурная композиция контрастирует с остальным пышным барочным оформлением церкви. Орган церкви Богородицы органично объединен с алтарем. Он был построен в 1732-1736 гг. мастером Иоганном Готфридом Зильберман (Johann Gottfried Silbermann) и вскоре после завершения строительства на нём дал концерт И.С. Бах. В 1945 году орган был полностью разрушен. 

DSC09004 0

В 1997-2002 гг., после принятия решения о восстановлении церкви и, соответственно, органа, начались бурные дискуссии о том, стоит ли пытаться скопировать погибший орган. Было признано более здравым вариантом не пытаться восстановить неоднократно перестраивавшийся, а теперь полностью утраченный инструмент, относительно которого не сохранилось детальных чертежей, а создать новый орган, который бы не только вписывался в убранство церкви Богородицы не хуже прежнего, но был бы более универсальным, чем зильбермановский, в плане широты исполнительского репертуара (ну и, разумеется, всех служебных церковных функций). Три мануала (хауптверк, оберверк и брустверк) и педаль реконструировались во многом на основании сохранившейся диспозиции Зильбермана; правда, был расширен диапазон и добавлены некоторые регистры. Считается, что фирме "Керн" удалось волшебным образом соединить органостроительные принципы братьев Готфрида и Андреаса Зильберманов (первый работал в Саксонии, второй – в Эльзасе). Плюс к тому, теперь на органе можно исполнять и послебарочную музыку, в том числе французских романтиков (для этого предназначен швельверк – третий мануал). Четвертый мануал [брустверк] рассчитан на сопровождение певцов и других инструментов, исполняющих старинную музыку, и настроен на полтона ниже (нота "ля" соответствует частоте не 440 Гц, а 415 Гц). Выбранная концепция реставрации объединяет два подхода: исторический аутентизм и универсализм. Тут вам и И.С. Бах, и Сезар Франк равно возможны, настолько велика палитра нового органа, настолько он многогранен и гибок. Так, во всяком случае утверждает официальный сайт церкви. Новый орган был закончен в сентябре 2005 года. В нем 4876 труб, 68 регистров, четыре мануала и педаль.

DSC09016

Внутри церковь очень светлая, нежная: доминируют розовые, голубые, зеленые и желтые тона. Внутренний купол был изначально расписан в 1734 году итальянским театральным художником Джованни Баттиста Гроне (Giovanni Battista Grone). Восемь полотен изображают евангелистов Луку, Матфея, Марка и Иоанна, а также аллегории христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любви и Милосердия.

DSC09007

Во время реставрации обновление росписи купола было поручено художнику Кристофу Ветцелю (Christoph Wetzel). Всеми работами по восстановлению внутреннего барочного убранства руководил главный реставратор Петер Тауберт (Peter Taubert). При восстановлении росписей использовались документы из Архива цветных диапозитивов Центрального института истории искусств Мюнхена. Правда, во время войны этот архив серьезно пострадал, и уже было сложно понять, насколько цвета на этих снимках соответствуют оригинальным, поэтому Ветцель, Тауберт и их помощники дополнительно изучали свидетельства современников, отчёты и описания, касающиеся сохранившихся церковных росписей и картин аналогичного периода в Саксонии, Венеции и других регионах, чтобы максимально приблизиться к оригинальному внешнему облику исторической купольной росписи.

DSC09019

Перед церквью на Новой рыночной площади (Neumarkt) стоит бронзовый памятник отцу Реформации Мартину Лютеру – копия памятника Лютеру работы Эрнста Ричеля в Вормсе. Уроженец Саксонии, христианский богослов Ма́ртин Лю́тер (1483-1546), вошел в историю как инициатор Реформации, массового религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII вв., направленного на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Одним из основных результатов Реформации стало появление протестантизма и такой его ветви как лютеранство, получившего название по имени Лютера. Мартин Лютер известен также как переводчик Библии на немецкий язык. В этом переводе Лютеру удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. Во время февральской бомбежки 1945 г. памятник Лютеру пострадал относительно не сильно, но, тем не менее, требовал, реставрации. В 1955 г. памятник был вновь установлен на площади.

