default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Вышедшие из аббатской церкви Монтелабате, эти две картины представляли собой украшения ограды пресвитерии, которая отделяла прилегающую к алтарю территорию от той, что предназначалась для верующих. На обеих сторонах двух остроконечных панелей изображены на золотом фоне стоящие фигуры, каждая со своими характерными атрибутами. На лицевой стороне святые Павел и Пётр. Панель с изображением Павла пострадала больше всего. В его руках книга и меч, в то время как Пётр, представленный епископом, удостоен ключами и епископским посохом. 

DSC 0765

Мастер заалтарных картин из Монтельабате (итал. Maestro dei Dossali di Montelabate). Святые Павел и Петр. 1326-1330

Лоренцо одет в далматику диакониа,  держит пальмовую ветвь и закрытую книгу. Епископ Геркулафл держит в своих руках модель города Перуджа, считающуюся самым старым видом на главную площадь – Пьяцца Маджоре. Здесь можно увидеть многогранную колокольню Св. Лоренцо, входной портик на входе в собор и часовню Св. Иоанна Крестителя, характеризующуюся особой бело-розовой облицовкой. Наличие последнего здания, построенного около 1326 года – и в настоящее время встроенного в стену собора, – даёт представление о возможой дате создания этих картин.

DSC 0763

 Мастер заалтарных картин из Монтельабате (итал. Maestro dei Dossali di Montelabate). Святые Геркулафл и Лаврентий.

Этот полиптих, автором которого недавно было определён Мастер заалтарных картин из Монтельабате, был перенесйн в 1879 году из хора монахинь Святого Фомы в галерею. На нём  изображены Мадонна с Младенцем,  святые Агнесса, Иаков, Франциск и Екатерина Александрийская. Отдельные панели поместили в общую раму во время реставрации в 1920 году.

DSC 0767

Мастер заалтарных картин из Монтельабате (итал. Maestro dei Dossali di Montelabate). Мадонна с Младенцем и святыми. 1330

Эти две панели из того, что первоначально было двусторонним запрестольным полиптихом, вошли в 1872 году в галерею из монастыря Св. Антония Падуанского, Пачано-Веккьо, за пределами Перуджи. Они датированы по стилистическим признакам началом XIV века и являются автографическими работами так называемый маэстро (мастер) ди Пачано. На самом деле, монастыря Св. Антония до 1496 года не существовало, так что это было явно не первональное местоположение картины. Вполне возможно, что её оригинал был написан для монастыря Монтерипидо, который, как и Сант-Антонио, принадлежал монахам-францисканцам. В 1502 году монахи Монтерипидо заказали её один подобный двухсторонний алтарь; при этом, возможно, они передали свой оригинальный алтарь братству Св. Антония. На лицевой стороне полиптиха изображена Мадонна с Младенцем на троне и ангелами. Необычно то, что младенец Иисус подпоясан вокруг талии шнуром с тремя узлами, что указывает на привычку францисканцев. Две фигуры преклоняют колени перед троном: мирянин, предположительно донор, слева; и францисканец, справа. Он носит по своей привычке залатанный плащ, над ним лучистый ореол, свидетельствующий о его канонизации. Если гипотеза относительно первоначального местоположения полиптиха верна, то эта фигура почти наверняка является блаженным Гилисом Ассизийским, ранним францисканцем, жившим на месте более позднего монастыря Монтерипидо. Восемь святых занимают мнимые эдикулы с каждой стороны. Слева: Архангел Михаил; Клара Ассизская; Франциск (который держит текст). Справа: Павел; Людовик Тулузский; Антоний Падуанский; и Мария Магдалина (представлена ​​как отшельник, укрытая только своими длинными волосами). Задняя часть полиптиха сильно повреждена; изначально изображала пять сцен из Страстей Христовых. Центральная панель, которая почти наверняка содержала Распятие, была потеряна.

