Окружённый Альпами с западной и северной стороны, Турин хранит мягкий средиземноморский климат, радуя глаз горожан белыми вершинами гор, блестящими под лучами утреннего солнца, крупными гроздьями винограда, сочными апельсинами и мандаринами, нежной зеленью оливок. Центральная площадь города Пьяцца Кастелло – это площадь с театром без фасада (Regio), фасадом дворца (Madama) без соответствующего дворца и церковью Св. Лаврентия без фасада. Фасад базилики Святого Лаврентия (Chiesa di San Lorenzo) мало чем отличается от расположенных рядом домов. О том, что это храм, указывает лишь купол наверху здания и некоторые детали на стенах. Но внутри скрывается необыкновенная красота: по убранству это один из самых богатых храмов Турина. Раньше здесь была королевская часовня савойских правителей, а также некоторое время хранили Туринскую плащаницу, когда доставили из Франции.

DSC01148 1

Пьяцца Кастелло. Вид на церковь Св. Лаврентия.

Расположен храм на углу Piazza Castello и Королевской площади, а точнее – на Via Palazzo di Citta’, 4. Скромный фасад церкви придали неслучайно: савойские правители, которые заказали построить базилику в XVII ст. считали, что ничто не должно отвлекать взгляда от расположенных рядом Королевского дворца и Palazzo Madama. Но изнутри базилику украсили по-королевски.

DSC01212

Кафедральный собор Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista, Duomo di Torino) находится в центре Турина, недалеко от Палаццо Мадама и Королевского дворца. В середине 1-го тысячелетия нашей эры здесь уже возвышался храмовый комплекс из трех церквей, построенных в честь раннехристианских святых. Одна из них также носила имя Иоанна Крестителя, который является покровителем города. На месте возведения собора в то время уже была колокольня, к которой и пристроили остальные храмовые здания. Работы начались в 1491 году и завершились в 1498 году. Руководил строительством известный в свое время скульптор и архитектор Бартоломео ди Франческо по прозванию Мео дель Каприна. Фасад здания был целиком выполнен из белого каррарского мрамора и разделен на три портала, в каждый из которых вели деревянные двери, украшенные искусной резьбой Базилика святого Иоанна Крестителя представляет собой  единственный сохранившийся в Турине образец архитектуры Ренессанса. 

DSC00108 0

В базилике Святого Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni) находится одна из самых значительных святынь христианства – Туринская плащаница (indone di Torino). В неё, по одной из теорий, завернули тело Христа после смерти на Голгофе. Хранят реликвию в огнеупорном контейнере, внутри которого поддерживается специальная температура. Увидеть святыню туристы могут раз в 25 лет (в последний раз она выставлялась в 2010 г.) на протяжении сорока дней. Все остальное время взглядам паломников и любопытствующих представлена копия плащаницы. 

DSC00187 0

Расположен Duomo di San Giovanni на Piazza San Giovanni, сразу за Королевским дворцом. Построили его в конце XV в. по приказу кардинала Доменико делла Ровере (Domenico della Rovere). Фасад сделали из белого каррарского мрамора, по бокам разместили капеллы. Через две сотни лет к храму пристроили Часовню Святой Плащаницы. В конце XX ст. она сильно пострадала от огня, и сейчас здесь ведутся реставрационные работы (плащаница не пострадала).

DSC08887

Центральным зданием площади является Дворец Мадама (Palazzo Madama e Casaforte degli Acaja). Его история начинается в XIII ст., когда на месте старых городских ворот возвели крепость. Спустя сто лет форт расширили, придали прямоугольную форму, обустроили внутренний двор. Появились четыре угловые башни и крытая галерея. До конца XV ст. замок принадлежал роду Acaja (младшая ветвь Савойской династии). Когда род Акайо прекратил свое существование, представители Савойской династии использовали достопримечательность в качестве гостевого дома. Например, тут останавливался король Франции Карл VIII (Carlo VIII) во время похода против Неаполитанского королевства (regno di Napoli). Также в замке устраивали торжественные мероприятия, в ходе которых выставляли на обозрение Туринскую плащаницу. Названию замок обязан двум именитым обитательницам, которые жили здесь в свое время. Вначале XVII в. тут поселилась Мария Кристина Бурбон Французская (Maria Cristina di Borbone-Francia), по приказу которой замок реконструировали. Спустя шестьдесят лет здесь поселилась Мария Жанна Савойя-Немур (Maria Giovanna Battista di Savoia-Nemours), еще одна влиятельная женщина Турина. В XVII ст. некоторые части форта были разобраны или скрыты, в том числе, старый подъемный мост. В наши дни замок выглядит необычно. С одной стороны перед ним стоит памятник, разбиты фонтаны, установлены скамейки. Также есть колоны, балюстрада со статуями и вазонами.

