Kapitolinische Museen

 

Холм богов и славы

Место проведения триумфов, осенённое гением Микеланджело

 

 

P1250629 0

Капитолий, один из семи холмов Рима, возвышается над Форумами, неподалёку от Ватикана. В этом месте, посвящённом в старину богам, находится несколько величайших творений Микеланлжкло. С вершины монументальной лестницы Кордонато открывается величественный и гармоничный вид на площадь. На холме располагается священный акрополь античеого Рима – конечная цель триумфальных кортежей римских полководцев, проходивших по улице Виа Сакра. На одной из его вершин находится храм Юпитера Капитолийского, окружённый другими святилищами. Здесь же возвышалась Тарпейская скала, с которой сбрасывали предателей родины.

IMG 1015 1

Капитолийская площадь была построена по приказу Павла III по проекту Микеланджело, которому папа в 1537 г. поручил обустроить участок, где в 1453 г. Росселлино обновил Палаццо деи Консерватори, спланировав обращённую  форумам площадь. Микеланджело изменил её планировку, развернув площадь к базилики Святого Петра. Пространство обрамлено реконструированным Палаццо Сенаторио (Сенаторским дворцом), слева расположен Палаццо Нуовао (Новый дворец), слева находится базилика Санта- Мария-ин-Арачели, справа – Палаццо деи Консерватори (Дворец хранителей).

IMG 0906 0

Слева от лестницы (при восхождении) находится статуя Кола ди Риенцо (итал. Cola di Rienzo, 1313-1354) – итальянского политического деятеля, уроженеца Рима, сына трактирщика и прачки, который сумел получить хорошее образование, был страстным почитателем античности.

IMG 0922 1

Также Микеланджело является автором проекта Кордонаты и балюстрады; в центре площади он установил конную статую Марка Аврелия (в настоящее время её оригинал находится в Капитолийских музеях).

IMG 0923 0

Вершину лестницы венчают статуи легендарных братьев–близнецов Кастора и Поллукса Диоскуров, которые были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Странность их происхождения подчёркивается маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца. Повзрослев, юноши приняли участие в походе аргонавтов, Калидонской охоте и стали победителями Олимпийских игр (Кастор в беге, а Поллукс в кулачных боях). Статуи Диоскуров были найдены в 1583 во время раскопок театра в городе Помпеи. Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана "Trofei di Mario" (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля). Строительство комплекса завершилось после смерти мастера, при этом его приемник Джакома делла Порта, в основном, сохранил первоначальный проект. В 1940 г. площадь была вымощена в соответствии с замыслом Буонарроти.

IMG 0913 0К архитектурному комплексу относятся Капитолийские музеи. В состав комплекса входят Палаццо деи Консерватори, Палоццо Нуово и часть Палаццо Сенаторио. В основу музейных коллекций было положено небольшое собрание античных бронзовых статуй, подаренных Сикстом IV в 1471 г. Коллекции приумножились в XVI в., особо значительным был дар Пия V. В 1734 г. Климент XII основал Капитолийский музей, открытый для публики; через несколько лет Бенедикт XIV открыл картинную галерею (Пинакотеку). Коллекции были переоборудованы в 1925 г. с открытием Нового музея, расположенного в Палаццо Каффарелли. В 1952 было оборудовано Новое крыло;  в 1957 г. в подземном переходе между дворцами открылась Галерея Лапидария (1939-1941 гг.). К комплексу относится Табуларий; в настоящее время ведутся работы по расширению и обустройству данного музея. В Сенаторском дворце расположена римская мэрия; в центре широкой лестницы, украшенной с обеих сторон статуями Нила и Тибра, установлен фонтан с Минервой в образе богини Ромы.

IMG 0908 1

Статуя Тибра

P1250622

Фонтан с Миневрой в образе богини Ромы, олицетворяющей город Рим

P1250621

 Статуя Нила

P1250620

Палаццо Нуово

Палаццо Нуово (итал. Palazzo Nuovo) – дворец XVII века, в котором размещена уникальная коллекция греческих и римских скульптур Античности. Первый камень в фундамент Палаццо Нуово был заложен в 1571 году, однако строительство завершилось только в 1663. Проектом здания, как и планировкой всей Капитолийской площади, занимался Микеланджело Буонарроти. По замыслу зодчего, Новый дворец должен был копировать облик симметрично расположенного на другой стороне площади Дворца консерваторов. Оба здания были призваны фланкировать вертикальную и смысловую доминанту площади – Дворец сенаторов. Архитекторы Джироламо и Карло Райнальди придерживались проекта, разработанного Микеланджело, особенно в части фасада.

