DSC 0577

Париж. Музей д'Орсе.

DSC04454 1

Парламент при закате Солнца. 1904. Цюрих. Художественная галерея.

DSC 0554

Лондон. Парламент. Солнце в тумане. 1904. Париж. Музей Орсе

DSC04447

Утёс в Дьепе. 1882

Цюрих. Художественная галерея.

DSC04444 1

Соломенный дом в Нормандии. 1885

Цюрих. Художественная галерея.

DSC04725

 Груши и виноград. 1880

Гамбург. Художественная галерея.

DSC 0206

Тополя на реке Эпте. 1891

Национальная галерея Шотландии

DSC 0220

Стога сена (Снег). 1891

Национальная галерея Шотландии

DSC 0827

 Пуэнт-де-ла Хев, Сент-Адресс, 1864

Лондонская национальная галерея

DSC 0905

Паводок. 1896

Лондонская национальная галерея

В 1893 году Моне приобрел большой участок с прудом и превратил его в роскошный водный сад с японским мостиком. Обращаясь в префектуру за разрешением на переустройство пруда, он писал, что это необходимо "ради праздника для глаз и мотивов для живописи". В пруду художник выращивал нимфеи разных видов из семян, заказанных из Японии. Страсть к садоводству оборачивалась огромными тратами, она требовала одновременного присутствия пяти садовников, но ее окупили созданные здесь картины. В течение двадцати пяти лет, до самой смерти, склонившись над поверхностью водоема, Моне бесконечно писал кувшинки, водные растения, плакучую иву.

DSC 0540 1

Пруд с нимфеями. Гармония розового. 1900. Париж. Музей д'Орсе.

Эти два пруда с водяными лилиями, написанные Моне в 1899-1900 годах, знаменуют собой состояние картин, посвященных пруду, созданному художником в 1893 году в его саду в Живерни, к которому он без устали возвращался в экспериментах со светом и цветом в  свой поздний период. Небо отсутствует в этих пейзажах, где вода и растения полностью сливаются. Поверхность воды и её зеркальные эффекты можно различить только в мельчайших вариациях мазков и оттенков.

DSC 0561

Пруд с водяными лилиями. Зеленая гармония. 1899. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0909

Водяные лилии. 1899. Лондонская национальная галерея

DSC 0572

Эффект ветра, серия тополя. 1981. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0778

 Три тополя в непогоду. 1891.Тель-Авив. Музей искусств.

DSC 0914

 Тополя на Эпте. 1891. Лондонская национальная галерея

В конце своей жизни Моне создал сотни работ с изображением пруда, который он создал и посадил на своем участке в Живерни с терпением настоящего садовника. Этот мотив стал лабораторией для множества живописных экспериментов, в которых манера письма художника становится все более рыхлой, освобождая себя от точного описания наблюдаемых им форм. Кульминацией этого стало создание цикла "Кувшинки" - монументальной работы, представленной в Музее Оранжереи, которая оказала влияние на художников, принадлежащих к движению «Лирическая абстракция» в Соединенных Штатах после Второй мировой войны.

DSC 0559

Голубые кувшинки. 1916-1919. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0920

Водяные лилии, заход солнца. 1907. Лондонская национальная галерея

DSC 0772

Яблони в цвету. 1900.

Тель-Авив. Музей искусств.

DSC 0776

Стог сена в Живерни. 1889.

Тель-Авив. Музей искусств.

 

DSC 0510 1

Дом среди роз. 1925

Галерея Альбертина (Albertina). Вена

DSC 0500

Вид на Ветёй. 1881.

Галерея Альбертина (Albertina). Вена.

DSC 0503 1

Усадьба в Нормандии. 1885-1886 

Галерея Альбертина (Albertina). Вена

DSC 0515 1

Галерея Альбертина (Albertina). Вена

Пруд с водяными лилиями. 1917-1919

DSC 0213

Государственная галерея Штутгарта

Весенние поля. 1887

DSC 0218

Государственная галерея Штутгарта

Море у Фекана. 1881

DSC 0758 1

Музей изящных искусств, Нанси (Франция)

Закат в Этрета. 1883

DSC05758

Новая пинакотека (Мюнхен).

Водяные лилии. 1915. 

DSC05893

Новая пинакотека (Мюнхен).

Мост в Аржантёйе. 1874

DSC04734

Мост Ватерлоо. 1902

Картинная галерея (Kunsthalle). Гамбург.

