default_mobilelogo

 

Рафаэль

 P1200269 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P1200271 0

Рафаэль родился в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 от некоего Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути. От природы Рафаэль был одарен той скромностью и добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах. Природа именно его и принесла в дар миру в то время, когда, побежденная искусством в лице Микеланджело Буонарроти, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной ещё и и добронравием. Приехав во Флоренцию в конце 1504 молодой художник здесь много эксперементирует. Написанная им картина "Мадонна со щеглёнком" для торговца Лоренцо Нази по поводу его женитьбы на Сандре Каниджане (1505) была повреждена в 1547 при обвале дома на Виа де' Марди.  В изображении пейзажа на заднем плане явно чувствуется влияние Леонардо да Винчи. На переднем плане картины Дева Мария сидит с книгой в руке и придерживает коленями Сына, который гладит щеглёнка, принесённого ему юным Иоанном Крестителем. 

 

P1200276 0Одним из ранних портретов работы Рафаэля, можно считать этот портрет. Франческо Мария был сыном Джованни делла Ровере и Джулианы Фельтрии, сестры Гвидобальдо Монтефельтро, герцога Урбинского. Дядя усыновил его в 1504 году и назначил своим наследником. Видимо, по этому случаю и был написан его портрет, одна из последних работ, связывающих художника с Умбрией. Франческо Мария изображен в красных одеждах, фоном служит лаконичный пейзаж северной Италии.

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать "Юношу с яблоком" Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля. Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

P1200278 0

Картина "Мужской портрет" была в галерее Уффици уже в 1704, когда её считали портретом Мартина Лютера работы немецкого художника Ханса Гольбейн (Младшего; 1497-1543). В 1825 Джорджо Вазари пречислил портрет кисти Лоренцо ди Креди, а итальянский историк искусства Адольфо Вентури в 1922 приписал его самому Перуджино, в то время как упоминание о Рафаэле появилось лишь в 1930-х. Идентификация с Перуджино сегодня установлена благодаря очевидным общим чертам с автопортретом в Колледжо дель Камбьо (г. Перуджа). Копии картины имеются в Вене, Лондоне, Бергамо, Рим и в Венеции.

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. 

 

DSC04317

Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidubaldo da Montefeltro; 1472 –1508), последнего герцога Урбино, Рафаэль Санти писал без намерения сделать его парой к портрету жены герцога Елизаветы Гонзаги (Elisabetta Gonzaga; 1471 - 1526), хотя они и были почти ровесники. Положение лица Монтефельтро прямо к наблюдателю и дорогая одежда подчеркивают статус натурщика. На заднем плане, через открытое окно, видна сельсая местность Марке на адриатическом побережье Италии. Картина поступила во Флоренцию в 1631 году как часть приданого невесты Фердинандо II Медичи Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere) и вошла в Уффици в 1925 году. Портрет Элизабетты Гонзага. Рафаэль написал ок. 1503 –1506 гг. ​Жена Гвидобальдо да Монтефельтро, герцога Урбино, Елизавета Гонзага славилась своим гуманистическим обучением. Жемчужина на ёе лбу в форме скорпиона, сжимающего драгоценный камень своими клещами, может указывать на интерес к астрологии. Ее соблазнительный элегантная наряд и поза в анфас подчеркивают положение чинной дамы, а пейзаж за спиной дополнен инновационным обращением к свету художника. Картина прибыла во Флоренцию как часть приданого Виктории делла Ровере в 1631 году и вошла в Уффици в 1773 году.

