default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

Этот амбициозный "портрет" ежегодной майской ярмарки в деревне Питлесси, написанный, когда Вилки было всего лишь девятнадцать лет, продемонстрировал его замечательный талант и ту живопись, в которой он должен был преуспеть. Его предмет и характер были радикальными отклонениями от устоявшихся конвенций исторической живописи, хотя он был столь же требовательным в своей композиционной организации и разнообразии фигур. Вильки был вдохновлен примерами голландских и фламандских картин семнадцатого века, а также шотландскими фольклорными и культурными традициями, прославленными в современной литературе. Он с успехом встретился в Лондоне с этим в качестве своего образца, вызвав несколько престижных комиссий.

DSC 0139

Дэвид Уилки (англ. Sir David Wilkie). Ярмарка Питлессы. 1804

Уильям Форбс был старшим сыном сэра Уильяма Форбса из Питслиго, известного шотландского банкира и мецената. Сэр Уильям заказал эту картину примерно в то время, когда у Реберна возникли финансовые проблемы, поскольку в 1808 году он был объявлен банкротом. Для Реберна было важно сохранить такого заметного покровителя. Этот высококвалифицированный и амбициозный портрет показывает Реберна на пике его художественных способностей. Вильям показан в возрасте около семи лет, игриво дразнящий своего бернского зенненхунда кусом еды. Будучи старшим сыном, Уильям должен был унаследовать имущество и титул своего отца, но, к сожалению, он умер на Мальте в 1826 году. Титул перешел к его младшему брату Джону, который изображен на другом портрете Рэберна в Национальной галерее Шотландии.

DSC 0726

Генри Реберн (англ. Sir Henry Raeburn). Уильям Стюарт Форбс, старший сын сэра Уильяма Форбса из Питслиго. 1809 - 1813

Первоначально ученик ювелира, Генри Реберн в молодости проявил огромный художественный талант. В 1784 году он переехал в Лондон, где встретил известного портретиста Джошуа Рейнольдса (англ. Joshua Reynolds). Некоторое время он провел в Италии, но вернулся в Эдинбург в 1787 году, где начал рисовать портреты богатых, знаменитых и важных людей своего времени. Реберн пользовался постоянным спросом и получил много наград: в 1822 году он был посвящен в рыцари, когда король посетил Эдинбург. Сэр Генри Реберн умер год спустя. На этой картине изображен Джон Форбс, младший сын сэра Уильяма Форбса из Питслиго, который был выдающимся шотландским банкиром и меценатом. Мальчик показан в ласковой позе с черно-белой пятнистой собакой, возможно, крестом Далматина Пойнтера, и предположительно семейным домашним животным, поскольку он носит металлический ошейник с замком. Джону было около восьми лет, когда был нарисован его портрет, и Реберн мастерски уловил его детскую игривость. Джон вырос, чтобы стать значимой фигурой в обществе. Он был адвокатом и был избран членом Королевского общества Эдинбурга. 

DSC 0721

Генри Реберн (англ. Sir Henry Raeburn). Джон Стюарт Хепберн Форбс. 1809 - 1813

Тема этой картины основана на собственном опыте Уилки как молодого художника, прибывшего в Лондон с бесполезными рекомендательными письмами к потенциальным посетителям. Он прекрасно запечатлевает неловкую позу юноши, которому не по себе от домашней одежды и обнюхивания собаки недружелюбного пожилого джентльмена. Лицо фамильярно одетого в халат, шлепанцы и тюрбан старика выражает как расчетливое, так и подозрительное восприятие посетителя, при этом никак не ослабляет напряженность момента. Заметное присутствие японской вазы может свидетельствовать о том, что он знаток исккусств.

DSC 0129

 Дэвид Уилки (англ. Sir David Wilkie). Рекомендательное письмо. 1813

Это один из самых любимых портретов Реберна, но практически ничего не известно о личности или жизни натурщицы. Маргарита Макдональд вышла замуж за Роберта Скотта Монкриффа, эдинбургского виноторговца и друга сэра Уолтера Скотта, умерла в 1824 году, и муж пережил её на тридцать лет. В течение этого времени он постоянно держал этот портрет в своей столовой и никогда не женился повторно. Датировка картины – это предположение, основанное на стилистических соображениях. В последнее десятилетие своей жизни Реберн изменил свой стиль, отчасти под влиянием искусства Рембрандта, и работал более выразительным образом, представляя формы в сознательном мягком фокусе.

DSC 0123

  Сэр Генри Реберн (англ. Henry Raeburn). Маргарита Макдональд (анг. Margaritta MacDonald), миссис Роберт Скотт Монкрифф. 1814

Констебл привнес новый и освежающий натурализм в британскую пейзажную живопись девятнадцатого века. Он сконцентрировался на изображении сельской местности Саффолка вокруг своего места рождения, хотя также писал в Солсбери и Хэмпстеде. Констебль никогда не ездил за границу. На его композиции и интерес к световым эффектам повлияли классические пейзажи Клода Лоррена, но он отказался от мягких тонов и гладкой отделки "старых мастеров", отдавая предпочтение разбитым, богато украшенным мазкам. Констебл внимательно наблюдал за природой, изучая её постоянно меняющиеся образы с помощью карандашных рисунков и энергичных масляных зарисовок. В конце концов он получил официальное признание в качестве полноправного члена Королевской академии в 1829 году. Драматический пейзаж Констебля наводит взгляд на сельскую местность Саффолка, вдоль извилистой реки Стаур, до деревни Дедхам и устья реки за её пределами. Этот вид с Ган-Хилла, обращённый к церкви Дедхэма, рядом с водяным мельницей его отца, был любимым предметом и также показан на картине 1802 года меньшего размера (Музей Виктории и Альберта). Композиция с выступающими на передний план деревьями  была частично вдохновлена ​​"Агарь и ангел" Клода (Национальная галерея, Лондон). Облачное небо и детали, однако, основаны на внимательном наблюдении Констебля за природой. Он наносил краску густым белым оттенком, чтобы усилить эффект мерцающего света. Эта картина побудила избрать его в Королевскую академию в 1829 году.

