P1230799 0

P1230797Если бы не стеклянный павильон с красочными афишами, в котором продают билеты на посещение музея и расположена камера хранения, пройти мимо дома Рубенса по улице Ваппера и не заметить парадный вход можно довольно легко. Шедевр архитектуры начала XVII века, а именно так справедливо считать построенное по собственному проекту великого художника здание, зажат среди других домов и не бросается в глаза прохожим. При жизни Рубенса дом выглядел иначе. 
 

P1230548 0P1230775 0Вернувшись в Антверпен в 1608 году из Италии, где он провел восемь лет, Рубенс поселился в доме незадолго до его приезда умершей матери. В 1609 художник женился на восемнадцатилетней Изабелле, дочери Яна Брандта, статс-секретаря города Антверпен. После свадьбы молодые некоторое время жили в его доме. В 1910 Рубенс купил небольшой болотистый участок земли с домом на берегу у канала, на окраине города, который сильно перестроил для своих нужд и украсил "на античный манер". Он сам сделал эскизы своего будущего дома, эскизы, напоминавшие фантастические декорации к новеллам Боккаччо или Сакетти. Новый особняк должен был стать обителью, достойной грядущей славы. Любопытен тот факт, что бывшие владельцы дома в качестве платы потребовали от художника, кроме денег, бесплатно и вне очереди обучать их сына искусству живописи. После перестройки и украшения молодая семья въезжат в 1616 в новый  дом. В письмах к Карлтону от 12 мая 1618 года художник писал: ".. .я истратил несколько тысяч флоринов на украшение моего жилища…". Друг Рубенса, городской секретарь Ян ван ден Ваувер, в 1620 год сообщает о том, что "дом вызывает удивление иностранцев и восхищение приезжающих". 

Rubenshaus

P1230795 1В декорации фасада дома и двора Рубенс использует такие элементы ренессанской архитектуры, как портики и балюстрады, полуциркульные арки и фронтоны. Наиболее замечательной частью постройки стал соединяющий оба здания трёхпролётный портик, выстроенный наподобие античной триумфальной арки и украшенный скульптурными аллегориями Живописи и Минервы – римской богини мудрости. Голландский гравер Якоб Харревейн, глубоко впечатлённый архитектурным оформлением внутреннего дворика, посвятил ему одну из своих работ. В прихожей висят увеличенные фотографии его гравюр, выполненные в 1684 и 1692 годах с видом дома Рубенса и его мастерской, которые помогли реставрации имения.

P1230779 0P1230772 0Павильон в саду был задуман мастером как маленький античный храм. В нише портика стоит статуя Геркулеса по рисунку Рубенса, возможно, работы Лукаса Фейдербе, известного фламандского скульптора той эпохи. Справа от Геркулеса – статуя Вакха с гроздью винограда в руке. Слева когда-то находилась статуя Цереры, теперь она заменена статуей Венеры работы Вилли Крайца. В саду еще можно видеть стену, отделяющую владение Рубенса от территории Корпорации аркебузьеров, по заказу которой он создал свой шедевр "Снятие со креста", поныне составляющий гордость антверпенского собора Богоматери, а также надгробные плиты с могил его брата Филиппа Рубенса и сына последнего, перенесенные сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила.

P1230788 0

P1230789 0

В мастерской же им были созданы самые знаменитые полотна. Сюда приходили работать и учиться многие талантливые живописцы Антверпена. Дом Рубенса посетили такие знатные гости, как правительница Нидерландов эрцгерцогиня Изабелла, французская королева Мария Медичи, герцог Бекингем, маршал Спинола и другие. Дом Рубенса был гостеприимно открыт для ученых, художников, писателей. Его хозяин отличался необыкновенной любезностью и поражал всех широкой эрудицией. Внутренний дворик на удивление тих и спокоен. Летом в нём можно укрыться от солнца в тени, зимой от ветра и уличного шума. Двор замыкает с четвертой стороны портик с тремя арочными пролетами. Если дом с жилыми помещениями внешне выглядит скромно и выстроен в старофламандском духе, то мастерская, портик и павильон в саду выдержаны в стиле барокко и богато декорированы скульптурой.

