DSC00652

С ранних античных времён Реймс был сначала столицей галльского племени Ремы (лат. Remi), позже – столицей римской провинции Белгика (лат. Gallia Belgica) – обширной области, которая в то время охватывала всю северную Галлию. После краха Римской империи епископ Реймса принял на себя всю полноту власти и выступал в качестве законного гаранта государственного суверенитета. В VIII веке епископ Реймса становится архиепископом, а в 1023 году получает титул графа Реймса. В качестве митрополита архиепископ председательствовал над епископами епархий Шалона, Суасона, Сенлиса, Бове, Нуайона, Лана, Амьена, Камбре, Арраса, Теруана и Турне (сегодняшняя Бельгия), представлявших обширную территория на севере и западе Франции, включающую почти все районы Пикардии и Артуа, часть Фландрии, Иль-де-Франс и Шампань. Архиепископ был окружен группой клириков, которые помогли ему управлять своей епархией. Эти каноники, принадлежавшие к определенному церковному братству, жили в соответствии с каноническим уставом, написанным Августином и реформированным Верховным синодом в Ахене в 816 году. В отличие от монахов, каноники могли владеть собственностью, но должны были жить в монастыре и регулярно участвовать во всех религиозных службах. Коллегия духовных лиц Реймса, основанная на традициях святого Ригоберта (VIII в.), избирала архиепископа, а глава коллегии, старший пастырь, управлял мирскими благами. Дворец То (фр. Palais du Tau) –  историческая резиденция архиепископов Реймсских. На месте дворца уже в VI-VII вв. н. э. стояла большая вилла в галло-римском стиле, позже ставшая дворцом династии Каролингов. Первое задокументированное упоминание названия датируется 1131 годом, и происходит от плана здания, которое напоминает букву T (греческую тау). Около 498 г. святой Ремигий крестил в Реймсском соборе Хлодвига I. В 816 г. сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом коронования императором. Таким образом, со времён раннего Средневековья до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов.

DSC00724

Дворец То

Большая часть ранних строений не сохранилась: старейшая часть с 1207 года превращена в часовню. Здание было сильно перестроено в готическом стиле между 1498 и 1509 годами, и обрело свой современный барочный внешний вид между 1671 и 1710 годами усилиями Жюля Ардуэна-Мансара и Робера де Котта. Дворец был поврежден огнём 19 сентября 1914 года и не был восстановлен вплоть до окончания Второй мировой войны. Во дворце будущие французские короли останавливались перед коронационной церемонией. Здесь же они облачались для церемонии коронации перед тем, как идти в собор. После коронаций во дворце проходили банкеты. Первый такой банкет, о котором сохранились сведения, прошёл во дворце в 990 году, последний – в 1825 году. С 1972 года во дворце располагается Музей соборной ризницы, демонстрирующий скульптуры и гобелены из собора, вместе с реликвариями и прочими предметами, связанными с коронацией французских монархов.

DSC00726

Дворец То

В 13 веке 74 канона жили в специально отведенном для них помещении, расположенном на северной стороне собора. Монастырь, вокруг которого выросли жилые кварталы Канонов, разделен на две основные части: внутренний дворик и двор духовенства. Исторические источники рассказывают о многочисленных пекарнях, кузнецах, сараях, кладовых, конюшнях, винодельнях и даже тюрьме, которые оживляли этот район. Здесь жили и работали огромное количество торговцев и ремесленников: фармацевты, парикмахеры, пекари, ткачи, кузнецы, ювелиры, помещики, владельцы трактиров и таверн. За фасадом нынешнего Дворца правосудия находился Отель-Дьё – благотворительное учреждение для больных и бедных, а также для паломников и путешественников. Дом казначея (современный туристический офис) – последние остатки стен Канонического квартала.