DSC04320 0Одной из замечательных работ Рафаэля был двойной портрет супружеской пары богатого торговца шерстью Аньоло Дони и его молодой жены Маддалены из благородной флорентийской семьи Строцци. Аньоло бьл одним из самых понимающих и щедрых ценителей искусства во Флоренции начала XVI века: он был заказчиком Микеланджело и Фра Бартоломео. О высоком социальном положении и редкой, рафинированной культуре, можно судить прежде всего по одежде, сочетающей изысканность и элегантность материала и покроя с отсутствием какого бы то ни было бахвальства и показного великолепия. Жена Аньоло – Маддалена Дони на портрете и величава, и торжественна, а самоуверенность превозмогает все. Знает она себе цену и очень хочет, чтобы и другие знали: с удовольствием демонстрирует золотую цепь с медальоном, осыпанным бриллиантами, и увесистый жемчужный подвесок. Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Тонкое нежное деревце пейзажа, возможно, намекает на присущие Маддалене изысканные чувства, но еще более оттеняет ее пышущее здоровьем тело. Украшение Маддалены Строцци состоит из фигурки единорога (символ целомудрия), изумруда (чудотворные свойства), рубина (сила и процветание), сапфира (чистота) и, наконец, жемчуга (девственность). Вероятно, это украшение и есть подарок Аньоло ко дню свадьбы. На обратной стороне портретов Дони и Маддалены Строцци сохранились два произведения неизвестного художника на мифологический сюжет: "Девкалион и Пирр" (на обороте Аньоло) и "Возрождение рода человеческого" (на обороте Маддалены).

DSC04332Святого Иоанна Крестителя Рафаэль изобразил полуобнаженным молодым человеком, освещённым ярким светом, стоящим у коричневого камня. Его натянутые мышцы верхней части тела, его поднятая правая рука, направленная к возвышающемуся над ним маленькому кресту и его опущенная левая рука, которой он держит свиток, объявляющий о приближении Иисуса, напоминает Лаокоонт, знаменитую классическую группу, найденную в Риме чуть более десяти лет назад (копия 16-го века можно увидеть в конце западного коридора). Картина, написанная в Риме для кардинала Помпео Колонны, была создана во Флоренции к середине XVI века и находилась в зале Трибуна, в Уффици с 1589 года как символ её качества и важности.

 

P1200280 0Портрет Льва X (Джованни де' Медичи (1475-1521) избран Папой Римским в 1513) с кардиналами Джулио де' Медичи и Луиджи де ' Росси перевезён из Рима во Флоренцию в 1518. С 1589 находился в зале Трибуна. Расхваливая этот портрет, Визари превозносил его за фигуры "настоящие и округлые", за камчатные одеяния, "играющие блеском", за кожу чехла "мягкую и живую", за золотой шар на верхушке кресла, который "отражает свет окон, плечи Папы и особенности переплетений комнат". После современной реставрации в 1996 появилась гипотеза о том, что обе фигуры кардиналов добавлены позднее и не принадлежат руке Рафаэля.

Рафаэль был в чести у пап. Поговаривали даже, что один из них собирался одарить его кардинальской шапкой. Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: "...что значит не иметь свободы и служить господину". Микеланджело хотел изобразить папу Юлия II с книгой или крестом. "Нужен меч", – недовольно сказал папа. Три из величайших мастеров Высокого Возрождения работали на него - архитектор Браманте, скульптор и художник Микеланджело и художник Рафаэль. Рафаэль предстает острым наблюдателем человеческого характера в портретах папы Юлия II и папы Льва X с кардиналами (1511-1512). На одном из портретов Рафаэля папа Юлий II – это старик, поражающий кроткой задумчивостью. Зато на втором – тот самый, нуждающийся в мече, - жесткий, презирающий, один из властителей, терзавших лоскутно-княжескую Италию. Заговоры, убийства, войны... Мы знаем его лучше, чем многих других выдающихся первосвященников и правителей. Знаем его суровое и властное лицо, ясно видим этого старика с крутым лбом, плотно сжатыми губами и белой бородой. Ибо таким, восседающим в глубоком раздумье, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике.

P1200275 0Юлий II умер в 1513 г, вскоре после окончания работы над портретом. Папа Юлий II облачен в пурпурную мантию и белый стихарь, с тиарой на голове. Хотя он изображен в преклонном возрасте, но в нем ощущается несгибаемая сила. Правая рука его с неожиданной силой сжимает подлокотник кресла, на спинке которого вырезаны столбики в виде желудя, как на гербе понтифика. Символы папской власти – тиара и ключи – вытканы на зеленых занавесях на заднем плане. В знак траура по утрате города Болонья в 1511 г. понтифик отпустил бороду, которую сбрил в 1512 г., этот элемент позволил определить вемя написания портрета.