DSC 0770

Мастер ди Пачано. Мадонна с Младенцем на троне и святые. Начало XIV века.

DSC 0820

Мастер ди Пачано. Обратная сторона полиптиха. Начало XIV века.

Этот великолепный образец расписанного креста прибыл в Национальную галерею Умбрии по завещанию американского коллекционера и критика Фредерика Мейсона Перкинса (итал. Frederick Mason Perkins), который умер в 1955 году в Ассизи. На кресте с золотым фоном виден второй крест, окрашенный в чёрный цвет, установленный на горе Голгофа, внутри которой находится череп Адама, залитый кровью, которая течёт ручьями из ног Христа. В прошлом были убраны крепёжные элементы креста, что привело к потере верхней части с изображением пеликана, кормящего детенышей в гнезде, и боковых панелей, где, вероятно, были изображены Мадонна и Иоанн Богослов. Христос изображен с опущенной головой и закрытыми веками, опухшими от смерти, и сухожилия рук, растянутые безжизненным весом. Сын Божий представлен в момент смерти, что подчеркивает всю глубину трагедии.

DSC 0773

Последователь Джотто. Крест Перкинса. Первые десятилетия XIV века

Под крестом Перкинса расположены три небольших панели: Святая Мария Магдалина, Мадонна с Младенцем и переносной триптих. Маленький полностью позолоченный планшет изображает принесённую на небеса четырьмя ангелами Святую Марию Магдалину, до ног покрытую длинными светлыми волосами. Над ними, вверху, приведены святые Иаков, Иоанн Креститель и Маргарита; внизу размещены святые епископ Петроний и Христофор. На оборотной стороне – украшение из маленьких цветов на красном фоне.

DSC 0774

 Мастер из Веруккьо (итал. Maestro di Verrucchio). Мария Магдалина и святые. 1330-1340

Изображённая по пояс Мадонна с Младенцем, подписанная мастером из Перуджи, вошла в Академию изящных искусств в 1810 году. Первоначальное её местонахождение неизвестно, однако рама, которая является оригинальной, содержит по краям следы четырёх железных петель, что указывает на наличие у неё деревянных ставень в оригинальном исполнении. На золотом фоне изображена Богородица, завернутая в плащ цвета охры, украшенный густыми золотистыми бликами. Она держит на руках одетого в красную тунику и сандалии Младенца Иисуса, который повернул своё лицо к Матери и ласкает рукой её подбородок интимным и нежным жестом настолько естественно, что его движение резко контрастирует с каноническим содержанием композиции (версия, которую с радостью называли "Богоматерь Светлого Дитя"). Сцена обрамлена полосой, внутри которой выгравированы буквы и ветка листьев, причём последняя имеет чисто декоративное назначение. Растительный мотив также изображен внутри большого ореола Мадонны. В квадратах верхних углов различимы два профиля на золотом фоне; вероятно, это заказчики картины.

DSC 0777 0

 Мастер жития Марии. Мадонна с Младенцем. 1320-1330

Эта небольшая роспись на пергаменте, которая когда-то могла украшать спину скинии, была недавно приписана Пуччио Капанне (итал. Puccio Capanna). Она поступила в Академию изящных искусств в 1810 году из неизвестного источника. Две основные сцены изображают Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов (слева) и Распятие с Богородицей и Иоанном Евангелистом (справа). Каждое из этих изображений окружено фигурами святых, в том числе францисканцев. В левом столбце изображены: Святые Пётр, Георгий, Людвиг Тулузский, Мартин, Екатерина Александрийская и среди них Мадонна с младенцем и ангелами. Центральный столбец: Святой Иоанн Креститель, апостол, Святой Франциск, святой с мечом, благочестивая женщина, Распятие на кресте. Правый столбец: святые Павел, архангел Михаил, Антоний Падуанский, Христофор, благочестивая женщина.