DSC 0731

Джон Констебл (англ. John Constable). Долина Дедхама. 1828

Дайс специализировался на религиозных и средневековых сюжетах. Его многочисленные интересы включали медицину, геологию и художественное образование. Он родился в Абердине, и некоторое время учился в Лондоне, а затем отправился в Италию. Назареи, группа немецких художников, работающих в Риме и вдохновленных характером ранней итальянской живописи, оказали большое влияние на Дайса. Он приобрел значительный опыт в фресковой живописи и консультировался по поводу украшения новых палат парламента в Вестминстере. В Лондоне он был первым суперинтендантом Государственной школы дизайна, после успешного периода в Эдинбурге (1832-1837) в качестве художника-портретиста и преподавателя в Академии попечителей. Расположенная недалеко от Пентландских холмов, примерно в семи милях от Эдинбурга, часовня Росслин была различным образом связана с поиском Святого Грааля, рыцарей-тамплиеров и истоков шотландского масонства. К 1830-м годам эта живописная местность уже была популярным местом для туристов и художников, посещающих Шотландию. Изысканная постановка Дайсом света, проникающего в темный интерьер часовни, пронизано ощущением тайны и надвигающейся драмы.

DSC 0288

Уильям Дайс (англ. William Dyce). Вид на Южную дверь и боковой неф. Росслинскя часовня. 1830

В 1801 году Фрейзер был принят в Академию попечителей в Эдинбурге в качестве ученика живописца Джона Грэма и был современником Дэвида Уилки и Уильяма Аллана. Дебютировав публично на выставке с Ассоциированными художниками Эдинбурга в 1809 году, Фрейзер начал свою карьеру в качестве жанрового художника в Королевской академии в 1810 году, несомненно, воодушевленный драматическим подъемом Вилки на том же месте в 1806 году. В 1813 году Фрейзер присоединился к Вилки в Лондоне, где около двадцати лет выступал в качестве помощника и выполнял заказы по жанру и натюрморту, которые его соотечественник не смог вместить. Как независимый художник жанра, его популярный успех был отражен в покровительстве нескольких ведущих коллекционеров современного британского искусства. Эта картина имеет сходство с горными сценами двух знаменитых лондонских современников Фрейзера, Дэвида Уилки и Эдвина Ландсира. На этой картине отец, в полном горном платье, вернулся со дня съемок и предлагает самую большую добычу своей жене. Она готовит овощи для горшка, одновременно прикрывая маленького ребенка, который с тревогой смотрит на большую перевернутую серую цаплю. Старшие дети опорожняют сумку своего отца, выкладывая мелких птиц на первом этаже своего дома. Второй барон Нортвик (1770-1859) приобрел эту картину для новой картинной галереи, которую он построил в парке Нортвик возле Моретон-в-Болоте в 1830-х годах.

DSC 0746

Александр Фрейзер, старший (англ. Alexander Fraser, the elder). Горный Спортсмен. 1832

На протяжении веков драматическая жизнь королевы шотландцев Марии давала захватывающие сюжеты для художников, писателей и композиторов. Здесь сэр Вильям Аллан изображает убийство Давида Риццио, итальянского секретаря королевы, в марте 1566 года. Художник очень старался быть исторически объективным, устанавливая точную личность и роль всех отдельных заговорщиков и воссоздавая вид комнат Марии на Дворец Холируд. Аллан взял образ графа Мортона (с черной шляпой справа) с современного портрета, приписываемого Арнольду Бронкхорсту, который находится в коллекции Шотландской национальной портретной галереи. Слева, Мария удерживается свои мужем, лордом Дарнли, который был участником заговора, но позже отрицал какую-либо причастность.

DSC 0126

Вильям Аллан (англ. Sir William Allan). Убийство Дэвида Риццио. 1833

Международную известность Робертса как художника-пейзажиста зародила литография, опубликованная по его акварели, вдохновленная путешествиями по Европе и Ближнему Востоку. Он появляется в восточной одежде в великолепном портрете Роберта Скотта Лаудера в Шотландской национальной портретной галерее. Робертс был учеником эдинбургского маляра и работал над театральными постановками, прежде чем утвердиться в качестве художника-пейзажиста. Вдохновленный Тернером, он совершал регулярные экспедиции за границу. Его тщательно составленные, атмосферные картины передают волнующее впечатление от живописных и экзотических мест с захватывающими деталями. Назначение Робертса в качестве уполномоченного представителя на Большой выставке 1851 года под патронажем принца Альберта подтвердило его статус. Хотя в 1825 году он находился в Лондоне, Робертс поддерживал связи с родным Эдинбургом. Этот взгляд на Плезенс в Старом городе предполагает его увлечение архитектурой на протяжении всей жизни. Церковь Св. Патрика, где Александр Рансиман в 1774 году делал росписи интерьера, была излюбленным живописным предметом для художников. Слева находится новое филиал школы им. Джорджа Хериота, построенный в 1840 году.

DSC 0749

Дэвид Робертс (англ. David Roberts). Церковь Святого Патрика, Ковгейт, Эдинбург. 1840 г.

Патон был очень успешным художником, который специализировался на написании подробных композиций, иллюстрирующих библейские эпизоды и образные истории, основанные на романтических мифах и легендах. Его интерес к получению убедительных натуралистических деталей был вдохновлен его другом Джоном Эвереттом Милле, художником прерафаэлитов, которого он встретил, когда оба были студентами в Школах Королевской академии в Лондоне. Патон родился в Данфермлине, вернулся в Шотландию и в 1866 году был определён главным портретистом Шотландии. Его самые известные картины – сказочные сюжеты, которые пользовались большой популярностью во времена правления Виктории. Эта картина Патона – образная интерпретация инцидента в пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". Оберон и Титания, король и королева фей, ссорятся из-за обладания подменышем (человеческим ребенком, которого уносят в волшебное царство и заменяют сказочным ребенком). Главные фигуры окружены множеством мелких сказочных существ, одни гротескные, другие красивые, чей сверхъестественный характер оправдывал их чувственную внешность и поведение. Работа была признана "картиной сезона", когда экспонировалась в Эдинбурге в 1850 году. Позже она пленила Льюиса Кэрролла (автора "Алисы в стране чудес"), насчитывавшего 165 фей.