DSC01137 1

Обратная сторона дворца Мадама

С другой стороны дворца напоминают об изначальном предназначении замка две круглые темно-коричневые башни по бокам здания, вверху которых видны бойницы. По всей высоте башен и фасада видны небольшие отверстия, где гнездятся ласточки (горожане так и прозвали дом – "приют ласточек"). После того как замок перешел к городу, здесь размещались астрономическая обсерватория, художественная галерея. В разное время дом являлся резиденцией правительства, суда, парламента. Сейчас тут – музей античного искусства.

DSC01154 1

Фасад дворца Мадама

С северо-западной стороны площадь ограничивает фундаментальное здание, в котором размещается префектура Турина.

DSC01147

Префектура Турина

Королевский дворец (Palazzo Reale) находится, как ему и положено, на Королевской площади (Piazzetta Reale). От площади Кастелло её отделяют решетчатая стена и два бронзовых всадника, пройдя между которыми, путник оказывается перед дворцом. На протяжении двухсот лет эта достопримечательность являлась главной резиденцией Савойской династии (Casa Savoia).

DSC01150

Королевский дворец

Современное здание построили во второй половине в конце XVI ст. на месте Епископского дворца и Старого замка. Первой его хозяйкой была Мария Кристина Бурбон Французская (Maria Cristina di Borbone-Francia). Когда столицу объединенной Италии в 1865 г. перенесли из Турина во Флоренцию (Firenze), затем – в Рим, замок утратил свой значение, и короли навещали его лишь изредка. В архитектуре Palazzo Reale мастерам удалось удачно сочетать три разных стиля – рококо, барокко и неоклассику. Длина фасада дворца – 170 метров, с его правой и левой стороны – два более высоких павильона. В одном из них хранится Королевская библиотека (Biblioteca Reale di Torino). Здесь собраны старинные рукописи и даже есть автопортрет Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Перед центральным входом замка установлены статуи героев греческих мифов Поллукса и Кастора. За дворцом раскинуты Королевские сады (Giardini Reali). Их украшают фонтаны и скульптуры. 

DSC00304 1

Если снаружи фасад оформлен строго, внутри – роскошные помещения. Здесь картины, антиквариат, гобелены, драгоценности, в нишах просторного холла – статуи представителей Савойской династии. Всюду – ослепительное золото и лепнина. Привлекают внимание парадная лестница Scala delle Forbici, Тронный зал, Синий Зал для аудиенций, личные покои королей. Всего для посетителей открыто около тридцати помещений.

DSC00307

Королевская оружейная палата (L’Armeria Reale) обладает одной из наиболее богатых коллекций старинного оружия и доспехов. Размещается арсенал на площади Кастелло между префектурой и находящимся на соседней площади Королевским дворцом (является его частью, поэтому билет для посещения замка предусматривает визит в Оружейную палату).

DSC08938 1

Идея создать арсенал появилась у короля Сардинии Карло Альберто (Carlo Alberto di Savoia), – и в 1837 году состоялось открытие. Среди экспонатов музея не только доспехи и оружие средневековых рыцарей и более поздних времен, но и средства для защиты и нападения, что использовали люди каменного века. Здесь хранится оружие, которое принадлежало королям Савойи. Среди них реликвия королевского дома – меч San Maurizio. Интересны будут медали, монеты, печати и драгоценные предметы из коллекции Карло Альберта Савойского. Разместили их в специальном зале, разработав предварительно мебель в неогреческом стиле.