DSC 0780

 Пуччио Кампана (итал. Puccio Capanna). Мадонна с Младенцем и Распятие. 1335-1345

Переносной триптих, созданный в 1370-1390 годах, содержит слева: святые архангел Гавриил, Варфоломей, аббат Антонио, Франческо, Лоренцо; в центре – мистический брак св. Екатерины Александрийской, св. Маргарита Антиохийской; шпиль: распятый Христос между Марией, Иоанном Евангелистом и Магдалиной; справа: провозглашена Благовещение, Рождество.

DSC 0786

 Портативный триптих. Неизвесстный умбрийский художник второй половины XIV века.

 Переносной триптих 1380-1390 гг. Слева: святые Иаков и Аполлония; в центре – Мадонна с Младенцем между святыми Екатериной Александрийской и Луцией; справа: святые Франческо и Агнесса.DSC 0789

 Неизвесстный умбрийский художник второй половины XIV века.

Эти две панели, относящиеся к маэстро из Пачано, в XIX веке числились в ризнице церкви Святого Франческо и были переданы в галерею в 1869 году. Вероятно, они образовывали внешние панели триптиха. На этих панелях изображено Поклонение волхвов с Архангелом Гавриилом, Святым Петром Мучеником и Святым Франциском; и Представление Христа со святыми Людовиком Тулузским и Домиником, а также Благовещение Девы. Иконография повествовательных сцен зависит от фресок (ок. 1320) в южном трансепте нижней церкви Святого Франциска Ассизского. Это говорит о том, что триптих был создан в начале 1320-х годов, вскоре после образования братства Св. Франциска. Это мог быть алтарь, перечисленный в инвентарной описи, проведенной в 1326 году. Присутствие в панелях как францисканских, так и доминиканских святых объясняется тем фактом, что братства в Перудже, посвященные соответственно Франциску и Доминику, были тесно связаны. Ранняя дата панелей предполагает связь с момента создания обеих братств.

DSC 0808

Панель из триптиха. Начало XIV века.

Этот небольшой религиозный триптих, приписываемый сиенскому художнику Якопо ди Мино дель Пелличчайо (итал. Jacopo di Mino del Pellicciaio), был передан в галерею из церкви Святого Доменика в 1863 году. На нём изображён Мистический брак святой Екатерины со святым Ансаном из Сиены и Богом-Отцом наверху (на центральной панели), а таккже святая Мария Магдалина с архангелом Гавриилом сверху (слева) и Святая Елизавета Венгерская (которая была канонизирована в церкви Святого Доменика в 1235 году) с Благовещением Девы выше (справа).

DSC 0798

 Якопо ди Мино дель Пелличчайо. Портативный триптих. 1380

Распятие приписывается Никколо ди Бонаккорсо (итал. Niccolò di Buonaccorso). Христос распят между Марией, Иоанном Евангелистом и ангелами; у подножия Святого Кардинального Креста (Сан Бонавентура?)

DSC 0802

 Никколо ди Бонаккорсо (итал. Niccolò di Buonaccorso). Распятие. 1390-1388

Этот витраж был снят с окна ризницы Сант-Агостино в 1863 году и вошёл в Национальную галерею в 1879 году. На нём изображено Распятие с Богородицей и Иоанном Евангелистом. Окно было восстановлено в нескольких местах, поэтому не все стёкла является оригинальным. Самая последняя реставрация была проведена в 1987 году. Оригинальное окно было приписано Джованни ди Бонино на основании сравнения с соответствующей сценой на окне в Орвието, хотя иконография в двух работахо тличается: крест в Орвието имеет форму буквы "Y". Перуджийское окно обычно датируется 1345 годом потому что Джованни ди Бонино был вызванв тот год из Перуджи в Орвието. Однако некоторые учёные считают, что это событие предшествует окну в Орвието.

DSC 0784 1

 Джованни Бонино (итал. Giovanni di Bonino). Распятие Христа и Святые.