P1250625

Двор Палаццо Нуово украшает Фонтан Марфория эпохи Флавиев, с двумя Сатирами по бокам; в атриуме находится статуя Минервы и Марса в доспехах. Мраморная статуя изображает морского бога, и датируется второй половиной I века. В 1588 году статуя была установлена на площади Сан-Марко, а в 1594 архитектор Джакомо Делла Порта использовал её в создании фонтана для Капитолийской площади. После постройки Палаццо Нуово, фонтан со статуей поместили во дворе нового здания. Фонтан Марфория – это так называемая "Говорящая статуя". Возле него собирались граждане Рима и выражали своё недовольство властью через эпиграммы в стихах или прозе.

P1250956В Египетском зале экспонируются находки из храмов Изиды и Сераписа; особого внимания заслуживает саркофаг Амендолы, хранящийся в комнатах первого этажа.Широкая парадная лестница ведёт к Галерее со статуями и каменными надписями. В Зале голубок, названном так по сюжету мозаики из виллы Адриана в Тиволи, можно полюбоваться статуей девушки и Италийскими таблицами со сценами из Троянской войны. В Кабинете Венеры хранится изумительная Венера Капитолийская, выполненная по образцу Афродиты Книдской Праксителя. В Зале императоров экспонируются 65 бюстов римских императоров и членов императорских семейств. В Зале философов – 80 бюстов и портретов греческих и римских философов и писателей, в том числе портреты Гомера и Сократа. Салон украшен статуями Зевса, Асклепия и Геркулеса-ребёнка, кентаврами из виллы Андриана, Амазонкой, копией скульптуры Поликлета, а также статуями римских императоров (II-III вв.). на стене Зала фавна, чьё название связано со статуей Фавнв из виллы Андриана, находится бронзовая скрижаль с "Законом о верховной власти Веспасиана". И, наконец, в Зале гладиатора, названном по имени знаменитой статуи Умирающий галл, копия эллинистическогооригинала, можно полюбоваться Раненой амазонкой, приписываемой Фидию (V  в. до н.э.), отдыхающим Сатиром, копией скульптуры Праксителя (IV  в. до н.э.), эллинистической Юноной (III  в. до н.э.) и скульптурной группой Амур и Психея.

Палаццо деи Консерватори

Палаццо Консерватори (итал. Palazzo dei Conservatori) – дворец XV века, в котором размещена уникальная коллекция греческих и римских скульптур Античности, а также картинная галерея (Капитолийская Пинакотека).  Здание построили для проведения заседаний сенаторов одной из главных магистратур Рима. Прежде на этом месте находились судебные органы, называвшиеся "Conservatori dell'Urbe", в память о которых Палаццо  получило современное названием. Однако уже в 1560 году благодаря гениальному проекту Микеланджело Буонарроти дворец был перестроен. Именно с этого дворца началось формирование Капитолийских музеев. В рассположенном на втором этаже Зале Триумфов установлены две статуи, подаренные Сикстом IV в в 1471 г.: Мальчик, вынимающий занозу (I в.), а также Капитолийский Брут (IV-III вв.). В Зале волчицы хранится статуя Капитолийской волчицы, символа Рима; считается, что она была выполнена в V в. до н.э., но, возможно, это средневековая работа. В Зале гусей с двумя бронзовыми утками экспонируется мраморная голова Медузы Бернини. В музее хранятся фрагменты легешдарного храма Юпитера Капитолийского, а в Зале средневековья установлена статуя Карла I Анжуйского, приписываемая Арнольфо ди Камбио.

P1250624

Внутренний двор (Cortile) представляет собой место, украшенное отдельными архитектурными элементами разных древнеримских сооружение и зданий. Вдоль правой стены хорошо видны сохранившиеся арки старого здания V века. Главным экспонатом Внутреннего двора являются фрагменты огромной 12–метровой статуи Колосс Константина (ок. 324 г.). Статуя представляла собой сложную конструкцию из мрамора и позолоченного дерева. Тело императора, скрытое под гигантской парчовой тогой, было выполненное из деревянных балок, а голова, руки и ноги – из мрамора.

