default_mobilelogo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готика и раннее возрождение 

Залы 5/6. Интернациональная готика

Залы посвящены стилю интернациональная готика, который часто также называют "придворной" или, в архитектуре, "пламенеющей" готикой. Этот стилистический вариант последних этапов готики развился в конце 14-ого – начале 15-ого веков. Для интернациональной готики характерны сказочность и изысканность европейских дворов, утонченность и удлинённость форм, богатство костюмов, грациозность поз.

P1190938 0Залы предоставляют кров шедеврам Флорентийских художников, чей стиль был подвержен глубокому влиянию новатортств художника и архитектора Джотто ди Бондоне, который ушёл от традиционной иконографии Византии и стал основателем итальянской школы живописи, разработав новый подход к изображению пространства. Блестящий пример этого стиля – полотно "Поклонение волхвов", написанное Джентиле да Фабриано в 1423 году. Заказанная одним из богатейших флорентийцев того времени Палла Строцци, эта картина была предназначена для его капеллы в церкви Санта Тринита. Палла Строцци, из рода Медичи, высланный ко времени написания картины в Падую, еще в 1420 г. пригласил из области Марке во Флоренцию художника Джентиле Фабриано. Очевидно, и богатство, и классическое гуманистическое образование заказчика отражены в полиптихе. Художник использовал золото по всей картине, включая и изображение рельефа, что должно было продемонстрировать зрителям состоятельность и высокую культуру заказчика. Увидев полотно, секретарь Республики Леонардо Бруни произнёс: "это случай, когда высокое владение культурой дало повод отобразить добродетели". Собственно, само Поклонение в центре панели – это только кульминационный момент сказочного путешествия волхвов в освещенной кометой ночи, что мы и видим в верхних ее частях. Этот алтарный образ изображен с роскошью, сцены, в которых широко показано богатство одежд, расположены по диагонали и вертикали, что отличается от прежних его работ. На картине центральный план связан с фоном только длинной вереницей спускающихся с гор всадников, где воссияла звезда. Всадники остановились у фигуры Марии, выражая ей свое почтение. Это больше похоже на пышную свиту придворных, в сопровождении животных, которые дополняют сцены турниров или охоты. Толпа написана в более бледных тонах, и это сильно контрастирует персонажами с богатой одеждой, расположенными на первом плане и рельефной рамой с позолотой.

P1190930 1В 1425 году Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для часовни Кваратези церкви Сан-Никколо Ольтрарно – подписной "Полиптих Кваратези". Его части разбросаны по многим мировым музеям. В полиптихе Кваратези, состоящем из четырех панелей со святыми Марией Магдалиной, Николаем Чудотворцем, Иоанном Крестителем и Георгием Победоносцем, Джентиле да Фабриано был способен на сочетание живописи с ювелирным мастерством через благородную и изысканную прозрачность, полученную благодаря использованию вуалирования на золоте и на серебре, достигая вершин своего искусства. Восхищает богатым дамасским облачением Святой Николай, которого Антонио Паолуччи описал как “золотой клубок”.

 

 

P1190941 0

Другой типичный представитель "придворной готики" – живописец и монах Лоренцо Монако (в миру Пьетро ди Джованни, 1370-1425). Его изящный стиль достиг зрелости в большом запрестольном образе "Коронование Марии" или "Венчание Марии на царство", на котором художник изобразил двор "небесный", где царствует Богоматерь, окруженная свитой блаженных, ангелов и святых. Хотя сюжет картины довольно обычен, фигуры показывают новизну пластичности в своих позах, движениях и одеянии. Рельефные узоры светлых цветов и щедрое использование золота соперничают за внимание с объемами фигур дорогого ультрамариново-синего окраса. Сцены Жизни Св. Бенедикта в пределле с их сказочным очарованием относятся к самым высоким достижениям мастера.