Панель была центральной частью полиптиха, других элементов которого не было обнаружено. На золотом фоне – мраморный трон, покрытый дорогой тканью, спускающейся к основанию. На подушечке сидит Богородица, держащая Младенца, который поднял левую руку, а правой рукой ласкает ладонь Матери. Вокруг спинки трона стоят пять ангелов. Драпировка, подушка и одеяние двух главных фигур украшены позолоченными узорами. Изысканность композиции придают нереалистичные кисти рук Богородицы. Мастер Успения Богородицы из Терни работал в южной Умбрии между 1370 и вторым десятилетием пятнадцатого века. Своим именем он обязан монументальной фреске с изображением Успения Богородицы, сохранившейся в церкви Святого Петра в Терни. Из письменных источников известно, что в 1412 году этот художник работал в Сполето. Его звали Франческо ди Антонио (итал. Francesco di Antonio) и он работал вместе с Колой ди Пьетро (итал. Cola di Pietro).

DSC 0792

Мастер Успения Богородицы из Терни (итал. Maestro della Dormitio di Terni). Мадонна с Младенцем на троне и пять ангелов. 1380-1390

Пентихтих происходит из приходской церкви Форсиво ди Норча, где в начале века в церкви были выставлены боковые створки, а центральная панель была незаконно продан в 1920 году торговцу антиквариатом. Восстановленный в 1924 году, пентаптих был переведен в художественную галерею Сполето. В 1942 году государство приобрело произведение в Сельскохозяйственном сообществе Форсиво и в 1951 году постановило передать его в галерею в Перудже. Слева святые Иоанн Креститель и Пётр; в наконечниках – святые Екатерина Александрийская и аббат Антонио. В центре – Богоматерь с младенцем, над ними богославляющий Христос. Справа святые Павел и Аполлинарий; в наконечниках – святой Леонардо и святой мученик.

DSC 0795 1

 Лука Ди Томме (итал. Luca di Tommè). Пентаптих. Мадонна с младенцем и святыми. 1370-1375

DSC 0759

 Выставочный зал

Амброджо Майтани (итал. Ambrogio Maitani) обычно приписывают резьбу полихромных мраморных фигур в люнте над входом во дворец Приори. Они представляют святых Геркулафла, Лаврентия и Констанции, которых в 1316 году признали покровителями Перуджи. Фигуры были сняты для реставрации в 1993 году и перенесены в галерею, а копии разместили в первоначальном месте над порталом.

DSC 0760

 Амброджо Майтани. Святые покровители Перуджи. XIV век.

Этот поврежденный триптих, приписываемый ранней работе сиенского художника Бартоло ди Фреди (итал. Bartolo di Fredi), был впервые задокументирован в 1810 году, когда его перенесли из церкви Св. Симона монастыря кармелитов Перуджи в Академию изящных искусств. Включение пророка Илии предполагает, что работа была заказана для церкви; пророк Илия считался основоположником кармелитов и его представление здесь как святого, носящего кармелитское облачение, последовало за созданием известного полиптиха, который Пьетро Лоренцетти написал для кармелитов Сиены в 1329 году. Триптих в Перудже обычно датируется 1360-ми годами по стилистическим соображениям, хотя, возможно, он был создан после реконструкции церкви в 1377 году. Нет записей о нахождении художника в Перудже, возможно, полиптих был написат в Сиене. Основные панели триптиха изображают Мадонну с Младенцем на троне; апостола, Св. Екатерину Александрийскую и ангела, на коленях слева; Св. Марию Магдалину, Илию и стоящий на коленях ангел справа; На каждой из панелей есть три фронтона, хотя их содержимое на центральной панели потеряно. Другие фронтоны изображают архангела Гавриила в окружении ангелов (слева); и Благовещение Богородицы в окружении ангелов (справа).