DSC08996 0

Историческая резиденция саксонских правителей – курфюрстов, а затем королей представляет собой дворцовый комплекс, в котором сейчас размещается несколько известных музеев из состава Государственных художественных собраний Дрездена: Грюнес Гевёльбе (Зелёные своды), Оружейная палата с Турецкой палатой, Монетный кабинет и Гравюрный кабинет. Находится в центре города возле Театральной площади. 

DSC08170 2

Дрезденский дворец-резиденция – одна из старейших построек города. Собственно от неё Дрезден появился, а затем и вырос вокруг неё. Первое упоминание о крепости на этом месте датируется 1289 г. Хотя многие историки считают, что возникла она ещё на столетие ранше возле построенного тогда ещё деревянного моста через Эльбу. Со временем крепость претерпела изменения и превратилась в замок-резиденцию, соответствующую столице курфюршества.

DSC08139 1

Серьёзная реконструкция замка была проведена в середине 16 в. при герцоге Георге Бородатом и его племяннике курфюрсте Морице. Тогда под руководством архитекторов Ганса фон Ден-Ротфельзена и Бастиана и Ганса Крамеров он был перестроен в стиле ренессанс. В 1701 г. во время правления Августа Сильного произошёл крупный пожар, значительно повредивший замок. После этого была проведена его реставрация.

DSC08126Вторая значительная перестройка была проделана в 1889-1901 гг. архитекторами Густавом Дунгером и Густавом Фрёлихом по приказу короля Альберта. Тогда замок приобрёл свой нынешний вид. Во время Второй мировой войны замок, как и большинство строений города, был почти полностью разрушен, но затем восстановлен. Рядом с башней находится крытая галерея, соединяющая замок с собором, построенная в 1897 г. архитектором Густавом Фрёлихом и называемая "Мост вздохов" за схожесть со знаменитым венецианским мостиком во Дворце дожей. Рядом находятся так называемые Георгиевские ворота, через которые проходит дорога на мост Аугустусбрюке через Эльбу.

DSC09105

Мост Вздохов соединяет королевский замок и собор.

Георгиевы ворота раньше служили выходом из города, окружённого крепостной стеной, к единственному дрезденскому мосту через Эльбу. Построенные в эпоху Возрождения в стиле ломбардской архитектуры, они были посвящаны герцогу саксонскому Георгу Бородатому из династии Альбертинов, получившему такое прозвище потому, что после смерти жены перестал стричь бороду.

DSC09096 1

Фасад здания был занят скульптурами на религиозные темы. Составной частью фасада была „Дрезденская пляска смерти “ и девиз: „Per Invidiam Diaboli Mors Intravit In Orben“ (Завистью дьявола смерть вошла в мир).

DSC08142

Первоначально строение называлось Эльбскими воротами, но после реконструкции, проведённой саксонским герцогом Георгом Бородатым, они были названы в его честь. Между воротами и мостом находится Дворцовая площадь.

DSC08144Западная сторона, обращённая к Цвингеру, называется "Морицбау" в честь курфюрста Морица Саксонского, при котором она и была построена. В ней сейчас располагается Музей Грюнес Гевёльбе ("Зелёные своды") – знаменитая коллекция драгоценностей, одна из крупнейших в Европе. Название музея произошло от окрашенных в малахитово-зелёный цвет колонн, в настоящее время они покрыты зеркалами. Его собрание изначально было частью кунсткамеры, но в 18 в. было выделено в отдельный музей. Экспозиция Грюнес Гевёльбе представляет богатейшую коллекцию ювелирных изделий и драгоценностей саксонских курфюрстов и королей и насчитывает более 4000 уникальных предметов. Она разделена на две части: "Исторические Зелёные своды" и "Новые Зелёные своды". Первые составляют большую часть и расположены в исторических залах с роскошными интерьерами. Вторые находятся на втором этаже и представляют собственно сами произведения искусства.

