default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

В эпоху Возрождения произведения античной скульптуры, в том числе и их фрагменты, были самыми желанными объектами коллекционирования. Их находили случайно во время строительных работ или добывали в результате целенаправленных раскопок, носивших в то время бессистемный и порой грабительский характер. Ими украшали дворцовые сады, их устанавливали на фасадах и в оградах усадеб и вилл. По мере формирования коллекций скульптуры появилась и потребность в их более упорядоченном экспонировании. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещение, в котором оно экспонируется, называли "антикварий". Одним из первых был основан антикварий на Капитолии в Риме. Некогда политический и культовый центр Рима, Капитолийская площадь в средневековую эпоху служила городским рынком. Здесь стояли извлеченные из мавзолея Августа надгробные памятники супруге и одному из сыновей римского военачальника Германика. Имеющиеся в них углубления использовались в качестве эталона меры для зерна и соли. На лестнице, ведущей в Капитолийский дворец, где проводились судебные заседания, возвышалась скульптурная группа, которая изображала льва, терзающего коня. Она служила символом карающей справедливости, ведь здесь часто оглашали смертные приговоры. В 1594 году ученик Микеланджело Руггеро Баскапе добавил лошади голову, ноги и хвост, а льву – задние лапы.

P1250687

К середине XVI в., пополнившись новыми поступлениями, Капитолийский антикварий приобрел огромную известность, а впоследствии перерос в Капитолийский музей, который считается одним из старейших в мире. У входа в музей расположена статуя эпирского царя Пирра в образе бога войны Марса.

P1250954 1

Шедевр античного искусства – статуя Венеры Капитолийской, римской копии с греческого оригинала эпохи эллинизма. Памятник экспонируется в отдельном центрическом в плане зале – Кабинете Венеры, пространственная и художественная оранжировка которого максимально выявляют достоинства этого произведения. Богатое убранство интерьера включает отделку цветными мраморами, лепнину, кессоны сводчатого потолка, облицовку стен. Статуя на высоком постаменте расположена в центре небольшого зала, что даёт возможность для кругового обзора, а значит, и наиболее полного восприятия круглой скульптуры. Фронтальный обзор дополнен эффектом архитектурной рамы: ниша одной из стен Кабинета становится композиционным обрамлением памятника и дополнительно выделяет его в пространстве интерьера.

IMG 0991 1

 

IMG 1012

 

IMG 0990

 

P1250955

В конце Галереи degli Horti, перед посетителями музея открывается новый зал Капитолийских музеев, названный греческим термином "экседра", который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный архитектором Carlo Aymomino, в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Зал торжественно открыли в 2005 году. Фрагменты бронзового колосса императора Константина ( IV в.н.э. ) – голова, часть руки и ноги. Статуя первоначально была в положении стоя и достигала 12 м. высоты. Высота головы 177 см, руки 150 см.

P1250686 1

 

P1250692 0

Античная и средневековая коллекция скульптуры занимает 25 залов, первые из которых – Залы Горациев и Куриациев, где помещены фрески с эпизодами времён первых римских царей. Именно в этом зале был подписан Римский договор 1957 года, заложивший основу для создания Европейского экономического сообщества.

P1250639

Две монументальные статуи пап обращены друг к другу на двух коротких сторонах комнаты: одна изображает Урбана VIII в мраморе; работа Бернини и его учеников (1635-1640), в то время как бронзовая статуя Иннокентия X является работой Альгарди (1646-1650).

P1250647

 

P1250646

Зал капитанов


В комнате проводились заседания Секретного совета и Трибунала Консерваторов. Его современное название связано с наличием скульптур конца XVI века и первых десятилетий XVII века в честь прославленных генералов, отличившихся в боевых действиях. Были повторно использованы древние вооруженные скульптуры, современные скульпторы завершили недостающие части. Фрески на стене работы Томмазо Лаурети конца XVI века. Они относятся к ранней республиканской эпохе и в виде гобеленов иллюстрируют различные эпизоды древней римской доблести. Комната также содержит каменные скрижали и портретные статуи известных людей и начальников Папской Милиции.

P1250649Величественная статуя в честь Карло Барберини, брата папы Урбана VIII (1623-1644).

P1250649 0

Битва при Регильском озере – главное сражение Первой Латинской войны. 