В галерее Уффици и Лондонской Национальной галерее хранятся практически идентичные портреты, долгое время длились споры, какой из них принадлежал кисти Рафаэля, а какой был копией, выполненной в мастерской художника под его руководством. Согласно результатам последних исследований, оригинальным была признана картина, хранящаяся в Лондоне. Аналогичную картину, хранящуюся во дворце Питти, полагают работой Тициана, копией с портрета кисти Рафаэля. 

Вазари пишет: "... пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо..."

Микеланджело

P1200099 1

P1200117 0Картину "Тондо Дони" мастер выполнил по заказу богатого Флорентийского банкира Агноло Дони, имя которого вошло вторым словом в название произведения. На деревянном диске (тондо) Микеланджело изобразил Святое Семейство (Марию, Иосифа, Христа) и юного Иоанна Крестителя. Их кожа невероятно гладкая. Она похожа на великолепный мрамор. Абсолютным новшеством в того время были цвета и очень сочные краски, которые использовал Микеланджело в своём шедевре. Работая скульптором в эпоху Возрождения, он показывает здесь свои невероятные способности в живописи. Группа в центре похожа на композицию, созданную из скульптур. Она очень компактна. Создается полное впечатление, что ее можно рассматривать, обходя со всех сторон. Все персонажи четко закреплены в пространстве, а детали устойчивы. Обнажённые юноши на заднем плане кажутся античными статуями. В некоторых из них отмечается значительное сходство с античной скульптурной группой "Лаокоон и его сыновья", найденной в Риме как раз в тот год, когда там работал Микеланджело. Вероятнее всего произведение символизирует переход от язычества (обнаженные юноши на заднем плане) к христианству (Святое семейство в центре композиции) через таинство крещения (фигура Иоанна Крестителя слева). Красные от яркого цвета стены зала притягивают на себя внимание уже из прихожей и делают это помещение одним из самых красивых в Уффици.

P1200109 0

Бартоломео делла Порта, прозванный фра Бартоломео, родился в 1472 (по другим источникам – в 1475) году и первую школу живописи прошел в мастерской Козимо Росселли. Пострившись в монахи, Бартоломео сжёг все свои картины, которые не касались религиозной темы. "Явление Марии св. Бернарду" было одним из его первых произведений, написанных после этого. 18 ноября 1504 ему поступил заказ на изготовление запрестольного образа для недавно построенной церкви в Бадии во Флоренции от аббата Бернардо дель Бианко, в честь которого центральной фигурой стал известный средневековый проповедник и писатель св. Бернард. У него было видение Марии, которая явилась поблагодарить святого за прекрасный рассказ о ней. В левой части полотна художник изобразил только что воздвигнутый божий храм с каменными стенами и высокими окнами, солнечными часами и увенчатой золотым крестом колокольней. Величественно плывущую над землёй на руках херувимов и ангелов Деву Марию Бартоломео представил любующейся на Младенца, поднявшего кверху пальчики и сжимающего ладонь Матери, как бы говоря, что «Мы уже пришли». У ног Богоматери ангел показывает написанную Бернардом раскрытую книгу, сообщая стоящему на коленях богослову о поводе явления. Св. Бернард смиренно смотрит на Деву Марию в ожидании слова, оторвав свой взор от Святого писания. Он одет в простую белую рясу цистерцианского ордена. Рядом пчелинный улей, символизирующий сладость его речей, изложенных в лежащей рядом книге (по общему признанию Бернард именовался "Мдоточивый доктор"). На земле стоит икона с образом распятого на кресте Христа и стоящих рядом Девы Марии и Марии Магдалины. Рядом опирается на камень книга – указание на род занятий св. Бернарда – богослова, судьи, дипломата и проповедника, поэта и защитника преданности Иисусу и Богоматери. Камень показан как инструмент страстей Христовых. За спиной св. Бернарда молча созерцают таинство св. Бенедикт и завернутый в алый плащ св. Иоанн. Позади на горе видна фигура молящегося святого Франциска Ассизского и его встреча со Святым Домиником – едва видимые и затерянные на холмах фигуры. Пространство между св. Бернардом и Девой Марией заполнено пейзажем с видом на город, контуры которого напоминают Флоренцию.