DSC00357

В трехстах метрах от Королевского дворца находится Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano). Возводить достопримечательность начали в конце XVII ст. Проект разработал Гварино Гварини (Guarino Guarini) для одной из ветвей Савойской династии, семьи Кариньяно (Carignano). Конструкция замка считается одним из самых смелых решений эпохи барокко. Наглядный пример этому – изогнутой формы парадная лестница и двойной купол над главным залом. Покои замка украшают фрески Стефано Леньяни (Stefano Maria Legnani). Дом имеет два фасада. Более старый выполнен из красного кирпича. Для него характерна волнистая форма, и выходит он на Piazza Carignano. Под окнами первого этажа можно увидеть фриз с изображением ирокезов. Его сделали в знак победы местного полка над этим племенем. Другой, более традиционный, выходит на Piazza Carlo Alberto. Он появился значительно позже, когда заседавший здесь парламент объединенной Италии решил, что дворец надо расширить. Это и было сделано в 60-х гг. XIX ст. В этом доме в 1820 г. появился на свет первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II (Vittorio Emanuele II). Сейчас тут размещен Национальный музей Рисорджименто (так называют национально-освободительную борьбу за освобождение Италии).

DSC01130

Скульптура, посвященная государственному деятелю и философу Винченцо Джоберти (1801-1852), была создана между 1857 и 1859 годами Джованни Альбертони (1806-1887). Работа была размещена в 1859 году на площади Кариньяно, рядом с которой находится первый парламент Королевства Италия.

DSC01120

Джованни Альбертони, Памятник Винченцо Джоберти, 1859.

На Piazza San Carlo возвышаются церкви-близнецы (Le Chiese Gemelle), сделанные в стиле барокко. Отделены они друг от друга узкой улицей. Если стоять к ним лицом, слева будет храм Святой Кристины (Chiesa di Santa Cristina).  В центре площади Сан Карло находится бронзовый всадник - это герцог Эмануэле Филиберто, который перенес в 1653 году столицу Пьемонтского княжества из французского Шамбери в Турин.

DSC00674

В 1640 году Мария её приказала построить Кристина Французская в память об умершем старшем сыне. Но через год архитектор умер, поэтому строительство затянулось: фасад появился спустя семьдесят лет.
Справа находится церковь Сан-Карло Борромео (Chiesa di San Carlo Borromeo). Назвали её в честь святого, который пришел в город помолиться Святой Плащанице. Её возвели раньше, по приказу Карла Эммануила I Великого (Carlo Emanuele I di Savoi) в 1619 году. Современный вид фасад приобрел в девятнадцатом веке.

DSC00675 1

Расположенная в саду Ламармора, на углу между улицами Виа Бертола и Виа Стампатори, возвышается массивная каменная структура квадратной формы. Во фронтальной части бронзовый рельеф представляет собой группу берсальеров, которая компактно движется к штурму, оживляясь и руководствуясь крылатой аллегорией победоносной родины. Из жесткой каменной конструкции высовываются тела солдат, которые, мрачные и вырытые, созерцают и почти перелезают через полностью обнаженного умирающего товарища. 

DSC00659

Первые известия о памятнике к 100-летию со дня рождения Берсальери относятся к 1936 году, когда отмечалось 100-летие основания элитных частей итальянской армии. Идея почтить память погибших военнослужащих возникла из желания соратников вспомнить погибших воинов.

DSC00657

 Источник питьевой воды в саду Ламармора

Напротив сада Ламармора расположен дворец  "Палаццо делла Люс", который полностью выражает поздний эклектичный стиль начала двадцатого века, сочетает в себе цветочные стили и монументальную строгость. Туринцы его называют "маленькая мадама" за фасад, навеянный фасадом Палаццо Мадама.

DSC00658

Фасад Палаццо делла Люс

Средневековые стены и ворота в Турине почти не сохранились. Избежать этой участи смогли только Дворцовые ворота (известны под названием Porte Palatine) на Piazza Cesare Augusto. Они появились еще в I в. н. э., и являлись главными воротами города (Porta Principalis).

DSC08871От римских времен сохранилась лишь стена, по краям которой находятся две многоугольные башни. Их строительство относится уже к XIII-XIV вв. Внизу стены – четыре сквозные арки: через центральные проезжали телеги, через крайние проходили люди. Вверху стены сейчас окна, раньше размещались крытые балконы, где находились дозорные. В XVIII в. Porte Palatine, как и другие стены города, предполагалось снести. Но архитектор Антонио Бертола (Antonio Bertola) убедил власти изменить решение. В начале XX века рядом с Палантийскими воротами установили псевдоримские статуи, выполненные из бронзы, благодаря чему развалины выглядят более живописно.