P1250632 0

В 1720 году в портике двора разместили великолепную скульптурную группу – богиня Рома и два пленённых варварских правителя. Ранее группа входила в коллекцию кардинала Чези и была выкуплена папой Климентом XI именно для Капитолийского музея.

P1250633 0

На левой стороне двора помещены рельефы, изображающие провинции Рима, найденные в руинах Храма Божественного Адриана на площади Пьетра в Риме.

P1250634

Пространство Дворца консерваторов было изначально предназначено для коллекции самых древних памятников Античности, что было для Рима национальным наследием, которое непрерывно пополнялось новыми архиологическими находками, многие из которых были найдены здесь же на территории Капитолия.

P1250635

Парадная лестница (Scalone) ведёт на верхние этажи. На лестничных площадках размещены большие исторические рельефы, посвящённые императорам Марку Аврелию и Адриану, а также панели инкрустированные цветным мрамором из Базилики Юния Басса на холме Эсквилине.

P1250933 1

На стенах размещены две удивительных, почти симметричных мозаики с тигром и телёнком (обе 1,24 метра высотой и 1,84 метр шириной). Эти пластиночные панели, выполненные из цветного мрамора (римские произведения второй четверти IV века н.э)., получены из базилики Джуньо Юний Басс, римского консула 317 года. Другие две небольшие панели находятся в Палаццо Массимо (итал. palazzo Massimo) Национального римского Музея.

P1250933 2

 

P1250934 1

 

P1250934 2

 

P1250935 0

 

 


 

 

 

В эпоху Возрождения произведения античной скульптуры, в том числе и их фрагменты, были самыми желанными объектами коллекционирования. Их находили случайно во время строительных работ или добывали в результате целенаправленных раскопок, носивших в то время бессистемный и порой грабительский характер. Ими украшали дворцовые сады, их устанавливали на фасадах и в оградах усадеб и вилл. По мере формирования коллекций скульптуры появилась и потребность в их более упорядоченном экспонировании. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещение, в котором оно экспонируется, называли "антикварий". Одним из первых был основан антикварий на Капитолии в Риме. Некогда политический и культовый центр Рима, Капитолийская площадь в средневековую эпоху служила городским рынком. Здесь стояли извлеченные из мавзолея Августа надгробные памятники супруге и одному из сыновей римского военачальника Германика. Имеющиеся в них углубления использовались в качестве эталона меры для зерна и соли. На лестнице, ведущей в Капитолийский дворец, где проводились судебные заседания, возвышалась скульптурная группа, которая изображала льва, терзающего коня. Она служила символом карающей справедливости, ведь здесь часто оглашали смертные приговоры. В 1594 году ученик Микеланджело Руггеро Баскапе добавил лошади голову, ноги и хвост, а льву – задние лапы.

P1250687

К середине XVI в., пополнившись новыми поступлениями, Капитолийский антикварий приобрел огромную известность, а впоследствии перерос в Капитолийский музей, который считается одним из старейших в мире. У входа в музей расположена статуя эпирского царя Пирра в образе бога войны Марса.

P1250954 1

Шедевр античного искусства – статуя Венеры Капитолийской, римской копии с греческого оригинала эпохи эллинизма. Памятник экспонируется в отдельном центрическом в плане зале – Кабинете Венеры, пространственная и художественная оранжировка которого максимально выявляют достоинства этого произведения. Богатое убранство интерьера включает отделку цветными мраморами, лепнину, кессоны сводчатого потолка, облицовку стен. Статуя на высоком постаменте расположена в центре небольшого зала, что даёт возможность для кругового обзора, а значит, и наиболее полного восприятия круглой скульптуры. Фронтальный обзор дополнен эффектом архитектурной рамы: ниша одной из стен Кабинета становится композиционным обрамлением памятника и дополнительно выделяет его в пространстве интерьера.

IMG 0991 1

 

IMG 1012

 

IMG 0990

 

P1250955

В конце Галереи degli Horti, перед посетителями музея открывается новый зал Капитолийских музеев, названный греческим термином "экседра", который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный архитектором Carlo Aymomino, в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Зал торжественно открыли в 2005 году. Фрагменты бронзового колосса императора Константина ( IV в.н.э. ) – голова, часть руки и ноги. Статуя первоначально была в положении стоя и достигала 12 м. высоты. Высота головы 177 см, руки 150 см.