DSC 0805

 Бартоло ди Фреди. Триптих. 1365

Три остроконечных панели, украшенные маленькими лепестками со стилизованными цветами, принадлежали расчлененному полиптиху, первоначальное назначение которого неизвестно. Золотой фон украшен чеканкой и гравюрой. На центральной панели изображена фигура Богородицы, сидящая на троне, покрытом красной тканью, на которой видны следы расписанных золотом мотивов; платье усеяно золотыми звездами. Младенец, одетый в простую красную мантию с округлым вырезом, изображён со скрещенными ногами, его взгляд обращён к зрителю, а правой рукой он сжимает грудь матери, из которой скоро будет питаться. Боковые панели носят образы святого Иоанна Богослова с его атрибутами в виде книги и пера (слева) и святой Екатерины Александрийской с короной и мечом в правой руке, богатой одежде, символами благородного происхождения, к которому она принадлежит.

DSC 0812

Мелло из Губбио (итал. Mello da Gubbio). Мадонна с Младенцем, Св. Иоанном Евангелистом и Св. Екатериной Александрийской. 1330-1360

Эти две панели, которые были куплены для коллекции Ханса ван Марле (нидерл. Hans van Marle) в Париже в 1916 году и впоследствии переданы в дар галерее, принадлежат кисти Андреа ди Бартоло ди Фреди (итал. Andrea di Bartolo di Fredi). Панели, на которых изображены святые Дорофея и Антонио Абада, взяты из полиптиха, у которого известны две другие панели: центральная панель Мадонны с Младенцем, которая находится в Художественном музее Принстонского университета, и боковая панель с изображением Св. Савина, которая сейчас находится в Музее Лувра в Париже.

DSC 0826

Андреа ди Бартоло ди Фреди. Панели из полиптиха. 1410

Этот алтарь, подписанный Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo) и датированный надписью, происходил из Сант-Агостино, где он был записан в XIX веке в Капелле Св. Фомы селения Вилланова. Несмотря на подпись, панель обычно считается работой мастерской художника. В верхней части панели изображен Бог-Отец, посылающий Богородице и апостолам ,собравшимся ниже, Святого Духа в виде голубя.

DSC 0824

Таддео ди Бартоло. Пятидесятница (День Святой Троицы). 1403

Это остатки огромного полиптиха, подписанного Таддео ди Бартоло и датированного 1403 годом, который украшал главный алтарь церкви Святого Франциска на Лугу (итал. San Francesco al Prato) в Перудже. В оригинале было гораздо больше фигур, заключенных в грандиозные резные оправы, обогащенные остриями, витыми колоннами, вершинами и другими элементами поздней готики. Образы были написаны как на стороне к хору, так и на стороне к нефу, чтобы позволить верующим и хору монахов созерцать их. Полиптих заменил более ранние панели на главном алтаре и был демонтирован в 1536 году, когда алтарь был перенесли обратно в апсиду и заново освятили. Отдельные панели перенесли в ризницу, а затем – в Академию изящных искусств в 1810 году. В 1812 году панели святых апостолов Петра и Павла были вывезены в Капитолийский музей в Риме, но в 1817 году возвращены в Перуджу. Современная наука показала, что полиптих изначально состоял из семи вертикальных панелей, каждая из которых была написана с обеих сторон, а на каждой стороне имелись образы святых в трёх регистрах. Эти панели были впоследствии разделены на 42 отдельных изображения. Здесь представлены семь панелей из центрального регистра той стороны, которая была обращена к хору. Они изображают Святого Франциска с сияющим нимбом, который несут ангелы, показывая все пять ран его стигматизации и сокрушённые похоти, власть и алчность (на центральной панели); святых Геркулафла, Антония Падуанского и Петра (слева); Павла, Констанция и Людовика Тулузского (справа). Местонахождение двух других панелей с этой стороны полиптиха, известно: панель из центра верхнего регистра, на которой изображен Христос, показывающий свои раны, попала в галерею отдельно от других; небольшая панель в Музее Лувра в Париже, на которой изображено Распятие со святым Франциском у подножия креста, возможно, взята из центральной части пределлы. Размещение этих двух образов, соответственно, над и под центральной панелью Святого Франциска с его ранами, представляет собой одно из самых ранних изображений святого как "alter Christus" (подобный Христу).

