default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

DSC 0037DSC 0052Карл V восседает на троне в центре. Утомленный битвой и измученный болезнью, в 1555 году он разделил свою империю. Он дал своему брату Фердинанду (слева от трона) Священную Римскую империю, а его сын Филипп (справа) стал королем Испании и лордом Нидерландов. Три фигуры на правом переднем плане олицетворяют континенты Америку, Африку и Азию, на которые также простиралась огромная империя Чарльза. Нептун (слева) символизирует его силу на море.
Инспекторы Коллегиума Медикум в Амстердаме. Слева направо изображены: Хендрик ван Бронкхорст (Hendrik van Bronkhorst), Херонимо де Бош (Jeronimo de Bosch), Даниэль ван Бурен (Daniël van Buren), Мартинус Хесберт (Martinus Haesbaert), Каспарус Коммелин (Casparus Commelin) и Йост тер Пелквейк (Joost ter Pelkwijk).

DSC 0064 1DSC 0054 1Это набросок для большого запрестольного образа. Необычный вариант на тему Непорочного зачатия (учение о том, что Дева Мария была зачата без первородного греха), в котором Мария изображена посланной богом прямо с небес к своим родителям. Тьеполо был одним из первых художников, сделавших масляные эскизы как самостоятельные работы, в которых можно было в полной мере насладиться богатством и яркостью его манеры и колорита.
Шарлотта ван Линсхотен была второй женой Жерара Корнелиса ван Рибека. Здесь она изображена в своем наряде. Ее декольте видно над глубоким вырезом платья, которое надевается поверх облегающего корсета. Поскольку шелковые ткани были относительно узкими, ее юбка была разной ширины. Очевидно, что рисунки слева и справа от шва внизу по центру не совпадают. Ван Рибек изображал самого себя на фоне своего поместья. Он был влиятельным регентом, который с юных лет занимал пост городского секретаря Делфта. Здесь он носит золотое парчовое пальто с такими же манжетами. Примечательно большое количество пуговиц на его одежде: большинство из них чисто декоративные, как и большие петлицы на пальто.

DSC 0061DSC 0058 1Женские фигуры на этой картине и её кулон выполнены в ограниченном цветовом диапазоне, что напоминает мраморные или лепные рельефы на золотом фоне. Поскольку эти декоративные картины должны были быть видны издалека, Тьеполо не счёл необходимым четко опознавать фигуры. Эта женщина может представлять Благоразумие (prudentia), а другая – Стойкость (fortitudo), держащую дубинку.
Самый выдающийся кардинал Рима заказал картину "Мученичество семи сыновей святой Фелисити" в качестве подарка французскому министру и его жене, имя которой, Катрин Фелисите, вдохновило выбор сюжета. Христианская мученица святая Фелисити – здесь в жёлтом платье – была вынуждена стать свидетельницей мученической смерти своих семи сыновей, прежде чем ее обезглавили. Тревизани включил два автопортрета: стоящего человека слева и человека, смотрящего на нас из-за статуи справа.

DSC 0043В XVIII веке Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum) поднял чрезвычайно популярный жанр цветочной живописи на большие высоты. Вместо обычного темного фона он использовал светлый с парковым пейзажем, создавая впечатление, будто цветы расставлены на открытом воздухе на балюстраде. Декор здесь состоит из статуи Флоры, богини цветов, немного нарисованной листвы и пруда. Ян ван Хюйсум был самым известным художником-натюрмортами 18 века. На этом портрете ему чуть больше тридцати, и в этом возрасте он добился первых успехов. Боонен вполне мог нарисовать это в обмен на цветочный натюрморт. Стильный плащ и занавеска придают картине определенную серьезность, которую несколько смягчает неформальность открытой рубашки натурщика. По мере развития своей карьеры Ван Хейсум создавал цветочные натюрморты, которые становились все более яркими. Его палитра стала светлее и прозрачнее, натюрморты он противопоставил парковому фону. Здесь фрукты, виноградная лоза и мальвы расположены так рыхло и ненадежно, что рискуют упасть с мраморного постамента.

DSC 0072 1DSC 0074 1Старое голландское название (в скобках) относится к крикам "красиво!" (fraai) и "экстраординарно!" (curieus), которыми объявляли о себе странствующие артисты. Здесь они показывают деревянный триптих с персонажами рыцарского романа, пересказывая сказку собравшимся. Виллем ван Миерис создал сцену очень детально и изысканно. На самом деле, картина тоже своего рода кинотеатр.
В пейзаже с фонтаном на заднем плане и постаментом со статуей речного бога в центре трое детей ссорятся из-за птичьего гнезда. Девушка, которая показывает птичье гнездо своему парню, лежит на полу, а её бывший товарищ по играм тянет её за волосы и собирается ударить. Маленький мальчик убегает с птичьим гнездом. Пока он оглядывается, одна из птиц выпадает из гнезда. Авторство этой картины отвергнуто.