 

P1230707 0P1230793 0

С середины XVIII века дом стал окружаться пристройками и был сильно переделан во вкусе новых хозяев. После реставрации он приобрел прежний вид, восстановленный детально точно по старинным гравюрам и картинам с его изображением. Только портик и павильон в саду сохранились прекрасно и нуждались лишь в самой минимальной реставрации. Оба неоднократно были воспроизведены Рубенсом в его картинах. Замечательный портик производит величественное впечатление. Он завершает обрамление двора и служит торжественным входом в сад. Если смотреть с центра двора стоя на средней оси, то виден садовый павильон с его полукруглой аркой, который целиком вписывается в средний пролет портика. Портик увенчивают статуи Меркурия и Минервы. Над замковым камнем боковых арок высечены две надписи, текст которых принадлежит древнеримскому поэту Ювеналу (умер в 138 г. н. э.).

 

P1230786 1

P1230790 0

Слева можно прочесть: "Предоставим богам решать, что нам необходимо и полезно, ибо они любят человека больше, чем он сам себя". Справа: "Помолимся за здоровый дух в здоровом теле, за мужественную душу, свободную от страха смерти, гнева и суетных желаний". В этих строках Ювенала Рубенс утверждает свое кредо: преклонение перед античным гуманизмом и философией стоицизма. Бюст Сенеки, глазного представителя римского стоицизма, поставлен над входом в мастерскую, наряду с Платоном, Сократом и Марком Аврелием. 

P1230791 0P1230711 0Таким образом Рубенс создает ясный архитектурный ритм, который объединяет и организует пространство сада и внутреннего двора. Ритм полукруглых арок продолжен во втором этаже здания его мастерской. Принцип активной организации внешнего пространства архитектурными формами был одним из главных в архитектуре стиля барокко. Второй же принцип – понимание архитектурной формы как упругой, динамической, почти скульптурной массы можно наблюдать в пластическом богатстве форм портика, в его сложно профилированном и раскрепованном карнизе, консолях, гирляндах, нишах, балюстраде, рельефах. Сложная комбинация выступающих и углубленных частей дает игру света и теней, вызывает ощущение жизни и напряжения архитектурного массива.  

P1230595 0

P1230599 1Антверпен связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембрандта, Гарлем – Хальса, Венеция  – с именами Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Многое напоминает о художнике в городе, прежде всего, его дом – один из множества шедевров, оставленных им потомкам. Дом Рубенса в Антверпене превращен в музей сравнительно недавно, но успел занять прочное место среди бельгийских музеев. Интерес публики к нему огромен. Если хотите, он может быть назван национальной святыней, подобно Ясной Поляне или Михайловскому в России. 

P1230663 0

P1230673 0

В этом доме жила семья Рубенс. От Изабеллы Брант было трое детей: Клара Серена, Альберт, Николас. Дочь родилась в 1611 году, через год после свадьбы. Ей было суждено прожить всего 12 лет. Старший сын Альберт, запись о крещении которого 5 июня 1614 г. есть в Антверпенской церкви Св. Андрея, был очень способным мальчиком. Но прожил он относительно недолго – 43 года. Здесь родился в 1618 году младший сын Николас и скончался в 1626 году от чумы, которая тогда свирепствовала в городе. Здесь же умерла в его отсутствие от чумы первая  супруга Изабелла Брант в возрасте 34 лет. После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года, 

P1200241 0

P1230679 0Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти. Портрет, которой художник написал после кончины супруги в 1626, Рубенс сопроводил словами: " Прекрасный товарищ. Сама доброта, сама честность, и за эти свои добродетели любима". Портрет назван "чудом знаменитой кисти Рубенса" и храница в галерее Уффици итальянского города Флоренция. 

P1230561 1P1230628 0По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. Рубенс решается на новый брак. А почему бы и нет? Он красивый мужчина, видный и представительный. К тому же он богат и знаменит. 6 декабря 1630 года художник взял в жёны Елену Фоурман. В этот день колокола Синт-Якобскерк радостно звонили в честь новобрачных, о чём есть запись в  церковной книге: "Петр Павел Рубенс, кавалер секретарь тайного совета его величества и комер - юнкер ее высочества принцессы Изабеллы.

 

P1230684 0P1230680 0Второй женой живописца была младшая дочь его друга, богатого торговца шпалерами и коврами Даниеля Фоурмана. С родителями невесты Рубенс был знаком много лет: сестра Изабеллы Брант, Клара, замужем за братом Елены, Даниелем. У отца Елены одиннадцать детей, Елена – младшая из них. Она родила Рубенсу пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. Елена Фоурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна. 