DSC00683

Северная сторона собора

DSC00677

Дом казначея (современный туристический офис) – последние остатки стен Канонического квартала

За фасадом нынешнего Дворца правосудия находился Отель-Дьё (фр. Hôtel-Dieu), который был больницей, а также приютом для больных и бедных, паломников и путешественников, при дворе архиепископа. Он управлялся августинской конгрегацией. Отель-Дьё состоял из нескольких зданий и часовни. В настоящее время на месте бывшего отеля, снесенного в 1827 году, находится суд Реймса (Верховный суд и суд присяжных). . Сохранились только нижние комнаты и подвалы отеля, датированные XII веком В 1930 году они были признаны историческим памятником, но не доступны для публики.

DSC00847

В 401 году первый собор Нотр-Дам-де-Реймс был возведён на месте древних терм святым Никасием (принявшим мученическую смерть, обезглавленный гуннами), представлявшим собой небольшую церковь, которая к 820 году преобразилась в Каролингский собор и была освящена в 862 году в присутствии Карла II Лысого (англ. Charles the Bald),. В XI столетии была вновь открыта и повторна освящена святым Ремигием (англ. Saint Remi) крипта VIII века, которую в середине XII века расширили и перестроили в раннем готическом стиле. 6 мая 1210 года собор сгорел с большой частью города и ровно через год после пожара реймсский архиепископ Обри (или Альберика де Гумберт; фр. Aubry de Humbert) приказал построить на старых фундаментах новые стены нынешнего готического здания. На первом этапе возвели хор, трансепт и пролёты нефа, освященные в 1241 году. Затем велись работы над западным фасадом, которые продолжались до второй половины XIII века. Центральная и южная части галереи королей были построены в начале XIV века, а северная часть и две башни относятся к 15 веку. Когда Орлеанская Дева и Карл VII прибыли на коронацию в 1429 году, соборе ещё был без башен. Первоначально над башнями фасада и трансепта планировались шпили, пьедесталы которых частично были видны в XIX веке. Пожар, разрушивший всю крышу в 1481 году, помешал осуществлению этого проекта и завершению строительства. В Первую мировую войну крыша вновь стала жертвой пламени во время бомбежки и её заменили в 1925-1935 гг. конструкциями из бетона по проекту Анри Денеу (фр. Henri Deneux).

DSC00798

Готическое искусство достигло в соборе Реймса самых совершенных выражений благодаря использованию новых архитектурных приемов XIII века и гармоничному союзу архитектуры и скульптуры. Вдохновленные архитектурными новшествами в соборах Нуайона, Парижа и Лана, молодое поколения строителей радикально изменили фасад в 1250-е годы. Высокая французская готика в стиле Рэонант пришла на смену традиционной архитектуре. Лучистый фасад с его парящими башнями и скульптурами, разделённый на 4 уровня, является одним из самых красивых примеров готического искусства. Три центральных портала окружены двумя боковыми нишами. Над центральным порталом великолепное окно-розетка, увенчанное ломаной аркой, по обеим сторонам которой находятся слепые декоративные аркады. Контрфорсы украшены нишами со статуями; в двух из них, обрамляющих большое окно-розетку, можно видеть статуи Марии Магдалины справа и странствующего Христа слева. По краю розетки расположены фигуры поломников в Эммаус. В левой части фасада на западной стороне изображён Святой Иоанн, а на северной стороне – статуя святого Фомы. Справа, Св. Петр встречается с Иоанном, а Святой Павел встречает святого Фому. Над окном-розеткой можно разглядеть изображение Давида и Голиафа.

DSC00852 0

Центральный портал посвящен Деве Марии. На его фронтоне размещена скульптурная композиция, показывающая Коронацию Богородицы. На ступенях, ведущих к трону, шесть ангелов свидетельствуют святое таинство; у ног Богородицы вращается земной шар, а руку Христа освящает солнце.

DSC00666 0

На арочном своде изображены сцены из жизни Богородицы, Древо Иессеево, царей и пророков. Среди них фигуры предков Девы Марии, представленные музицирующими королями; сцена Рождества в Вифлееме, святые, ангелы, а также Бог в пылающем терновом кусте и Иисус Христос.

DSC00698 0

На левой стороне выступают изнутри наружу женщина-слуга, Симеон, Дева Мария, Иосиф, пророк и царица Савская.