DSC 0073 1DSC 0075 1Ван Миерис (Willem van Mieris) демонстрирует в этой картине своё превосходное мастерство. Великолепное разнообразие фактур и предметов радует глаз. Шерсть зайца, перья фазанов и уток, каменный рельеф – всё это передано с предельной, почти ощутимой точностью. Каменное окно, в котором птицевод указывает на мертвого зайца. Слева молодая женщина, раздающая монеты. На подоконнике, по бокам и на заднем плане выставлены дичь и птица. Внизу барельеф с вакханалией путти. Фигуры как бы обрамлены дважды: арочным каменным окном и собственно рамой вокруг картины.
"Дьявол находит работу для праздных рук" является сутью голландской этики благочестия и тяжелой работы. Как воплощено в этой сцене, написанной Вайбрандом Хендриксом (Wybrand Hendriks): умеренный интерьер с женщиной, зашивающей подол и одновременно читающей книгу. Толстый том голландского официального перевода Библии лежит на сложенной скатерти, готовый к открытию. Тем временем собака с клубком шерсти вот-вот нарушит ее безмолвную концентрацию.

DSC 0076 1DSC 0079 1Утренний визит. Де Лели написал эту типично голландскую кухонную сцену в традициях жанровой живописи XVII века. Вероятно, она служила парой к картине "Женщина, пекущая блины" в этой галерее. Как и в Золотой век, этот художник был заинтересован в воспроизведении различных деталей с максимальной реалистичностью:  сидящий за столом старик кладёт трубку. Слева – молодая женщина с мальчиком. Перед столом на полу стоят корзины со всевозможными овощами (салат, морковь),  глиняный кувшин, оловянная посуда на каминной полке и медные изделия, висящие на белой плиточной стене.
Юный ученик проходит обучение рисованию в мастерской своего учителя. Возможно, учителем является сам Абрахам ван Стрий (Abraham van Strij), который вместе со своим братом Якобом работал в большой мастерской в Дордрехте. Мальчик рисует по гипсовой повязке старинной статуи.

DSC 0081DSC 0082 0Как и на картине "Утренний визит", на этой кухне старик тоже готовится выкурить трубку. Только что вошла молодая женщина, и в дверном проеме стоит мальчик, возможно, соблазненный запахом блинов. Из-за наряда молодой женщины этот интерьер производит более современное впечатление, чем Morning Visit.
Ла Фарг специализировался на топографических видах, то есть на точных иллюстрациях конкретных мест. На этой картине изображён Хаагсе-Бос (Haagse Bos) – лесистая местность в Гааге. Слева лежит графский путь для повозок (Herepad), а в центре внимания – пешеходная дорожка, любимая местными жителями.

DSC 0083 1DSC 0086Во время учбы в Париже в молодости Экельс начал ценить голландских мастеров XVII века, таких как Метсу (Metsu) и Терборх (Ter Borch), которые специализировались на интерьерных сценах с одной или несколькими фигурами. Эту картину, образец одобного жанра, он написал по возвращении в родной Амстердам. Экелс, вероятно, никогда не видел работ Вермеера, но его игра со светом напоминает стиль мастера.
Одна из немногих картин Лиотара и даже более редких жанровых произведений, написанных маслом, это его самая насущная дань уважения голландским мастерам XVII века. Лиотар создал интерьер, напоминающий интерьеры Вермеера (Vermeer) и Де Хоха (De Hooch), но с современной голландской мебелью XVIII века. Возможно, его вдохновило пребывание в Делфте, где двоюродный брат был пастором гугенотской церкви. На картине на заднем плане изображен интерьер Новой церкви.

DSC 0087DSC 0091Французская армия, вторгшаяся в Нидерланды по просьбе патриотов, уже двинулась в Утрехт, когда Дэнделс, генерал французской службы, послал Крайенхоффа в Амстердам. Ему пришлось попросить городской совет уйти в отставку, чтобы еще до прихода французов установился новый патриотический режим. В тот же вечер, 18 января 1795 года, в Амстердаме произошла смена власти.
Рутгер Ян Шиммельпеннинк был патриотом с самого начала и занимал важные политические посты в Батавской республике. В 1796 году он стал президентом Национального собрания. С 1798 по 1800 год он был полномочным министром в Париже, а в последующие годы стал послом республики в Париже и Лондоне. Этот портрет был написан в Париже.

DSC 0093 1DSC 0094 1Немногие художники были так популярны в конце XVIII века, как пейзажист XVII века Альберт Кёйп (Aelbert Cuyp). В частности, его работы собирала английская аристократия. Якоб ван Стрий (Jacob van Strij), который, как и Кейп, приехал из Дордрехта, основывал свои пейзажи на работах своего знаменитого предшественника, но он использовал более красочные акценты и наполнил небо прекрасным золотым сиянием.
Этот необузданный вид природы предвосхищает живописные черты романтизма. Однако Ван Неймеген также был вдохновлен голландскими художниками XVII века, такими как Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael). Он видел сюжет этой картины – пейзаж с руинами и погонщиками, едущими в повозке с быками по деревянному мосту – во время путешествия по Рейну в 1788 году. Художник описал это в своем дневнике.