P1250686 1

 

P1250692 0

Античная и средневековая коллекция скульптуры занимает 25 залов, первые из которых – Залы Горациев и Куриациев, где помещены фрески с эпизодами времён первых римских царей. Именно в этом зале был подписан Римский договор 1957 года, заложивший основу для создания Европейского экономического сообщества.

P1250639

Две монументальные статуи пап обращены друг к другу на двух коротких сторонах комнаты: одна изображает Урбана VIII в мраморе; работа Бернини и его учеников (1635-1640), в то время как бронзовая статуя Иннокентия X является работой Альгарди (1646-1650).

P1250647

 

P1250646

Зал капитанов


В комнате проводились заседания Секретного совета и Трибунала Консерваторов. Его современное название связано с наличием скульптур конца XVI века и первых десятилетий XVII века в честь прославленных генералов, отличившихся в боевых действиях. Были повторно использованы древние вооруженные скульптуры, современные скульпторы завершили недостающие части. Фрески на стене работы Томмазо Лаурети конца XVI века. Они относятся к ранней республиканской эпохе и в виде гобеленов иллюстрируют различные эпизоды древней римской доблести. Комната также содержит каменные скрижали и портретные статуи известных людей и начальников Папской Милиции.

P1250649Величественная статуя в честь Карло Барберини, брата папы Урбана VIII (1623-1644).

P1250649 0

Битва при Регильском озере – главное сражение Первой Латинской войны. 

P1250650 1

Фреска, изображающая поединок Горациев и Куриациев

P1250640

Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д’Арпино (итал. Giuseppe Cesari, Cavalier d'Arpino; 1568-1640) – итальянский живописец-маньерист. Обучался под руководством своего отца – Чезаре д’Арпино, а также Р. Мотты и Кр. Ронкалли (Cristoforo Roncalli; 1552-1626). В 13 лет был уже настолько искусен, что расписал фасад одного из римских палаццо и вскоре за тем составил себе известность картинами, исполненными по рисункам Микеланджело. Григорий XIII и девять следовавших за ним пап поручали Чезари более или менее важные работы. Кардинал Альдобрандини, для которого он написал Юдифь (на вилле Альдобрандини, во Фраскати), взял его с собою в Париж, где король Генрих IV сделал его кавалером ордена св. Михаила. Впоследствии, будучи приглашен в Неаполь, Чезари изготовил картоны для стенной росписи ризницы при тамошней церкви св. Януария (хранились в церкви), но интриги живописца Коренцио помешали ему написать по ним фрески. Важнейшими из произведений Чезари считаются фрески на сюжеты древнеримской истории, украшавшие большую залу в палаццо деи Консерватори в Риме. Другие его работы находились в римских церквях Сан-Сильвестро на Монтекавалло, Санта-Прасседе и Санта-Мария-Маджоре и в церкви Сан-Франческо в Перудже. Художник написал очень много картин и слыл в своё время первым среди римских живописцев. Он открыл свою школу, в числе учеников был Гвидо Аббатини. Картины Кавалера д’Арпино имелись на севере Европы, в Луврском музее в Париже, в Мюнхенской пинакотеке, в Дрезденской, Дармштадтской и некоторых других галереях и в Императорском Эрмитаже ("Св. Клара при осаде города Ассизи".

P1250642

Зал капитанов, входящий в число парадных залов Палаццо деи Консерватори. В центре статуя Марко Антонио Колонна (1535-1584), который командовал папским флотом в битве при Лепанто против турок (1571). 

P1250651

Зал триумфов (Зал торжеств)


Фрески, которые проходят вдоль верхней части стен, созданы Микеле Альберти и Якопо Роккетти в 1569 году. Они изображают триумф Луция Эмилия Павла над королем Македонии Персеем. Кессонный деревянный потолок остался единственным среди созданных во дворце Фламинио Болонье. В этом зале также установлены большие бронзовые скульптуры Капитолийского Брута, Спинарио и Камилла.