P1200124 0"Мадонна у колодца" (или Мадонна дель Поццо) написана в 1517 флорентийским художником эпохи Высокого Возрождения Франческо ди Кристофано (1482-1525). Прозвище Франчабиджо, что означает серый или мрачный Франча, Франческо получил из-за своего кроткого и услужливого характера, в то время как картина названа по сцене, изображённой в левой части полотна и взятой, возможно, с гравюры Альбрехта Дюрер "Рождество" (1504), где Иосиф набирает воду из колодца для омовения только что родившегося Иисуса. Здесь Франчабиджо прибегает к излюбленным Леонардо да Винчи диагоналям, чтобы придать фигурам больше подвижности и отразить пластический контраст с застывшими параллелями колодца у разрушенного замка. Иоанн Креститель протягивает руку к деве Марии, которая принимает от него пергамент с надписью "Agnus Dei" (Агнец Божий). Младенец игрив и резв – в глазах, улыбке, в поведении видны черты озорства: он обнимает шею матери, пытаясь сойти с её колен на землю и быть рядом с юным гостем. Картина Мадонна у колодца поступила в Уффици из коллекции кардинала Карла де’ Медичи, сына Фердинанда I. Долгое время картина приписывалась кисти Рафаэля; стараниями искусствоведов Джозефа Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле авторство вернулось Франчабиджо.

P1200101 0Родившийся в испанской провинции Паленсия около 1490 Алонсо Гонсалес де Берругете с детства изучал основы изобразительного искусства в семейной мастерской. С 1507 года молодой Берругете расширил свои познания в Италии, главным образом, во Флоренции. Там он познакомился с Браманте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, влияние которых отразилось на его художественной манере. Его картина "Саломея с головой Иоанна Крестителя" была написана около 1512-1517. В инвентаризационном списке Уффици от 1795 полотно в позолоченой раме названо "Иродиада с отрезанной головой Иоанна Претеча", в 1912 идентифицировано как "Юдифь и Олоферн" итальянского художника Микеланджело да Караваджо, а в 1952 итальянский искусствовед, историк искусства Роберто Лонги признал в нём руку мастера Берругете. На фоне темной стены, за которой слева раскрывается северный пейзаж, сидящая Саломея держит на подносе отрезанную голову Иоанна Крестителя. Формы удлинены и извилисты, что подчеркивает красоту прозрачного покрывала и возбуждённую ветром прядь волос у женщины. Выразительность и преувеличенность, прежде всего, в гигантской голове Иоанна, обращает к иконографии Голиафа. Внизу справа видно искривленную книгу, на которую опирается локтем Саломея.

P1200103 0Картина Мадонна с Ребенком написана Алонсо Берругете около 1517. Мадонна изображена до пояса в пол-оборота; она держит на руках Младенца, представленного на перелнем плане по диагонали. Он упирается одной ногой в парапет, а другой – в красную подушечку. Богоматерь щекочет пальчиком Младенца и он озорно смеётся. Душа Иисуса чиста – это символизируют белая повязка. В хде последней реставрации были удалены некоторые детали, такие как, например, покрывало на волосах и рукаве. На заднем плане, за плечом и платком Девы Марии, отсутствует слой краски из-зачего в пейзажной композиции зияет серо-красным отливом пустота, на которой довольно хорошо просматриваются затушёванные фигуры.