DSC 0016

 Купальщицы в Ла Гренуйере. 1869. 

Лондонская национальная галерея

DSC 0019

Музей в Гавре. 1873.

Лондонская национальная галерея

DSC 0022

Пляж в Трувиле. 1870

Лондонская национальная галерея

DSC 0027

Снежная сцена в Аржантёйе. 1875

Лондонская национальная галерея

DSC 0037

Лавакур под снегом. 1878-81

Лондонская национальная галерея

DSC 0422

Дома на берегу реки Заан, 1871-1872. Музей Штедель. Франкфурт-на-Майне.

История искусства, вероятно, пошла бы по другому пути, если бы жюри Парижского салона не отклонило эту картину Моне в 1870 году. За этим отказом четыре года спустя последовала первая выставка импрессионистов, на которой Моне представил работу. На ней изображена его семья, гость и служанка во время обеда. Свободная манера письма, которую Моне применит в "Гренуйере" несколько месяцев спустя, ещё не заметна. Это частная сцена из повседневной жизни, но выбранный художником почти монументальный формат поднимает её статус до уровня исторической живописи.

DSC 0399

Обед. 1868. Музей Штедель. Франкфурт-на-Майне.

В серии "Соборы Руана", которая стала преемницей его "Стога сена" и "Тополя", Моне доводит свои эксперименты с вариациями света до грани абстракции: фасад здания заполняет почти весь холст. Каждая работа становится фрагментом ажурного узора на камне, необычные черты которого Моне запечатлел в множестве различных световых условий. Критики были поражены. "Царственность присутствует и преображается", – написал Гюстав Жеффруа (Gustave Geffroy).

DSC 0543 1

Руанский собор. Портал, видимый спереди, также известен как Коричневая гармонии. 1892. Париж. Музей Орсе

DSC 0545

Руанский собор. Портал, серая погода, также известен как Серая гармония. 1892. Париж. Музей Орсе 

DSC 0546

Руанский собор. Портал и башня Альбане под полным солнцем, также известен как Голубая Гармония. 1893. Париж. Музей Орсе

DSC 0548

Руанский собор. Портал, утреннее солнце, также известен как Голубая гармония. 1893. Париж. Музей Орсе

DSC 0550 1

Руанский собор. Портал и башня Албане, утреннее солнце, также известен как Белая Гармония. 1892. Париж. Музей Орсе

DSC 0564

Гора Кольсаас в Норвегии. 1895. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0568

Протока Сены близ Живерни. 1897. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0569

Ветёй, заходящее солнце. 1900. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0573

Сад художника в Живерни. 1900. Париж. Музей д'Орсе.


 

 

 

 

DSC 0578 0

Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0581 0

Этрета: пляж и Порт д'Амон. 1883. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0579 1

 Мост д'Аржантёй, также известный как Мост д'Аржантёй и лодки. 1874. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0613

Виллы в Бордигере. 1884. Париж. Музей д'Орсе.

5 сентября 1879 года Камилла, жена Моне и мать двух его сыновей, прошла мимо. Эта пронзительная картина - живописный ответ на ее смерть, в которой художник пытается запечатлеть ее в финальном портрете: «... оказавшись у постели умершего человека, который был и остается мне очень дорогим, я был удивлен ( ...) поймать себя на механическом наблюдении за последовательностью смены цветов, которую смерть только что наложила на ее жесткие черты лица".

DSC 0620

Камилла на своей кровати смерти. 1879. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0623

Мороз и солнце. 1880. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0625

Кубики льда, также известные как Ледоход на Сене. 1880. Париж. Музей Орсе

Моне отказался от фигур в пользу пейзажей, но внезапно вернулся к ним с "Женщиной с зонтиком, смотрящей вправо" и "Женщиной с зонтиком, смотрящей влево". Его модель – Сюзанна Ошеде, дочь коллекционера импрессионистов Эрнеста Хошеде, но это не портрет. Художник пытается соединить фигуру и пейзаж: "Я усерднее, чем когда-либо прежде, работаю над новыми экспериментами, внешними фигурами, изображенными как пейзажи; но это очень сложно!"

DSC 0630 1

Подготовительные этюды к пленэрам фигур. 1886. Париж. Музей д'Орсе.