P1250655

 

P1250657

 

P1250652

Символ Рима – знаменитая бронзовая статуя волчицы (VI-V вв. до н.э.). Предполагается, что статуя может быть работой этрусского скульптора из Вей Вулка. Волчица изображена кормящей близнецов Ромула и Рема. Фигурки малышей не сохранились; су­ществующие ныне – работы Поллайоло – были добавлены в XV в.

P1250663

Зал гусей


Изобразительные украшения комнаты восходят к середине XVI века времен понтификата Папы Павла III. Фриз состоит из небольших панелей с игривые сцены на фоне реальных или воображаемых ландшафтов, чередующихся с военными трофеями и цветочными и фруктовыми триумфами. Два бронзовые гуся XVIII в. дали комнате свое название. В комнате стоят бронзовая ваза в виде бюста Исиды и голова Медузы работы Бернини.

Меж двух гусей стоит бюст Микеланджело.

P1250664

Зал орлов


Прекрасные деревянные потолки с нарисованными пейзажами чередуются с резными золочеными розетками. Фриз ниже того же периода, что и в зале гусей, имеет ряд панелей, отображающих вид на Рим. Овальные медальоны показывают некоторые эпизоды из истории республиканского Рима. Небольшие бронзовая и мраморная статуи, украшенные символами плодородия и головами животных, являются копиями греческих статуй из храма Артемиды в Эфесе. Два мраморных орла дали комнате свое название.

P1250667

На втором этаже расположены три зала Кастеллани (Castellani). Хранящиеся в них кспонаты были подарены музею известным ювелиром и коллекционером А.Кастеллани в 1867 году, работавшим тогда директором Капитолийских музеев. Он принимал активное участие в культурной жизни города и пополнял музейные коллекции на собственные средства.

P1250670

В залах Кастеллани насчитывают около 700 экспонатов, найденные В многочисленных некрополях древней Этрурии, Лацио и Великой Греции (VIII/IV вв.до н.э.). В витринах первых двух залах хранится керамика, сделанная из серо-чёрной глины с импасто, и керамика буккеро – характерный этрусский вид.

P1250673

В третьем зале находится Тенза Капитолина (Tensa Capitolina) – парадная колесница покрытая бронзовой отделкой, на которой изображены сцены из жизни Ахилла.

P1250675

Бронзовый конь – классическая греческая скульптура, найденная в 1849 году в котловане, вырытом по переулку Пальм (сегодня переулок Атлета) на правом берегу Тибра в квартал Рима Трастевере (итал. Trastevere), восстановленная и выставленная в Капитолийских Музеях в 2007 году. Скульптура представлена бегущим голопом конём. Передняя правая нога вытянута вперёд, другая приподнята; ноздри расширены, уши находятся в асимметричном положении. На спине имеется брешь, которую заполнял сидящий в седле всадник, держащий за возжи коня. Фигура всадника была, вероятно, заменена в середине I века до н.э. другой и этой второй фигуре могла принадлежать бронзовая нога, найденная вместе с конём. Находка считалась греческим оригиналом, была датирована V или IV век до н.э. , её приписывали афинскому скульптору Фидию, чье присутствие в Риме известно по группе диоскуров (итал. Dioscuri – отроки Зевса) у храма Юпитера. Профессор Филиппо Коарели (итал. Filippo Coarelli) считал скульптуру частью композиции "Турма Александра" оригинальной работы греческого мастера Лисиппа (ок. 370-300), который изобразил Александра Великого и двадцать пять всадников (баронов, управлявших гористыми областями Македонии), погибших в битве при Гранике в 334 до н.э. Скульптурная группа была создана для одного из храмов города Дион в Македонии. В Рим её перенёс военачальник и политический деятель Квинтус Сикилиус Метеллус Македоникус после завоевания Македонии в 146 году до н.э. Итальянский архитектор и археолог Луиджи Канина (итал. Luigi Canina) также предположил, что конь был размещён в портике Метелло (лат. Porticus Metello), ставшим потом портиком Октавии (лат. Porticus Octaviae).

P1250676

В залах Horti Lamiani хранятся экспонаты, найденные в усадьбе римского консула Луция Элия Ламия. Сады консула эпохи Тиберия, находились на Эсквилинском холме Рима (теперь – площадь Витторио Эммануэле). При раскопках усадьбы в 1875 году, археолог Р. Ланчани, нашел подземный туннель длинной 80 метров, пол которого был покрыт мозаикой из качественного минерала – кальцитовый алебастр. Только часть пола сохранилась по сей день.