 

 

DSC03794Картина Распятие находится в Уффици с 1860, была заказана Аньоло, сыну Таддео Гадди и по заключению профессора Роберто Сальвини, сделанному в 1936, является фрагментом большой композиции. Спорная гипотеза предполагает, что картина могла поступить из флорентийской Базилики Сан Миниато аль Монте, где она была частью полиптиха, заказанного Аньоло в 1394, но оставшегося незаконченным из-за его смерти (16 октября 1396). Если так, то Распятие на кресте в Уффици было бы идеально связано с теми панелями, которые были произвольно собраны в запрестольный образ табернакля Микелоццо ди Бартоломео и Луки делла Роббией капеллы Распятие в Сан-Миниато во второй половины XV столетия. Панели изображают Возвещение, Вознесение Христа, Бичевание, Воскресение, Св. Иоанна Гуальберто и Св. Миния, Четыре сцены Страстей Христовых, и, наконец, Мадонны с младенцем и Двенадцатью Святыми в поясном представлении. Аньоло, долго осуждаемый критиками за худшее, по их мнению, качество картин по сравнению с его отцом, позже получил признание за его манеру оживленного повествования и не боязни экспериментировать.

P1200174 0Уже находясь в церкви Сант’Амброджо, эта картина стала одним из главных образцов эволюции раннего Возрождения. Это произведение – пример сотрудничества Мазолино с его более молодым земляком Мазаччо (вместе они работали и над украшением капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине). Считается, что Мазолино писал образ св. Анны и ангелов, за исключением того вверху справа, которого, вероятно, написал Мазачччо, автор также изображения Девы Марии с Младенцем. Несмотря на сложное символическое значение картины, композиционное содержание в ней сохранилось. История заказа доски осталась неизвестной. Три главные фигуры, святая Анна, Дева Мария и Младенец, размещены по одной оси одна над другой; они статичны (подобно византийским изображениям Божьей Матери), но пластика фигур относится к XV в. и ангел с кадилом выражает “идею движения”. Согласно новым гипотезам, доска должна была находиться внутри большой алтарной сени в церкви Сант’Амброджо. Как и более позднее Коронование Девы Марии Филиппо Липпи, оригинал которого из этой же церкви теперь находится в Уффици, настоящее произведение написано под вдохновением культов Тела Господня и Непорочного зачатия, почитаемых в Сант’Амброджо и соответствующих концепции, принятой католической Церковью на I Ватиканском Соборе. Название картины – Сант’ Анна Меттерца (последнее слово от средневекового латинского “одна треть”) принято при атрибуции произведений христианского искусства для обозначения изображения святой Анны, в коленях которой сидит Дева Мария с Младенцем. Главный символический смысл этой картины заключен в фигуре самой святой Анны, напоминающей во всех подробностях ее прототип – настоятельницу одного из монастырей. Перед глазами верующих Анна предстает как мать – защитница безгрешной Марин, будущей Матери Божьей. Интересно, что критик-искусствовед Роберто Лонги “увидел” купол Брунеллески в пространстве между руками святой (правую руку св. Анна положила на плечо Девы Марии, левую руку держит над головой Младенца). Этот купол флорентийского собора, как написал во второй половине XV в. знаменитый архитектор Леон Баттиста Альберти "возведен выше неба", "широкой своей тенью закрывает весь тосканский народ" и сжимает Флоренцию а крепком объятии.

P1190926 1Темпера по дереву с изображением Мадонны с Младенцем (110,5x62 см) написана флорентийским художником Томмазо ди Кристофоро Фини по прозвищу Мазолино около 1430-1435. Уроженец городка Паникале близ Вальдарно в 1423 вступил в цех флорентийских художников, работал во Флоренции (1423-1425, 1427), Венгрии при дворе короля Сигизмунда (кон. 1425-1-я пол. 1427), Риме (с кон. 1427), Кастильоне Олона в Ломбардии (сер. 1430-х). Вышедший из той части флорентийской художественной среды нач. XV в., которая была связана с готическими традициями, Мазолино испытал влияние Джентиле да Фабриано; в то же время основополагающее значение для него имело его сотрудничество с Мазаччо, начавшееся не позже 1424 и продолжавшееся до смерти последнего (1428), сблизившее живописца с реформаторскими художественными кругами Флоренции. В простодушно-радостном, полном светлых интонаций искусстве Мазолино готическое наследие проступает в легкой стилизации силуэтов фигур, их вытянутых пропорциях, в изысканном и хрупком облике персонажей, миловидности и нежности юных лиц, нарядности светлой красочной гаммы. В то же время Мазолино достаточно органично воспринял и некоторые принципы живописного языка Мазаччо – обобщенность трактовки форм, мягкость и широту светотеневой лепки, тяготение к простоте. Мазолино достаточно органично воспринял и некоторые принципы живописного языка Мазаччо – обобщенность трактовки форм, мягкость и широту светотеневой лепки, тяготение к простоте.