DSC 0296

Джозеф Ноэль Патон (англ. Sir Joseph Noel Paton). Ссора Оберона и Титании 1849

Джеймс Экфорд Лаудер был вдохновлен стать художником на примере своего старшего брата Роберта Скотта Лаудера, от которого он получил раннее художественное образование. С 1830 по 1833 он учился у Уильяма Аллана и Томаса Дункана в Академии попечителей в Эдинбурге. После этого он провел четыре года в Италии со своим братом, где учился и делал копии картин старых мастеров. Сюжеты его ранних работ были в основном взяты из Скотта, Шекспира или его итальянского окружения. По возвращении Лаудер ежегодно выставлялся в Королевской шотландской академии, где был избран ассоциированным в 1839 году и полным академиком в 1846 году. Он продолжал создавать исторические и литературные предметы до конца 1850-х годов, когда перешел к пейзажу. Этот шаг не увенчался успехом, и Лаудер изо всех сил пытался найти рынок для своей работы.

DSC 0291

Джеймс Экфорд Лаудер (англ. Jams Eckford Lauder). Бэйли Дункан Мак Уибл за завтраком- 1854

Томас Фаед и его братья, Джон и Джеймс, внесли существенный вклад в шотландскую живопись благодаря своим сценам из отечественной истории и современной домашней жизни. Их сестра Сьюзен Белл Фаед (1827-1909) также была художницей и часто использовалась в качестве модели её братьями. Тираж оттисков, сделанных по картинам братьев, увеличил их популярность. Работа Томаса, с его сильным повествовательным содержанием, вдохновленным Уилки, принесла ему международную известность. Братья, родом из Гейтхаус-оф-Флит, Киркбрайд, обучались в Эдинбурге в Академии попечителей, где Томас получил приз за жизненный класс в 1847 году. После успеха своих картин в Королевской академии Томас переехал в Лондон в 1851 году. Среди его покровителей была баронесса-филантроп Анжела Бурдет-Куттс, одна из самых богатых наследниц в Британии. Фаед преуспел в живописи внутренних интерьеров, получая огромное удовольствие от подробного внешнего вида разнообразной мебели и посуды. Его фигуры, хотя они были искусно нарисованы, имели тенденцию быть довольно стереотипными. Тем не менее, они очень понравились викторианской аудитории, которая предпочла интерпретацию бедности Фаеда более болезненной реальности. Бедная, но удачливая семья слева, явно питающаяся в любящем доме, обеспечивает резкий контраст с обездоленными матерью и ребенком, сгрудившимися в правом углу. Маленький мальчик, совсем не в центре, кажется, обеспечивает визуальную и эмоциональную связь между двумя группами.

DSC 0744

Томас Фаед (англ. Thomas Faed). Дом и Бездомный. 1856

Сэр Дэниел Макни был ведущим шотландским художником-портретистом. Родился в Финтри, вырос в Глазго, где стал учеником портретиста и пейзажиста Джона Нокса. Там он познакомился с другими художниками Горацио МакКаллоком и Уильямом Лейтчем. Макни и МакКаллок некоторое время работали художниками по росписи табакерок в Камноке, прежде чем переехать в Эдинбург и устроиться на работу у гравера Уильяма Хоум Лайзарс. Тем временем Макни продолжил обучение в Академии искусств и в 1829 году был принят в Королевскую шотландскую академию. Дэниел Макни вернулся в Глазго, где создал процветающую портретную студию. Среди его натурщиков были состоятельные торговцы, новаторские промышленники, аристократы и даже королева Виктория. В 1876 году он вернулся в Эдинбург, был избран президентом Королевской шотландской академии и посвящён в рыцари. Этот портрет дочери художника миссис Уайзман представляет собой захватывающее воздействие отраженного света. Источником вдохновения для позы и светового эффекта мог послужить портрет актрисы Нелли О'Брайен (Коллекция Уоллеса, Лондон) Рейнольдса, который был показан в 1857 году на выставке Manchester Art Treasures. В Шотландской национальной галерее также есть подготовленный маслом эскиз Макни для этой картины.

DSC 0305

Даниэль Макни (англ. Sir Daniel Macnee). Дама в сером. 1859

Сэмюэл Боу родился в Англии, но стал одной из самых влиятельных фигур в развитии шотландской пейзажной живописи девятнадцатого века. В основном художник-самоучка, он провел раннюю часть своей карьеры в живописных сценах Манчестера и Глазго для театральных постановок. Позднее Боу посвятил себя пейзажной живописи и стал искусно иллюстрировать мимолетные погодные эффекты. Это особенно ясно видно на его картинах "Кадзовский лес" в Южном Ланаркшире. Он поселился в Эдинбурге в 1855 году и был избран членом Королевской шотландской академии в следующем году. Боу пользовался огромной популярностью как художник. Его виды на реки и порты 1850-х и 1860-х годов показывают мастерское сочетание реализма и выразительного колорита, чтобы уловить явления природы. Королевский смотр шотландских добровольческих полков в Холируд-Парке стал определяющим общественным событием в Эдинбурге в 1860 году. Среди участвующих полков была рота художников, в состав которой входили Джон Петти, Уильям Мактаггарт и английский художник-экспатриант Сэмюэль Боу. Три других ведущих шотландских художника Д.О. Хилл, Ноэль Патон и В.Б. Джонстон, хранитель новой Национальной галереи Шотландии, консультировал гражданские власти по вопросам оформления церемониальных украшений. Амбициозная картина Боу была одной из нескольких памятных картин, предпринятых местными художниками. На переднем плане, под часовней Святого Антония, артиллеристы производят салют, чтобы поприветствовать королеву Викторию и её подругу, которые собираются осмотреть полки.