P1250702

 

P1250680

Статуя Афродиты, выходящей из воды. Также известна как Венера Эсквилинская (I в. н.э.).

P1250678

 По другим данным – идеализированный портрет Клеопатры VII из Египта. 

P1250682

 

P1250715

Бюст императора Коммода в образе Геракла в шкуре льва и с золотыми яблоками Гесперид. В последние годы правления император стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом, сыном Аврелия, а Геркулесом, сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь – геркулесом, октябрь – непобедимым, ноябрь – преодолевающим, декабрь – амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые нелепые просьбы императора.

P1250691

 

P1250704

 

Галерея degli Horti - это коридор, который связывает между собой все предыдущие залы с экспонатами, найденные в разные усадьбы. В коридоре среди многочисленных шедевров времен античности можно увидеть: две большие мраморные вазы ( I в.н.э.), на одной изображен брак между Парисом и Еленой, 

P1250693

 на второй вазе изображен ритуал посвящения в культ Диониса.

P1250701

Мраморный римский саркофаг, найденный в Виковаро, увенчан скульптурами супружеской пары. Передняя стенка украшенный барельефами со сценой Калидонской охоты, на которой этолийский герой Мелеагр, сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи, убивает копьём чудовищного вепря, погубившего урожай, выворачивавшего с корнем деревья, убивавшего скот и людей. Резная усыпальница свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

P1250694

Статуя сатира Марсия. Копия с греческого оригинала. II в. н.э. 

P1250697

Мозаика с изображением Ореста и Ифигении. История Ореста была весьма популярна в "античности". Ее рассказывали такие известные авторы, как Гомер, Еврипид, Эсхил, Аполлодор, Гигин, Софокл, Павсаний, Сервий.

P1250699

 

P1250707

Борющийся Геракл. Копия с греческого оригинала. 

P1250708

 

P1250709

 

P1250710

 

P1250711

Статуя Геркулеса (позолоченная бронза, II век до н.э.) 

P1250712

 


 

 

Капитолийская картинная галерея

Галерея, основанная Бенедиктом XIV около 1750 

P1250721 1

 

P1250733 1

 

P1250734

 

P1250720

 

P1250722

Мария Феличе Тибальди – итальянская художница-миниатюристка, в 1739 вышедшая замуж за французского живописца Пьера Сюблейра. Она "растворилась» в творчестве супруга, многие картины, как и эту, они создали совместно. По-видимому, общая концепция и композиция данной работы принадлежат ему, так как она является вариантом произведения "Пир у Симона Фарисея" (1748, Капитолийские музеи, Рим) его кисти. Примечательно, что десятью годами ранее Сюблейра уже написал подобный сюжет, сейчас это полотно хранится в Лувре. Едва заметная деталь представленного произведения – сосуд для благовоний и его крышечка – однозначно идентифицирует женщину, помазывающую ноги Иисусу Христу, как Марию Магдалину (это ее непременный атрибут в западной живописи).

P1250724

 

P1250739

 

P1250740

 

P1250742

 

P1250737 1

 

P1250735 1

 

P1250727

 

P1250728

 

P1250746

 

P1250759 0

 

P1250757

Гийом Куртуа – французский художник, работавший в историческом, религиозном, аллегорическом, портретном и пейзажном жанрах. Он создавал фрески, гравюры и рисунки. Мастер принадлежал кругу Пьетро да Кортоны. Хронология его творчества малоизвестна (автор почти никогда не подписывал и не датировал свои произведения). Его первые известные картины близки работам Питера ван Лара или Черкуоцци. В 1650-х Куртуа путешествовал, выполнял заказы Медичи, правителя Сиены. Обосновавшись в Риме, он вступил в орден иезуитов и написал религиозные композиции.