 

P1230734 1P1230723 0

Сам Рубенс объясняет свой поступок в письме от 18 декабря 1634 года своему другу Пейреску так: "Я решил снова жениться, потому, что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати – гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи. Теперь, слава богу, я спокойно живу с моей женой и детьми и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни".

P1230549 0P1230674 0Многие люди критиковали решение 53-летнего художника. Тот, кто женится на шестнадцатилетней девушке, прекрасно понимает, что это дает повод к насмешкам и сплетням. Но на это Рубенс не обращает внимания – не в том дело, что скажут другие, главное - внутренняя решимость. Шестнадцать лет – это возраст его сына Альберта. Ну что ж, в его доме будет одним ребенком больше, и этот ребенок станет к тому же его женой. Чем она моложе, тем меньше она будет оказывать на него давления, тем больше у него будет внутренней свободы и ему легче будет по своему вкусу направлять их семейную жизнь.

P1230715 0

P1230566 0

На портретах Рубенс часто кажется утомленным, задумчивым и – безо всякой позы – изящным, как бывают изящны люди независимые, остающиеся самими собой в любом окружении. Тэн писал о Рубенсе: "Как индий­ский бог на досуге, он дает исход своей плодовитости, создавая миры, и, начиная с его несравненных измятых и развевающихся пурпурных симарр и кончая снежной белизной тел или шелковистыми прядями белокурых волос, на его полотнах нет ни одного тона, который не ложился бы сам собой, доставляя наслаждение художнику". Таким он чудится и здесь, у входа в свой дом, им задуманный и построенный. 

P1230739 0P1230719 0Дом Рубенса был куплен городом только в 1937 году, хотя в течение двух столетий магистрат города решал вопрос о его приобретении. В 1946 году в июле он был открыт как музей и является ныне филиалом Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Открытию музея предшествовала многолетняя реставрация помещений и наружного вида. Известно, что через девять лет после смерти художника, последовавшей 30 мая 1640 года, в доме поселился Виллиам Кавендиш, герцог Ньюкастл, бежавший из Англии перед казнью Карла I. Он организовал в саду дома школу верховой езды для аристократии и богатых бюргеров, среди его учеников был также будущий король Карл II.

P1230556 0P1230570В столовой по вечерам собиралась семья художника. Рубинс работал до пяти часов вечера, потом ездил верхом за городом или по городскому валу или искал средство развлечься другим способом. Когда он возвращался после прогулки, обычно он заставал нескольких друзей, с которыми делил вечернюю трапезу. Стены столовой украшены картинами его друзей, художников Д. Сегерса и Ф. Снейдерса. На шкафу стоит кувшин с датой "1593 год", по старому преданию будто бы принадлежавший хозяину дома. Его племянник Филипп Рубенс рассказывал французскому историку искусства Роже де Пилю: "Так как он больше всего любил свою работу, то построил свою жизнь так, чтобы она была удобной и не причиняла вреда его здоровью. 

P1230635 1

P1230638 1Небольшая галерея соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Большие окна на уровне второго этажа заливают светом все помещения. Напротив входной двери пробита высокая, узкая дверь, через которую выносили готовые полотна. На стенах висят картины. Несколько из них принадлежат кисти Рубенса –  "Благовещение", "Адам и Ева", "Святой Себастьян", "Обращение святого Павла", "Генрих IV в битве при Иври", "Святая Клара Ассизская" и другие. 

 

P1230765 0P1230744 1О раннем творчестве Рубенса перед его отъездом в Италию известно очень мало. Картина на дереве с грехопадением первой человеческой пары Адама и Еву – одна из немногих сохраненных картин из того раннего периода. Работа выполнена в стиле, который ещё сильно опирается на стиль его последнего наставника и учителя Отто ван Веена (1557-1629). Те же цвета с преобладанием холодных оттенков цвета зелёного и синего напоминают о ван Веене (известном также, как Октавиус Вениус и Отто Ван Вен). Рубенс изобразил на этой картине фигуры и ландшафт довольно статично и точно. После возвращения из Италии его художественный стиль становится не таким строгим и Рубенс использует цвета более экспрессивнее.

P1230563 0P1230762 0"Благовещение" Рубенс написал около 1610, однако только левую часть полотна, из-за чего композиция была не полной и продолжала оставаться не законченной по неизвестной причине. Лишь будучи в Мадриде в период с 28 августа 1628 до 29 апреля 1629 Рубенс написал правую половину, а также изменил фигуру Девы Марии. Картину купил командующий испанской артиллерии и конницы, маркиз де Леганьес, Диего Мессио, у которого она долгое время украшала домовую церковь. В коллекции семьи Альтамиры картина хранилась до 1827, после чего была продано в Лондоне, прошла через собрания Смита, Гамлета, барона Каледона в Великобритании, прежде чем стать приобретенной Брюссельским коллекционером Гастоном Дюлье. С 1954 года "Благовещение" находится в Доме Рубенса в Антверпене.  