DSC03845

Фра Джованни да Фьезоле (1400 – 1455), прозванный Беато Анджелико (Beato Angelico, букв. "брат Блаженный Ангельский") написал картину "Мадонна с Младенцем на престоле" в 1435 году. Раньше эта картина находилась в церкви Святого Михаила  Архангела в Понтасьеве. Дева изображена изящно и торжественно, что является двумя отличительными чертами искусства Фра Анджелико. Ясный, яркий свет следует образу фигур и усиливает блеск ткани и блеск цветов.

 

 

 

Время готики закончилось, в искусстве и в людском мировоззрении произошли революционные изменения. Использование законов линейной перспективы, изучение анатомии и света, пересмотр античной культуры и поиск места человека в этом мире – вот лишь некоторые характеристики, присущие Ренессансу. 

 

 

DSC03851 1В начале XVI в. Анонимо Гаддиано, увидев эту доску в церкви Сант’Эджидио госпиталя Санта Мария Нуова, "откуда эта картина Рая" произошла, решил, что она принадлежит Фра Джованни да Фьезоле, известному под псевдонимом Беато Анджелико. В прошлом картина уже бы¬ла упомянута биографом художника Антонио Манетти и, вслед за ним, Вазари – в его воспоминаниях – в качестве расположенной на перегородке (“трамеццо”) в этой самой церкви. Фра Анджелико написал еще одно Коронование Девы Марии (теперь в Лувре), иное по композиции и, возможно, оно было создано немного раньше этого. Последнее находилось в церкви монастыря Сан Доменико, у подножья горы Фьезоле, где долгое время проживал мастер. Это произведение – частью которого, возможно, являются две пределлы Бракосочетание и Погребение Девы Марии (теперь в Музее Сан Марко) – отличается обилием золота, удачным использованием света и перспективой золотых лучей, опускающихся на облако в основном сюжете. Собственно Коронование, подчеркнутое “фейерверком” золотых лучей, окружено множеством святых и ангелов.

DSC04001 0Лоренцо ди Пьетро, прозванный Векьетта (1412-1480), – сиенский живописец и скульптор – широко известный представитель Сиенского Ренессанса, прославившейся также по фресками в больнице Санта-Марии-делла-Скала. Большой запрестольный образ "Мадонна с младенцем и святыми" – один из главных шедевров Веккьетты, принадлежит его зрелому возрасту и показывает знакомство художника с флорентийскими творческой эволющией от Беато Анджелико Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано. Под троном Богоматери имеется надпись с указанием даты – 1457 – и имени заказчика – продавца шелковых тканей Джакомо д'Андрексио. В 18-м веке картина была в коллекции синейского вельможи Франческо Петруччи, которую он пожертвовал Великому герцогу Тосканы в 1798. В центре изображена Мадонна с Младенцем; слева – святые Варфоломей, Иаков Старший, Элигий; справа – святые Андрей, Лаврентий и Доминик. На левой боковой пилястре показаны Св. Бернардин (Сиенский) и Св. Екатерина Александрийская; на правой – Св. Франциск Ассизский и Св. Маргарита Антиохийская.

DSC04017Подписанный и датированный 1445 годом, полиптих "Мадонна с младенцем со св. Домиником, Св. Петром, Павлом и Фомой Аквинским" был идентифицирован как алтарь, написанный одним из самых значительных последователей сиенской школы живописи Джованни ди Паоло (Giovanni di Paolo di Grazia; ок. 1400 – 1482) для семьи Гуэльфи в церкви Святого Доминика в Сиене. Документ 17-го века сообщает о том, что у него также была пределла со Страшным Судом и эпизодами из Бытия. Панель теперь находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Полиптих был приобретен Коррадо Риччи (Corrado Ricci), директором галереи Уффици, у частного коллекционера по имени Нокколо Джакконе (Noccolo Giaccone) в 1904 году. Это единственная работа во Флоренции мастера пятнадцатого века из Сиены. В большом полиптихе, выполненном в традиционном стиле, Мадонна с Младенцем с ангелами представлена на золотом фоне среди святых Доминика, Петра, Иоанна Евангелиста и Фомы Аквинского. Ссылки на международную Готику очевидны в драпировке, на цветочном лугу, в вытянутых силуэтах. Художник был вдохновлен произведениями Сассетты (Sassetta, настоящее имя Стефано ди Джованни, итал. Stefano di Giovanni; 1392 – 1450/1451), который был немного старше его.