DSC08134В южной части Дрезденского замка-резиденции располагается Дрезденская Оружейная палата или, как её ищё называют, Дрезденский исторический музей. Коллекция музея является одной из самых значительных в Европе. Она основана была ещё в 15 в. герцогом Альбрехтом Храбрым и значительно преумножена в 16 в. курфюрстом Августом. После национализации музея в 1831 г. он был перемещён в Цвингер, а в 2013 г. вернулся обратно в Дрезденский замок-резиденцию. Основу коллекции Дрезденской Оружейной палаты составляет оружие, как холодное, так и огнестрельное, самых известных оружейников 16-18 вв. Всего более 2000 клинков и 3000 пистолетов и ружий. Есть здесь и большое количество всевозможных доспехов, парадного снаряжения, обмундирования и др. Частью собрания музея является и Турецкая палата, обладающая самой значимой в мире коллекцией османского вооружения за пределами самой Турции – более 600 экспонатов. Так же на территории Дрезденского замка-резиденции находится Гравюрный кабинет, обладающий обширным собранием графики – более 500 тыс. рисунков и гравюр, начиная со Средневековья и заканчивая современными авторами. Особенно интересна здесь богатая коллекция японской гравюры на дереве.

DSC08141

Сейчас Дрезденский замок-резиденция имеет вид преимущественно в стиле неоренессанс, полученный в конце 19 в. Хотя прослеживаются и элементы, оставшиеся ещё от романского стиля и вплоть до романтизма. Комплекс состоит из нескольких частей (флигелей), образующих два внутренних прямоугольных дворика – большой 60 м. на 40 м. и маленький, расположенный в южной части и имеющий стеклянное перекрытие. Северная "Эльбская" сторона, обращённая к собору Хофкирхе, – самая длинная. Над ней по центру возвышается Сторожевая башня с барочным куполом и шпилем. Она до 1945 г. была самой высокой в городе. Сейчас в ней располагается Нумизматический кабинет, хранящий свыше 300 тыс. монет, медалей, банкнот и печатей.

DSC08888 0

Дворец Козеля был построен архитектором Иоганном Кристофом Кнёффелем (Johann Christoph Knöffel) в 1744-1746 гг. , которому подарил под него земельный участок саксонский курфюрст Фридрих Август II. Раньше на этом месте стояла пороховая башня, которую архитектор решил снести и на её месте построить два пятиэтажных дворца. Однако в 1760 году, во время Семилетней войны, здания были значительно разрушены. В 1762 году их приобрел граф Козель (Graf Friedrich August von Cosel), сын Августа Сильного и его знаменитой фаворитки графини Козель. Граф Козель поручил тогдашнему главному архитектору Саксонии Юлиусу Шварце (Julius Heinrich Schwarze), сменившего на этом посту умершего Кнёффеля, восстановить строения, превратив их в жилой дворцовый комплекс (Wohnpalais). Работы по возведению дворца, названного по имени его нового владельца, графа Козеля, продолжались вплоть до 1764 года. Вопреки устоявшемуся мнению, Анна Констанция фон Козель в этом дворце никогда не жила и даже никогда его не видела – на тот момент опальная красавица была уже заточена в крепость Штольпен. Теперь это было пятиэтажное здание с центральным ризалитом и треугольным фронтоном соответствует первоначальному проекту Кнёффеля. Шварце пристроил еще два двухэтажных боковых флигеля. Сохранены скульптурные украшения работы Кнёффеля. В частности, изготовленные им двенадцать детских фигур-ангелочков, украшающих ворота при входе во дворец, считаются одним из лучших образцов саксонского барокко. На протяжении веков дворец менял свое назначение множество раз. После реставрации дворца в 2000 г. в нем открыто кафе с роскошными интерьерами – одно из лучших мест в центре, где можно выпить кофе или горячий шоколад, насладиться неизменно вкусной и свежей выпечкой – тортами, знаменитым саксонскими кварккухеном – и все это с видом на Фрауэнкирхе, в "фарфоровом" или "хрустальном" залах 18 века.