 

AtelierHaus 2

Здесь, в новом доме, Рубенс создал мастерскую. Верхний этаж занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру. Благодаря сотрудничеству таких помошников, как Ван Дейк, Снайдерс и др., Рубенс мог своевременно выполнять многочисленные заказы. Художник проектировал идею картины, рисуя этюды масляной краской на дереве. Они служили моделями больших полотен, поясняющих замысел клиенту. Если заказчик соглашался, Рубенс часто передавал ”большой формат” ассистентам, которые специализировались на определенных деталях, например, на цветах, животных, ландшафте.                                     

Atelier 1KunstkamerУчастие Рубенса "ограничивалось" фигурами на картине и последнимм штрихами мастера. Естественно, он также наблюдал за работами в матерской. Все произведения, которые покидали студию, получали – неважно, кто работал над этим – знак качества "Рубенса". Тот, кто хотел получить от Рубенса написанную им на 100% картину, должен был платить значительно больше.Там, в зале с широкими окнами, через которые поступало много света, Рубенс мог работать одновременно над тремя композициями. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9 метров. 

P1230580 0P1230592 0В 1618 году Рубенс заканчивает создание алтарных картин для церкви св. Карла Борромея в Антверпене, которая принадлежала ордену иезуитов. Для нее же в 1620 году он выполняет тридцать девять эскизов для плафонных композиций с изображениями католических святых и персонажей библейской и евангельской легенд. Пожар 1718 года уничтожил все картины, и о новаторском характере росписей, поражавших современников, можно судить лишь по сохранившимся эскизам. У выхода из студии на стене висят четыре доски с написанными маслом сюжетами. Одна из них – дизайн Рубенса для верхней части главного алтаря церкви иезуитов ”Святого Карло Борромео” в Антверпене. В последнее время, однако, предполагают, что этот эскиз был сделан для другого алтаря, а именно, для церкви аббатства Святого Михаила в Антверпене. Этот монастырь был разрушен в девятнадцатом веке. Другая доска посвящена Святой Кларе Ассизской, образ которой символизирует мученицу и борца за возрождение Римско-католической церкви в ответ на протестантскую Реформацию, тема которой была особенно популярна в XVII веке.

P1230591 2P1230590 0Третья работа – ”Мученическая смерть святого Андриануса”. Довольно монохромный, написанный маслом по дереву эскиз, на котором Рубенс показывает, как солдаты принесли обратившегося в христианство римского офицера Адрианус в языческий храм со статуей Аполлона, узнаваемого по его музыкальному инструменту (лира). Его руки были отрублены, но Адриан продолжал доказывать твердость в своей вере и отказался от языческого божества. Палач поднимает топор и отрубил ему ноги. Четвёртая доска – ”Поклонение пастухов”. Неизвестно, для кого писал Рубенс этот масляный эскиз. Ранее он уже создавал другие представления этой темы, такие как большое полотно "Поклонение пастухов" в церкви Святого Павла Антверпена и графики для иллюстрации "бревиарии", изданной в типографии Христофора Плантена. Используя различные источники света, исходящие от младенца Христа и зависших над ним ангелов, световые лучи восходящего солнца на заднем плане, Рубенс создал здесь светло-темный эффект. Отдельные части композиции, в частности, лицо и руки, купаются в ярком свете, в то время как другие окутаны темнотой.

 

P1230688 0P1230658 0Из мастерской Рубенса вышло около трех тысяч картин. Самым известным и, без сомнения, самым талантливым помощником Рубенса был Антонис ван Дейк (1599-1641). Он стал первым серьезным конкурентом мастера в Антверпене. В течение долгого времени, работая в Италии и Великобритании, Ван Дейк показал себя виртуозным художником портрета. Его понимание эмоционального состояния другого человека и способность демонстрации этого понимания, а также великолепная техника были безупречны. Кртину "Иоанн Евангелист" Антонис ван Дейк написал в начале двадцатых годов XVII века. Она входила в серию изображений апостолов из венской и ганноверской картинных галерей. В Работе чувствуется несомненное влияние его наставника – Рубенса. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Он принадлежал к числу трёх ближайших учеников Христа и был единственным из двенадцати апостолов, умерших своей смертью.