DSC03836 0Картина Филиппо Липпи "Коронование Девы Марии" находилась в церкви Сан/Амброджо на главном алтаре и в 1441 была реставрирована приором Франческо Маринги. В её создании, кроме Филиппо Липпи, которому заплатили за работу над ней ещё до 1439 года, участвовали самые разные художники (Пьеро ди Лоренцо, Бартоломео ди Джованни коррадини да Урбино, фра Диаманте, ученик и последователь Филиппо Липпи) и, по меньшей мере, два плотника (Манно де' Кори и Доменико дель Брилла). К сожалению, первоначальная рама утеряна, а часть пределлы хранится в музее Берлина. В 1446 году картину из дома художника перевезли в монастырь Сант' Аполлониа, где имелся голубой пигмент, необходимый для завершения картины, после чего её поместили в церковь Сант' Амброджо. В картине поражает многочисленность персонажей и чередование диагональных голубых и синих линий; последнее напоминает о вознесении Девы Марии на небо. Среди персонажей: сант' Амброджо, внизу слева; монах на коленях, который со скукой наблюдает за происходящим, предположительно, автопортрет мастера, в самом низу слева; сант' Эустакио с двумя дочерьми и женой Теофистой, справа от той же группы; даритель изображён рядом с надписью: "Is perfecit opus" (этот завершил произведение).

DSC03839Микеллоцо, придворный архитектор Козимо Старшего, в 1445 году завершил строительство капеллы Новициато во францисканской церкви Санта Кроче. Художника Филиппо Липпи Козимо Старший пригласил для украшения алтаря и написания надалтарной картины. И, должно быть, именно к этому меценату, которому великий мастер доверял, относится его похвала:"редкие умные люди голубой крови не ослы-ямщики". Здесь на архитектурном фоне представлен классический сюжет – в соответствии со вкусом самого Микилоццо. На выплненной во фламанской манере многоцветной картине, с красными медичейскими эмблемами по фризу вверху и цветными мраморными полами, изображены Мадонна на троне с Младенцем и святые, сидящие в следующем порядке: Франциск (небесный покровитель церкви Санта Кроче), Дамиан и Косма (патроны семейства Медичи) и Антоний Падуанский. В пределле: Св. Франциск получает стигматы и С. Космас и Св. Дамиан исцеление Юстиниана (копии); Рождество; мученичество святого Космы и святого Дамиана, чудо святого Антония. 1440-1445.

DSC03842Филиппо Липпи (1406 - 1469) был одним из самых. любимых художников семьи Медичи. Картина "Поклонение новорожденному Христу с Молодым Иоанном Крестителем, Святым Ромуалом, Ангелами, Руками Бога Отца и Святым Духом", изображённым как Голубь, была заказана Пьеро де Медичи для семейной обители в Камальдоли, материнского дома монашеского ордена, основанного Св. Ромулдом. Скалистый пейзаж на заднем плане, доходящий до неба, подчеркивает мистический характер картины. Филиппо Липпи и Пьеро де Медичи, прозванный из-за болезни  "Пьеро-подагрик", дополнили сцену ещё несколькими версиями композиции (1463).