 

 

 

P1200111 1Альбертинелли Мариотто ди Биаджо ди Биндо (1474 – 1515) родился во Флоренции и в возрасте 12 лет стал учеником Козимо Росселли (1439 - 1507). Когда Медичи были временно высланы в 1494, работал с Фра Бартоломео (1472 - 1517), стиль которого скопировал так усердно, что их работы путали. Произведения Альбертинелли носят отпечаток Перуджино (1446 - 1524). Пейзажные сцены он украшал, используя приёмы таких фламандских мастеров, как Ханс Мемлинг (1430 - 1494) и Леонардо (1452 - 1519). Шедевром творчества Альбертинелли является картина "Встреча Марии с Елизаветой", написанная в 1503 для флорентийской церкви Святой Елизаветы (раньше известный как Сан-Микеле). В основу заалтарного образа положено событие, рассказанное в Евангелии от Луки, в котором Дева Мария, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра наконец-то беременна, отправилась из Назарета навестить её в "город Иудин" (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:41-45). Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее.

Франческо Граначчи (1469-1543), урождённый в Вилламанья ди Вольтерра (Италия), был учеником флорентийского художника Доменико Гирландайо (1449 - 1494), в мастерской которого познакомился и подружился с Микеланджело. В это время молодой Граначчи и Микеланджело также учились в саду Медичи в Сан Марко вместе со скульптором Бертольдо ди Джованни (1425 - 1491). Ранние работы Граначчи были великолепны, но испытали недостаток в самовыражении, поскольку подражали Гирландайо и его современника, иногда сотрудника, Филиппино Липпи (1457 - 1504). Свой собственный стиль начал формироваться после поездки в Рим в 1508, где   помогал Микеланджело расписывать Сикстинскую капеллу. Возвратившись во Флоренцию он написал в женском монастыре святого Галла картину "Святой Августин", а также занимался художественным оформлением Флоренции к визиту Папы Льва X.

В 1515 крупный банкир и поклонник искусств Пьер Франческо Боргерини заказал одному из самых известных архитекторов Баччо д'Аньоло строительство дворца в предместье Святых Апостолов во Флоренции. Отец банкира Сальви ди Франческо Боргерини, чтобы сделать подарок сыну по случаю его женитьбы на Маргерите Аччиайуоли, нанял лучших художников эпохи Возрождения для украшения брачных покоев: Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто, Якопо Каруччи (Понтормо) и Франческо Убертини по прозвищу Баккьякка, которые написали цикл картин о жизни Иосифа.

P1200116 0

Кисти Франческо Граначчи принадлежат картина "Сопровождение Иосифа в тюрьму". Оказавшись в Египте, Иосиф завоевал полное доверие своего хозяина, вельможи Потифара, но к несчастью для себя, юноша стал предметом вожделения его жены. Женщина попыталась соблазнить Иосифа, а когда ей это не удалось, оклеветала его, и Иосиф попал в тюрьму. Однако, благодаря своему умению толковать сны, он снова сделался фаворитом, на этот раз самого фараона. Иосиф женился на знатной египтянке, его умелое правление спасло Египет в неурожайные годы от голода, охватившего соседние страны.

Обычно художники уделяли основное внимание драматическим перипетиям его судьбы, а счастливые события – встреча с братьями, успехи Иосифа при египетском дворе – занимали их гораздо меньше. 

 

P1200123 0

Эта картина Франческо Граначчи описывает одну из последних историй об Иосифе из книги Бытия: Главный герой – предпоследний из двенадцати детей Якова – добился высокого положения при фараоне, став одновременно правителем его двора и первым после него правителем всей страны. Облачённый туникой апельсинового цвета, жестом рук Иосиф представляет фараону своего отца Якова и братьев, вставших на колени в знак уважения: "И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем". Сцена развивается на площади города эпохи Возрождения, архитектура которого вдохновляется классическим характером.