P1230632 0P1230661 0Искусство Якоба Йорданс (1638-1640) привлекает, прежде всего, своей непосредственностью, искренностью и жизнерадостностью. Художник родился в Антверпене, в семье зажиточного торговца. Живописи он обучался у Адама ван Ноорта, учеником которого в своё время был и великий Рубенс. Всю свою долгую жизнь Йорданс провел в родном городе, в среде городского бюргерства и Антверпенской корпорации художников. Характерно, что в противоположность другим современным живописцам он не ездил в Италию для совершенствования своего искусства. Художник довольно скоро завоевал известность.

P1230759 1P1230671 0В своих произведениях он создает образы сильных, здоровых, полных энергией людей, которые, не теряя своей индивидуальности, становятся на его полотнах значительными и монументальными. В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. Он писал алтарные образы для католических церквей и монастырей, картины на мифологические и исторические темы, жанровые сцены и портреты. После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал ведущим и наиболее популярным живописцем Фландрии.

P1230677 0P1230753 1Антверпенский художник Геркулес Сегерс (1591-1651) писал полотна с захватывающими эффектами освещения с помощью ярко выраженных светло-темных контрастов, которые придавали картинам драматический вид. Петр изображён в свете свечи как апостол Иисуса, но он оспаривает это и отрицает своего господина. "Святое семейство с Иоанном Крестителем” написано в 1638-1642. Мария держит на коленях спящего младенеца. За её спиной Иосиф; маленький Иоан Креститель приближается, держа на верёвочке ягнёнка. За каменной стеной открывается вид на поросший деревьми склон, согретый теплом угасающего солнца.

P1230626 0P1230757 0Картина фламандского живописца Яна ван Бокхорст (1604 - 1668) "Ахилл и дочери Ликомеда" написана на тему из ахиллесова цикла, наиболее популярного в западноевропейской живописи.  "Крестьяне на пути к рынку" – плод сотрудничества Яна Бокхорст и Франса Снейдерс. Два художника, работающие вместе над одной картиной, не было исключением в мастерской Рубенса. Бокхорст писал людей и пейзаж, в то время как животных с птицей, овощи и фрукты взял на себя Снейдерс.

 

P1230554 0P1230754 0Адриан ван Утрехт (1599-1652) был известен, главным образом, его пышными натюрмортами с изображением пиршеств, дичи, гирляндами фруктов, рынков, кухонными сценами и описаниями живой домашней птицы в крестьянских дворах. Чудесный "Натюрморт с артишокой, спаржей, зелёной капустой, луком, бобами, морковью и другими овощами” привлекает большое внимание гостей в столовой Дома Рубенса. Полотно ”Дама на рыбном рынке в Антверпене” Утрехт написал при содействии художника из Анверпена Мартина Пепиён (1575-1643). На заднем плане справа хорошо узнаваема городская набережная.

P1230619 0P1230568 0Фламандский живописец Франс Снейдерс (1579-1657) был мастером натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко. В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос. Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.

P1230552 0P1230558 0"Золотым" веком натюрморта стал XVII, когда этот жанр живописи окончательно оформился в качестве самостоятельного изобразительного искусства, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин – ”тихая, застывшая жизнь” (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Фламандский живописец Александр Адриенссен (1587-1661) изображал с большим мастерством влажную рыбу и устриц, световую прозрачность капель воды и стаканы, наполненные жидкостью, а также четкие, сочные фрукты, пушистые перья и бархатистый мех. Его картины, особенно в части охоты и охотничьих трофеев, показывают влияние Франса Снидерса. Этих двух художников считают главными живопистцами жанра роскошного натюрморта (pronkstillevens), т.е. натюрмортов, которые подчеркивали изобилие, изображая разнообразие фруктов, цветов и дичи, часто вместе с живыми людьми и животными.