DSC09029 0

Этот престижный семиэтажный отель – плод реставрации разрушенного бомбордировкой 1945-го года гостиничного комлекса “Palais de Saxe“. Квартал Ноймаркт, где находится Фрауенкирхе, Начал бурно застраиваться в конце 17-го века. Для работников, занятых на строительных работах, был возведён постоялый двор на углу улицы Морицштрассе и площади Ноймаркт. Во время Семилетней войнв, в 1709 году, здание было сильно повреждено и его восстановили только в 1764 г. Работами руководил Самуэль Адам, сына придворного мастера-каменщика Андреаса Адама (Andreas Adam). Впоследствии эту гостиницу приобрёл прусский коммерческий советник Иоганн Генрих Герсткамп (1802-1866), который в то время владел большим отелем в Лейпциге, и соединил её единым фасадом с двумя близстоящими зданиями. Гостиничный комплекс имел три верхних этажа, мезонин и общую мансардную крышу. Внутри был сооружён вместительный концертный и бальный зал, в котором встречались аристократические семьи Дрездена. Отель посещали преимущественно состоятельные гости, перед которыми в бальные ночи и по вечерам давал концерты квартет Лаутербаха из саксонской придворной капеллы, а также флорентийский струнный квартет, выступал итальянский скрипач Эрнесто Камило Сивори, немецкая пианистка Мэри Кребс-Бреннинг. В октябре 1870-го в отеле давала концерты пианистка Сара Хайнц с Иоганном Кристофом Лаутербахом и виолончелистом Фридрихом Грюцмахером. В качестве парадного входа использовался широкий балкон над первым этажом с ажурной кованной железной решеткой. Во время Второй мировой войны 1945 ансамбль здания был разрушен. Долгое время территория оставалась незастроенной и использовалась для хранения камней и оставшихся от Фрауенкирхе фрагментов. В ходе восстановления церкви и перестройки старого рынка строительство нового отеля не планировалось, однако для того чтобы вернуть представление о площади 19-ого столетия, инвестор решился в 2003 г. профинансировать гостиничную новостройку и в 2013 г. возник современный семиэтажный гостиничный комплекс с магазинами.

DSC08986 1

Одним из известнейших зданий Дрездена является Цвингер. Этот архитектурный ансамбль в стиле барокко считается одним из лучших в Европе. Он выполнен в виде павильонов, соединённых продольными и дугообразными галереями. Понятие "Цвингер" взято из лексикона крепостных сооружений и определяет свободное пространство между внутренней и наружной крепостной стеной. Для постройки здания был снесён бастион Луна и на его месте с 1710 по 1732 г. был сооружён Цвингер. Первоначально Август Сильный поручил известному архитектору эпохи барокко Д. Пёппельманну построить оранжерею. Первыми были созданы угловые павильоны и дугообразная галерея, позднее – павильон на валу, богато урашенный скульптурами, орнаментами, гирляндами цветов иявляющийся лучше частью Цвингера.

DSC08709

Изначально Цвингер служил оранжереей и местом для проведения придворбых балов, турниров и празднеств, но уже при Августе Сильном он потерял своё первоначальное значение и в дальнейшем использовался для музейных целей вплоть до настоящего времени. В 1712 были закончены обе западные Закругленные галереи, а год спустя и оба угловых Павильона, Вслед за этим начали строиться  южные галереи и Коронные ворота. При постройке Прямых галерей с Коронными воротами дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными сооружениями и защитного рва

DSC08913 0

Все скульптурные украшения были созданы не менее известным скульптором Б. Пермозором. совершенный по своим формам павильон на валу венчает скульптура Геркулеса. В последующих строительных фазах были выполнены продольные галереи с относящимися к ним угловыми павильонами и и коронными воротами, купол которых в виде луковицы украшает позолоченная польская корона, поддерживаемая четырьмя орлами.

DSC08704 0

В заключении был построен павильон колокольчиков (Глокеншпильпавильон), который является как бы зеркальным отражением павильона на валу. Колокольчики выполнены из мейсенского фарфора и были установлены значительно позже, в 1935 г. 
DSC08708

Коллекция фарфора, размещённая с 1962 г. юго-западном павильоне, наряду с китайским кайзерским дворцом и музеем в Истамбуле считается одной из ценнеёших.  Она была основана Августом Сильным в 1717 г.  Коллекция охватывает раннюю керамику Китая до династии Минг и китайский фарфор 15-18 столетий, раннюю японскую и корейскую керамику и японский фарфор. 