DSC 0733

Сэмюэл Боу (англ. Samuel Bough). Смотр королевская волонтерских добровольцев, 7 августа 1860 г. 1860

На создание этой сложной композиции с Лютером повлияла "Пробужденная совесть" Холмена Ханта (Тейт, Лондон). На ней изображён Лютер после прохождения кризиса веры и допроса, когда он пришёл к доктрине оправдания верой, как утренний свет проливается у окна монастыря. Агония Христа в саду, изображенная на кафедре, перекликается с неуверенностью самого Лютера, в то время как круглый портрет Папы Римского, висевший так, чтобы скрыть фреску распятого Христа, намекает на порочные практики Церкви, против которых восставал реформатор. Голова Лютера была похожа на жену художника (в отделе гравюр и рисунков есть её рисунок). У Патона была большая семья, и на протяжении всей его карьеры они служили ему моделями.

DSC 0281

 Джозеф Ноэль Патон (англ. Sir Joseph Noel Paton). Рассвет: Лютер в Эрфурте. 1861

Земля и морские пейзажи Мактаггарта отражают его увлечение природой и отношения человека к ней. Его смелые цвета и энергичные мазки находят параллели в живописи импрессионистов, хотя по сути являются частью особой шотландской традиции. Они также отражают качества в картинах Констебля и Тернера, которыми он восхищался. Мактаггарт родился в Малл Кинтир и часто возвращался туда из своей студии в Глазго, а затем из своего дома в Бруминоуне, недалеко от Эдинбурга. Он учился в Эдинбурге в Академии попечителей и рано добился успеха, когда был избран членом Королевской шотландской академии в возрасте двадцати четырех лет. В 1863 году Мактаггарт получил важный заказ от текстильного магната из Данди Джорджа Бьюкена Симпсона. Будучи художником-любителем, он украсил свою резиденцию в Броти-Ферри лучшими произведениями современного шотландского искусства. Симпсон оказался преданным, но требовательным покровителем и часто настаивал на изменениях дизайна или тонального диапазона, иногда даже после публичной выставки заказанных работ. Этот весьма проработанный композиционный эскиз, который был представлен в качестве образца для окончательного утверждения Симпсоном, несколько отличается от готовой картины "Весна" (1864) в коллекции Галереи.

DSC 0272

Уильям Мактаггарт (англ. William McTaggart). Весна. 1863

Свежие яркие краски солнечного пейзажа дополняют здоровый цвет лица двух девочек, отдыхающих у ручья. Ягнята вдалеке помогают подтвердить сезон, когда весна, время новой жизни и оптимизма отозвалось в юношеской невинности девочек. Джордж Бьюкен Симпсон, производитель текстиля из Данди, который был коллекционером и увлечённым художником-любителем, заказал пару картин "Весна и осень" у Мактаггарта в 1863 году. Композиции были спланированы с помощью серии карандашных рисунков и масляных эскизов, также приобретённых Симпсоном, чтобы обеспечить его исключительную собственность.

DSC 0279

Уильям Мактаггарт (англ. William McTaggart). Весна. 1864

Писсарро был немного старше своих собратьев-импрессионистов. Его преданность живописи и гравюре, его ценная поддержка и советы вдохновляли молодых художников, включая Сезанна, Гогена и Ван Гога. Писсарро родился в Сент-Томасе на Виргинских островах, посещал школу в Париже и поселился там в 1855 году. Его ранние пейзажи отражали влияние Коро и Курбе. Его связь с импрессионизмом возникла из желания рисовать предметы современной жизни так, как он их видел, запечатлевая изменяющиеся эффекты света. В середине 1880-х годов он экспериментировал с пуантилизмом, начатым Сёра и Синьяк. Писсарро участвовал во всех восьми выставках импрессионистов с 1874 по 1886 год. На этой картине осенний солнечный свет пронизывает место сбора урожая в огороде. Современный сюжет Писсарро, его использование ярких цветов, его избегание темных оттенков и ломаная, но в то же время плавная кисть – всё это характерно для живописи импрессионистов. Картина датирована 1874 годом, годом первой выставки импрессионистов. Писсарро и его семья вернулись в Понтуаз, к северо-западу от Парижа, в 1872 году. Новые железнодорожные пути привели деревни, такие как Понтуаз, к небольшому удалению от города, но также угрожали традиционному образу жизни, поскольку огороды начали заменять пригородные цветники. Это, возможно, повлияло на Писсарро при выборе сюжета.

DSC 0194

 Камиль Писсарро (фр. Camille Pissarro). Огород в Эрмитаже возле Понтуаза. 1874

Сислей был одним из самых последовательных художников-импрессионистов, концентрируясь почти исключительно на пейзажах. Он родился в Париже у англо-французских родителей и был отправлен в Лондон для обучения семейному бизнесу. Однако его семья поддержала его решение рисовать. В 1863 году он вошел в студию Глейра в Париже и познакомился с Моне, Ренуаром и Базилем. Их возникшая дружба определила ход его живопись. Будучи импрессионистом, он сосредоточился на том, чтобы запечатлеть изменяющиеся эффекты света, рисуя непосредственно с натуры короткими живыми мазками. Сислей участвовал в четырех из восьми выставок импрессионистов, проведенных между 1874 и 1886 годами. Сислею нравилось рисовать воду; здесь великолепно запечатлён поток и брызги реки, где она скользит на переднем плане, или хлещет через барьер за его пределы. Водослив нарушает течение Темзы, создавая плавучий бассейн и направляя воду в замок Мосли. Сислей изобразил вид вверх по течению реки от моста Хэмптон-корт, к западу от Лондона, с островом Эш и северным берегом Темзы за ним. Группа купальщиков, нарисованная слева, пробуждает человеческий интерес и ощущение масштаба, прекрасно вписываясь в речную сцену.