 

 

P1200121 0

"Не трогай меня" (итал. Noli me tangere) – картина итальянского художника Андреа дель Сарто, написана в 1510 году и изображает явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине, в обнесенном стеной саду у Гроба Господня. Изображенная слева пальма – символ мученичества в католической иконографии, намекает на страсти, перенесённые до этого Спасителем. Мария Магдалина стоит слева на коленях и обращена к воскресшему Христу, который стоит справа. В левой руке Спаситель держит флаг крестоносцев. Несколько фигурок мироносиц заметны на заднем плане.представляет собой живопись маслом на холсте размером 176?155 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, во Флоренции. По свидетельству Гаддианского анонима и Джорджо Вазари картина была написана Андреа дель Сарто для церкви Святого Галла во Флоренции, вместе с картинами "Благовещение" и "Спор о Троице". В 1529 году во время осады Флоренции армией императора Карла V храм был разрушен. Все картины были перенесены в церковь Святого Иакова в монастыре августницев. "Не трогай меня" поставили в капелле Морелли, так как она была написана по заказу Леонардо Морелли, на что указывает папское бреве от 9 апреля 1532 года. В 1849 году церковь была превращена в казармы. Картину передали семье Морелли при условии, что к ней будет оставлен свободный доступ. Условие было нарушено. В 1875 году на законных основаниях картина была конфискована и выставлена в Уффици. Затем перенесена в музей "Тайной вечери" Андреа дель Сарто в Сан-Сальви во Флоренции, где находилась до начала 2013, после чего перенесена обратно в Уффици.

P1200127 1Франческо ди Кристофано, прозванный Франчабиджо (серый или мрачный Франча), сын ткача Кристофано ди Франческо д'Антонио Гвидини, переселившегося из Милана во Флоренцию, родился в 1482 г. или 1483 г., умер в 1525 г. – флорентинский живописец, учился у Мариотто Альбертинелли и у Пьеро ди Козимо, в чьей боттеге познакомился с Андреа дель Сарто, с которым открыл затем боттегу. Работал главным образом во Флоренции, позднее испытал влияние Рафаэля (а также Леонардо и Микеланджело). Одной из главных работ Франчабиджо считается "Мадонна с Иоанном Крестителем и Иовом". В этой работе в лице св. Иоанна Крестителя он изобразил самого себя, а также написал Богоматерь и св. Иова в бедности. Подписанная и датированная 1516 алтарная картина была заказана руководством монашеского ордена Св. Иова для своей часовни.

 

P1200108 1

Фра Бартоломео изобразил приблизительно в 1490-1495 годах стоящую в нише женщину, горящие угли у ног которой заставляют признать в ней Порцию. Порция Катона (лат. Porcia Catonis; умерла в 43 или 42 году до н. э.) – древнеримская матрона, дочь Марка Порция Катона Младшего, который возглавлял на закате Римской республики консервативную часть сената. По одной из версий античной традиции, к Порции сватался Гней Помпей Великий, но потерпел неудачу. Первым браком Порция была замужем за Марком Кальпурнием Бибулом, неизменным коллегой и одним из самых непримиримых врагов Гая Юлия Цезаря. После его гибели во время гражданской войны Порция стала женой своего двоюродного брата Марка Юния Брута, вошедшего в историю как один из убийц Цезаря. Порция знала о заговоре и, возможно, даже подтолкнула мужа к участию в нём. Она покончила с собой, проглотив раскалённые угли, когда узнала о гибели Брута при Филиппах (по другой версии, это произошло раньше). В античной литературе Порция стала символом мужества и староримских идеалов.

 

 

P1200114 0

Один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения Николай Александрович Львов считал эту работу принадлежащей кисти Леонардо да Винчи, что выражено в описании картины: "Богоматерь Леонардо да Винчи, питающая грудью младенца, картина, достойная внимания менше красотами своими, нежели стилем простым и возвещающим уже сей истинный и болшей вкус, которой скоро после сего художника доведен до возможнаго совершенства подражателем его Рафаилом урбинским, имевшим столко последователей, но не одного подражателя". В действительности речь идёт о "Мадонне с младенцем" (1510-1515) Джулиано Буджардини.