DSC08716

В здании Земпера находится картинная галерея Старые мастера. Эта коллекция считается одной из обширнейших собраний европейской живописи 15-18 столетий.  Август Сильный и, особенно, его сын Фридрих Август II, приобретали ценные картины художников с большим именем.  Первая картинная галерея была размещена в здании сегодняшнего Иоганнеума в 1747 г. и в  1855 г. перенесена в построенное Земпером здание картинной галереи. В течение последующих десятилетий коллекция существенно пополнилась за счёт новых приобретений. После восстановления разрушенного во Второй мировой войне здания, можно снова увидеть такие шедевры итальянских художников высокого ренессанса, как "Динары Кесаря"Тициана и "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля.

DSC08393

Здание картинной галереи со стороны Эльбы было построено Земпером в  1847 г. в стиле неоренессанса. Цвингер, силно разрушенный в 1945 г., был сравнительно быстро восстановлен в своём прежнем блеске и красоте. С богато украшенных балюстрад открывается прекрасный вид на весь архитектурный ансамбль. Очень популярны вечерние концерты в Цвингере.

DSC08907 0

Большое количество статуй, выполненных из камня, украшают периметр и сами здания. Значительная их часть восхваляет монаршее лицо, остальные, размещенные в менее значимых местах замка, отображают атмосферу, в которой царят сменяющиеся времена года, здесь есть веселые музыканты, фавны, древнейшие божества, несущие плодородие. Скульптуры нимф, морских чудовищ и тритонов размещены поблизости воды, на балюстрады архитектором были установлены фигурки веселящихся детей и цветочные вазы, а крыши павильонов и ворот украшают божественные фигуры.

DSC08892 0

 "Захвати с собой штатив – ты просто обязан снять город ночью", –  почти в категорической форме советуют дрезденские друзья. И это  хороший совет.  По плотности художественных и архитектурных памятников на квадратно-исторический километр Дрезден может соревноваться с любой из ведущих культурных столиц в мире. Дрезденцы любят свой город и гордятся им. Они многое сделали, чтобы вернуть ему исторический облик после Второй мировой войны и десятилетий социализма.

DSC08118

Дрезденский дворец культуры был открыт в 1969 году неподалеку от старого рынка Альтмаркт. Своим экстерьером сооружение напоминает замок "Палашт дер Републик", построенный в Восточном Берлине. Здание выполнено в стиле модерн и имеет прямоугольную форму с множеством зеркальных окон, его высота составляет 102 метра, а ширина - 70 метров. В дрезденском дворце культуры расположен самый большой в городе конгресс-зал, а также шикарный концертный зал, принимающий звезд международного масштаба, и актовый зал, который зачастую используется для проведения городских торжеств. Туристов, приходящих во дворец культуры Дрездена впервые, восхищает его внутреннее убранство, включающее в себя не только великолепную отделку, но и удивительную раритетную мебель, холсты известных немецких художников и множество других декоративных элементов. При входе во дворец культуры вы попадаете в просторный холл, главными украшениями которого являются фортепиано, одиноко стоящее в центре, а также огромная фантастическая люстра, свисающая прямо над ним. В 2006 году была произведена реконструкция сооружения, в процессе которой немного обновили внешнюю отделку, а также заменили мебель в конгресс-зале, однако частично сохранили коммунистическую символику.

DSC08102

Дворец культуры

DSC08109

Ночной город

DSC08038

Терраса Брюля

DSC08046

Ночная Эльба

DSC08050

Верховный Суд Саксонии у брюльской террасы

DSC08051

Бронзовый бюст скульптора Эрнста Ричела

DSC08080

Ворота герцога Георга

DSC08085

Опера Земпера

DSC08005

площадь Ноймаркт. Памятник Фридриху Августу II.

DSC08063

Кафедральный собор Святой Троицы

DSC08094

Кафедральный собор Святой Троицы

DSC08025

Рождественский базар

DSC08028

Вайнахтсмаркт

DSC07967

Вечерняя торговля

DSC07972

Рождественские скидки

DSC07979

Декабрьский вечер

DSC07969

Предпраздничная суета

DSC07976

Рождественские огни