DSC 0199

 Альфред Сислей (фр. Alfred Sisley). Mолси Вейр, Хэмптон-Корт. 1874

Жан-Луи Форен родился 23 октября 1852 года во французском городе Реймс. Его отец рисовал декоративные вывески и имел скромный доход. Вскоре Форен проявил сильную страсть к рисованию: "Скульптуры Реймского собора были источником моего призвания". Около 1860 года его семья переехала в Париж и в возрасте четырнадцати лет молодой Жан-Луи начал рисовать в Лувре. где он копировал мастеров. Там он познакомился с художником Жакессоном де ла Шеврез, который дал ему уроки рисования. После непродолжительной работы помошником Жан-Леон Жером в Школе изящных искусств, его талант был замечен скульптором Жаном-Батистом Карпо, который принял его одним из своих ассистентов. В 17 лет Форен вёл богемную жизнь, а во время франко-прусской войны 1870 года он участвовал в обороне форта Монруж около Парижа. Со своей анархистской душой он сочувствовал коммунарам, которые взяли под контроль правительство после поражения Франции. Его весёлая натура привела Форена в клубы и собрания, где он встретился и подружился с Артуром Рембо и Полом Верленом. Форен был прозван поэтами "Гаврош" из-за его сухого юмора и дерзкой индивидуальности, пришедшей с Монмартра. В течение трех месяцев Форейн жил в грязной комнате с Рембо. Эдгар Дега показал Форену мир оперы, который стал одной из его любимых тем. С 1879 по 1886 год Дега приглашал его принять участие в четырёх из восьми выставок импрессионистов, проходивших в то время. Наблюдатели отметили силу и быстроту исполнения, яркие цвета и сатирический дух, характерный для работы Жан-Луи. Как часто говорили современники, Форейн был самым молодым из импрессионистов и самым известным карикатуристом той прекрасной эпох. Форен создал многочисленные, часто остроумные образы красивых молодых парижанок из мира развлечений. Это небольшой эскиз, быстро раскрашенный, посвящён "Мисс Валентина Мария", которая, возможно, была актрисой. Надпись была нацарапана ручкой кисти по влажной грунтовке. Форейн был убежденным сторонником импрессионистов и участвовал в их групповых выставках между 1879 и 1886 годами.

DSC 0235

Жан-Луи Форен (фр. Jean-Louis Forain). Леди в меховой накидке. 1880

Характерные картины Сёра, известные своим "пуантилизмом", часто называют неоимпрессионистскими. Это относится как к их связям с импрессионизмом, так и к отходу от него. При поддержке своей семьи и без финансовых забот Сёра учился в Школе изящных искусств в Париже. Разделяя увлечение импрессионистов переводом световых эффектов в краски через яркие цвета, он чувствовал, что их композициям не хватает структуры. Жоржа стремился к достижению более совершенного и рационального подхода к рисованию, в результате чего он разработал методику использования небольших точек несмешанного цвета для получения "оптической смеси". Этот небольшой масляный эскиз мог поместиться внутри крышки коробки для рисования Сёра, идеальный размер для рисования на открытом воздухе. На нём изображены отдыхающие рабочие  и мальчик, моющий лошадь в Сене в Аньере, которую можно узнать по дальнему мосту и заводским трубам. Современный сюжет, яркий цвет и живая кисть отражают понимание художником импрессионизма. Это один из тринадцати эскизов, в дополнение к десяти рисункам, которые сделал Сёра, работая над своей монументальной, законченной композицией "Купальщицы, Аньеры" (Национальная галерея, Лондон). Картина была отвергнута Салоном в 1884 году, но выставлена ​​во вновь созданной независимой группе художников.

DSC 0181

 Жорж Сёра (фр. Georges Seurat). Этюд для "Купальщиков". 1883

Использование  Жоржем Сёра коротких, несмешанных, сильно окрашенных мазков создало живую и яркую работу. Отдаленные хозяйственные постройки и дома видны через поле люцерны, где акцентированы красные маки. Это часть широкой равнины, которая в девятнадцатом веке всё ещё отделяла Париж от Сен-Дени (ныне северный пригород столицы). Работа представляет увлекательный пример техники живописи, которую он сам разработал, под названием дивизионизм или пуантилизм. Английский художник и влиятельный критик Роджер Фрай (1866-1934) владел этой картиной и сыграл важную роль в представлении произведений импрессионизма и постимпрессионизма британской публике.

DSC 0237

 Жорж-Пьер Сёра (фр. Georges Seurat). Поле люцерны в Сен-Дени. 1884 - 1885

Гатри стал одним из ведущих художников в группе художников под названием "Glasgow Boys". Его ранние работы по сельским сюжетам, написанные широкими квадратными мазками кисти, показывают сильное влияние французских художников, таких как Бастьен-Лепаж. Гатри родился в Гриноке и прошёл подготовку в качестве юриста, прежде чем заняться искусством. После коротких, но стимулирующих периодов в Лондоне и Париже он посвятил себя рисованию непосредственно с натуры в Шотландии. Гатри также экспериментировал с пастельными рисунками и зарекомендовал себя как успешный художник-портретист. Он стал президентом Королевской шотландской академии в 1902 году и был посвящён в рыцари в следующем году. На картине "Дочь индуса" изображена маленькая девочка, которая только что выпрямилась после нарезки капусты и смотрит прямо на зрителя. Девушка и пейзаж кажутся неразрывно слитыми в этой по сути шотландской сцене. Индус был умелым сельским работником, а капуста – основной рацион шотландских крестьян и их семей. Гатри нарисовал картину в деревне Беруикшир в Кокбернспате, где он решил остаться зимой, в отличие от своих друзей из "Glasgow Boys", которые вернулись в город в конце лета. Теплая земляная окраска и характерные квадратные мазки подтверждают глубокое влияние картины Бастьена-Лепажа, выполненной на Гатри.

DSC 0266

Джеймс Гатри (англ. Sir James Guthrie). Дочь индуса. 1883

Макгрегор был одним из ведущих художников в группе, известной как "Глазго Бойз", рисуя пейзажи и современные сцены свежим, прямым способом, под влиянием событий французской живописи. Со своим школьным другом Джеймсом Патерсоном, парнем из Глазго, он часто рисовал во время летних экспедиций за город. После обучения в Школе искусств Глазго и в местной мастерской художника Макгрегор посещал Школу Слейда в Лондоне под руководством Альфонса Легро. По возвращении в Глазго он основал общественный класс в своей студии, который стал обычным местом встреч Глазго Бойз. Большой, смелый натюрморт Макгрегора считается его шедевром. Насыщенные цвета и густые квадратные мазки способствуют убедительно устойчивому характеру овощей и текстурному разнообразию обстановки. Первоначально фигура владельца киоска, молодой девушки с рынка, считающей сою выручку, была включена с правой стороны. Эта особенность отражала влияние ранних французских и фламандских картин. Однако решение Макгрегора сосредоточиться на натюрморте привело к весьма оригинальной картине. Он создал эту работу, живя в Крейле, Файф, в течение летних месяцев 1884 года.