P1250650 1

Фреска, изображающая поединок Горациев и Куриациев

P1250640

Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д’Арпино (итал. Giuseppe Cesari, Cavalier d'Arpino; 1568-1640) – итальянский живописец-маньерист. Обучался под руководством своего отца – Чезаре д’Арпино, а также Р. Мотты и Кр. Ронкалли (Cristoforo Roncalli; 1552-1626). В 13 лет был уже настолько искусен, что расписал фасад одного из римских палаццо и вскоре за тем составил себе известность картинами, исполненными по рисункам Микеланджело. Григорий XIII и девять следовавших за ним пап поручали Чезари более или менее важные работы. Кардинал Альдобрандини, для которого он написал Юдифь (на вилле Альдобрандини, во Фраскати), взял его с собою в Париж, где король Генрих IV сделал его кавалером ордена св. Михаила. Впоследствии, будучи приглашен в Неаполь, Чезари изготовил картоны для стенной росписи ризницы при тамошней церкви св. Януария (хранились в церкви), но интриги живописца Коренцио помешали ему написать по ним фрески. Важнейшими из произведений Чезари считаются фрески на сюжеты древнеримской истории, украшавшие большую залу в палаццо деи Консерватори в Риме. Другие его работы находились в римских церквях Сан-Сильвестро на Монтекавалло, Санта-Прасседе и Санта-Мария-Маджоре и в церкви Сан-Франческо в Перудже. Художник написал очень много картин и слыл в своё время первым среди римских живописцев. Он открыл свою школу, в числе учеников был Гвидо Аббатини. Картины Кавалера д’Арпино имелись на севере Европы, в Луврском музее в Париже, в Мюнхенской пинакотеке, в Дрезденской, Дармштадтской и некоторых других галереях и в Императорском Эрмитаже ("Св. Клара при осаде города Ассизи".

P1250642

Зал капитанов, входящий в число парадных залов Палаццо деи Консерватори. В центре статуя Марко Антонио Колонна (1535-1584), который командовал папским флотом в битве при Лепанто против турок (1571). 

P1250651

Зал триумфов (Зал торжеств)


Фрески, которые проходят вдоль верхней части стен, созданы Микеле Альберти и Якопо Роккетти в 1569 году. Они изображают триумф Луция Эмилия Павла над королем Македонии Персеем. Кессонный деревянный потолок остался единственным среди созданных во дворце Фламинио Болонье. В этом зале также установлены большие бронзовые скульптуры Капитолийского Брута, Спинарио и Камилла.

P1250655

 

P1250657

 

P1250652

Символ Рима – знаменитая бронзовая статуя волчицы (VI-V вв. до н.э.). Предполагается, что статуя может быть работой этрусского скульптора из Вей Вулка. Волчица изображена кормящей близнецов Ромула и Рема. Фигурки малышей не сохранились; су­ществующие ныне – работы Поллайоло – были добавлены в XV в.

P1250663

Зал гусей


Изобразительные украшения комнаты восходят к середине XVI века времен понтификата Папы Павла III. Фриз состоит из небольших панелей с игривые сцены на фоне реальных или воображаемых ландшафтов, чередующихся с военными трофеями и цветочными и фруктовыми триумфами. Два бронзовые гуся XVIII в. дали комнате свое название. В комнате стоят бронзовая ваза в виде бюста Исиды и голова Медузы работы Бернини.

Меж двух гусей стоит бюст Микеланджело.

P1250664

Зал орлов


Прекрасные деревянные потолки с нарисованными пейзажами чередуются с резными золочеными розетками. Фриз ниже того же периода, что и в зале гусей, имеет ряд панелей, отображающих вид на Рим. Овальные медальоны показывают некоторые эпизоды из истории республиканского Рима. Небольшие бронзовая и мраморная статуи, украшенные символами плодородия и головами животных, являются копиями греческих статуй из храма Артемиды в Эфесе. Два мраморных орла дали комнате свое название.

P1250667

На втором этаже расположены три зала Кастеллани (Castellani). Хранящиеся в них кспонаты были подарены музею известным ювелиром и коллекционером А.Кастеллани в 1867 году, работавшим тогда директором Капитолийских музеев. Он принимал активное участие в культурной жизни города и пополнял музейные коллекции на собственные средства.

P1250670

В залах Кастеллани насчитывают около 700 экспонатов, найденные В многочисленных некрополях древней Этрурии, Лацио и Великой Греции (VIII/IV вв.до н.э.). В витринах первых двух залах хранится керамика, сделанная из серо-чёрной глины с импасто, и керамика буккеро – характерный этрусский вид.