Моне отказался от широкоформатных картин, за исключением нескольких работ, предназначенных для декоративных схем. Эта картина изображает частную семейную сцену, но больше похожа на натюрморт, чем на групповой портрет. Сюжет – нежная, радостная атмосфера этого момента, переданная яркими цветочными оттенками и тонкой игрой света и цветных теней, пронизывающих картину. Глаз почти не замечает увлеченного игрой сына художника или женских силуэтов.

DSC 0693

Завтрак: декоративное панно 1876. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0632

Скалы Бель-Иль, дикое побережье. 1886. Париж. Музей Орсе.

DSC 0699

Интерьер квартиры, также известный как Уголок квартиры. 1875. Париж. Музей д'Орсе.

Эта большая картина является частью группы из четырёх полотен, созданных по заказу торговца текстилем Эрнеста Ошеде, одного из первых коллекционеров работ импрессионистов. Декоративное панно было разработано для его поместья, замка Монжерон, которое видно на заднем плане. Обрамляя эту сцену очень высокой линией горизонта в японском стиле, который он предпочитал, Моне придает почти комическое значение конге из индейки, которая привлекает внимание к замку.

DSC 0703

Индейки, незаконченная декорация. 1876. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0721

Набережная в Аржантейе. 1872. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0744 1

Улица Монторгейль в Париже, праздник 30 июня 1878. 1878. Париж. Музей д'Орсе.

В начале 1877 года Моне двенадцать раз расписывал вокзал Сен-Лазар. Он хотел, чтобы его считали современным художником и запечатлел то, что Золя называл "поэзией станций". Архитектурное сооружение из металла и стекла, в котором размещаются паровозы, выходит на город. Цвет отражает интенсивную вибрацию света в ореоле дыма, смягчающем контуры. Это произведение предвещает эксперименты со светом в его "Стогах сена, соборов и водяных лилий".

DSC 0747

Станция Сен-Лазар. 1877. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0784

Большое море в Этрета. 1898-1869. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0789

Дорога из Шайи в лесу Фонтенбло. 1865. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0800

Натюрморт: Мясная четверть. 1864. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0808

Железнодорожный мост в Аржанте. 1873-1874. Париж. Музей д'Орсе.

Этот идиллический пейзаж был написан в Аржантёе на окраине Парижа, который стал очень популярным местом для парижан, стремящихся насладиться отдыхом и прогулками, когда была построена железнодорожная ветка. Здесь Моне нарисовал ряд уличных сюжетов. Летний свет запечатлен в резких контрастах между красно-оранжевыми оттенками и зеленым, используя отличительную технику художника – наносить чистые цвета прямо на холст, оставляя видимыми мазки кисти.

DSC 0819

Маки, также известные как Променад. 1873. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0821

Сирень, серая погода, также известная как Отдых под сиренью. 1872-1873. Париж. Музей д'Орсе.

Эти элегантные фигуры, пикники в лесу Фонтенбло, принадлежат к близкому кругу Моне – его партнёрше Камилле Донсьё и его друзьям-художникам Базиллю (в бледном костюме) и Курбе. Молодой художник пытался составить конкуренцию Эдуару Мане с его Завтраком на траве и вызвать фурор в Салоне 1866 года, но так и не закончил эту грандиозную композицию. Не имея возможности заплатить арендную плату, Клод Моне предложил картину в качестве залога, однако, когда он её выкупил, она была в таком плохом состоянии, что Моне разрезал её, чтобы спасти основную часть.

DSC 0826 1

Обед на траве. 1865-1866. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0829

Зандам, также известный как Канал в Голландии. 1871. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0033

 Отель "Чёрные скалы". Трувиль. 1870. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0042

Лошадь с телегой на заснеженной дороге в Онфлёре. 1867. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0045 2

Сорока. 1868-1869. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0164 1

Медитация. Мадам Моне на софе. 1871. Париж. Музей д'Орсе.

DSC 0392 Kopie

Сен-Жермен-л’Осеруа. 1899–1900. Старая национальная галерея в Берлине.

DSC 0358 Kopie

 Дома на Аржантёй. 1873. Старая национальная галерея в Берлине.

DSC 0365 Kopie

Лето. 1874. Старая национальная галерея в Берлине.

DSC 0371 Kopie

Вид на Ветёй на Сене. 1880. Старая национальная галерея в Берлине.

DSC 0875 1

Сена в Аржантее. 1873. Музей Гренобля.