DSC 0314

Уильям Йорк Макгрегор (англ. William York Macgregor). Овощной киоск. 1884

Уолтон и его друзья-художники сформировали группу, известную как Глазго Бойз. Они были вдохновлены развитием пейзажной живописи во Франции и стремились открыть для себя естественное воздействие света на открытом воздухе, рисуя сельские шотландские сюжеты. Уолтон провёл год в Дюссельдорфе и учился в Школе искусств Глазго, но получил большой опыт работы со своими друзьями в Кокберншпате, Беруикшир и Камбускеннет, Стерлинг. Он специализировался на пейзажах и портретах. Он поселился со своей семьей в Эдинбурге в 1904 году после успешного десятилетия в Лондоне. Уолтон был избран в Королевскую шотландскую академию в 1905 году. Искусная работа Уолтона создала замечательное чувство непосредственности и реализма в этом изображении двух детей, отдыхающих на зеленом берегу реки. Картина была первой крупномасштабной работой Уолтона на открытом воздухе, в которой фигуры доминируют над композицией. Это отражает влияние французских художников Милле и Бастьен-Лепажа в его сюжете и сдержанных тонах. Он начал писать картину на улице в Кокбернспате, Беруикшир, и завершил ее в Хеленсбурге в 1885 году. Она была выставлена в Институте Глазго в 1887 году и получила положительную оценку.

DSC 0322

 Эдвард Уолтон (англ. Edward Arthur Walton). Дневные мечты. 1885

Знаменитые картины, рисунки, гравюры и скульптуры Дега сфокусированы на аспектах современной парижской жизни, включая ипподром и балет. Обучение в Школе изящных искусств поощряло его интерес к человеческой фигуре, которая оставалась центральной в его искусстве. Он отправился в Италию, где у него были родственники, и где продолжал изучать искусство прошлого. Тем не менее, семейные портреты, которые он написал там, также отражают его интерес к съёмкам мгновенных явлений и необычных точек зрения. Этим он поделился с импрессионистами, с которыми познакомился через Эдуарда Мане по возвращении в Париж. Дега участвовал в семи из восьми групповых выставок импрессионистов. Дегас решил изобразить своего хорошего друга Диего Мартелли на этом портрете 1879 года. Нетрадиционная точка зрения, кажется, подчеркивает громоздкие размеры Мартелли, тем более что он ненадежно балансирует на деревянной табуретке. Предмекты на столе, вероятно, принадлежали флорентийскому искусствоведу, который поддерживал группу итальянских художников, известных как Маккиайоли, на некоторых из которых оказал влияние импрессионизм. Дега часто включал предмекты в свои портреты, которые выражают что-то о жизни натурщика. Нижняя часть разноцветной круглой карты Парижа видна на задней стенке. Небольшой карандашный набросок Мартелли находится в коллекции Национальной галереи Шотландии.

DSC 0254

 Эдгар Дега (фр. Edgar Degas). Диего Мартелли (1839 - 1896). 1879

Очень оригинальные картины Поля Гогена глубоко повлияли на современное искусство двадцатого века. Теперь описанный как "Постимпрессионист", он был вдохновлён рисовать Писсарро, но разработал символический стиль, используя цвет, чтобы выразить смысл. Традиции западного искусства и культуры за пределами Европы повлияли на его творчество. Вкус Гогена к путешествиям и новым впечатлениям начался, когда в детстве он уехал из Парижа в Перу. В 1883 году он отказался от биржевой торговли, чтобы полностью посвятить себя живописи. Он писал в Бретани и в Провансе с Ван Гогом. Гоген отправился в Панаму и Мартинику и поселился на Таити на несколько лет. Он умер на отдаленных Маркизских островах. Эта картина, написанная в 1888 году в Понт-Авене, Бретань, является одной из самых знаменитых работ Гогена. Бретонские женщины, одетые в отличительный местный костюм, только что прослушали проповедь, основанную на отрывке из Библии. Бытие (32: 22-32) рассказывает историю Иакова, который, переправившись через реку Джаббок со своей семьей, всю ночь боролся с таинственным ангелом. В письме, которое художник написал Ван Гогу, он сказал: "Для меня пейзаж и борьба существуют только в воображении людей, молящихся после проповеди".

DSC 0262

Поль Гоген (фр. Paul Gauguin). "Видение после проповеди", или "Борьба Иакова с ангелом". 1888

Блестящие, эмоционально заряженные картины Ван Гога являются наиболее известными из всех постимпрессионистских работ. Родился Ван Гог в Голландии, в семье пастора, довоспитания в пастырстве он пробовал заниматься картинками, изучал и продавал книги. После прекращения миссии в Бельгии, он сосредоточился на живописи. Прибытие Ван Гога в Париж в 1886 году и контакты с художниками-импрессионистами оказали драматическое влияние на его творчество. Ван Гог погрузился в рисование красочных садов вокруг Арля на юге Франции, где он обосновался в феврале 1888 года. Структура ветвей сливовых деревьев до сих пор хорошо видна сквозь цветы, а его мазки следуют в направлении вертикального дерева. стволы. Он нарисовал серию изображений садов во время его плодотворных приступов активности в Арле. Его первоначальный оптимизм, выраженный в письмах к его брату Тео, побудил Гогена присоединиться к нему там. Однако вскоре они поссорились, будучи несовместимыми по темпераменту, и в следующем году психическое заболевание Ван Гога побудило его принять убежище в Сен-Реми. Забота Ван Гога о свете и цвете начали отражать его всё более и более взволнованное состояние души. Он застрелился в июле 1890 года.

