Итальянский художник Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, ? – 1319) признан одним из виднейших мастеров Проторенессансасиенской школы и основоположником школы Сиенской. Родился в состоятельной семье, владел домами, полями и виноградниками, увлекался мистикой. Дуччо учился у Чимабуэ, работая в его мастерской с 1270 по 1280 годы над фресками верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Изысканность и элегантность творений мастера скрывает его конфликтный и мятежный дух. Любое проявление насилия власти вызывало у Дуччо протест. Дошедшие до наших дней документы рассказывают о многократных и довольно больших штрафах, которыми местная власть налагала на художника, в т.ч., за отказ служить в народном ополчении и принести клятву его командиру. Однако не чрезмерная темпераментность и независимость принесли славу Дуччо ди Буонинсенья, а оставленные им на суд потомков  творения.

 

DSC02946 0

"Мадонна Креволе", 1283 – 1284. Опера-дель-Дуомо во Флоренции (florence museo dell' opera metropolitan)

Принято считать, что в ранний период Дуччо был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн – "Мадонну Креволе", которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд "Мадонна Креволе" выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный "византийский" нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчёркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных "французских" ангелов в углах картины свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.

DSC03692 1

"Мадонна Ручеллаи", 1285 г. Флоренция, Галерея Уффици.

DSC03208 0

Маэста. Богоматерь с Младенцем на троне в окружении шести ангелов, (1290 – 1295).

Темпера на дереве (тополь), покрытая холстом, в оригинальной раме. Музей изобразительных искусств Берна

P1270947 1

Мадонна с Младенцем и три францисканца в приклонении, ок. 1285 

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

P1270969 1

Святая Мария Магдалина

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

P1270906 2

Полиптих № 28. Мадонна с Младенцем и святыми: Августином, Павлом, Петром и Домеником.

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

P1270937 0

Полиптих № 47. Мадонна с Младенцем и святыми: Агнессой,Иоанном Евангелистом, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной.

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

DSC02930 1

 Маэста. Мадонна с Младенцем на тронее с ангелами и святыми, (1308 – 1311)

Опера-дель-Дуомо во Флоренции (florence museo dell' opera metropolitan) 

DSC02925 0

 Истории Страстей Христовых, (1308 – 1311)

Опера-дель-Дуомо во Флоренции (florence museo dell' opera metropolitan)

Алтарь, который Дуччио писал с 1308 по 1311 годы, был виден с обеих сторон и является одним из самых потрясающих художественных начинаний всех времён, если считать что он содержит более сорока образов на лицевой стороне и почти восемьдесят в "Историях" на обороте, на пределлах и на выступах. Панель на лицевой стороне изображает Мадонну и Младенца на троне с ангелами и святыми, а тыльная сторона, разделенная на двадцать шесть разных сцен, рассказывает историю о Страстях Христа.