DSC00712

Справа можно видеть обращённого к Богородице Ангела Благовещения, за ним Деву Марию, представшую перед святой Елизаветой во время её посещения. Рядом со Св. Елизаветой фигура царя Давида (или Захария, мужу Елизаветы) и Царя Соломона.

DSC00717

Центральный простенок между двумя расположенными рядом дверными проёмами (трюмо) украшен Девой с младенцем.

DSC00713

Северный портал посвящён Страстям Христовым. Сцена, в которой честной и животворящий Крест Господень обнаружен святой Еленой, изображена в маленьком фронтоне ниши слева от портала.

DSC00692 0

На главном фронтоне портала между Девой Марией и Святым Иоанном возвышается распятие Христа. На стенах арки изображены сцены из жизни Христа, показываюшие слева направо Иисуса в храме; Искушение Христа и Христа, въезжающего в Иерусалим; История Вербного Воскресения в связи с предательством Христа (Поцелуй Иуды); Спящие апостолы; Елеонская гора и повешение Иуды Искариота; Иисус несёт крест и Вознесение; паломники в Эммаусе; Христос в Лимбо; и ангелы. На левой стороне барельефная резьба изображает Обращение Святого Павла на пути в Дамаск. Ниши внизу занимают статуи. 

DSC00692 1

 Проходя внутрь, слева можно видеть диакона, святого Николая, Святую Елены, ангела и святого Никезы. Последней представлена статуя знаменитого Улыбающегося Ангела, символа Реймса.

DSC00703 1

Справа, по ходу движения изнутри наружу расположены статуи Св. Стефана, Св. Павла, Богородицы, Иоанна Крестителя и епископа Святого Ригоберта.

DSC00705

Южный портал увенчивается фронтоном, посвященным Страшному Суду. Левый сторона арки посвящен смертным грехам снаружи и добродетелям внутри. Справа времена года стоят перед смертными грехами, а пороки противостоят добродетелям. На небольшом фронтоне ниши, справа от портала, видно, как ягненок открывает книгу с семью печатями.

DSC00666 2

Христос на своем троне держит земной шар, а по сторонам его ангелы несут Орудия Страстей. В арке святой Иоанн пишет книгу Откровения, за ним следуют различные ангелы и демоны. Можно разглядеть ангелов, звучащих на трубах Апокалипсиса вместе со святым Михаилом, убивающим дракона. 

DSC00698 1

С правой стороны находятся фигуры Симеона, Св. Иоанна Крестителя, Исаия, Моисея, Авраама, который собираются пожертвовать своим сыном и Аарона.

DSC00718

 На левой стороне от входа установлены статуи апостолов, пророков, папы римского Св. Каликста, апостола и епископа.

DSC00721

Верхний уровень, королей опоясывает основание башен, называется "Галерея королей". Она насчитывает 63 фигуры, каждая – высотой 4 м, весом от 4 до 5 тонн. Центральная группа – шесть фигур окружают короля Хлодвига, погружённого в купель. Святой епископ Реми крестил короля Хлодвига в Реймсе в 498 году. У основания башен – фигуры монархов разных династий. Приводим схему расположения скульптур на западном фасаде храма. Над большим окном-розеткой помещены сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей. Они предваряют статуи королей; эти композиции связаны с христианской темой, ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе, здесь был крещён первый король Хлодвиг – помазанник божий. Он был помазан, подобно Давиду, и получил благословение быть победителем сил зла на земле. Правители династии Каролингов ввели обычай коронации, который напоминал библейское помазание на царство Давида пророком Самуилом. Первым здесь короновался Людовик Благочестивый в 816 году, он последовал примеру Хлодвига, имя которого носил – "Людовик" – производная от "Хлодвиг".

DSC00852 2

Разные этапы строительства очень хорошо видны в соборе: в разное время им руководили разные мастера, и каждый внёс что-то своё. Жан д’ Орбэ, проектируя фасады северного и южного трансептов, использовал ещё романские полуциркульные арки, относящиеся к простейшему виду этих элементов.