История битвы Давида и Голиафа рассказана в Ветхом Завете (1 Цар. 17:38–51). Армии филистимлян и израильтян расположились станами друг против друга. От первых для единоборства вышел великан Голиаф из Гефа, в медном шлеме, чешуйчатой броне и наколенниках, «древко копья его было как навой у ткачей». Противник филистимлянина юноша Давид отказался от предложенного Саулом снаряжения и вместо этого взял пять камней для своей пращи и положил их в пастушескую сумку. Битва длилась недолго. Два соперника направились друг к другу, обмениваясь насмешками. Давид достал камень, метнул его и поразил противника в лоб, убив его. Затем герой быстро выхватил из ножен меч и отсек Голиафу голову, что было сигналом для израильтян атаковать, и они разгромили врага. Эта история стала прообразом искушения Христа дьяволом в пустыне. Она использовалась в более широком контексте как символ победы над грехом.

P1250744 0

Тиарини сформировался в болонском маньеристическом кругу Бартоломео Чези. Во Флоренции в 1599 он оказался среди последователей большой маньеристической традиции и продолжал писать в несколько абстрактной манере, используя холодные и светлые цвета. По возвращении в Болонью в 1607 он, однако, очень естественно входит в группу воспитанников Карраччи, развивая свою собственную стилистику и увлекаясь новыми натуралистическими концепциями. Его палитра становится темнее и насыщеннее, а его "тенебризм" достигает подлинного драматизма. Вскоре творческая энергия Тиарини исчерпала себя; но работы, исполненные в первой четверти XVII в. (в Болонье и Реджио), принадлежат к числу самых ярких произведений болонского академизма.

P1250748 1

Сын шелкоторговца Франческо Альбани с 12 лет начал учиться у нидерландца Кальваерта и потом у Карраччи, а другом его юности и соучеником был Гвидо Рении, пока их не разделило и не сделало врагами  соперничество. Альбани написал более 50, по большей части превосходных, запрестольных образов, достойных школы Карраччи. Но с особенною любовью он рисовал идиллические сцены античных мифов, которым и посвящена большая часть его произведений. Альбани имел от своей второй жены 12 детей такой замечательной красоты, что находил в них лучшие модели для своих шедевров ("Спящая Венера", "Купание Дианы", "Похищение Европы" и др.), что придавало, однако, некоторое однообразие чертам лиц в изображённых фигурах.

P1250754 1

Джованни Бальоне – историк искусства позднего маньеризма и раннего барокко, часто цитируемый, особенно в связи с Караваджо, его заклятым врагом. Однако Бальоне и сам был художником, и по иронии судьбы многое в его манере письма – именно от великого мастера. К моменту создания этой картины главным украшением венецианской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари уже двенадцать лет являлся грандиозный алтарный образ Тициана "Вознесение Богоматери" (1518), находящийся там и по сей день. На названных полотнах обращает на себя внимание разительное сходство композиции и фигур Богоматери. Это объяснимо: Тициан неслучайно почитался главой венецианской школы, вполне естественно, что его влияние было велико. Работа мастера грандиозна, хотя картина Бальоне формально даже больше. Очевидно, что есть кардинальное различие между величиной и величием. При всей сноровистости исполнения, творению "Мадонна во славе" не хватает духовной силы.

P1250763 0

Итальянец по происхождению, Джованни Франческо Барбьери, таково настоящее имя Гверчино, получил свое прозвище из-за природного изъяна, он имел косоглазие (итал. guercino – косой). Крещен был маленький Джовани в феврале 1591 года в городе Ченто феррарской провинции. История его семьи и детских лет жизни доподлинно не ведома, но известно, что мальчик Барбьери очень любил живопись и проявлял тягу к искусству с ранних лет. "Кормился" Гверчино искусством братьев Карраччи. Его творчество основано на главных постулатах болонской школы живописи, хотя манера написания полотен чем-то напоминает кисть Караваджо. Некую схожесть выдают резкая игра света и тени, трагизм теней и полутонов и выбеленные образы главных персонажей сюжета. Следует отметить особый спрос у сановников церкви на его работы. Пример тому несколько произведений, написанных по заказу для кардинала Серра, обратившего внимание на талант художника. Гверчино черпал сюжеты и технику письма из алтарных картин в церквях Ченто и близлежащих окрестностей. Мастер любил свою Родину, заимствуя мотивы из жизни простого человека. Полотна его пропитаны духом самобытности и спокойствия, грубыми и беззаботными типажами, натуральностью и мелкой проработкой мимики героев.