 

 

DSC03825Житель Флоренции, гвельф Герардо ди Бартоломео Барбадори, скончавшийся в 1429 году бездетным, завещал своим душеприказчикам – капитанам Орсанмикеле построить на его капиталы в базилике Святого Духа капеллу в честь святого Фридиана, покровителя квартала. Капелла была построена в старой ризнице храма. 7 июля 1433 года было принято решение поместить в ней запрестольный образ. Алтарная картина была заказана Филиппо Липпи около 1437 года. О работе художника над ней упоминается в письме к Пьеро Медичи от Доменико Венециано от 1 апреля 1438 года. Запрестольный образ "Богоматерь с Младенцем, ангелами, святым Фридианом и святым Августином" находился в базилике Святого Духа до вторжения в Тоскану армии Наполеона в 1810 году, после чего был разобран и перевезён в Париж. В 1815 году картина была восстановлена, но не возвращена прежним владельцам, что было мотивировано трудностями связанными с её транспортировкой. Во Флоренцию в 1819 году была возвращена только пределла. Пределла состот из трех панелей: в центре – изображение ангела, сообщающего Богоматери весть о её скором успении, и апостолы, перенесённые ангелами, чтобы проститься с нею; слева – чудо святого Фридиана, который спас город от наводнения, изменив течение реки Серкио и справа – явление Святого Духа святому Августину. Иконография центральной панели, изображающая приход апостолов, призванных засвидетельствовать смерть Марии и ее предположение на Небеса, встречается довольно редко. Некоторые иконографические нововведения, вероятно, были предложены августинцами монастыря Святого Духа, чтобы согласовать предание с их богословской доктриной. Некоторые критики считают, что в пределле заметна кисть Франческо ди Стефано, по прозвищу Пезеллино.

DSC04023 1Сиенский живописец и скульптор эпохи Раннего Возрождения в итальянском искусстве Нероччо де Ланди родился в аристократической семье Ланди дель Поджо. Его полное имя звучит как Нероччо ди Бартоломео ди Бенедетто де Ланди. Работы художника отличает тонкий и светлый лиризм, характерный для тосканской живописи конца XIV века. В произведениях мастера слились флорентийская ренессансная и проторенессансная тематика (Боттичелли, Верроккьо, Липпи), традиции сиенской школы, а также мотивы фламандской живописи. Учился Нероччо де Ланди в мастерской Лоренцо ди Пьетро ди Джованни, по прозвищу Веккьетта, видного сиенского художника конца XV века. В архивных документах Сиены первый самостоятельный заказ, который получил Нероччо де Ланди (изготовление скульптуры для братства святого Джироламо) отмечен 1468 годом. Вместе с художником, скульптором и инженером Франческо ди Джорджо Мартини в период с 1468 по 1475 год были созданы самые интересные из ранних работ Нероччо де Ланди – "Сцены из жизни святого Бенедикта": Святой Бенедикт в молитве; Святой Бенедикт чудесным образом восстанавливает сломанное сито сестры; Святой Бенедикт встречает короля Тотилу (1480). Интригующие пейзажи и городские постройки создают почти сказочную атмосферу сцен. Картина вошла в Галерею Уффици в 1780 году.

P1200073 0

Картина "Мадонна с Младенцем и два ангела" с прелестным профилем и украшениями из изысканного жемчуга – самая знаменитая работа Филиппо Липпи. Написанная около 1465 года, она картина отличается своей свежестью и естественной спонтанностью и вызывает наибольшее восхищение в галерее. Композиция  служила образцом для целого поколения художников, включая молодого ученика  Сандро Боттичелли. Художнику позировала монахиня Лукреция Бути, скандально известная как "модель" многих художников – монахов. Этот сюжет позднее вдохновит и Боттичелли, в прошлом ассистента Липпи в Прато. Персонажи как бы выступают из рамы, явно напоминая работы Донателло и Луки делла Роббиа (поза ангела имеет своим истоком позу купидона с античного саркофага). Великолепный фон "картины в картине", кажется, предвосхищает пейзажи Леонардо да Винчи. Идеальная красота фигур, очарование лиц, внимание к пейзажу и архитектурным мотивам, тщательность в изображении одежд и головных уборов, плавные линии и мастерский рисунок – все эти элементы стиля Филиппо Липпи оказали огромное влияние на творчество Боттичелли. Боттичелли.