DSC 0244

Винсент Ван Гог (нидерл. Vincent van Gogh). Фруктовый сад в цвету (сливовые деревья). 1888

Моне является самым известным из художников импрессионистов. Его картина "Впечатление. Восходящее солнце", показанная в Париже в 1874 году, побудила критиков обозначить его и других экспонентов как "импрессионистов". Моне переехал в Париж из Гавра, Нормандия, где, вдохновленный Буденом, он писал пейзажи на открытом воздухе. Воодушевленный друзьями, которых он встретил в Париже, включая Писсарро и Ренуара, он продолжал всю свою долгую и плодотворную жизнь запечатлеть в своих картинах благодаря яркому использованию изменяющих цвет световых эффектов. Он должен был уточнить этот интерес с помощью своих "серийных" картин, исследуя одну и ту же тему в разное время дня и года. Изящные тополя на берегах реки Эпте, которые видны на пятнистом голубом летнем небе, сливаются с их отраженным изображением в сеть ярких мазков. Это работа из знаменитой серии рисунков тополя Моне, сделанных между весной и осенью 1891 года, через год после того, как он поселился в Живерни. Он использовал лодку в качестве плавучей студии и прекрасно запечатлевал мерцающее воздействие солнечного света на воду. Деревья были готовы к продаже на древесину, но Моне купил их на аукционе, чтобы  продолжать их рисовать.

DSC 0206

Клод Моне (фр. Claude Monet). Тополя на реке Эпте. 1891

Дополнительные цвета оранжевый и синий обогащают твердые формы и отбрасывают тени стогов сена на снегу. Они стояли в поле к западу от дома Моне в Живерни, где он разбил свои знаменитые сады с водяными лилиями. Моне убедил местного фермера оставить стога на осень и относительно мягкую зиму 1890 года, чтобы он мог нарисовать серию картин. Он совмещал работу на открытом воздухе с работой в студии и создал не менее тридцати картин стогов сена при разном освещении. Их лирическое, почти абстрактное качество повлияло на многих более поздних художников.

DSC 0220

Клод Моне (фр. Claude Monet). Стога сена: эффект снега. 1891

Революционные достижения Сезанна в живописи были публично признаны только к концу его жизни. Позже они получили признание за их глубокое влияние на современных художников двадцатого века. Сезанн бросил учебу по юриспруденции, чтобы посвятить себя живописи. Он прибыл в Париж в 1861 году из Экс-ан-Прованса. Там повстречался с Писсарро, который поощрял его талант и убедил перейти от тёмных драматических тем к более прямому отклику на природу. Сезанн выставлялся вместе с импрессионистами, стремясь к большему ощущению постоянства и структуры в своей собственной работе. Его настойчивость и преданность способствовали его конечному успеху. Горная гряда Сент-Виктуар, отличительная достопримечательность близ Экс-ан-Прованса, была одной из любимых тем Сезанна. Он никогда не уставал исследовать его структуру и менять внешний вид. Эта картина была написана в начале 1890-х годов с позиции к юго-западу от Экс с видом на долину реки Арк. Его незаконченное состояние дает некоторое представление о методе работы Сезанна и его «конструктивной» работе с кистями. Листва на переднем плане, волнистые поля, далекая гора и небо постепенно возникли из гармоничного сочетания цветов, нанесенных на холст.

DSC 0189

Поль Сезанн (фр. Paul Cézanne). Горная гряда Сент-Виктуар. 1890 - 1895

Настенная и станковая живопись, вышивки, книжные иллюстрации и ювелирные изделия Тракуэйр принесли ей международное признание как одного из самых опытных художников движения "Искусство и ремесло". Она была родом из Дублина, но переехала в Эдинбург после своей свадьбы с доктором Рамсей Траквайр, хранителем естествознания в Королевском шотландском музее. Она сыграла значительную и практическую роль в продвижении декоративного искусства в общественных зданиях, например, благодаря своим фрескам в больнице для больных детей. В 1920 году Тракуэйр стала первой женщиной-членом Королевской шотландской академии. Тракуэйр сделал эту скромную мольбертную картину ближе к концу своей работы в знаменитой Школе песни Епископального собора Святой Марии в Эдинбурге. Она оформлена в натуралистическом стиле, лицо остро наблюдающего мальчика, а окружение – пейзаж Бордерс. "Пастушок" был частью завещания художника Шотландской национальной галерее.

DSC 0268

Фиби Анна Тракуэйр (нидерл. Phoebe Anna Traquair). Пастушок. 1891

Джон Эммс родился в Норфолке, сын художника-любителя Генри Уильяма Эммса. Он отправился в Лондон и стал помощником студии Фредерика, лорда Лейтона. Эммс помог Лейтону нарисовать фреску "Десять девственниц" в приходской церкви Линдхерст в Хэмпшире, а затем переехал к самому Линдхерсту. Он был привлечён в Нью-Форест, поскольку был увлеченным охотником. С 1866 года Эммс был часто представлен в Королевской академии. Его основными предметами были собаки и лошади, а его работа демонстрирует значительную точность и талант. Он восхищался жизненной силой своих животных и пользовался спросом по всей стране как портретист животных. В 1881 году Эммс построил большой дом и студию в Линдхерсте, где оставался до конца своей жизни. Каллум был терьером Денди Динмонта, принадлежавшим мистеру Джеймсу Коуэну Смиту, который завещал 55 000 фунтов стерлингов Национальной галерее Шотландии в 1919 году. Эта огромная сумма стала важным целевым фондом для приобретений. У его завещания было два условия: первое, что Галерея будет заботиться о собаке Фьюри, которая пережила его; во-вторых, изображение Эммса, его предыдущей собаки Каллум, всегда должно быть вывешено в Галерее. Оба условия были выполнены, и хотя Фьюри давно умер, Каллум все ещё висит в Галерее в память о своем владельце.

DSC 0737

Джон Эммс (англ. John Emms). Каллум. 1895

Это сравнительно небольшой холст из поздних работ Дега, и действительно, некоторые позы танцоров отражают его ранние балетные картины 1870-х годов. Здесь на сцене группа танцоров готовится к предстоящему выступлению: они отрабатывают свои позиции и одна балерина наклоняется, чтобы завязать пуант. Танцоры – не группа людей, а безликие воспоминания о сцене, которую он когда-то наблюдал. Яркие цвета являются дрожащими и нереальными, вызывая сюрреалистические эффекты, производимые газовыми огнями театра. Общий фон тени на большом сценическом пространстве также довольно абстрактны, и ясно, что к концу 1890-х Дегас был гораздо меньше озабочен натурализмом, чем в его прежние годы. Его обработка масляной краской очень деликатная, почти как если бы это была гуашь.