P1250766

 

P1250769 1

 

P1250772 1

 

P1250775

 

P1250778

 

P1250799

Картина итальянского художника Гвидо Рени (итал. Guido Reni 1575-1642) "Полифем" изображает сцену мести циклопа Одиссею. Во время своего возвращения на Итаку с Троянской войны царь Одиссей высаживается со спутниками на острове циклопов и попадает в пещеру, оказавшуюся жилищем Полифема. Тот обнаруживает пришельцев, берёт их в плен, запирает в пещере и пожирает три пары спутников Одиссея. Хитроумный Одиссей дожидается, пока Полифем уснет, и во сне выкалывает колом единственный глаз циклопа. Пленникам удаётся покинуть пещеру разъяренного, но слепого Полифема, спрятавшись в стаде овец. Однако Одиссей называет циклопу свое настоящее имя и Посейдон начинает мстить герою по просьбе Полифема.

  

P1250795

Итальянский живописец Гвидо Рени (1575-1642) был приверженцем болонской школы и известен также как гравер. Одной из самых популярных тем эпохи Возрождения среди живописцев являлось мученичество святого Себастьяна. Это связано, прежде всего, с возможностью изображения обнаженной мужской натуры (не без некоторого эротического обертона). В своей картине «Святой Себастьян» Рени изобразил героя, тело которого пронзили стрелы. Себастьян мучительно изогнулся от боли и устремил свой взгляд в небо. Игра светотени, мастерски используемая художником, придает телу святого более выраженные объемы и фактуру.

P1250779 0

По-гречески "Магдалина" означает уроженку города Мигдал-Эль. Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. В Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. 

P1250784 0

 

P1250787 1

 

P1250802 1

 

P1250804 0

 

P1250811 1

 

P1250807 1

 

P1250816 1

 

P1250832

 

P1250828 0

 

P1250835 1

 

P1250837 0

 

P1250819

 

P1250824

 

P1250859

 

P1250860 0

 

P1250861 1

Известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма Помпео Джироламо Батони (итал. Pompeo Girolamo Battoni; 1708-1787) родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов. Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Батони – картины на мифологические и аллегорические сюжеты.

P1250718

Бенвенуто Тизи, прозвище Гарофало (итал. Benvenuto Tisi Garofalo, настоящее имя Benvenuto da Tisi; 1481-1559) – итальянский художник. Своё прозвище получил по гвоздике на своём гербе. Некоторые картины Гарафало, помечены вместо подписи изображением гвоздики (по-итальянски "гвоздика" – garofalо). С 1491 года Гарафало состоял в Ферраре на обучении у Доменико Панетти, а в 1498 г. отправился в странствия, которые привели его в Кремону в мастерскую Боккаччио Боккаччини. В январе 1499 г. он тайно покинул своего учителя и оправился в Рим, где работал вместе с флорентийцем Джованни Балдини. В 1501 г. он перебрался в Болонью, где два года работал в мастерской Лоренцо Коста, потом вернулся в Феррару в 1504 г. и работал некоторое время с братьями Досси. В 1509 г. состоялся его второй переезд в Рим, где Бенвенуто Тизи работал с Рафаэлем, пытаясь приблизить ломбардский стиль к стилю Рафаэля. В 1512 г. Тизи вернулся в родной город, где выполнял многочисленные заказы герцога Альфонса. В 1531 году Тизи ослеп на один глаз. Опасаясь полностью ослепнуть он дал обет, безвозмездно трудиться, включая выходные, над фресками и картинами для Феррарского монастыря бернардинок. После чего проработал еще около двадцати лет, пока окончательно не потерял зрение в 1550 году. Фрески не сохранились.

P1250841 1

 

P1250840 1

 

P1250845 1

 

P1250848 1

 

P1250853 1

 

P1250865

 

P1250855 1

 

P1250867

 

P1250869 1P1250871 1

 

P1250877 0

 

P1250880 0

 

P1250883 1

 

P1250887 1 

P1250890

 

P1250893 1

 

P1250897 1

 

P1250895 1

 

P1250901 1

 

P1250903 0

 

P1250906 1

 

P1250910 1

 

P1250911 1

 

P1250913 1

 

P1250915 1

 

P1250918

 

P1250920 0

 

P1250921 0

 

P1250924 0

 

P1250925 1

 

P1250928 0

 

P1250930

 

P1250936 0