P1120265 0

Стрельчатые арки, так хорошо знакомые нам по произведениям готической архитектуры, появились намного позже. В целом в композиции собора соблюдается раннеготический стиль, получивший распространение в то время.

P1120265 1

Южный трансепт не имеет своего портала; он украшен окном-розеткой с изображением пророков и апостолов. В изящных контрфорсах можно видеть статуи всё тех же улыбающихся ангелов.

P1120240 1

Южный трансепт собора

На крыше разместился трелец, направляющий стрелу во двор дворца Тау.

P1120241 0

На северной стороне собора особенно заметно, как скульптура вторит архитектуре, "переосмысливает" её, даже скрывает некоторые конструктивные элементы. Рассматривая Нотр Дам в Реймсе, вряд ли кто-нибудь подумает о том, что контрфорсы нужны для распределения тяжести стены, они кажутся обиталищем небесных ангелов. И хотя северный портал всегда погружён в тень, он кажется светлым и лёгким.

P1120267 1

Фасад северного трансепта

Как и на главном, западном фасаде, на северном трансепте находится три портала. Правый портал – самый древний в храме. Известны предположения, что он существовал ещё до строительства собора и был нишей в склепе. Есть основания датировать его 1180 годом. На правом портал помещена фигура Богородицы с младенцем Христом.

P1120171 0

 Северный трансепт, западный портал Святых.

P1120171 2

Северный трансепт, восточный портал.

В центре между дверьми – Христос, по сторонам – шесть апостолов. Слева от Христа – св. Пётр, св. Андрей, св. Варфоломей. Справа — св. Павел, св. Иаков, св. Иоанн. Над фигурой Христа слева – Авраам, он принимает избранных и осуждённых. Над Авраамом в левой части фигуры, олицетворяющие добродетели, справа – пороки (многие фигуры утрачены). Выше – встающие из гроба фигуры. Венчает композицию фигура Христа, слева – Дева Мария, справа – Иоанн Креститель. На изгибах свода изображены мудрые и неразумные девы и диаконы.

P1120171 3

Северный трансепт, западный портал Святых.

Портал посвящён святым и мученикам Реймсской церкви. В центре между дверьми изображён святой Каликст. Слева от него – сцена крещение Хлодвига. Выше изображение святого Реми. На изгибах свода в порядке церковной иерархии изображены Римские Папы, патриархи и епископы.

P1120171 1

Строительство кафедрального собора было начато с восточной части и в основном закончено к концу XIII веке. В 1481 г. большой пожар повредил восточные части собора; он был реставрирован в начале XVI века. Реймский собор сильно пострадал и во время первой мировой войны. Реставрационные работы были начаты в 20-х годах прошлого века под руководством архитекктора Анри Дене и закончены лишь в 1938 г.

P1120167 1

Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн. Интерьер, поражающий своим единством, состоит из центрального нефа из десяти травей. Минуя главную апсиду и хор, расположенный перед ней, посетитель попадает в полукруглую обходную галерею (деамбулаторий), из которой открываются пять сияющих капелл.

DSC00736

Вдоль завершающей хор полукруглой апсиды расположен деамбулаторий (Полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов), увенчанный пятью капеллами. Самой глубокой из них является центральная капелла, находящаяся на главной оси собора. Для того чтобы сохранить главный алтарь в том месте, где он раньше находился в Каролингском соборе, хор был продлен и, таким образом, занял несколько пролетов нефа.

DSC00762 0

Апсида

DSC00750

 Золотой орёл

DSC00774

Главный алтарь Слева трон епископа и статуя Иоанна Крестителя.

DSC00800 0

 Полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма – деамбулаторий, обрамлённый с восточной стороны апсид-капеллами 

DSC00820

Боковой неф как продолжение деамбулатория

DSC00784

Главный орган

DSC00757

Орган хора

DSC00747

Внутренняя сторона западного фасада и кафедра.

DSC00744 1

Резное деревянное панно украшает кафедру

DSC00787

Капелла Страстной недели

DSC00794

Алтарь "Апастолы"

DSC00822

Капелла Святого Таинства (Saint-Sacrement)

DSC00802

Центральная капелла, ранее была посвящена святому Евтропию.