P1250673

В третьем зале находится Тенза Капитолина (Tensa Capitolina) – парадная колесница покрытая бронзовой отделкой, на которой изображены сцены из жизни Ахилла.

P1250675

Бронзовый конь – классическая греческая скульптура, найденная в 1849 году в котловане, вырытом по переулку Пальм (сегодня переулок Атлета) на правом берегу Тибра в квартал Рима Трастевере (итал. Trastevere), восстановленная и выставленная в Капитолийских Музеях в 2007 году. Скульптура представлена бегущим голопом конём. Передняя правая нога вытянута вперёд, другая приподнята; ноздри расширены, уши находятся в асимметричном положении. На спине имеется брешь, которую заполнял сидящий в седле всадник, держащий за возжи коня. Фигура всадника была, вероятно, заменена в середине I века до н.э. другой и этой второй фигуре могла принадлежать бронзовая нога, найденная вместе с конём. Находка считалась греческим оригиналом, была датирована V или IV век до н.э. , её приписывали афинскому скульптору Фидию, чье присутствие в Риме известно по группе диоскуров (итал. Dioscuri – отроки Зевса) у храма Юпитера. Профессор Филиппо Коарели (итал. Filippo Coarelli) считал скульптуру частью композиции "Турма Александра" оригинальной работы греческого мастера Лисиппа (ок. 370-300), который изобразил Александра Великого и двадцать пять всадников (баронов, управлявших гористыми областями Македонии), погибших в битве при Гранике в 334 до н.э. Скульптурная группа была создана для одного из храмов города Дион в Македонии. В Рим её перенёс военачальник и политический деятель Квинтус Сикилиус Метеллус Македоникус после завоевания Македонии в 146 году до н.э. Итальянский архитектор и археолог Луиджи Канина (итал. Luigi Canina) также предположил, что конь был размещён в портике Метелло (лат. Porticus Metello), ставшим потом портиком Октавии (лат. Porticus Octaviae).

P1250676

В залах Horti Lamiani хранятся экспонаты, найденные в усадьбе римского консула Луция Элия Ламия. Сады консула эпохи Тиберия, находились на Эсквилинском холме Рима (теперь – площадь Витторио Эммануэле). При раскопках усадьбы в 1875 году, археолог Р. Ланчани, нашел подземный туннель длинной 80 метров, пол которого был покрыт мозаикой из качественного минерала – кальцитовый алебастр. Только часть пола сохранилась по сей день.

P1250702

 

P1250680

Статуя Афродиты, выходящей из воды. Также известна как Венера Эсквилинская (I в. н.э.).

P1250678

 По другим данным – идеализированный портрет Клеопатры VII из Египта. 

P1250682

 

P1250715

Бюст императора Коммода в образе Геракла в шкуре льва и с золотыми яблоками Гесперид. В последние годы правления император стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом, сыном Аврелия, а Геркулесом, сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь – геркулесом, октябрь – непобедимым, ноябрь – преодолевающим, декабрь – амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые нелепые просьбы императора.

P1250691

 

P1250704

 

Галерея degli Horti - это коридор, который связывает между собой все предыдущие залы с экспонатами, найденные в разные усадьбы. В коридоре среди многочисленных шедевров времен античности можно увидеть: две большие мраморные вазы ( I в.н.э.), на одной изображен брак между Парисом и Еленой, 

P1250693

 на второй вазе изображен ритуал посвящения в культ Диониса.

P1250701

Мраморный римский саркофаг, найденный в Виковаро, увенчан скульптурами супружеской пары. Передняя стенка украшенный барельефами со сценой Калидонской охоты, на которой этолийский герой Мелеагр, сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи, убивает копьём чудовищного вепря, погубившего урожай, выворачивавшего с корнем деревья, убивавшего скот и людей. Резная усыпальница свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

P1250694

Статуя сатира Марсия. Копия с греческого оригинала. II в. н.э. 

P1250697

Мозаика с изображением Ореста и Ифигении. История Ореста была весьма популярна в "античности". Ее рассказывали такие известные авторы, как Гомер, Еврипид, Эсхил, Аполлодор, Гигин, Софокл, Павсаний, Сервий.

P1250699

 

P1250707

Борющийся Геракл. Копия с греческого оригинала. 

P1250708

 

P1250709

 

P1250710

 

P1250711

Статуя Геркулеса (позолоченная бронза, II век до н.э.) 

P1250712