DSC 0203

Эдгар Дега (фр. Edgar Degas). Перед спектаклем. 1896 - 1898

Три фигуры высотой в три четверти роста выделяются на ярком, красочном фоне. Две женщины по бокам молодого человека, вид сзади. Они могут предлагать ему выбор, возможно, между пороком, символизируемым яблоком, и добродетелью, символизируемой цветами. Это предположение связано с аллегорическим характером многих таитянских картин Гогена, в которых идеи разных культур слиты воедино. Гоген использовал тех же двух молодых женщин в качестве моделей на других картинах, сделанных примерно в то же время, во время его второго периода на Таити с 1895 по 1901 год.

DSC 0249

Поль Гоген (фр. Paul Gauguin). Три таитянки. 1899

Джозеф Фаркухарсон сочетал успешную карьеру профессионального художника со своей унаследованной ролью Финзенского лорда в Абердиншире. Его прекрасное лесистое поместье, расположенное далеко в долине Ди, вдохновляло многие снежные пейзажи, которыми он славится – нарисованные, в основном, из укрытия передвижной хижины на колесах. Крупные выпуски репродуктивных гравюр принесли ему широкую популярность и прозвище "Замерзший Баран Фаркухарсон", намекая на овец, которые населяют многие из его картин. Из-за изысканного подхода к текстуре снега и переливающихся теней, это единственный известный сюжет Фаркухарсона с садовым мотивом.

DSC 0317

Джозеф Фаркухарсон (англ. Joseph Farquharson). Зимний день. Финзене. 1901

Поздняя работа Сезанна, эта композиция представляет собой крупный план деревьев, богатых по цвету и почти геометрических по структуре. Узко расположенное по центру дерево притягивает взгляд к картине между более темными стволами и переплетающимися ветвями. Сезанн установил пространственные интервалы между деревьями, интегрируя их в красочную сеть мазков, которая подчеркивает плоскую поверхность картины. Области белого холста, возможно, были оставлены намеренно неокрашенными, чтобы внести вклад в наполненный светом лирический характер картины.

DSC 0184

 Поль Сезанн (фр. Paul Cézanne). Большие деревья. 1902 - 1904

Американский художник Сарджент стал одним из самых модных и весьма успешных художников-портретистов эдвардианского общества. Он родился в Италии и много путешествовал как в детстве, так и на протяжении всей своей карьеры. Сарджент обучался в Париже и разработал плавный стиль живописи, отличающийся ослепительной кистью и смелым обращением со светом. Он также писал прекрасные пейзажи и создавал мощные и динамичные картины в качестве официального военного художника во время Первой мировой войны. Его переезд в Лондон в 1884 году был вызван скандалом, вызванным его провокационным портретом мадам Гаутро на парижском салоне. Прямой взгляд леди Агнью и неформальная поза, подчеркнутая плавной тканью и сиреневым поясом её платья, обеспечивают поразительный эффект портрета. Эндрю Ноэль Агнью, адвокат, унаследовавший баронетство и поместье Лохноу в Галлоуэе, заказал эту картину своей молодой жены Гертруды Вернон (1864-1932) в 1892 году. Она была выставлена ​​в Королевской академии в 1893 году и сделала имя Сарджента. Скульптор Роден назвал его "Ван Дейком нашего времени". Начали поступать заказы на портреты и Сарджент наслаждался чем-то вроде культа в эдвардианском обществе. 

DSC 0215

 Джон Сингер Сарджент (англ. John Singer Sargent). Портрет леди Энью из Лохнау (1864 - 1932). 1892

Вийяр родился недалеко от Лиона, но семья переехала в Париж в 1878 году. Отец умер, когда ему было пятнадцать лет, и после этого его мать, которая управляла небольшим бизнесом по корсетам и пошиву одежды из дома, стала оказывать доминирующие влияние на его жизнь. Многие из картин Вюйара, написанных на на рубеже веков, невелики по размеру и изображают явно обыденные интерьеры или фиксируют повседневные эпизоды в быту среднего класса. Это были сюжеты, которые другие художники считали достойными внимания. Его картины этого типа обычно упоминаются как "Intimiste". Вюйар часто оставлял неокрашенные области на своей работе, и делал это с большим эффектом. В этой импрессионистической картине художник демонстрирует воздействие яркого солнечного света в комнате, положительно используя оголенные участки грунтованного холста, чтобы подчеркнуть тень и создать пространство вокруг вазы с цветами на столе. Вюйар оставляет на усмотрение зрителя, чем и как  "заполнить" части сцены – это особенно заметно на цветах и ​​двери справа. Намеки темного контура на переднем плане создают перспективу нашей точки зрения в качестве зрителей внутри комнаты, стоящей над концом стола.

DSC 0223

 Эдуар Вюйар (фр. Edouard Vuillard). Розовая комната (Розовая спальня). 1910 - 1911

Джон Дункан, один из ведущих представителей кельтского Возрождения в шотландском искусстве, впервые получил образование иллюстратора в своем родном городе Данди. После периодов работы и учебы в Лондоне и Антверпене Дункан обосновался в Эдинбурге в 1892 году. В более широком европейском контексте Дункан был представителем движения символистов. Как и кельтскими образами, он был вдохновлен ранним итальянским ренессансом, иногда работая с темперой. Его работы варьировались от фресок и картин до витражей и книжных иллюстраций. Согласно легенде об ирландской Святой Невесте, она была чудесным образом доставлена ​​в Вифлеем, чтобы присутствовать на Рождестве Христовом. Здесь два ангела несут святую в белом одеянии через море. Морской пейзаж отражает увлечение Дункана Внешними Гебридами и островом Иона. Птицы и тюлени создают впечатляющий натуралистический фон для сверхъестественных ангелов, перекрывающих узорную границу. Сцены из жизни Христа украшают мантии ангела и включают в себя автопортрет художника в виде крошечного клоуна (святого глупца), сопровождающего процессию волхвов на платье главного ангела.

DSC 0298

 Джон Дункан (фнгл. John Duncan). Святая невеста 1913