 


DSC04211 2Картина "Поклонение младенцу Христу" находится в Уффици с 1902 года, когда она была выкуплена из коллекции Джузеппе Манни во Фроренции. Изящная мадонна, в умилении созерцающая младенца, в прекрасном, сказочном мире, созданном воображением художника. В кристально прозрачном воздухе яркими красками выделяются одежды мадонны, оттененные мягкой зеленью трав и цветов лужайки. Вдали виден расстилающийся в глубине пейзаж – стены домов далёкого города с крепостной башней и мостом через водную гладь реки, спускающейся с гор. Филиппино Липпи (сын Фра Филиппо Липпи) не только владеет линейной перспективной, но и пытается передать воздушную дымку, в которой как бы тонут дали, подчеркивая этим глубину пространства. Мягкость и лирическая нежность образов, светлые, чистые краски, мастерски построенная композиция, свидетельствующие о высокой одаренности создателя картины, дали, тем не менее, повод исследователям для многочисленных споров об её авторе. Некоторые считали, что картина принадлежит художнику, которого историк искусства Бернард Беренсон назвал "Другом Сандро" (Сандро Боттичелли), другие приписывали её Раффаэллино дель Гарбо, ученику Филиппино. Однако  время большинство специалистов не только признает авторство Филиппино Липпи, но и считает "Поклонение младенцу Христу" первоклассным творением этого мастера. Картина обнаруживает большое сходство с такими произведениями художника, как "Мария с младенцем и ангелами" (галерея Корсини, Флоренция) и "Видение св. Бернардина" (церковь бенедиктинского аббатства, так называемого Бадия, Флоренция), в которых почти повторяются фигуры ангелов и их лица.

DSC04206 1

Начиная со второй половины XIV века итальянские художники стали трактовать сцену Рождества Христова как сцену Поклонения. Эту традицию продолжает и Филиппиноо Липпи, представив новорожденного и Мадонну в прекрасном райском саду, где фоном выступает сказочный пейзаж с горами, пастухами и животными над синей гладью реки  в легкой дымке. Все здесь пронизано ощущением свершившегося таинства. Панель "Поклонение Младенцу и юному Иоанну Крестителю", написанная в 1475 - 1480 гг., как и "Поклонение Младенцу", когда-то была включена Беренсоном в число произведений Филиппо Липпи с характерными признаками Боттичелли, собранными под вымышленным именем "Друг Сандро". В Уффици панель с 1866 года, как часть коллекции Ферони, куда она была помещена после недавней реставрации, которая подтвердила автора как Филиппино Липпи.

 

 

 

 

 

DSC04208Остов картины "Кающийся Святой Иероним", написанной Филиппино Липпи ок. 1493 - 1495 гг., можно отождествлять с "Чудесным святым Иероним", которого, как сообщает Вазари, художник написал для флорентийского аббатства (Badia Fiorentina). Липпи интерпретирует тему раскаявшегося святого Иеронима, которая была чрезвычайно популярна в конце 15-го века. Его образ особенно драматичен и отражает  культурный климат, вызванный проповедью монаха и реформатора Фра Джироламо Савонарола. В этой композиции на переднем плане св. Иероним, опираясь на костыль, встает на колени. Позади него находится пещера на склоне холма, которая занимает более половины картины. Он бьет себя в грудь камнем перед тонким Распятием. Спрятанный в лесу за святым лев – его атрибут – едва заметен. Вдалеке находится только небольшой и, казалось бы, пустынный город. Маленькая картина, вероятно, служила религиозным образом для спальни. Она была перенесена из Бадии в галерею Академии изящных искусств в 1810 году, а оттуда – в Уффици.

 

 

 

DSC04203Первоначально картина Филиппино Липпи (1406 - 1469) "Мадонна с Младенцем на троне и Св. Иоанном Крестителем, Св. Виктором, Св. Бернардом и Св. Зенобия, подписанная и датированная 20 февраля 1485 г. по флорентийскому стилю, находилась в палаццо Веккью (зал Восьми консильо). В изготовлении рамы и портьеры что должна была закрывать доску на алтаре, Филиппино Липпи помогали несколько ремесленников По указанию Лоренцо Великолепногоза картину заплатили 1200 лир. По сторонам Мадонны на троне, коронуемой ангелами, в подтверждение важности этого действия, стоят святые: слева – Иоанн Креститель и Виктор (патроны гвельфовской части Флоренции): справа – Бернард, на книге которого написано слово"medica" с намёком на семейство Медичи, и Зиновий – патрон епархии, чьё одеяние украшено драгоценной красной лилией, символом Флоренции.