Алтарь украшен четырьмя резными сценами, разделенными колоннами с капителями: слева – "Благовещение" и "Посещение Богородицей святой Елизаветы"; справа – "Поклонение волхвов". Три витража были созданы в 1974 году Марком Шагалом (1887-1985), который их создал в сотрудничестве с мастерской Жака Саймона для осевой капеллы Собора. Роспись этих окон заняла шесть лет (1968-1974 годы) и стала возможной благодаря пожертвованиям Комитета строителей Шампань-Арденны и участию в движении, проводимом Собором друзей Реймса. Общая стоимость составила 300 000 франков (€ 47 000). На левом витраже изображено Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака, на центральном витраже – распятый Христос. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора – крещение Хлодвига I .

DSC00790 1

Бриджит Симон (Brigitte Simon), родившаяся в Реймсе в 1926 году, сначала работала со своим отцом, художником по витражам Жаком Симоном, а в 1961 году она создала свое первое витражное окно для кафедрального собора Реймса, затем изготовила ещё несколько окон на севере и юге трансепта. Брижит Симон выполнила абстрактную работу, сочетающую светлые тона камня Курвилля с мраморными тонами верхних окон с тринадцатого века. Сине-серые тона окна под названием "Живая вода" излучают свет, отражающийся на реке.

DSC00805

Капелла Святого сердца Христа. Витраж работы Ими Кнобеля.

DSC00822

Капелла Святой Девы Марии

DSC00811 0

Капелла Святого Иосифа

DSC00796

Капелла Святой Терезы

DSC00812 0

Капелла Жанны д'Арк

DSC00818

Статуя Жанны д'Арк на коронации работы скульптора Проспера д'Эпине

DSC00809

 Алтарь с набором из шести подсвечников с крестом и надгробная плита Кардинала Лотарингии Лангенье

DSC00825

Статуя Святого Петра

DSC00841

Статуя Святого Антонио

DSC00833

 Астрономические часы

Регион Шампань-Арденны обладает чрезвычайно богатым наследием производства стекла. Хотя собор потерял часть своих первоначальных витражей, он по-прежнему содержит некоторые из самых замечательных примеров готического искусства. Для сохранения этого наследия государство поддерживает как восстановление существующих витражей, так и создание новых. Некоторые средневековые окна восстановили свое первоначальное великолепие благодаря таким известным художникам, как Марк Шагал и Брижит Симон, которые внесли своё мастерство в Нотр-Дам. Сегодня сохранившиеся окна образуют прекрасно согласованный ансамбль и способствуют тому, чтобы эти витражи стали визитной карточкой собора. Смелый дизайн тонкой каменной сети в западном окне-розетке представляет собой одно из самых красивых достижений искусства из цветного стекла, а высокие окна хора по их иконографическому описанию являются впечатляющей демонстрацией могущества Нотр-Дам. Западное окно-розетка посвящено прославлению покровительницы собора Пресвятой Девы Марии. Витраж объединяет иконографические темы Успения и Вознесения Богородицы на небеса. В центре сидит и намеревается сделать последний вздох. Во внутренней короне на медальонах изображены апостолы.Во внешней короне музицырующие ангелы сопровождают Марию в последние минуты. Короли и пророки Ветхого Завета в верхнем своде ланцетных окон напоминают, что пришествие Мессии было давно объявлено. Завершает работу изображение Христа, приветствующего душу своей матери. Проведенные реставрационные работы позволяет видеть это окно из второй половины тринадцатого века. Фигуры галереи на внутренней стороне западного фасада, вероятно, первоначально были предназначены для соответствия фигурам в верхнем нефе, датируемом второй половиной XIII века.

DSC00764 1

В окне-розетке северного трансепта витражи выполнены на тему сотворения мира. Росписи повествуют сцены Адама и Евы в раю и у древа познания; Первороднного греха; Бога, осуждающего Адама; Адама, возделывающего землю и грядущую Еву; кормящую Еву; Каина; тварей земных, ангелов; приготовление к жертовприношению; жертвоприношение Адама; Каина, убивающего Авеля.