P1230624 0Фламандский живописец периода Золотого века, ученик Рубенса, известный портретист, парижский придворный художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры Юстус ван Эгмонт (1585-1648) написал масляный эскиз для гобелена, на котором изобразил событие в самой ранней истории Рима. После того, как римляне похитили сабинских девственниц, жители античной Италии подготовились к войне с Римом. Сабинские девственницы вмешались и посредничали в примирении. До середины 1950-х предполагалось, что эскиз был написан Рубенсом. Другая причина того, чтобы обратить более близкий взгляд на эту работу: картины Юстуса ван Эгмонта представлены только в бельгийских музеях. Юстус ван Эгмонт известен преимущественно как портретист, писавший совершенно в стиле Рубенса, но уступавший ему в отношении блеска красок и сочности кисти. Произведения ван Эгмонта находились в Венском музее (портреты испанского короля Филиппа IV и эрцгерцога Леопольда-Вильгельма), в шлейсгеймской галерее (портрет Марии Медичи) и в др. местах.

P1230725 1Клевета Апеллеса – это тема, которую талантливый фламандский художник эпохи Возрождения Мартин де Вос (1532-1603) смог точно описать. Тема открылась заново в начале пятнадцатого столетия. Тогда появлялся текст греческого философа Лукиана Самосатского (125-180), в котором описывается пропавшая картина “Клевета Апеллеса“ и после этого открытия тема стала очень популярна. Её мастерски представили итальянские художники Андреа Мантенья и Сандро Боттичелли. В Нидерландах знаменитый художник античности Апеллес считался олицетворением превосходного живописца. Мартин де Вос представил человеческие пороки в виде живых людей: Глупость, Подозрение, Невежество, Зависть, Клевета, Коварство, Ложь, Невинность и Раскаяние. Король представлен в большинстве с длинными, подобными ослу ушами.

 

P1230768 0“Генрих IV в битве Иври“ – незаконченный шедевр Рубенса – одна из шести картин серии о жизни французского короля. Работая над полотном, Рубенс был в поисках подходящей композиции, что видно по солдату в шлеме на центральном плане. У него три руки! В его левой руке щит, которым воин атакует противника. Правой рукой он держит меч, а в средней рукой копье. Несколько фигур дальше разработаны полностью, другие лишь обозначены намёком. Произведение очень отчетливо показывает, как мастер создавал свою картину большими, свободными мазками. “Генрих IV в битве Иври“ состоит в списке шедевров Фламандской общности. Это полотно имеет исключительное художественное и культурно-историческое значение для Фландрии.

 

 

P1230606 0P1230602 0Пожалуй, самое интересное место в музее – это кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались его художественные коллекции. Рубенс был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других-художников, его учеников и современников, около трехсот картин согласно инвентарному описанию, составленному после его смерти.

 

 

P1230620 0P1230652 0Кроме того, коллекцию украшали многочисленные произведения античной и современной ему скульптуры, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги. Он собирал  изделия из металла, античные монеты, которые в те времена обычно называли "медалями", и особенно глиптику – резные камни. О последних он с восторгом писал Пейреску: "Ничто в жизни не восхищало меня так, как геммы"... . По словам Роже де Пиля, "прочитать книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и других резных камней" было для Рубенса одним из "самых больших удовольствий". В 1614 г. Рубенс был награжден цепью антверпенской гильдии стрелков за оформление алтаря гильдии в Соборе св. Девы в Антверпене.

P1230712 0P1230683 0

Античную коллекцию скульптуры он хранил в "ротонде". Как отмечал Беллори, Рубенс "у себя дома в Антверпене... построил круглую залу с единственным окном наверху, наподобие римской Ротонды, чтобы добиться совершенно ровного освещения; там он разместил свое собрание художественных произведений и всяческих чужеземных редкостей". В кабинете находится вырезанная из слоновой кости Йоргом Петелем по рисунку самого Рубенса в 1627 году скульптурная группа "Адам и Ева". На столе можно видеть альбом гравюр с фасадами и планами генуэзских дворцов и церквей, который был составлен Рубенсом и издан в Антверпене в 1622 году.

P1230654 0

P1230657 0

На втором этаже расположены жилые комнаты. В спальне – деревянная кровать с деревянными ступеньками к ней. Кровать закрывали нарядным балдахином, который хранил тепло. Внушительные сундуки для белья. Комнату отапливал большой камин. На стене висит картина "Мальчик на смертном одре" работы Ван ден Берг около 1658, на которой изображён умерший в своей кровати мальчик. Сорванный цветок в левой руке говорит о смерти в раннем возрасте. Лавровая ветвь в правой руке символизирует защиту от злых духов. Состоятельные родители часто изображали членов их семей. Если дети не были ещё достаточно взрослыми, на память писали их портреты на смертном одре. Картина напоминает о смерти сына Рубенса Николасе.

На этой грустной ноте заканчиваю рассказ о доме Рубенса в Антверпене.