DSC04199Подписанная на обратной стороне Филиппино Липпи (1406 - 1469) и датированная 29 марта 1496 года, картина "Поклонение волхвов" была заказана монхами августинцами для алтаря церкви Сан-Донато Скопето за пределами Флоренции (снесена ок. 1529-1530 годов), чтобы заменить другую картину "Поклонение волхвов" (№ 1890 № 1594) ), которую Леонардо да Винчи оставил незавершённой, когда он покинул город Милан в 1481 году. Как показала реставрация, мастер писал картину не один. Среди картин с подобным сюжетом, это полотно необычно присутствием так называемых "пополанов", представителей той ветви рода Медичи, что отказалась от власти во имя веры, став последователями Савонаролы. Слева можно различить: Пьерфранческо ди Лоренцо (пожилой человек, стоящий на одном колене с астролябией в руках, с аллюзией на волхвов – "астрономов" и его детей: Лоренцо (сеньор Пьомбино) и Джованни (посол в 1496 г. при дворе Екатерины Сфорца, от связи с которой у неё родился Людовико, будущий кондотьер Джованни далле Банде Нере, отец Козимо I). С Джованни снимают корону, его брат держит драгоценный кубок, чтобы подарить его младенцу – Иисусу. Первоначально у полотна была пределла с фигурами святых и Иисусом Христом. Картина поступила в Уффици в 1666 году после смерти кардинала Карло де Медичи (1595-1666).

DSC03829 1Триптих из церкви Санта Лучиа деи Маньоли, предела которого разделена и распределена между музеями Вашингтона, Кембриджа и Берлина, – один из шедевров того времени по новому способу подачи освещения. Святое собеседование, изображённое итальянским художником флорентийской школы Доменико Венециано (итал. Domenico Veneziano; 1410 – 1461) согласно средневековой традиции, доминирует в гармоничной архитектуре трёх аркад, с мраморными инкрустациями в перспективе. Картина стала ещё более утончённой благодаря пастельным розовым и зелёным тонам и полихромному полу, украшенному квадратами.  Утренняя атмосфера подчёркивается тенью, падающей на Деву Марию с Младенцем. На фоне неба, здесь, наконец, голубого – "настоящего" небесного цвета, выделяются ветви с листьями цитрусовых. На переднем плане – святые Франциск, Иоанн Креститель, Зиновий (патрон Флоренции, в дорогой мантии, украшенной драгоценностями) и свтой Лючия, имя которой и носит церковь. В церкви Сант' Эджидио с художником-венецианцем начинал работать молодой  Пьеро делла Франческа, впоследствии умерший в бедности во Флоренции. 

DSC03853 1

Вместе с ещё двумя досками (из Лондона и Парижа) эта картина Паоло ди Доно, прозванного Паоло Уччелло (1397 - 1475), составляет часть цикла различных эпизодов битвы при Сан – Романо в 1432 году в Вальдэльзе около Пизы, когда флорентийцы в союзе с имперскими и сиенскими войсками, победили герцога Миланского. Триптих упомянут в инвентарной описи1492 г. Лоренцо Великолепного в Палаццо Веккьо как оригинал на основании того, что цикл был заказан Козимо Старшим. Однако, на фоне беспорядочного множества противоречивых гипотез, несовпадающих в определении датыцикла, появилось мнение Франческо Кальиоти, позволившее установить дату и, более того, происхождение картины и первых её владельцев. Последний вывод построен на неоспоримых архивных данных: серия написана для Бартолини, возможно, Леонардо, много значившего во флорентийской политике, который в 1438 гю украсил картиной свой дом Порта Росса.По прошествии нескольких десятилетий три доски были перенесены в жилище Санта Мария а Квинто наследниками, которые держали их, при совместном владении,  раздельно. Затем братья Андреа и Дамиано Бартолини, по распоряжению Лоренцо Великолепного передали их ему. После "бесконечного судебного разбирательства" Дамиано в 1495 году получил картины обратно. В XVI веке они вернулись к Медичи. Ракурс людей и других предметов свидетельствует о необычайном мастерстве Паоло Учелло в изображении перспективы.