DSC00784 1

Витражи нефа более поздние, чем окна трансепта и хора; они относятся к 1230-1250 годам. Сегодня только восточные окна изображают прелатов Реймса, назначенных королями. Последние олицитворяют монархов Франции, участвующих в церемонии посвящения в сан. Только один из них обозначается надписью KAROLUS, который иногда интерпретируется как Шарлемань – русская транскрипция французского произношения имени Карла Великого. Некоторые из епископов и архиепископов нижнего уровня идентифицируются по имени: Беннаде и Барнабе (Bennade and Barnabé), Барух I и II (Baruch I and II), а также Святой Донатиен и Святой Викентий (залив 122). Первые четыре были непосредственными преемниками Никезы, последние два – его предшественниками. Все они жили в период начала христианства в Реймсе. Справа от угла, внизу:  Св. Донатин (слева) и Святой Вивент (справа); вверху: два короля. В окне-розетке Христос в Страшном суде (в центре), окруженный епископами (на лепестках)

DSC00830 1

Витражи были задуманы для более высоких и более узких оконных проёмов, чем те, которые они сейчас занимают. Потребовалось добавление боковых полос гризайла, работы над которым велись, вероятно, с ранней фазы остекленения хора. Фигуры были добавлены к высоким окнам хора в течение 1230-х годов, когда декор восточных районов был реконструирован, и были созданы новые окна, которые существуют до сегодняшнего дня. В правом витраже, внизу: король и архиепископ; вверху: два короля. В окне-розетке Воскресение Христа (в центре), окруженного святым Петром и пятью страстями Христовыми (в лепестках)

DSC00793

Новыми являются фигуры апостолов и неизвестных епископов у входа в хор: святого Филиппа и святого Фомы, епископов Бове и Шалона, фигуры святого Иакова Младшего и святого Иоанна Богослова. Последний, стоящий, похоже, повторяет изображение святого Иоанна Крестителя вверху трансепта.

DSC00827 1

В 1954 году художник и дизайнер Жак Симон изготовил витражи по заказу корпорации производителей Шампанских вин в средневековом стиле. Они представляют различные этапы подготовки шампанского вина в окружении покровителя виноделов Святого Викентия и покровителя винных торговцев святого Иоанна Крестителя. На вершине ланцетов (стрелочных арок): гроздь земли Обетованной, Мистический пресс и Брак в Кане Галилейской. Вокруг двух боковых ланцетов представлены церкви сорока деревень, производящих шампанское.

DSC00781 1

Окна южного трансферта "Шампанские витражи"

Три витража центральной капеллы были созданы в 1974 году Марком Шагалом. Центральная часть посвящена Ветхому завету, Христу и Аврааму. Вверху в розе – Торжество Святого Духа, ниже справа – Распятие, под ним – Авраам и Мельхиседек, три ангела у Авраама, сон Авраама. В левой части центрального окна сцены Христа, восстающего из гроба (слева от Распятия), ниже – Снятие с Креста, жертва Исаака, Исаак благословляет Иакова, сон Иакова. На левом витраже изображено Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора – крещение Хлодвига I .

DSC00802 1

 Три стеклянных окна Марка Шагала для центральной часовни Реймского собора

Витражи хора создавались с перерывом в течении нескольких лет. Внизу изображён архиепископ Реймса Анри де Брейн; верхний уровень занят апостолами. Апсидное окно украшено надписью "Распятие", обращенной к Богородице и Младенцу. Окна-розетки апсиды отличаются большим иконографическим и стилистическим богатством. Они изображают жизнь апостолов, за исключением осевого окна, которое посвящено Воскресению Христову. В оригинале многочисленные фигуры в медальонах должны были пересказывать содержание витражей нижних областей, но между 1730 и 1770 годами витражи капелл и полукруглой галереи были почти полностью разрушены и удалены. Сегодня только один витраж (первое западное окно северного прохода) содержит несколько рисунков из оригинальных демонтированных нижних окон. Их чтение затруднено утраченой прозрачностью, но Вознесение Христа всё ещё видно в центральном медальоне, на котором присутствуют фигуры нижней левой части, а также ангелы вверху. На верхнем своде молящийся Енох и Иаков, несущий свою лестницу. Их широкая одежда покрыта кружевами, собранными в гибкие складки. Им контрастируют мужские фигуры, обрамляющие центральный медальон. Их одежда более жесткая, складки сломаны. Слева виден архитектор, держащий компас; справа – двое мужчин. Эти персонажи, их стиль и иконографическая тема, мало похожая на другие панели, заставляют думать, что они взяты из другого окна.

