Автопортрет. 1880–1881. Национальная галерея Лондона.
На набережной Берси в Париже. 1873–1875. Гамбургский кунстхалле.
Усадьба в Нормандии.1885–1886. Альбертина. Вена.
С 1870-х годов и до конца своей жизни Сезанн написал множество композиций с участием купающихся мужчин и женщин. Его целью было добиться идеального слияния человеческой фигуры и пейзажа, используя идентичные мазки для людей и сцены. Художник заявил в то время, что он хотел "сделать импрессионизм прочным и долговечным, как искусство в музеях", эффективно создав тип живописи, который сочетал бы черты импрессионизма с искусством старых мастеров, которыми он восхищался – Микеланджело, Веронезе и Пуссена.
Купальщицы. 1894–1905. Национальная галерея Лондона.
Париж. Музей д'Орсе. Купальщики. 1890
Купальщицы перед палаткой. 1883–1885. Городская галерея Штутгарта.
Купание. 1880–1882. Городская галерея Штутгарта.
Натюрморт с черепом и подсвечником. 1900. Городская галерея Штутгарта.
Прорез под железную дорогу. 1870. Новая пинакотека. Мюнхен.
Парк Шато Нуар. 1900–1904. Национальная галерея Лондона.
Старуха с розарием. 1895–1896. Национальная галерея Лондона.
Пейзаж с тополями. 1885–1887. Национальная галерея Лондона.
Склон холма в Провансе. 1890–1892. Национальная галерея Лондона.
Авеню в Шантильи. 1888. Национальная галерея Лондона.
Натюрморт с кувшином. 1892–1893. Национальная галерея Лондона.
Авеню в Жа де Буффан. 1871. Национальная галерея Лондона.
Печка в мастерской. 1865. Национальная галерея Лондона.
Отец художника, Луи-Огюст Сезанн. 1865. Национальная галерея Лондона.
На этом довольно странном портрете семейной собственности в Экс-ан-Провансе, возможно, изображён домашний слуга в Le Jas Bouffant, поскольку художник избегал профессиональных моделей, из-за которых он чувствовал себя неловко. Картина показывает, насколько далеко Сезанн ушел от импрессионизма, поскольку демонстрирует своё желание "обращаться с природой с помощью цилиндра, сферы и конуса". Этот строго геометрический подход усиливается ощущением дисбаланса, создаваемым двумя одновременными точками обзора в пределах одной и той же картины – полным фронтальным видом на фигуру и большим углом обзора стола.
Париж. Музей д'Орсе. Женщина с кофейником. 1890-1895
Натюрморты занимают ключевое место в творчестве Сезанна. Хотя одни и те же реквизиты повторяются в разных картинах, они представлены в бесконечном количестве вариаций. Эти чрезвычайно строгие эстетические эксперименты позволили ему вдохнуть новую жизнь в традиционный жанр живописи. Взяв предмет, который по определению неподвижен, ему даже удается создать ощущение дисбаланса с помощью пространственных конструкций, которые отклоняются от обычных правил перспективы.
Париж. Музей д'Орсе. Натюрморт, Яблоки и Апельсины. 1899 г. Холст, масло.
Париж. Музей д'Орсе. Игроки в карты. 1890-1895 гг.
Париж. Музей д'Орсе. Игрок в карты. 1890-1892 гг.
Париж. Музей д'Орсе. Портрет художника. 1875
Париж. Музей д'Орсе. Натюрморт с луком. 1896-1898
Париж. Музей д'Орсе. Кухонный стол. 1888-1890
В 1880-х годах Сезанн дистанцировался от Парижа и импрессионистов. Несколько неизменных пейзажей в его родном Провансе помогли ему интуитивно выработать очень требовательный и оригинальный живописный подход, целью которого было сделать картину "гармонией с природой". Взяв за отправную точку собственные ощущения, художник реконструирует наблюдаемый предмет с помощью строгой системы параллельных мазков, которые вносят единство в поверхность картины. Используя эту технику, Сезанн заново изобрёл гору Сент-Виктуар недалеко от Экс-ан-Прованса почти в шестидесяти различных обличьях.
Париж. Музей д'Орсе. Гора Сент-Виктуа. 1890
Л'Эстака (L'Estaque), небольшая приморская деревня недалеко от Марселя, вдохновила Сезанна на создание дюжины картин. В 1876 году он так описал это место своему другу Писсарро: "Это похоже на игральную карту. Красные крыши над синим морем. (...) Солнце так пугает, что мне кажется, что сюжеты вырисовываются не только в белом или черном, но и в синем, красном, коричневом, пурпурном". Яркий свет и насыщенные цвета юга Франции ведут Сезанна к новым исследованиям в области пластики.
Париж. Музей д'Орсе. Вид на Марсельский залив из Л'Эстака 1878-1879
Эта картина представляет собой интерпретацию знаменитой Олимпии, представленной Эдуардом Мане (1832-1883) в Салоне 1865 года.
Париж. Музей д'Орсе. Современная Олимпия. 1874
Пастораль, также известная как Идиллия. 1870. Париж. Музей д'Орсе.
Искушение святого Антония. 1877. Париж. Музей д'Орсе.
Адвокат (дядя Доминик). 1866. Париж. Музей д'Орсе.
В начале 1870-х годов Сезанн писал картины в Овер-сюр-Уаз и Понтуаз. Работая вместе со старшим художником Писсарро, он изучил искусство peinture claire – выражения света в бледных тонах – на открытом воздухе. Создаваемые световые эффекты имеют сходство с импрессионистами, пейзаж эстетичен, но его мазки не такие плавные, как у его коллег-художников. Краска густая и нанесена с качеством штукатурки. Картина, представленная на первой выставке импрессионистов, также была первой работой, проданной художником.
Дом повешенного в Овер-сюр-Уаз. 1873. Париж. Музей д'Орсе.
Аксессуары Сезанна. Натюрморт с медальоном Филиппа Солари. 1872. Париж. Музей д'Орсе.
Георгины в большой дельфтской вазе. 1873. Париж. Музей д'Орсе.
Натюрморт с чайником. 1867-1869. Париж. Музей д'Орсе.
Перекресток улицы Реми в Овер-сюр-Уаз. 1872. Париж. Музей д'Орсе.
Дом доктора Гаше в Овер-сюр-Уаз. 1873. Париж. Музей д'Орсе.
Натюрморт с цветами и посудой. 1906. Старая национальная галерея в Берлине.
Мельница на Кулевре в Понтуазе. 1881. Старая национальная галерея в Берлине.
Натюрморт с цветами и фруктами. 1890. Старая национальная галерея в Берлине.