DSC 0834

Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo). Панели двухстороннего полиптиха церкви Сан Франческо аль Прато. 1403

Внутренняя пятерка из семи панелей главного регистра той стороны, которая обращена к прихожанам, также выставлена здесь. Они изображают Мадонну с Младенцем и музицирующими ангелами (на центральной панели), святых Иоанна Крестителя и Марию Магдалину (слева), а также святых Екатерину Александрийскую и Иоанна Богослова (справа). Две другие панели с этой стороны также уцелели: образ святой Елизаветы Венгерской, из крайней правой части основного регистра, теперь находится в коллекции Перкинса музея сокровищ базилики Святого Франциска; Благословение Христа из верхнего регистра центральной панелинаходится в Художественной галерее Йельского университета, Нью-Хейвен (Коннектикут). Шесть небольших панно из жизни святого Франциска, составлявшие пределу триптиха, хранятся в Нижнесаксонском Земельном музее города Ганновер, а седьмое – в коллекции Ван Хика, Херенберг, Голландя.

DSC 0829

Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo). Панели двухстороннего полиптиха церкви Сан Франческо аль Прато. 1403

Эта маленькая поврежденная панель написана сиенским мастеро Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo). Художник работал в основном в Тоскане, хотя его деятельность отмечена также в Перудже в 1403 году. Ничего не известно о её истории до поступления в Академию изящных искусств в 1810 году.

DSC 0838

 Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo). Благовещение. 1410

Надпись отмечает, что игуменья Антония ди Франческо Букколи заказала этот полиптих у Доменико ди Бартоло (итал. Domenico di Bartolo) в 1438 году. В 1863 году он был перенесён из хора церкви Святой Юлианы  в галерею. Алтарь выполнен в форме обычного полиптиха, но использование треугольных фронтонов над основными панелями отдает должное формату работы, которую он заменил на главном алтаре: запрестольный образ "Мадонна со святыми" Вигорозо да Сиена (итал. Vigoroso da Siena) 1291. Центральная панель изображает Мадонну с Младенцем с благословенным Христом в фронтоне наверху. Игуменья Антония ди Франческо Букколи представлена стоящей на коленях перед Мадонной и Младенцем. Другие основные панели изображают (слева): Св. Бенедикта со Св. Петром во фронтоне; Св. Иоанна Крестителя с ангелом Благовещения на фронтоне; Св. Юлиану из Никомедии (с крылатым драконом) с Благовещением во фронтоне; и Св. Бернара со св. Павлом во фронтоне. Поразительна иконография святой Юлианы: ее часто изображают ведущей на цепи крылатого демона, но в этом случае цепочка, кажется, прикреплена к её пупку через отверстие в платье. Панели пределлы, которые изображают сцены из жизни Святого Иоанна Крестителя, представляют собой один из самых ранних сохранившихся примеров использования перспективы в живописи в городе.

DSC 0841

  Доменико ди Бартоло (итал. Domenico di Bartolo). Полиптих Святой Юлианы. 1438

Эта панель считают работой флорентийского мастера Мариотто ди Нардо (итал. Mariotto di Nardo), который вполне мог её написать, когда создавал витраж в апсиде церкви Святого Доминика во Флоренции. Тем не менее, первоначальное происхождение этой панели неизвестно. Следуя доминирующему флорентийскому стилю своего времени,Мариотто изображал святых на алтарях и религиозные сцены на плоском, часто золотом фоне.

DSC 0845

 Мариотто ди Нардо ди Чьоне (итал. Mariotto di Nardo di Cione). Мадонна с Младенцем. 1410