DSC00751 2

В южной части трансепта расположены самые старые витражи, датированные, согласно стилистическим критериям, с 1220-х годов. В них можно видеть покрытого мантией с жесткими складками архиепископа вместе с изображением фасада собора Реймса, святого Иоанна Крестителя рядом с Богородицей и Младенцем. Другие оконные проёмы украшены решетчатыми витражами, которые наполняют трансепт мягким светом. DSC00839 1

Перед кафедральным собором установлен амятник Жанне д’Арк в виде конной статуи. Национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне, попав в плен к бургундцам, была передана англичанам и сожжена на костре как колдунья. Впоследствии была реабилитирована и канонизирована – причислена католической церковью к лику святых.

DSC00675

На территории города (северо-восток Франции) сохранились Марсовы ворота (фр. Porte de Mars) – древнеримская триумфальная арка, датирующаяся III веком новой эры. Названа в честь римского бога войны Марса, храм которого находится неподалёку. Марсовы ворота представляют собой триумфальную арку, состоящую из трёх пролётов, шириной около 32 метров и высотой 13 метров. Использовались как городские ворота до 1544 года. В 1817 году здания, окружавшие их, были снесены, благодаря чему на арку открылся прекрасный вид.

P1120272 2

7 мая 1945 года в штабе Эйзенхауэра, который находился в помещении реймсской средней школы г. Реймса, немецкий генерал Альфред Йодль подписал безоговорочную капитуляцию всех вооруженных сил Третьего рейха, что положило конец Второй мировой войне. Акт был подписан 7 мая в 02:41 (по центральноевропейскому времени) начальником оперативного штаба Верховного командования германской армии, генерал-полковником Альфредом Йодлем. Капитуляцию приняли от СССР – представитель Ставки Верховного Главнокомандования при командовании союзников генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров­, от англо-американской стороны – генерал-лейтенант армии США, начальник Главного штаба Союзных экспедиционных сил Уолтер Бедел­л Смит. Акт подписал также заместитель начальника Штаба национальной обороны Франции бригадный генерал Франсуа Севез в качестве свидетеля. Аутентичным является английский текст данного акта. В 1985 году, в честь сороковой годовщины со дня подписания документа, в здании этой школы, ныне носящем имя Франклина Рузвельта, был открыт Музей капитуляции (Musée de la reddition), освещающий роль Реймса в исходе фашистской оккупации.

P1120285 0

 Историческое место и музей, где фашистская германия подписала Акт безоговорочной капитуляции

Военный меморила в Реймсе был открыт 1 июня 1930 года военным министром Андре Мажино в присутствии маршала Петена, заместителя мэра города Реймса и архиеписокпа Реймса кардинала Лусона. Проект мемориала был выполнен архитектором Анри Руайе в сотрудничестве со скульптором Полем Лефебре. Он был воздвигнут в память о детях, погибших в городе во время Первой мировой войны с 1914 по 1918 гг. Монумент расположен на Площади Республики, с видом на Променад, сделанный на месте средневековой крепостной стены. Центральная статуя предсталяет собой "Мысль, направляющую усилия на восресение". Два выступа окружают скульптуру: левая "жертвам 1914 года" посвящена семьям погибших, правая "уроки из прошлого 1918 г." посвящена будущим поколениями, чтобы они помнили о жертве, принесенной их родителями.

P1120292 1

Военный мемориал