DSC08876

Фонтан Фрежюс (La Fontana del Frejus) в центре площади Статуто посвящен прокладке 13-километрового тоннеля Фрежюс (Мон-Сенисского тоннеля) – первого железнодорожного тоннеля через Альпы, соединившего Италию и Францию и открывшегося в 1871 году. Фонтан создан по замыслу графа Марчелло Паниссера ди Вельо (Marcello Panissera di Veglio), политика, сенатора и президента Академии изящных искусств Альбертина. Эскиз выполнил итальянский скульптор Луиджи Белли (Luigi Belli), а статую крылатого Гения спроектировал Одоардо Табакки (Odoardo Tabacchi). Монумент был торжественно открыт в 1879 году.

DSC00565Фонтан представляет собой пирамидальное сооружение из огромных глыб, полученных в процессе прокладки туннеля. Каменное нагромождение увенчано скульптурой ангела – крылатого Гения, под которой распростерты светлые мраморные фигуры поверженных Титанов. Композиция задумывалась как аллегория триумфа разума над дикими силами природы, в позитивистском духе эпохи. В руке у ангела на вершине фонтана – перо (символ науки), которым он начертал на каменной плите имена трех главных инженеров, руководивших строительством: это были Соммейе (Sommeiller), Граттони (Grattoni) и Грандис (Grandis) (между прочим, именно Жермен Соммейе разработал и запатентовал ранний вариант отбойного молотка – специальный пневматический аппарат для дробления горных пород, который использовался при прокладке Мон-Сенисского туннеля).

DSC00571

В народном сознании фонтан воспринимается как памятник страданиям горнорабочих, трудившихся на прокладке Мон-Сенисского туннеля. Поэтому фонтан Фрежюс еще называют мемориалом павшим – всем погибшим на строительстве туннеля (по-итальянски Monumento al Traforo del Frejus/Fontana ai Caduti/Monumento ai caduti del Frejus). Говорят, что под фонтаном находится дверь, ведущая в Ад (в действительности это, вероятно, тот самый вход в канализационную систему). При строительстве тоннеля Фрежюс погибло в общей сложности 48 человек, так что в целом понятно, почему фонтан, в духе всей остальной площади, ассоциируют с темой подземного царства. В облике изящного ангела на вершине пирамиды люди усматривают никакого не Гения науки, а самого настоящего Люцифера, падшего ангела (обратите внимание на горящую у него во лбу пятиконечную звезду – Люцифер в Библии сравнивается с утренней звездой). Иногда туринский мемориал сравнивают с фонтаном "Падший ангел" (Fuente del Ángel Caído) в Мадриде (мадридский вариант – единственный мире памятник, который недвусмысленно посвящен Люциферу). В фигурах поверженных Титанов иногда видят изображение душ грешников. Каковы бы ни были мистические интерпретации, официально данный монумент посвящен всем тем, кто участвовал в очень сложной и опасной работе по прокладке Мон-Сенисского туннеля: как простым рабочим, так и инженерам.

DSC00569

В центре площади находится вход в "таинственный подземный мир" – водосток, ведущий в один из главных узлов городской системы канализации. А в нескольких сотнях метров от площади некогда стоял Domus Morozzo – дом Мороццо, где жил самый знаменитый предсказатель в истории, Нострадамус. Все эти факты способствовали распространению легенд, в которых пьяццо Статуто предстает сгустком черной магии или даже одним из трех "алхимических гротов", якобы существующих на территории Турина. Но главное, чем знаменита площадь Статуто и что дополнительно придает ей мистическую ауру, – это фонтан Фрежюс, под которым якобы находятся Врата ада.

DSC00593

Улица Гарибальди (Via Garibaldi) была спроектирована в 1550-х годах для размещения магазинов, ресторанов, баров и бутиков. Это живописная улица, построенная в стиле ренессанс, наполненная впечатляющими зданиями, покрытыми красивыми фресками. На одном конце находится площадь Пьяцца Кастелло с дворцом Мадама, музеем древнего искусства, с которого открывается прекрасный вид на Турин. На другом конце находится статуя Piazza Statuto, где установлен памятник проходчикам туннеля Фрежюса, построенный из камней, добытых в туннеле, соединяющем Францию и Италию. Будучи длиной 1.250 метров, она является также одной из самых длинных пешеходных улиц в Европе.

DSC00511 1